Напоминание

Особенности нарушений письма младших школьников с легкой степенью умственной отсталости


Автор: Говцаненко Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности нарушений письма младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности нарушений письма младших школьников с легкой

степенью умственной отсталости

Говцаненко Елена Валерьевна

Учитель начальных классов

Аннотация: В данной статье затрагивается проблема овладения процессом письма

младших школьников, легкую степень умственной отсталости. Раскрывается сущность

специфических ошибок, допускаемых детьми с легкой умственной отсталостью

(графические ошибки, нарушение слоговой структуры слова и структуры слов в

предложении, грамматические и орфографические ошибки, замены и смешения букв).

Ключевые слова: дисграфия, процесс письма, умственная отсталость, специфические

ошибки

У детей с легкой степенью умственной отсталостью из-за дефектов

развития

психических

процессов

наблюдается

низкий

уровень

усвоения

языковых закономерностей и сформированности языковых обобщений, что в

свою очередь приводит к нарушению письма, сопровождающиеся большим

количеством орфографических ошибок.

Несформированность речевой деятельности приводит к определенным

сложностям

овладения

письменной

речью

и

трудностям,

использования

орфографических правил.

К сожалению, нередки случаи, когда преподаватель пытается объяснить

допускаемые ошибки, опираясь на личностные качества учащегося, такие

как: не слушает педагога, небрежно выполняет письменные работы, и т.д.

На

самом деле причины ошибок при письме обусловлены несформированностью

фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Как правило, основанием для классификации ошибок письменной речи

выступают

различные

критерии,

учитывающие

нарушение

анализаторов,

психических функций, несформированность операций письма.

Наиболее

обоснованной является классификация по Р.И. Лалаевой [27], выделенная на

основе

несформированности

определенных

операций

процесса

письма.

Согласно данной классификации к ошибкам относят:

1 Артикуляторно-акустические ошибки, которые отражают на письме

неправильное звукопроизношение. Данные ошибки объясняются тем, что на

начальных этапах овладения письмом учащиеся пишут, проговаривая, т.е.

так, как произносят. Если у ребенка наблюдаются дефекты произношения

звуков, то он обязательно отобразит, имеющиеся дефекты в письменной речи,

в виде пропусков, замен букв, соответствующих заменам и пропускам фонем

в устной речи.

Практика

показывает,

что

исправление

дефектов

в

устной

речи

не

всегда

приводит

к

устранению

нарушений

в

письменной

речи.

Это

объясняется

несформированностью

артикуляционной

моторики

и

нарушением

кинестетических

образов

звуков,

связанных

с

дефектами

развития психических процессов у детей с легкой степенью умственной

отсталостью.

2

Акустические

ошибки,

отражающие

нарушения

фонемного

распознавания, связанные с дефектами слуховой дифференциации фонем.

При этом произношение звуков в устной речи осуществляется правильно, но

в

письменной

речи

наблюдается

замена

букв,

чаще

всего

со

сходными

фонематическими признаками.

Чаще

всего

в

письменной

речи

прослеживается

замена

букв,

обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие,

особенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав [ч-ть, ч-

щ, ц-т, ц-с]. Частным случаем являются проблемы обозначения мягкости на

письме,

выражающиеся

в

ошибках

потребления

мягкого

знака

и

йотированных гласных, связанных с нарушением слуховой дифференциации

твердых и мягких звуков, и сложности их обозначения («пи[с]мо», «по[у]т»,

«л[и]жы»). Довольно часто встречаются ошибки при написании ударных

гласных,

особенно

акустически

и

артикуляторно

сходных

[о-у];

[е-и:

туча-«точа»]; [лес-«лис»].

3 Ошибки, связанные с недоразвитием языкового анализа и синтеза,

связаны

с

нарушениями

количества

и

последовательности

написанных

языковых единиц (деление предложения на слова, слоговой и звуковой анализ

и синтез).

Несформированность

звукового

анализа

и

синтеза

сопровождается

искажениями построения предложения и слова, что проявляется в слитном

написании слов, предлогов со словом («уреки рателипа» - у реки растет

липа), в делении слова («на крыл»).

При этом наибольшую сложность вызывает фонематический анализ,

нарушение которого приводит к искажению звукослоговой структуры слова.

Самыми

распространенными

ошибками,

допускаемые

младшими

школьниками

с

легкой

степенью

умственной

отсталостью

являются:

пропуски

согласных

(пирог-«пиог»,

ручка-«рука»)

пропуски

гласных

кошка-«кшка»).

4 А г р а м м а т и ч е с к и е

о ш и б к и ,

в о з н и к а ю щ и е

н а

ф о н е

несформированности

грамматического

строя

речи

(морфологических,

синтаксических обобщений). Данные ошибки на письме проявляются в виде

аграмматизмов: ошибки на уровне слова, словосочетания, предложения и

текста. Это связано с системным недоразвитием речи, свойственная детям с

интеллектуальными нарушениями.

Дети

младшего

школьного

возраста

с

легкой

степенью

умственной

отсталости

испытывают

затруднения

при

установлении

логических

и

языковых связей между предложениями.

Учащиеся, описывая последовательность событий допускают ошибки в

структуре

последовательности

предложения,

нарушая

смысловые

и

грамматические связи между предложениями.

На письме, наблюдаемые у таких детей аграмматизмы приводят к тому,

что дети искажают морфологическую структуру слова, заменяют префиксы,

суффиксы

(закрыть-«накрыть»,

поро сята-«поро сенки»,

м н о го

деревьев-«много

деревов»),

нарушают

предложно-падежные

конструкции

(«на столом», «около ним»), согласования («дети бежит», «красны платье»).

Кроме этого, младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости

испытывают

сложности

при

конструировании

сложных

по

структуре

предложений,

сопровождающиеся

пропусками

членов

предложения,

нарушением последовательности слов в предложении.

5 Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса,

буквенного гнозиса, пространственного восприятия. Характерны ошибки в

виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков

элементов букв и их неправильного расположения. Р.И. Лалаева объясняет

это тем, что дети не могут дифференцировать представления о сходных

формах букв (не могут выбрать букву из числа сходных, заменяют оптически

сходные буквы) [4].

Написание букв проявляются в следующих видах нарушений:

замены

графически

сходных

букв

состоящих

из

одинаковых

элементов,

имеющих

различное

расположение

в

пространстве

или

букв,

отличающихся одним дополнительным элементом;

– искажение графического образа букв, проявляющиеся в зеркальном

написании, пропусках элементов букв, особенно когда соседние буквы схожи,

написании лишних элементов, неправильном расположении элементов.

Нарушения

письма

младших

школьников

с

легкой

степенью

умственной

отсталости

часто

сопровождается

неречевой

симптоматикой:

неврологические

нарушения,

несформированость

психических

процессов

(восприятия, памяти, мышления, внимания), эмоциональными нарушениями.

Минимизировать данные нарушения можно с помощью целенаправленного

коррекционно-логопедического воздействия.

Согласно

исследованиям

В.В.

Воронковой,

М.Е.

Хватцева

[2],

в

сравнении с детьми с сохранным интеллектом, нарушения письма наиболее

часто

встречаются

у

учащихся

младших

классов

с

легкой

степенью

умственной отсталостью.

У

учащихся

с

легкой

степенью

умственной

отсталости

симптомы

нарушения

письма

проявляются

в

большом

количестве

разнообразных

ошибок в связи со сложностью процесса письма и, как правило, на выходе

мы видим сочетание различных форм нарушения письма (ошибок).

Нарушение

письма

у

младших

школьников

с

легкой

степенью

умственной

отсталостью,

сопровождающееся

распространенными

орфографическими ошибками, это объясняется низким уровнем познания

языковых закономерностей, низким уровнем сформированности языковых

обобщений,

что

не

позволяет

им

освоить

необходимые

правила,

предусмотренные в письменной речи.

В

с в о и х

т р уд а х

Л . С .

В о л ко в а

о т м еч а е т,

ч т о

б о л ь ш а я

распространенность и особенности симптоматики нарушений письма у детей

младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

связаны

с

нарушением

развития

психофизических

функций,

порой

серьезными

нарушениями

речи,

неразвитостью

языкового

общения,

нарушением речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов и

особенностями организации психической деятельности [1].

Вывод. У детей с легкой степенью умственной отсталости письменные

нарушения являются довольно распространенными и связаны с системой

разнообразных нарушений в патогенезе.

В исследованиях ученых максимально описаны различные этиологии

на причины и закономерности нарушений письма. У детей с легкой степенью

умственной

отсталости

нарушения

письма

носят

сочетаемый

характер.

Логопедическая работа в школе, реализующей специальные, адаптированные

программы,

нуждается

в

дополнительных

научно-методиче ских

исследованиях

и

разработках.

Этот

аспект

еще

малоизучен

и

является

актуальным для дальнейших исследований.

Список литературы

1

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей

с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:

Учебно–методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС» 2008. -

133с.

2

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной

школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

3

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно–

методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. -286с.

4

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений

письма у младших школьников. – С. –Петербург: Союз, 2001.- 224с.



В раздел образования