Напоминание

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда.


Автор: Эккерт Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУШИ г. Поронайска
Населённый пункт: город Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда.
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное

казённое общеобразовательное

учреждение

школа-

интернат города Поронайска

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда.

Автор опыта:

Эккерт Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

ГКОУШИ г. Поронайска

г. Поронайск 2020

Тема опыта:

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда.

Условия возникновения и становления опыта:

Педагогический опыт

«

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда» реализуется в

образовательных условиях ГКОУШИ г. Поронайска.

Диапазон опыта

. Диапазон опыта работы охватывает систему уроков ручного труда

обучающихся 1-4 классов в ГКОУШИ г. Поронайска.

Актуальность

Проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта

является актуальной. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук

является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических

процессов, речи. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой

и

эмоциональной

сфер

психики.

У

младших

школьников

с

нарушением

интеллекта

уровень

развития

мелкой

моторики

обусловливает

возможности

познавательной

деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Решение проблемы у

обучающихся

с

нарушением

интеллекта

наиболее

успешно

осуществляется

в

разных

видах деятельности, среди которых особое место занимает трудовая деятельность.

Коррекционная работа в данном направлении проводится на каждом уроке

(физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры с предметами, игрушками, соблюдение

режима).

Противоречия

Между

стремлением

педагога

к

организации

непрерывного,

последовательного

процесса развития мелкой моторики рук и детьми, поступающими в 1-й класс, которые

пришли в школу не подготовлены к школьному обучению.

Теоретическое обоснование

Л.В.

Занков,

А.Р.

Лурия,

М.С.

Певзнер,

Г.Е.

Сухарева

и

другие

специалисты

считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных

симптомов

умственной

отсталости.

Авторы

отмечают,

что

движения

пальцев

рук

у

умственно

отсталых

школьников

неуклюжи,

некоординированы,

их

точность

и

темп

нарушены. У школьников отмечается наличие лишних движений, повышенная резкость,

неумение

рационально

распределять

усилия,

сложность

в

установлении

нужной

амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом

в

недоразвитии

тонко

дифференцированных

регулирующих

движений

пальцев

рук.

Двигательные

нарушения

у

школьников

с

нарушением

интеллекта

обусловлены

поражением высшего уровня регуляции движений. Проблемой развития мелкой моторики

у детей с нарушением интеллекта занимались И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.С.

Выготский,

Т.Н.

Головина,

Е.И.

Игнатьев,

М.М.

Кольцова,

Т.С.

Комарова

и

другие

специалисты.

Они

отмечают,

что

движения

составляют

основу

формирования

представлений

о

форме,

величине,

пространстве.

А.В.

Запорожец

подчеркивает,

что

ознакомление

с

формой,

величиной

невозможно

без

движения

руки.

Отклонения

в

развитии моторной сферы детей создают определенные трудности в речевой деятельности,

неблагоприятно

влияют

на

владение

навыками

рисования,

лепки,

аппликации.

О.П.

Гаврилушкина, Т.М. Головина, Т.С. Комарова и другие специалисты отмечают, что слабое

развитие моторики у детей данной категории проявляется во всех видах деятельности

ребенка – в изобразительной, трудовой, игровой. Р.Д. Бабенкова, И.И. Заманская, М.М.

Кольцова,

Т.С.

Комарова

и

другие

отмечают,

что

систематические

упражнения

по

тренировке

пальцев

рук

оказывают

стимулирующее

влияние

на

развитие

речи,

познавательных

процессов

ребенка

и

является

важным

средством

повышения

работоспособности коры головного мозга.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития младших школьников,

единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через

нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация,

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой

моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся

точные

координированные

движения,

чтобы

писать,

одеваться,

а

также

выполнять

различные бытовые и прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей

прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие

движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при

этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано,

что

движения

пальцев

рук

стимулируют

развитие

центральной

нервной

системы

и

ускоряют развитие речи ребенка.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика

– речь – восприятие.

Подтверждение

данного

тезиса

мы

можем

найти

в

работах

ученых-психологов

(Виноградова А. Д., Выготский Л. С., Занков Л. В., С. Я Рубинштейн).

Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте

развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это

и мышление, и память, и внимание.

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие

– высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-

ладушки»,

«Сорока

белобока»

и

другие

пальчиковые

игры.

Педагог

Василий

Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный

немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного

мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и

педагог, автор, ставшей всемирно известной методики, Мария Монтессори.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику

ребенок

учится

следить

за

собой

и

своими

вещами,

учится

правильно

застегивать

пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и

с формированием самостоятельности ребенка, а следовательно развитием мелкомоторных

функций, координации движений, концентрации внимания, умением довести выбранную

работу

до

конца,

получить

удовольствие

от

сделанного,

что

очень

важно

и

для

формирования личности человека в целом.

Проблемой

изучения

мелкой

моторики

рук

детей

с

нарушением

интеллекта

занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, , И. П. Павлов, Э. В. Сеген, Г.

Е. Сухарева и другие исследователи. Некоторые из них (М. М Кольцова, Н. И. Озерцкий)

отмечают,

что

нарушение

интеллекта

у

ребенка

сочетается

с

аномальным

развитием

двигательной

сферы,

становление

которой

неотделимо

от

познания

мира,

овладению

речью, трудовыми навыками, развитию творческих способностей. Одной из основных

причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных

умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно

сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии

познавательной,

трудовой

и

творческой

деятельности,

последующей

адаптацией

в

обществе.

Процесс обучения требует у обучающихся умение произвольно организовать свою

деятельность,

определённую

сформированность

основных

мыслительных

операций

и

достаточный уровень развития мелкой моторики рук.

Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными

нарушениями, отмечают такие авторы как С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л.

В. Цветкова и др. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно

управлять

своими

движениями.

У

них

наблюдаются

трудности

в

воспроизведении

движений

по

образцу,

нарушение

темпа

выполнения

и

воспроизведения,

плохая

дифференциация

движений

по

времени

и

амплитуде.

Кроме

того,

отмечаются

пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут

довести начатое до конца.

У детей с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки

в развитии мелкой моторики. Так Е. А. Стребелева пишет, что аномальное развитие

высшей нервной деятельности ребёнка объясняет и позднее развитие моторики детей.

Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребёнка и его неуспеваемости,

является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц

кисти

руки,

что

особенно

ярко

прослеживается

у

детей

с

умственной

отсталостью,

затрудняет

процесс

овладения

двигательными

умениями

и

навыками,

оказывает

негативное

влияние

на

сенсорное

развитие

и

формирование

опорно-двигательного

аппарата ребёнка.

Для

таких

детей

характерна

неуверенность

в

движениях,

вялость,

они

плохо

включаются в любую деятельность, теряют направление и т. п. Дети своевременно не

овладевают предметными действиями, в раннем возрасте у них есть лишь манипуляции –

хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции (Н.П. Вайзман, Л.А. Метиева,

М.С. Певзнер и др.).

У

детей

с

умственной

отсталостью

долго

не

выделяется

ведущая

рука,

нет

согласованности в действиях обеих рук. У многих умственно отсталых обучающихся с

большим

трудом

формируется

техника

письма,

что

вызывается

моторной

недостаточностью

или

нарушениями

пространственного

представления.

Для

детей

характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечёткость проведения

линий

(волнистой,

прямой,

ломаной),

смещение

центра

листа

в

сторону.

Нарушение

моторики руки мешает движению точности, силы и координированности.

У

обучающихся

с

нарушением

интеллекта

проявляются

недоразвития

мелкой

моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из

наблюдений Г. И. Жаренкова видно, что школьников затрудняет удержание шаблона в

процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет своё исходное

положение,

часто

не

проходит

точное

совпадение

следа

и

сгиба

бумаги

с

линиями

разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на

бумагу.

Большие трудности обнаруживаются у обучающихся с работой ножницами. Они не

знают и не придерживаются основных правил этой работы (у большинства наблюдается

неправильная хватка ножниц), не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям

разметки,

закрывают

лезвие

ножниц

в

процессе

резания,

не

соблюдая

правила

безопасности работы.

По

данным

исследованиям

И.

В.

Грошенкова

нарушение

моторики

у

умственно

отсталых обучающихся при выполнении работы требует от ребёнка ловких действий, и

если вначале неточным движением руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии,

в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы

становятся гибкими. Всё это способствует развитию руки для письма.

Пинский Б. И. отмечает, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью

трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают в ускоренном

темпе, что приводит к снижению её качества, к закреплению неправильных движений;

другие и после длительной тренировки работают медленно. В исследованиях педагогов

было отмечено, что многие обучающиеся не могут выполнять такие движения, которые

сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией.

Как считает С. Д. Забрамная, при поступлении в специальное учебное заведение

школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы

вялы,

не

удерживают

мелких

предметов,

они

не

могут

осуществлять

соотносящих,

сопоставительных движений.

Таким образом, особенности развития мелкой моторики у обучающихся с нарушением

интеллекта заключаются в том, что у данных школьников хуже развита кинестическая

чувствительность.

Вследствие

чего

двигательная

недостаточность

возрастает

при

выполнении сложных заданий, где требуется управление движениями, чёткое дозирование

мышечных

усилий,

точность

движений,

перекрёстная

координация

движений,

пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование

движений.

В

специальной

литературе

отмечается,

что

одна

из

наиболее

распространённых

причин трудностей овладения моторными навыками обучающихся младшего школьного

возраста

нарушение

интеллектуального

развития.

Развитие

мелкой

моторики

осуществляется

в

тесной

связи

с

функционированием

всей

психики,

с

различными

психическими

процессами.

Это

отмечается

в

исследованиях

Т.

В.

Власовой,

В.

И.

Лубовского, В. Г. Петрова и других

.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Развитие

мелкой

моторики

на

уроках

ручного

труда

будет

эффективным,

если

соблюдать следующие условия.

-Подобрать систему упражнений, которые активизируют все психические процессы.

-Учитывать индивидуальные особенности детей.

-Работу по развитию мелкой моторики у обучающихся надо проводить

систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.

Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, очень много:

1. Использование развивающих игрушек.

2. Пальчиковая гимнастика

3. Массаж и самомассаж.

4. Упражнения с различными предметами

5. Прищепкотерапия.

6. Шнуровка.

7. Физкультминутки.

При этом происходит:

- развитие мозга ребенка;

- стимулирование развития речи;

- развитие творческих способностей;

- развитие фантазии;

- расслабление мышц рук и всего тела;

- улучшение произношения звуков.

Основополагающие принципы опыта:

-принцип научности

-принцип индивидуального подхода

-принцип доступность

-принцип системности

-принцип сознательности и активности в обучении

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель:

Формирование моторной компенсации у обучающихся с интеллектуальными

нарушениями.

Задачи:

- использовать различные способы, направленные на развитие мелкой моторики рук;

-развивать

мелкую

моторику

при

использовании

специальных

упражнений

и

физкульминуток;

- осуществлять контроль и коррекцию на уроках ручного труда.

Организация учебно-воспитательного процесса

Предмет

«Ручной

труд»

важен

для

гармоничного

развития

всех

способностей

обучающегося, его эмоционально-волевой сферы, интеллекта. Кроме того ручной труд —

мощное средство для развития мелкой моторики рук.

Уроки труда имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Они

способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению

кругозора, но и умственному развитию. Занятия различными видами изобразительной

деятельности

на

уроках

труда

активизируют

сенсорное

развитие

ребенка,

пространственное

восприятие,

положительно

воздействуют

на

формирование

речи,

способствуют совершенствованию коммуникативных навыков, а также развивает мелкую

моторику рук.

Начиная рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой

проблемой - воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, глину. В одних случаях

ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка,

обрывание бумаги), в других - с помощью предметов-орудий (карандаша, кисти, ножниц).

Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как

с

инструментом,

так

и

с

материалом.

Формирование

изобразительных

движений

в

процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно

держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять

движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм.

Овладение

техникой

изобразительной

деятельности,

необходимой

для

создания

изображения,

связано

с

сенсомоторным

развитием

ребенка.

Производя

то

или

иное

движение

в

рисовании,

лепке

или

аппликации,

ребенок

испытывает

мышечно-

двигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и

разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу

давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное

восприятие.

Особенности развития детей с нарушениями интеллекта требуют тщательного и

продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях по труду.

Обычно урок строится таким образом:

1. Организационный момент.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Сообщение темы, вступительная беседа, рассказ, объяснение

4. Демонстрация объекта, объяснение последовательности работы.

5. Самостоятельная практическая деятельность.

6. Подведение итогов занятия.

На уроках труда у детей с интеллектуальными нарушениями происходит постепенное

совершенствование

тонкой

моторики

рук.

Процесс

ручного

труда

требует

от

ребенка

определенного

уровня

сформированности

таких

компонентов

ручной

умелости,

как

технические

навыки,

освоение

формообразующих

движений

и

регуляции

рисовальных

движений

по

скорости,

размаху,

силе.

Раннее

развитие

этих

способностей

обеспечивает

успешное

освоение

творческой

деятельности

на

уроках

труда,

способствует

повышению

интереса к этой деятельности и создает благоприятные условия для всестороннего развития

личности ребенка.

Что же способствует эффективному развитию мелкой моторики на уроках ручного

труда

в

начальной

школе?

Прежде

всего,

это

занятия,

направленные

на

выработку

определённых умений, формирование навыков ручного труда.

Аппликация – это один из самых многогранных видов деятельности, направленных

на

развитие

обучающегося.

Имеет

важное

значение

использование

трафаретов

и

шаблонов, кроме того в процесс изготовления аппликации могут быть включены помимо

бумаги и другие предметы, такие как ткань, бисер, природный материал. Аппликации,

вырезание, вообще манипуляции с ножницами очень хорошо развивают мелкую моторику.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют занятия лепкой. Лепка — это

целый процесс познания, возможность проявить творчество и фантазию, способ развития

мелкой моторики.

Лепка

воспитывает

усидчивость,

развивает

трудовые

умения

и

навыки

обучающегося, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики

ребенка

развиваются

и

крепнут,

что

непосредственно

влияет

на

развитие

речи

и

мышления.

Ведущий

вид

деятельности

младшего

школьника

игра.

Поэтому

любая

информация легче всего воспринимается в игре.

На уроках ручного труда следует отводить время для пальчиковой гимнастики и

обязательно

включение

физкультминуток,

как

элементов

двигательной

активности

и

переключения на другой вид деятельности. Необходимо сочетание движений с речью. В

физкультминутках должно содержаться как можно большее количество разнообразных

пальцевых движений.

Учителю на уроках ручного труда необходимо создавать условия для развития мелких

мышц рук.

Р а б о т у

с

д е т ь м и

п р о в о д и л а

п о

с л е д у ю щ и м

н а п р а в л е н и я м :

1. Использование развивающих игрушек.

2.Пальчиковые игры.

3.Массаж и самомассаж.

4.Упражнения с различными предметами.

5.Прищепкотерапия.

6.Шнуровка.

7.Физминутки с наглядными пособиями.

8. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего школьного

возраста с гиперактивностью.

9.Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Использование развивающих игрушек.

Игрушки-шнуровки.Шнуровка

даёт

возможность

придумать

множество

игр.

«Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и

как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Различные пирамидки.

Эта

игрушка

помогает

развивать

мелкую

моторику,

логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

Кубики.

При

помощи

деревянных

или

пластмассовых

кубиков

можно

конструировать башни, строить крепости и дома. Это уже не только развитие мелкой

моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Конструкторы. Металлические

конструкторы

способствуют

развитию

не

только

пространственного воображения, но и технического мышления.

Пазлы. Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику,

но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы

глаз и кистей рук.

Мозаика.

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики,

сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые

игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию

речи и помогают подготовить руку к письму.

Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся

прямо за партой в речевом сопровождении.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и

мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме

того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей

формируется

правильное

звукопроизношение,

умение

быстро

и

четко

говорить,

совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Вот на улице мороз!

Эх, быстрей потрите нос!

Каждый пальчик согреваем!

Сильно – сильно растираем!

Упражнения для кисти и пальцев рук.

Развитие

ручной

умелости

может

осуществляться

на

всех

уроках:

штриховка,

рисование,

лепка,

конструирование,

аппликация,

оригами,

работа

с

различными

материалами, а также проведение физкультминуток и т. д.

Упражнения

по

развитию

мелкой

моторики

рук

должны

проводиться

регулярно,

только тогда от них будет достигнут наибольший эффект.

-Разминать пальцами пластилин.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

-Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.

-Завязывать узлы на веревке, шнурке.

-Застегивать

пуговицы,

крючки,

молнии,

замочки;

закручивать

крышки,

заводить

механические игрушки ключиками.

-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

-Складывание матрешек.

-Игры с песком, водой.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать…

Массаж и самомассаж.

Самомассаж

является

прекрасным

средством

развития

мелкой

моторики

рук.

Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры).

Одним из приемов самомассажа

является использование массажеров разной формы и

величины (мячики «ежики»). Использую в своей работе по развитию мелкой моторики

бельевые прищепки разного цвета и формы. Занятия с прищепками начинаю с того, чтобы

показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот.

Упражнение «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (перекладывать шарик из руки в руку, слегка зажимая его),

Тесто жмем, жмем, жмем!

После скалку мы возьмем (прокатывать шарик между ладонями вперед-назад),

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим!

Упражнения с различными предметами – оказываютблагоприятное воздействие на

развитие движений всей кисти и пальцев руки.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы.

Упражнения с предметами:

«Игры

с

крупой». Оказывают

прекрасное

тонизирующее

и

оздоравливающее

действие и главное: развивает мелкую моторику.

«Помощник»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Игра «Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Игры с грецкими орехами.

Игры с прищепками.

Игры с прищепками – развивают мелкую моторику, пространственное воображение,

способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Игра «Солнышко»

Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью

прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните

солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра «Геометрические фигуры»

Ход игры:Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие

угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где

одинаковое количество.

Игра «Живая – неживая природа»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных

представлений, мышления, внимания, воображения

Оборудование: прищепки, картинки живой и неживой природы

Ход игры: красными прищепками отметить картинки с живой природой, а синими – с

неживой.

Усложняя,

выбираем

картинки,

сделанные

руками

человека

Игры с пуговицами – пуговичный массаж:

Заполнить просторную коробку пуговицами.

Перетереть пуговицы между ладонями.

Пересыпать их из ладошки в ладошки.

Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

Пересыпать крупу

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

Найти игрушку

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Упражнения с мячами:

Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его.

Катать мяч по часовой стрелке.

Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания,

пощипывания.

Игры со счетными палочками.

Игры со скрепками. Веселые скрепки.

«Разложи по цвету»,«Веселое солнышко», «Помоги ежику», «Забавные тучки»

6.Физминутки с наглядными пособиями.

Считай, делай

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз поднимем руки.

Давай присядем столько раз

Сколько подснежников у нас.

Сколько подснежников у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Ориентировка в пространстве

Руки в стороны и вверх

Руки в стороны и вверх,

И потянемся теперь.(Потягивания, руки вверх.)

Чтобы спинка не болела,

Мы наклоны будем делать.

Наклонились – раз и два,(Наклоны вперед-назад.)

И за парты нам пора.

Это – правая рука

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава.

Слева – быстрая река…

Обернулись мы и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

Комплекс

упражнений

для

развития

мелкой

моторики

у

детей

младшего

школьного возраста с гиперактивностью.

Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с

точностью да наоборот».

Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости

стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в

ускорении.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов.

«Ладонь – кулак», «Ладонь – кулак – ребро»,

Занятия по ручному труду включают в себя: работа с пластилином, бумагой, нитками,

к о н с т р у к т о р о м ,

р а с к р а ш и в а н и е ,

ш т р и х о в к а

и

а п п л и к а ц и ю .

Учителям начальных классов необходимо развивать мелкую моторику своих

обучающихся не только во время уроков ручного труда и ИЗО, но и во время всех

остальных уроков.

оборудование:

предметы для самомассажа:

прищепки, ребристые

палочки, резинки, шишки и

т.д.;

наборы бус, бисер, леска,

проволока;

наборы веревочек и лент

разной длины и толщины для

завязывания и развязывания

узлов,

плетения косичек,

завязывания бантов;

крупные имелкие пуговицы

для сортировки и

пришивания, булавки,

застежки, крючки,

молнии;

наборы пластмассовых и

деревянных палочек, спичек;

разнообразные

мелкиепредметы (камушки,

орешки, крупа) и различные

коробки, банки,

бутылочки для их

раскладывания, повязки для

глаз;

игрушки, волчки,

киндерсюрпризы;

различные виды мозаики,

пазлы, конструкторы.(Показ

слайдов)

Повышение у детей тактильной чувствительности достигается через многократное

последовательное

использование

практических

упражнений.

Поэтому

использование

упражнений и видов работ на всех предметах позволит педагогу развивать тактильно-

двигательное восприятие и мелкую моторику у обучающихся, а это в свою очередь влияет

на

формирование

головного

мозга

и

развитие

речи,

а

это

и

есть

основная

задача

коррекционного обучения.

Развивая

моторику,

учитель

создаёт

предпосылки

для

становления

многих

психических процессов.

Соответствие организации поставленным целям и задачам

Развитие

мелкой

моторики

у

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями

в

младших

классах ведется

в

соответствии

с

программами,

учитывающими

их

психофизические

особенности,

и

направлено

на

коррекцию

и

компенсацию

всех

психических процессов.

Моя задача, как педагога, необходимо развивать мелкую моторику, поскольку через

нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация,

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой

моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся

точные

координированные

движения,

чтобы

писать,

одеваться,

а

также

выполнять

различные бытовые и прочие действия.

Мелкая моторика, выполняя разные функции, активизирует нужные психологические

и

физиологические

процессы,

способствует

отбору

поступающей

информации

в

соответствии

с

его

актуальными

потребностями,

в

результате

чего

обеспечивает

избирательную и длительную сосредоточенность на деятельности или объекте.

Нарушения мелкой моторики у младших школьников препятствуют формированию

целенаправленности

в

деятельности

и

поведении,

снижают

работоспособность

и

затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. Вот почему до настоящего

времени актуальны поиски приемов и методов корректирующих дефекты развития мелкой

моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс обучения требует у обучающихся умение произвольно организовать свою

деятельность,

определённую

сформированность

основных

мыслительных

операций

и

достаточный уровень развития мелкой моторики рук.

На каждом уроке и во внеурочное время были подобранны упражнения для развития

мелкой моторики у обучающихся младших классов.

Для преодоления нарушений в развитии мелкой моторики у обучающихся необходимо

проведение

специально

организованной

коррекционной

работы,

направленной

на

совершенствование

моторной

сферы

детей:

системы

зрительно-двигательных

координаций,

мелкой

моторики

обеих

рук,

дифференцированности,

силы,

точности,

сочетаемости движений.

Использование на уроках перечисленных упражнений, приёмов помогают мне сделать

урок интересным, активизировать все психические процессы обучающихся.

Соответствия содержания поставленным целям и задачам

Использование

развивающих

игрушек,

пальчиковой

гимнастики,

самомассажа,

кинезиологических упражнений, природных материалов, различные предметы и т. д.,

применение физминуток, все это способствует развитию мелкой моторики рук в учебном

процессе. Позволяет качественному усвоению учебного материала обучающимися, что

позволяет существенно повысить эффективность урока.

Все

эти

приемы

и

методы

наиболее

оптимально

и

эффективно

соответствует

триединой дидактической цели урока:

− образовательной: формирование мелкой моторики обучающихся;

− развивающей: развитие двигательных и познавательных способностей:

− воспитательной: воспитывать мотивацию к обучению.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный

выбор

в

соответствии

с

поставленными

целями

и

задачами,

технология

их

применения

Методы обучения

Словесные

Наглядно-действенные

Практические

Игровые

Формы учебных занятий

Пальчиковая гимнастика;

Физминутки с наглядным материалом;

Физические упражнения;

Массаж и самомассаж;

Упражнения с различными предметами;

Игры с развивающими игрушками;

Прищепкотерапия;

Шнуровка;

Ручной труд;

Работа с природным материалом;

Рисование, штриховка;

Дидактические игры.

Средства обучения

ИКТ,

развивающие

игрушки,

различные

предметы,

природный

материал,

бумага,

пластилин, ткань, нитки, шнуровка, прищепки, сыпучие материалы.

Преобладающие виды деятельности

Учебная, игровая, практическая.

Описание алгоритмов деятельности обучающихся, поэтапных действий учителя

Коррекционная

работа

в

данном

направлении

проводится

на

каждом

уроке

(физкультминутки, пальчиковая гимнастика, игры с предметами, игрушками, соблюдение

режима).

Развитие

мелкой

моторики

на

уроках

ручного

труда

будет

эффективным,

если

соблюдать следующие условия.

-Подобрать систему упражнений, которые активизируют все психические процессы.

-Учитывать индивидуальные особенности детей.

-Работу

по

развитию

мелкой

моторики

у

обучающихся

надо

проводить

систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на каждом уроке.

Можно

выделить

некоторые

общие,

наиболее

эффективные

приемы

применения

упражнений.

-При изучении нового материала. Тема: Узор из пластилина.

Прищепкотерапия. Работа с геометрическими фигурами.

-Мы сейчас с вами тоже составим узор из геометрических фигур.

-Какие геометрические фигуры знаете?

-На парте у вас лежат фигуры, прищепки. Взять прищепку такого цвета, какого цвета

фигура и соедините между собой.

Покажите квадрат, круг, треугольник. На парте геометрические фигуры

-Молодцы, справились с заданием.

Упражнение «Составь узор».

-Сейчас внимательно посмотрите на слайд. №7.

-Ваша задача запомнить узор и сделать также на парте.

-Проверка. Сл. №7

-Молодцы, справились с заданием.

-Сколько фигур взяли для узора? (5)

-Сколько кругов? (2)

-Какого они цвета? (Желтого)

-Сколько треугольников? (2)

-Какого они цвета? (зеленого)

-В середине узора какая фигура? (квадрат)

-Какого он цвета? (синий)

Физминутка.

-Поработали немножко, давайте отдохнем.

-Если покажу солнышко – руки в сторону. Солнышко

-Весна – кружиться. Весна

-Птичку – прыгать. Птичка

-Молодцы, справились с заданием, зарядились хорошим настроением.

Су-Джок терапия с использованием тактильных ощущений «Весна».

-Чтобы поделка получилась красивая, правильная, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика называется «Весна». Массажные шарики

Кап, кап, кап,

Кап, кап, кап- звенит капель,

На дворе у нас апрель.

Солнце в небе улыбается,

Тает снег, бегут ручьи.

И подснежник первый распускается,

С юга птицы с песнями летят.

Физминутка.

-Прежде, чем приступите к работе, давайте сделаем зарядку.

-Сколько листиков зеленых

листочки зеленые

Столько выполним наклонов. 4

-Сколько раз скажу капель,

Столько раз присядем мы.

Капель, капель, капель. 3

-Сколько подснежников в кругу, подснежники

Столько раз подпрыгнем мы. 5

За счет чего достигается высокий результат

Использование на уроках перечисленных упражнений, физминуток помогают мне

сделать урок интересным, активизировать все психические процессы обучающихся. Игры

с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать

взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность

обучающегося.

Движение

пальцев

и

кистей

рук

обучающегося

имеет

особое

развивающее

воздействие. Игры с участием рук и пальцев, а также регулярные упражнения улучшают

память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение,

развивают координацию движений, силу и ловкость. Развитие мелкой моторики тесно

связано

не

только

с

развитием

речи,

но

и

имеет

огромное

значение

для

успешного

усвоения ребёнком навыков письма.

Методы и приемы можно использоваться на всех этапах: при объяснении нового

материала, закреплении, повторении.

Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречий между

желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности

опыта)

Длительность работы над опытом 5 лет:

I этап – начальный (2014 – 2015 год). На начальном этапе изучила научно-методическую

литературу по данной теме. Была выявлена проблема, произведен подбор упражнений для

развития мелкой моторики на уроках ручного труда.

II этап – основной (2015–2018 год) – Подбор методов, приемов, средств, способствующих

развитию мелкой моторики у обучающихся.

III этап – заключительный (2018 - 2020 год) –Создание картотеки пальчиковых игр.

Список использованной литературы

1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.

2.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.

3 Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.

4.Новиковская О.А. Умные пальчики. 150 игр и заданий. Солнцева Е.А. 200 упражнений

для развития мелкой моторики

5.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:

Сборник игр и игровых упражнений. –М. :Издательство «Книголюб», 2008

6.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М.: Астрель, 2002.

7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005

8.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксмо, 2010.

9. Борисенко М.Г., Лукинина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)-

СПб.: «Паритет», 2003.

10. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.

11.Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб.

коррекционно-развивающее обучение). – М.: Дрофа, 2007. – С. 115-148.

12.Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с

интеллектуальной недостаточностью / И.М. Бгажнокова // Дефектология. – 1994. - №1. –

С. 11 – 18.

13.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для

учителя. М.: Школа

14.О.А.Новиковская «Веселая зарядка для язычка» СПб.; Сова. 2011г.

15.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIIIвида: 1-4

классы. Под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2008 г.



В раздел образования