Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми


Автор: Барсукова Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №108"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий

в коррекционной работе с детьми

учителя-логопеда Барсуковой Е.Л.

МБДОУ №108 г.Новокузнецка

В структуре речевых дефектов у детей, дизартрия является наиболее

сложной

органической

патологией

по

своей

структуре,

патогенезу

и

коррекционному

воздействию.

Трудность

в

работе

с

такими

детьми

объясняется часто сочетанным нарушением с ОНР и недоразвитием высших

психических функций, которые затрудняют коррекционную работу с детьми.

Другая сложность заключается в длительном процессе автоматизации звуков.

Сам процесс, состоящий из ряда этапов длительный, однообразный и по сути

монотонный, по своей коррекционно-методической структуре, т.к. состоит из

систематических логопедических тренингов: многократным проговариванием

слоговых цепочек, слов, фраз. И при отсутствии поддержания достаточного

интереса этот процесс будет скучным для ребенка, что значительно снижает

продуктивность

коррекционной

работы.

Поэтому

кроме

традиционных

классических

коррекционных

методик

я

включаю

элементы

других,

инновационных,

нетрадиционных

приемов

работы,

адаптированных

к

логопедической

работе

и

только

те,

которые

реально

способствуют

повышению продуктивности процесса обучения.

К таким приемам можно отнести, прежде всего,

методику «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ».

(автор методики Р.Бушлякова).

Суть

которой

состоит

в

синхронизации

воздействии

на

область

артикуляционного

аппарата,

а

также

пальцевого

и

кистевого

праксиса.

Психологи

констатируют

развитие

межполушарного

взаимодействия

в

результате

систематического

выполнения

комплексов

кинезиологических

упражнений,

а

также

улучшает

артикуляционную

и

мелкую

моторику

пальцев рук, пространственную координацию. Приемы биоэнергопластики я

использую на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке и

автоматизации

звуков

через

комплекс

статических

и

динамических

упражнений.

Другой

прием,

используемый

на

занятиях,

это

элементы

«ПСИХОГИМНАСТИКИ». (автор М.Чистякова).

Психогимнастика – это оригинальная методика упражнений на релаксацию,

методика

практической

комплексной

психокоррекции,

которая

позволяет

снять

психоэмоциональное

напряжение,

направлена

на

регуляцию,

расслабление

мышечного

тонуса.

Данная

методика воспитывает

навыки

адекватного группового поведения, безусловного (ситуационного) принятия

роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка. «Психогимнастика»

представляет этюды, а также игры, направленные как на формирование у

детей

различных

психических

функций

(внимания,

памяти),

так

и

на

обучение

элементам

саморасслабления

и

развитие

умения

выражать

различные эмоциональные состояния, т.к. у детей с ОНР нередко выражены

нарушения

эмоционально-волевой

с феры.

Э тот

п р и е м

с л у ж и т

мотивационной

основой

организационного

момента

логопедического

занятия, используется как динамическая пауза для снятия эмоционального

статического напряжения. Чаще этот прием я использую на фонетических

занятиях, а также выборочно на лексико-грамматических.

Например:

На птичьем дворе! (для детей 5-7 лет)

Цель

игры:

стимулировать

внимание,

мышление,

пантомимическую

мускулатуру.

Детям предлагают изобразить с помощью мимики и жестов испуганных

цыплят, которые потеряли свою маму и с волнением оглядываются и ищут ее.

Представьте, что каждый из вас важный индюк и каждый считает себя самым

главным на птичьем дворе. Изобразите, как он гордо и важно ходит, высоко

подняв голову.

вариант игры:

2 дерева: тоненькая молодая березка, на которую налетел

сильный ветер и она гнется своими тонкими веточками из стороны в сторону,

вот-вот сломается. А теперь старый, мощный, сильный дуб, который не

боится сильного ветра, лишь чуть-чуть поскрипывает, покачивая старыми

толстыми ветками.

Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на

звуковые сигналы.

Дети

шагают

под

«Марш»

С.Прокофьева.

Затем

на

слово

«Зайчики»,

произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки»

— как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» - бегать,

раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

вариант: Новогодний

на слово «ёлка»-дети стоят, руки в стороны, как веточки у ёлки;

на слово «сосулька» - руки над головой, ладони прикасаются

на слово «снеговик» -руки на поясе,

на слово «лыжи» скользящие движения руками перед собой.

Повтори движение!: (для детей 5-6 лет)

Цель игры: стимулировать внимание, зрительную память, моторику.

Педагог в быстром темпе показывает различные движение: дотрагивается до

плеча, вытягивает руки вперед, одну руку на пояс, другую в сторону и т.д.

дети должны точно повторить эти движения.

Следующий прием в работе с дизартриками –

«ФОНОРИТМИКА»

(автор Т.В.Власова)

Фонетическая

ритмика

представляет

собой

систему

упражнений,

направленную на формирование фонетического оформления речи на основе

синтеза

деятельности

нейропсихологических

функций

(гностических,

психомоторных, речевых) и ритмической способности.

ЗАДАЧИ

фонетической

ритмики

соотносятся

с

основными

направлениями работы по нейропсихологической коррекции:

1.

развитие

речедвигательного

анализатора

с

целью

формирования

правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня

общих движений;

2.

формирование навыков с выраженной интонационной насыщенностью

высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции,

темпа и ритма речи;

3.

развитие

основных

психических

процессов

и

пространственных

представлений.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи

между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата.

Все

упражнения

содержащие

движения

и

устную

речь,

проводятся

по

подражанию.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц,

участвующие

в

их

воспроизведении,

по-разному

напрягаются

или

расслабляются.

От

качества

участия

мускулатуры

в

движении

зависит

и

характеристика этих движений.

*(Так,

например,

на

гласные

звуки

имитируя

движения

губ,

мы

с

детьми руками показываем как бы утрированное изображение контуров губ

на гласные звук А – большой круг; на звук О – овал;, на звук У – руки

вытягиваются вперед, на И – в стороны.)

Эти

упражнения

выполняются

логопедом

на

индивидуально-

подгрупповых занятиях при постановке звуков и автоматизации.

Другой

нетрадиционный

подход

в

работе

с

дизартриками

осуществляется с помощью

«МНЕМОТЕХНИКИ»

техника Мнемоника = мнемоническое запоминание;

Ярким

примером

классической

мнемотехники

является метод

Цицерона.

Данная

технология, облегчает

запоминание

и

увеличивает

объем

памяти

путем

образования

искусственных

ассоциаций.

Мнемотехника

использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью

контролировать

процесс

запоминания,

сохранения

и

припоминания

информации. Запоминание осуществляется по визуальному припоминанию

увиденных ранее сигнальных, опорных картинок.

Такому

осмысленному

запоминанию

способствуют

мнемодорожки,

которые я использую на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков.

Например:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Во дворе – трава,

На траве – дрова.

Дрова на траве,

Трава – во дворе.

Элементы «СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ» (автор метода Пак Чжэ Ву)

Эта методика направлена на акупунктурное воздействие на кисти и стопы в

определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями

внутренних органов, мышц, позвоночника. Система оздоровления организма

разработана южно-корейским профессором Пак Чже Ву . Данная методика

помогает восстанавливать нормальный биорезаонансный потенциал в точках

и связанных с ними частях организма.

В работе с детьми используют элементы этой системы оздоровления,

ни в диагностических, ни в лечебных целях, а для укрепления мышечного

тонуса,

трофики

тканей,

улучшения

кровоснабжения,

ловко сти,

координированности

движений

и

активизации

биоэнергетического

потенциала. Т.О. развиваются мелкомоторные, артикуляционные, речевые и

интеллектуальные функции.

массажные резиновые шипованные мячики

пластмассовые игольчатые шарики

пружинные колечки для массажа пальцев

Кинезиологические упражнения (основатель метода Д.Гудхарт)

Когда

детям

предстоит

интенсивная

умственная

нагрузка,

рекомендуется

перед

подобной

работой

применять

кинезиологический

комплекс

упражнений.

В

комплексы

упражнений

включены

растяжки,

дыхательные

упражнения,

глазодвигательные

упражнения,

телесные

упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на

р е л а кс а ц и ю

и

ма с с а ж .

Р а с т я ж к и нормализуют

гипертонус

(неконтролируемое

чрезмерное

мышечное

напряжение)

и

гипотонус

(неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные

упражнения улучшают

ритмику

организма,

развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные

упражнения

позволяют

расширить

поле

зрения,

улучшить

восприятие.

Однонаправленные

и

разнонаправленные

движения

глаз

и

языка

развивают

межполушарное

взаимодействие

и

повышают энергетизацию организма.

Упражнения

для

релаксации

способствуют

расслаблению,

снятию напряжения.

ПРИМЕРЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

«Снеговик».

Представьте,

что

каждый

из

вас

только

что

слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна,

пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова,

затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения

ребенок

мягко

падает

на

пол

и

изображает

лужицу

воды.

Необходимо

расслабиться.

Пригрело

солнышко,

вода

в

лужице

стала

испаряться

и

превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево» . Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать

голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое

постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на

ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело

и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Перекрестное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая

колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена.

Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по другой ноге.

«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми

движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз

вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание

произвольное.

«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на

стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево

приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем

передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

Таким образом, развивая координацию движений, моторику ребенка,

создаются предпосылки для полноценного функционального становления

многих психических процессов, развития интеллектуальных и речевых

функций, через комплексы специальных игр и упражнений.



В раздел образования