Напоминание

Профессиональное обучение как фактор социализации.


Автор: Татьяна Ивановна Каллонен
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГИЭФПТ(технологический факультет СПО)
Населённый пункт: город Гатчина
Наименование материала: Профессиональное обучение как фактор социализации.
Тема: Профессиональное обучение как фактор социализации.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональное обучение как фактор социализации.

(эссе)

Социализация

это

непрерывный

процесс

взаимодействия

индивидуума с внешней средой (факторами).

Сущность

профессионального

обучения

как

профессиональной

социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к

определенной профессиональной роли и становится носителем связанного с

этой ролью социального статуса.

Среднее профессиональное образование как практико-ориентированное

образование, благодаря которому процесс профессиональной социализации

происходит в более короткие сроки.

Создание целостного образовательно-воспитательного пространства

профессиональной образовательной организации в совокупности

представленных составляющих (образовательно-воспитательной, культурно-

социальной, интерактивной) обеспечивает оптимальную профессиональную

социализацию обучающегося в рамках усвоения будущим специалистом

среднего звена профессиональных и социальных знаний, освоения

гражданских, духовно-нравственных ценностей профессионального

сообщества, становления ключевых компетенций обучающегося,

формирование и укрепление академических и профессиональных традиций .

При этом педагогически сопровождаемая профессиональная социализация

будущего специалиста среднего звена проявляется в амплификации его

личностной сферы: активном качественном преобразовании личностных

структур, приводящих к повышению уровня учебно-профессиональной

мотивации; актуализации учебно-профессиональных ценностей; повышении

уровня осознания возможностей самореализации в учебной и будущей

профессиональной деятельности; повышении удовлетворенности учебной

деятельностью и выбором профессии; более четком представлении о

профессиональном будущем; появлении способности к профессиональному

саморазвитию. Также амплифицируется сфера общения студентов:

повышается удовлетворенность взаимоотношениями в процессе учебной и

квазипрофессиональной деятельности и уровень самоуважения студента;

развиваются способности к профессиональному общению; активизируется

стремление к самореализации в общении в сочетании с хорошим

самоконтролем, обеспечивающим соблюдение нормативных требований

среды .

Через профессиональную подготовку и трудовую деятельность происходит

передача накопленного опыта и воспроизводство трудовых отношений,

постепенное вхождение обучающегося в мир профессиональной

деятельности. Практико-ориентированная подготовка обучающегося в

профессиональной образовательной организации направлена на становление

«профессиональных ориентиров, трудовой этики и карьерных компетенций у

той группы молодых специалистов, которая пополнит ряды профессионалов

и которые будут определять векторы обновлений социально-

профессиональной структуры общества и дальнейшего социального

развития, что обеспечивает более короткий срок осуществления процесса

профессиональной социализации будущих квалифицированных рабочих,

служащих и их более успешную адаптацию к требованиям

профессиональной деятельности ..

Профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена

осуществляется на трех основных уровнях: личностном (обогащение

собственного профессионального опыта молодого специалиста и

формирование направленности на собственный профессиональный рост),

групповом (включение будущего специалиста среднего звена в реально

существующую профессиональную среду и общественные отношения),

институциональном (организация таких условий, которые обеспечивают

«закрепляемость» выпускника в социуме и профессии, социально-

профессиональную и личностную «жизнеспособность») . При этом

необходимо отметить, что данный процесс предполагает «авторство»

субъекта, индивидуальное продвижение к вершинам социального,

личностного и профессионального бытия, и большей степени обусловлен

личностным, субъективным фактором, где сама избирательность индивида и

есть критерий, оставляющий за ним право того, что может быть именуемо

как профессиональная «самосоциализируемость» (термин И.А. Щeглoвa).

Эффективность протекания профессиональной социализации будущего

специалиста среднего звена обусловлена факторами допрофессиональной

социализации (семьей, школьными педагогами и сверстниками, спецификой

месторасположения, материально-бытовыми условиями и т. д.) и

индивидуально-личностными, образовательными, социально-

профессиональными факторами (отношениями в студенческой группе,

профессорско-преподавательским составом, содержательной основой

основных профессиональных образовательных программ, социокультурной

средой организации, оптимальностью освоения ролевого набора,

соответствующего статусу студента и профессионала, соотнесением

требований профессиональной образовательной среды с прошлым опытом и

ожиданиями вчерашнего абитуриента и т.д.)

Профессиональная социализация охватывает не только образовательный этап

профессионализации личности, но и последующие этапы ее

профессионального становления, где помимо освоения, личность уже

воспроизводит социальный и индивидуальный опыт. При этом

профессиональная социализация представляется как процесс

многосторонний, охватывающий самые различные сферы жизнедеятельности

личности – сознание, общение, деятельность и др., а результат

профессиональной социализации выражается, нахождением обучающимся

«…своего места в профессиональной стратификации, выработкой

профессионального менталитета, формированием ролевого поведения и

профессиональной идентификации»

Успешность профессиональной социализации проявляется в объединении

будущего специалиста среднего звена в профессиональное сообщество и

посредством этого – в общество в целом. Социализирующим результатом

профессионального образования выступает устойчивая система социально-

ценностных отношений обучающегося к окружающему миру, к осваиваемой

профессии, к самому себе. При этом в решении задач профессиональной

социализации будущего специалиста среднего звена необходима специальная

помощь преподавателя, деятельность которого определяется стратегией

педагогической поддержки.. Индивидуальная работа требуется в помощь

студенту в интеллектуальном развитии, оформлении мотивации выбора

профессии, формировании адекватной самооценки, развитии творческих

способностей, конструировании продуктивных социальных отношений,

смыслопоисковой активности и т.д.

Определение результативности профессиональной социализации возможно

путем выявления соотношения ее нормативной и реальной составляющих как

степени воплощения существующих эталонов и стандартов

профессионализации студентов. Показателями результативности выступают

качество профессионального образования, успеваемость студентов, их

активность в учебной и во внеучебной работе, удовлетворенность

профессиональной подготовкой, желание работать по данной специальности

и самоидентификация в ней

Успешная профессиональная социализация будущих специалистов

рассматривается как одна из приоритетных задач, стоящих перед системой

среднего профессионального образования (СПО).

Социальные ожидания, связанные со средним профессиональным

образованием, характеризуются более высокими показателями качества

образования, обусловленными построением его на компетентностной основе,

индивидуализацией профессионального обучения, взаимодействием

образовательных учреждений с социальной средой.

При этом формирование общих и профессиональных компетенций студентов

выступает в качестве приоритетной миссии среднего профессионального

образования. Так, в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом СПО по специальности выпускник колледжа

должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии,

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, уметь работать в коллективе, ориентироваться в условиях быстрой

смены технологий профессиональной деятельности. В связи с этим решение

задач модернизации системы среднего профессионального образования

технического профиля предполагает формирование у студентов новой

культуры отношений, ценностями которой являются самостоятельное

действие и предприимчивость, соединенные с ответственностью за

общественное благосостояние и устойчивое развитие социума.

Важность профессиональной социализации студентов СПО обусловлена тем,

что именно через профессиональную подготовку и трудовую деятельность

происходит передача накопленного опыта и воспроизводства трудовых

отношений, вхождение человека в мир профессиональной деятельности,

обновление социально-профессиональной структуры общества



В раздел образования