Автор: Епифанова Елена Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 имени Луначарского
Населённый пункт: станица Медведовская Тимашевский район
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: урок в 5 классе с элементами проектной деятельности по ФГОС по биологии "Обобщение и повторение: Размножение животных и растений»
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского
муниципального образования Тимашевский район
Конспект урока на основе
системно-деятельностного метода обучения
Тема: «Повторение и обобщение: Размножение животных и растений». 5 класс
Учитель биологии МБОУ СОШ №2
Епифанова Е.Ю.
2019г.
декабрь
Схема плана урока
Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.
Цель урока: обобщить и конкретизировать знания учащихся о типах размножения
животных и растений, о способах вегетативного размножения цветковых растений,
показать значение вегетативного размножения растений для сельского хозяйства.
Оборудование: пророщенные семена фасоли и кукурузы, черенки комнатных растений,
комнатные растения – живые объекты, луковицы и клубни картофеля.
Планируемые результаты (для учащихся):
Личностные :
1. Продолжать формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на
изучение живой природы.
2.Продолжать формировать эстетическое и бережное отношение к живой природе.
Метапредметные:
1. закреплять знания основных принципов отношения к живой природе.
2. Продолжать формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на
изучение живой природы.
Предметные:
1. Учиться выделять существенные признаки биологических объектов и процессов
2. Продолжать формировать умение делать выводы на основе биологических объектов и
процессов.
3. Формировать знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
4.Учиться работать с лабораторным оборудованием.
5. Учиться ставить опыты, ставить цели в проектах.
Задачи урока:
Воспитывающая: Формирование познавательного интереса учащихся, направленного на
изучение живой природы.
Развивающая: Развивать умение работать с текстом учебника, лабораторным
оборудованием, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ, учиться
прорастить семена.
Обучающая: Научить применять знания в постановке проекта по проращиванию семян и
методику вегетативного размножения в практической деятельности человека.
УУД:
Личностные:
1. Формировать умение выражать свои эмоции и отношение к биологическим объектам.
2. Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1. Формирование умения слушать и понимать других.
2. Формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными
задачами.
3. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
4. Формировать умение работать в паре.
Познавательные:
1. Формировать умения извлекать информацию иллюстраций, текстов.
2. Формировать умения выявлять сущность, особенности объектов.
3. Формировать умения на основе анализа делать выводы.
4. Умение обобщать и классифицировать по признакам.
5. Умение выполнения опыта в домашних условиях.
Регулятивные:
1. Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом
учебника.
2. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Описание хода урока
Название технологических этапов
урока, их содержания
Конспект урока
1.Мотивирование(самоопределение
) к учебной деятельности
Фотографии животных с детенышами и
растений и с потомством. Вспоминаем свойства
живого организма. Самое важное свойство – это
воспроизведение себе подобных. О
размножении.
«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч
организмов. Одни от старости,
другие из-за болезней, третьих съедают хищники...
Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на
муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на
озере щуку.
Каждый организм смертен, поэтому любой вид
должен заботиться о том, чтобы его численность не
уменьшалась. Дети сами отвечают значение
размножения.
Ведущие понятия:
Размножение; половое; бесполое; гаметы;
вегетативное.
«Цепочка повторений». Учителем заранее
приготовлены слайды - рисунки с изображением
различных типов размножения животных и
растений; и видов вегетативного размножения
растений в природе. Класс активно отвечает на
заданные вопросы: типы размножения: половое и
бесполое и объяснение; размножение объяснить по
схемам; размножение гидры;
называет способ вегетативного размножения;
приводят примеры растения.
Практическая часть урока
Мой проект: рассказ учеников - какой опыт
проводился, какие цели были поставлены; какие
результаты были получены; что было выяснено в
проведении опыта; Какие условия необходимы для
прорастания семян; что такое семена и из чего
состоит семя растений.
2. Актуализация знаний
Повторение определения –вегетативное
размножение. Примеры вегетативного размножения
в природе мы знаем, а зачем и с какой целью нам
нужны эти знания, в какой сфере жизни человека
это применимо? (учитель задает вопрос на фоне
биологических объектов – комнатных цветов:
хлорофитума, традесканции, бегонии и т.д.).
-Вспомните, какие культурные растения человек
размножает чаще всего вегетативным способом?
-как вы думаете, почему в сельском хозяйстве человек так
часто использует вегетативный способ размножения?
-Среди перечисленных способов мы отметили только те,
которые присутствуют в природе.
- А есть ли способы вегетативного размножения, которые
отсутствуют в природе?
3.Выявление места и причины
затруднения
Повторить способы вегетативного размножения в
природе, мы должны определить способы, применяемые
человеком и с какой целью применяется чаще именно
этот способ?
4. Выход из затруднения
(способ, план, средство).
Построим план выхода из данного затруднения.
Вместе с ребятами составляется план изучения способов
искусственного вегетативного размножения цветковых
растений:
1.Определить способы искусственного вегетативного
размножения.
2. Дать описание каждому способу.
3.Привести примеры растений.
Мы проведем анализ слайдов обучающего диска, работа с
учебником.
5. Реализация построения
плана проекта.
Работа в группах. Заполнение таблицы «Искусственное
вегетативное размножение»
Способ
искусственного
вегетативного
размножения
растений.
Краткое
описание
способа.
Примеры
растений.
6.Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи
Давайте проанализируем и сформулируем то, что мы
сегодня узнали на уроке:
1.
Основные приемы искусственного вегетативного
размножения сводится к повторению тех, которые
происходят у растений в естественных природных
условиях.
2.
Чаще используют размножение черенками:
побеговыми, листовыми, корневыми.
3.
В сельскохозяйственной практике используются
формы вегетативного размножения. Которые не
встречаются в дикой природе – размножение
клубнями(картофель) и луковицами(лук, чеснок,
тюльпаны).
7. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Выполнение самостоятельной работы по вегетативному
размножению растений. Заполнение таблицы
«Черенкование комнатных растений».
8. Домашнее задание
В течение урока, за правильный ответ, учащиеся
получают пять. По наличию жетонов выставляются
отметки.
Домашнее задание:
1.Параграф
2.Опыт - задание: черенкование традесканции и
сенполии-фиалки.
Методические рекомендации по проведению урока:
1. Проектная деятельность ребенка – один из эффективных способов
развития его творческих способностей, Она открывает возможности
формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и
самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир,
реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая
коллективное и индивидуальное, и ведет учащихся по ступенькам роста от
проекта к проекту.
В ходе проектной работы учащиеся познают мир, делают открытия,
удивляются, разочаровываются, делают ошибки, исправляют их,
приобретают опыт общения. Как показывает опыт работы, большинство
учащихся идет своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат
друг друга.
Урок проводится в 5 классе. Урок обобщение и повторение по теме:
«Размножение растений и животных» Урок в рамках школьной
программы. Предварительная подготовка к обобщающему уроку:
- изучение темы «Размножение растений»
- изучение темы «Размножение животных»
- изучение темы «Вегетативное размножение»
- изучение темы «Половое и бесполое размножение животных»
- проведение опытов учащимися «Проращивание семян в домашних
условиях»
- опыт «Проращивание семян двудольных растений: фасоли и гороха»
- опыт «Проращивание семян однодольных растений»
2. Постановка проекта:
- постановка целей;
- фотографирование;
- занесение результатов в дневник наблюдений;
- сбор информации;
- выводы;
- подведение итогов.
3. Описание педагогических идей и инициатив:
- изучение тем «Размножение растений» «Вегетативное размножение
растений» «Строение семян однодольных и двудольных растений» я
провожу обязательно с постановкой опытов учащимися;
- при набухании семян можно изучать строение семени однодольного и
двудольного растения;
- при укоренении черенков традесканции - изучать на живых объектах
строение побега и корня;
- при укоренении листочков узамбарской фиалки или бегонии - изучать
вегетативное размножение растений.
Результат педагогических идей:
- дети самостоятельно учатся ставить опыты с живыми объектами;
- дети получают опыт уже в 5 классе - самостоятельной организации
проекта;
- учимся заносить наблюдения и результаты в дневник наблюдений;
- дети фотографируют, делают выводы, учатся рассказывать и делиться
своими успехами.