Автор: Марина Николаевна Целикова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ № 4"
Населённый пункт: г. Лянтор
Наименование материала: Технологическая карта учебного занятия
Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учитель:
Целикова Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ №4»
Учебный предмет:
«Математика»
Класс:
1 - Б
Программа:
Образовательная
программа
начального
общего
образования
по
учебному
предмету
«Математика»,
1
класс,
Н.Б.Истомина («Гармония»)
Учебник:
Н.Б.Истомина «Математика», 1 класс
Тема раздела:
«Двузначные числа. Сложение. Вычитание» (12 часов)
Тема урока:
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.(5/12)
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания
Цель урока:
Создать условия для овладения приёмом сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд.
Задачи урока:
-познакомить с приёмами устного сложения и вычитания двузначных чисел без перехода в другой разряд;
-выполнять устные приёмы сложения и вычитания круглых десятков; двузначных чисел и круглых десятков; двузначных
и однозначных чисел без перехода в другой разряд;
-развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством парной и коллективной форм работы на
уроке;
-развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к предмету
;
-
формировать навыки само и взаимоконтроля, развивать умение осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной
деятельности;
-воспитывать положительное отношение к изучению математики, чувство ответственности и взаимовыручки;
-
воспитывать настойчивость и упорство в достижении поставленной цели.
Планируемые
результаты:
1.
Личностные результаты:
-формирование способности осуществлять поиск решения проблемы;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении учебной задачи, умения
находить выходы из спорных ситуаций;
-оценивание своих достижений, формирование способности к самооценке на основе критерий успешности учебной
деятельности.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
-принятие
и
сохранение
учебной
задачи;
активное
включение
в
деятельность,
направленную
на
её
решение
в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-различие способов и результата действия;
-контроль за процессом и результатами деятельности.
Познавательные УУД:
-ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
-открытие новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке;
-анализ полученной информации: умение делать выводы в результате совместной деятельности;
-применение разнообразных способов решения задач;
-развитие логических действий анализа, сравнения, обобщения.
Коммуникативные УУД:
-представление в речи своих мыслей и действий, понятных для партнёра;
-использование процесса общения для планирования и регуляции своего действия;
-осуществление взаимного контроля и оказание помощи в сотрудничестве с партнерами.
3. Предметные результаты:
-знание разрядного состава двузначных чисел;
-выполнение
устных
приёмов
сложения
и
вычитания
круглых
десятков;
двузначных
чисел
и
круглых
десятков;
двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд; двузначных чисел без перехода в другой разряд
- использование в речи математической терминологии.
Методы обучения:
1.
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
2.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, диалог, объяснение, практическая работа, игровая
деятельность.
3.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный,
частично-поисковый, проблемный.
4.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия.
Форма организации
учебно-
познавательной
деятельности:
• Фронтальная
• Групповая (парная)
• Самостоятельная
• Внутриклассная дифференциация на основе результатов психолого-педагогического мониторинга индивидуального
стиля учебной деятельности (ИСУД)
Оборудование и
оснащение урока:
Учебно - наглядные (информационные) пособия:
1.
Презентация к уроку для обучающихся
Технические средства информации:
1.
Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Smart Notebook.
Атрибуты:
1.
Карточки для индивидуальной практической работы
2.
Сигнальные карточки зелёного, жёлтого, и красного цвета.
Ход урока
Дидактическая
задача этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты обучения
I этап. Мотивирование к учебной деятельности.
В
ключить учащихся в
деятельность на
личностно –
1.
Организационный момент.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Опережающее задание
Математика - страна очень каждому
нужна!
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию на
уровне понимания необходимости учения.
значимом уровне:
«Хочу, потому что
могу».
Вызвать
положительную
эмоциональную
направленность;
повышать уровень
учебной мотивации.
Всех - знакомых, незнакомых,
И серьезных, и весёлых.
И сегодня первый класс
На урок позвал всех Вас!
Продолжаем
наше
путешествие
по
стране
Математике, изучаем её законы и применяем
их в нашей жизни.
Без неё не сосчитать, сколько будет
пять да пять.
Сколько стоят мои книжки, сколько
годиков братишке?
Математику
учи
–
на
всё
ответы
получи!
Готовность к уроку
Регулятивные:
- самоорганизация и организация
рабочего места.
II этап. Актуализация опорных знаний.
Актуализация
опорных знаний и
способов
деятельности,
необходимых для
«открытия» нового
знания.
Дан ряд чисел: 45, 50, 8, 73, 60, 54
- Какое число «лишнее»? Почему?
- Как называются остальные числа?
- На какие группы можно разбить эти
числовые выражения? (Приложение 1.)
- Найдите значения числовых выражений.
Анализируют представленные
числа; находят «лишнее» число и
объясняют свой выбор; разбивают
выражения на группы; находят их
значения.
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения
необходимых признаков для
формулирования темы и задач урока;
- активизация
мыслительных операций.
Предметные:
- устные приёмы сложения и вычитания:
круглых десятков; двузначных чисел и
круглых десятков; двузначных и
однозначных чисел без перехода в другой
разряд.
На доске опорные слова: «Двузначные числа», «Сложение», «Вычитание»
III этап. Выявление места и причины затруднения.
Выявить и
зафиксировать во
внешней речи место
и причину
затруднения,
конкретные знания,
которых недостает
для решения
исходной задачи.
- Давайте вспомним, какие приёмы сложения и
вычитания мы с вами уже умеем выполнять.
- Соотнесите выражение и модель.
(Приложение 2.)
- Для двух выражений вы не нашли нужных
моделей. Почему?
Анализируют числовые выражения
на сложение и вычитание;
соотносят карточки с числовыми
выражениями и соответствующие
им модели; объясняют
вычислительные приёмы.
Дети высказывают свои
предположения
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения
признаков;
- активизация
мыслительных операции, необходимых
для решения задач урока.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества.
Предметные:
устные приёмы сложения и вычитания:
круглых десятков; двузначных чисел и
круглых десятков; двузначных и
однозначных чисел без перехода в другой
разряд.
В конце работы на доске появляется карточка ? и числовые выражения
32+26=, 67-13=.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Организация
осознания
учащимися
внутренней
потребности к
построению
учебных действий,
составление
совместного плана
действий.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем
заниматься на уроке?
- Для того, чтобы решить возникшую проблему
нам с вами необходимо составить план наших
действий.
Определив границы знания и
незнания, формулируют учебную
задачу; составляют план
достижения цели урока.
Регулятивные:
- уметь самостоятельно формулировать
цели урока после предварительного
обсуждения (целеполагание);
- принимать и сохранять учебную задачу
и активно включаться в деятельность.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе
знаний.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других.
Предметные:
- разрядный состав двузначных чисел;
- приёмы сложения и вычитания
двузначных чисел без перехода в другой
разряд.
Фиксируется план:
1. Проанализировать числовые выражения вида: 32+26=; 67-13=
2. Составить предметную модель к данным выражениям.
3. Выполнить сложение и вычитание выражений, используя составленные модели.
4. Зафиксировать последовательность выполненных действий на схеме.
V этап. Реализация построенного проекта.
«Открыть» способ
решения числовых
выражений
вида: 32+26=; 67-
13=
-Проанализируйте числовые выражения и
составьте к ним предметные модели.
-Кто из вас может объяснить, как можно
выполнить данные вычисления?
- Зафиксируйте последовательность
выполненных действий на схеме.
- Маша и Миша тоже решали эти примеры.
- Объясните, как они находили значение этих
выражений.
- Подумайте и скажите кто из них прав.
- Давайте сделаем вывод, как выполнять
сложение и вычитание двузначных чисел без
перехода через разряд.
Анализируют числовые выражения
вида: 32+26=; 67-13=.
Составляют предметную модель к
данным выражениям.
Выполняют сложение и вычитание
выражений, используя
составленные модели.
Фиксируют последовательность
выполненных действий на схеме.
Анализируют способ решения
данных выражений Машей и
Мишей; сравнивают открытые
способы решения.
Делают вывод о способах сложения
и вычитания числовых выражений
вида: 32+26=; 67-13=.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе
знаний;
- преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
- отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы
на вопросы.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнёров
высказывания.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
- уметь работать по коллективно
составленному плану;
- уметь проговаривать
последовательность действий на уроке.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания
двузначных чисел без перехода через
разряд
На доске появляются карточки с записью приёмов новых вычислений.
1 способ: 2 способ:
32+26=32+20+6= 32+26=(30+20)+(2+6)=
67-13=67-10-3= 67-13=(60-10)+(7-3)=
Физкультурная минутка.
Организовать смену
вида деятельности с
целью
предупреждения
утомляемости,
снятия
эмоциональной
напряжённости у
детей.
Зарядка
Игра на внимание.
«Математическая эстафета»
- А сейчас мы проведём математическую
«эстафету».
- Перед каждым рядом висит лист с заданиями,
вам нужно решить один пример и передать
эстафету другому.
- Проверим, какой ряд правильно выполнил все
вычисления.
Обучающиеся выполняют комплекс
упражнений для снятия
утомляемости на уроке.
Закрепляют
табличные
случаи
сложения и вычитания в пределах
10, решают примеры по «цепочке».
Личностные:
-целенаправленно использовать
математические знания, умения, и навыки
в учебной деятельности.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания в
пределах 10.
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием.
Создать условия для
закрепления
первичных знаний и
умений и
применения их на
практике.
- Маша и Миша сегодня решали примеры на
сложение и вычитание.
- Проверьте, правильно ли они выполнили
вычисления.
Фронтальная проверка вычислений
по слайду.
Проверяют правильность решения
числовых выражений; объясняют
способ нахождения правильного
ответа.
Познавательные:
-развивать логические действия анализа,
сравнения, обобщения.
Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнёров
высказывания;
-
слушать и понимать речь других.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания
двузначных чисел без перехода через
разряд.
VII этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Определить уровень
усвоения
изученного
материала.
1. Игра «Соревнуюсь с калькулятором»
-Перед вами лежат две карточки с заданиями. 1
вариант – жёлтая карточка, 2 вариант – голубая.
Задача: найти значение числовых выражений.
Договоритесь, кто будет считать сам, а кто с
помощью калькулятора. Проверим, кто же
считает быстрее.
Выполняют самостоятельную
работу по карточке.
Осуществляют взаимопроверку
выполненных выражений по
эталону; оценивают работу
одноклассника с помощью
сигнальных карточек:
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию на
уровне понимания необходимости учения.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
- уметь работать по алгоритму;
- А теперь давайте проверим, как вы выполнили
практическую работу. Поменяйтесь карточками.
-Оцените работу своего одноклассника. Если он
все примеры решил правильно – зелёная
карточка, были ошибки – красная.
2. Анализ игры «Соревнуюсь с
калькулятором»
- Кому сегодня удалось победить своего
одноклассника с калькулятором?
зелёная – всё правильно.
красная – есть ошибки.
- уметь проговаривать
последовательность действий на уроке.
Предметные:
-устные приёмы сложения и вычитания
двузначных чисел без перехода через
разряд.
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Зафиксировать
новые знания,
оценить
собственную
деятельность.
1. Выявление ценностного отношения
обучающихся к полученному знанию и
самому процессу познания.
- Кто помнит тему нашего урока?
- Чему мы сегодня должны были научиться на
уроке математики?
- Кто сможет рассказать, как надо складывать
двузначные числа?
- А как мы вычитаем двузначные числа?
- Как вы считаете, пригодятся ли в жизни
изученные приёмы счёта?
2. Рефлексия с помощью сигнальных
карточек.
- Перед вами на партах лежат три сигнальные
карточки.
- Вспомните, легко ли вам сегодня было
работать на уроке. (Приложение 3)
3. Итог урока.
- Спасибо за работу, вы хорошо потрудились.
Урок окончен.
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу на уроке с
помощью сигнальных карточек.
Несколько обучающихся
высказали свое мнение
«Я узнал…»,
«Мне понравилось…",
«Я запомнил…»,
«Мне было трудно…».
Личностные:
- смыслообразование;
- проведение самооценки учениками
работы на уроке, на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
- самостоятельное выделение
познавательной цели.