Напоминание

урок в 5 классе с элементами проектной деятельности по ФГОС по биологии "Обобщение и повторение: Размножение животных и растений»


Автор: Епифанова Елена Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 имени Луначарского
Населённый пункт: станица Медведовская Тимашевский район
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: урок в 5 классе с элементами проектной деятельности по ФГОС по биологии "Обобщение и повторение: Размножение животных и растений»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского

муниципального образования Тимашевский район

Конспект урока на основе

системно-деятельностного метода обучения

Тема: «Повторение и обобщение: Размножение животных и растений». 5 класс

Учитель биологии МБОУ СОШ №2

Епифанова Е.Ю.

2019г.

декабрь

Схема плана урока

Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.

Цель урока: обобщить и конкретизировать знания учащихся о типах размножения

животных и растений, о способах вегетативного размножения цветковых растений,

показать значение вегетативного размножения растений для сельского хозяйства.

Оборудование: пророщенные семена фасоли и кукурузы, черенки комнатных растений,

комнатные растения – живые объекты, луковицы и клубни картофеля.

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные :

1. Продолжать формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на

изучение живой природы.

2.Продолжать формировать эстетическое и бережное отношение к живой природе.

Метапредметные:

1. закреплять знания основных принципов отношения к живой природе.

2. Продолжать формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на

изучение живой природы.

Предметные:

1. Учиться выделять существенные признаки биологических объектов и процессов

2. Продолжать формировать умение делать выводы на основе биологических объектов и

процессов.

3. Формировать знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.

4.Учиться работать с лабораторным оборудованием.

5. Учиться ставить опыты, ставить цели в проектах.

Задачи урока:

Воспитывающая: Формирование познавательного интереса учащихся, направленного на

изучение живой природы.

Развивающая: Развивать умение работать с текстом учебника, лабораторным

оборудованием, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ, учиться

прорастить семена.

Обучающая: Научить применять знания в постановке проекта по проращиванию семян и

методику вегетативного размножения в практической деятельности человека.

УУД:

Личностные:

1. Формировать умение выражать свои эмоции и отношение к биологическим объектам.

2. Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

1. Формирование умения слушать и понимать других.

2. Формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными

задачами.

3. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формировать умение работать в паре.

Познавательные:

1. Формировать умения извлекать информацию иллюстраций, текстов.

2. Формировать умения выявлять сущность, особенности объектов.

3. Формировать умения на основе анализа делать выводы.

4. Умение обобщать и классифицировать по признакам.

5. Умение выполнения опыта в домашних условиях.

Регулятивные:

1. Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом

учебника.

2. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Описание хода урока

Название технологических этапов

урока, их содержания

Конспект урока

1.Мотивирование(самоопределение

) к учебной деятельности

Фотографии животных с детенышами и

растений и с потомством. Вспоминаем свойства

живого организма. Самое важное свойство – это

воспроизведение себе подобных. О

размножении.

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч

организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники...

Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на

муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на

озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид

должен заботиться о том, чтобы его численность не

уменьшалась. Дети сами отвечают значение

размножения.

Ведущие понятия:

Размножение; половое; бесполое; гаметы;

вегетативное.

«Цепочка повторений». Учителем заранее

приготовлены слайды - рисунки с изображением

различных типов размножения животных и

растений; и видов вегетативного размножения

растений в природе. Класс активно отвечает на

заданные вопросы: типы размножения: половое и

бесполое и объяснение; размножение объяснить по

схемам; размножение гидры;

называет способ вегетативного размножения;

приводят примеры растения.

Практическая часть урока

Мой проект: рассказ учеников - какой опыт

проводился, какие цели были поставлены; какие

результаты были получены; что было выяснено в

проведении опыта; Какие условия необходимы для

прорастания семян; что такое семена и из чего

состоит семя растений.

2. Актуализация знаний

Повторение определения –вегетативное

размножение. Примеры вегетативного размножения

в природе мы знаем, а зачем и с какой целью нам

нужны эти знания, в какой сфере жизни человека

это применимо? (учитель задает вопрос на фоне

биологических объектов – комнатных цветов:

хлорофитума, традесканции, бегонии и т.д.).

-Вспомните, какие культурные растения человек

размножает чаще всего вегетативным способом?

-как вы думаете, почему в сельском хозяйстве человек так

часто использует вегетативный способ размножения?

-Среди перечисленных способов мы отметили только те,

которые присутствуют в природе.

- А есть ли способы вегетативного размножения, которые

отсутствуют в природе?

3.Выявление места и причины

затруднения

Повторить способы вегетативного размножения в

природе, мы должны определить способы, применяемые

человеком и с какой целью применяется чаще именно

этот способ?

4. Выход из затруднения

(способ, план, средство).

Построим план выхода из данного затруднения.

Вместе с ребятами составляется план изучения способов

искусственного вегетативного размножения цветковых

растений:

1.Определить способы искусственного вегетативного

размножения.

2. Дать описание каждому способу.

3.Привести примеры растений.

Мы проведем анализ слайдов обучающего диска, работа с

учебником.

5. Реализация построения

плана проекта.

Работа в группах. Заполнение таблицы «Искусственное

вегетативное размножение»

Способ

искусственного

вегетативного

размножения

растений.

Краткое

описание

способа.

Примеры

растений.

6.Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи

Давайте проанализируем и сформулируем то, что мы

сегодня узнали на уроке:

1.

Основные приемы искусственного вегетативного

размножения сводится к повторению тех, которые

происходят у растений в естественных природных

условиях.

2.

Чаще используют размножение черенками:

побеговыми, листовыми, корневыми.

3.

В сельскохозяйственной практике используются

формы вегетативного размножения. Которые не

встречаются в дикой природе – размножение

клубнями(картофель) и луковицами(лук, чеснок,

тюльпаны).

7. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Выполнение самостоятельной работы по вегетативному

размножению растений. Заполнение таблицы

«Черенкование комнатных растений».

8. Домашнее задание

В течение урока, за правильный ответ, учащиеся

получают пять. По наличию жетонов выставляются

отметки.

Домашнее задание:

1.Параграф

2.Опыт - задание: черенкование традесканции и

сенполии-фиалки.

Методические рекомендации по проведению урока:

1. Проектная деятельность ребенка – один из эффективных способов

развития его творческих способностей, Она открывает возможности

формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и

самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир,

реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая

коллективное и индивидуальное, и ведет учащихся по ступенькам роста от

проекта к проекту.

В ходе проектной работы учащиеся познают мир, делают открытия,

удивляются, разочаровываются, делают ошибки, исправляют их,

приобретают опыт общения. Как показывает опыт работы, большинство

учащихся идет своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат

друг друга.

Урок проводится в 5 классе. Урок обобщение и повторение по теме:

«Размножение растений и животных» Урок в рамках школьной

программы. Предварительная подготовка к обобщающему уроку:

- изучение темы «Размножение растений»

- изучение темы «Размножение животных»

- изучение темы «Вегетативное размножение»

- изучение темы «Половое и бесполое размножение животных»

- проведение опытов учащимися «Проращивание семян в домашних

условиях»

- опыт «Проращивание семян двудольных растений: фасоли и гороха»

- опыт «Проращивание семян однодольных растений»

2. Постановка проекта:

- постановка целей;

- фотографирование;

- занесение результатов в дневник наблюдений;

- сбор информации;

- выводы;

- подведение итогов.

3. Описание педагогических идей и инициатив:

- изучение тем «Размножение растений» «Вегетативное размножение

растений» «Строение семян однодольных и двудольных растений» я

провожу обязательно с постановкой опытов учащимися;

- при набухании семян можно изучать строение семени однодольного и

двудольного растения;

- при укоренении черенков традесканции - изучать на живых объектах

строение побега и корня;

- при укоренении листочков узамбарской фиалки или бегонии - изучать

вегетативное размножение растений.

Результат педагогических идей:

- дети самостоятельно учатся ставить опыты с живыми объектами;

- дети получают опыт уже в 5 классе - самостоятельной организации

проекта;

- учимся заносить наблюдения и результаты в дневник наблюдений;

- дети фотографируют, делают выводы, учатся рассказывать и делиться

своими успехами.



В раздел образования