Автор: Говцаненко Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности нарушений письма младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Раздел: начальное образование
Особенности нарушений письма младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости
Говцаненко Елена Валерьевна
Учитель начальных классов
Аннотация: В данной статье затрагивается проблема овладения процессом письма
младших школьников, легкую степень умственной отсталости. Раскрывается сущность
специфических ошибок, допускаемых детьми с легкой умственной отсталостью
(графические ошибки, нарушение слоговой структуры слова и структуры слов в
предложении, грамматические и орфографические ошибки, замены и смешения букв).
Ключевые слова: дисграфия, процесс письма, умственная отсталость, специфические
ошибки
У детей с легкой степенью умственной отсталостью из-за дефектов
развития
психических
процессов
наблюдается
низкий
уровень
усвоения
языковых закономерностей и сформированности языковых обобщений, что в
свою очередь приводит к нарушению письма, сопровождающиеся большим
количеством орфографических ошибок.
Несформированность речевой деятельности приводит к определенным
сложностям
овладения
письменной
речью
и
трудностям,
использования
орфографических правил.
К сожалению, нередки случаи, когда преподаватель пытается объяснить
допускаемые ошибки, опираясь на личностные качества учащегося, такие
как: не слушает педагога, небрежно выполняет письменные работы, и т.д.
На
самом деле причины ошибок при письме обусловлены несформированностью
фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Как правило, основанием для классификации ошибок письменной речи
выступают
различные
критерии,
учитывающие
нарушение
анализаторов,
психических функций, несформированность операций письма.
Наиболее
обоснованной является классификация по Р.И. Лалаевой [27], выделенная на
основе
несформированности
определенных
операций
процесса
письма.
Согласно данной классификации к ошибкам относят:
1 Артикуляторно-акустические ошибки, которые отражают на письме
неправильное звукопроизношение. Данные ошибки объясняются тем, что на
начальных этапах овладения письмом учащиеся пишут, проговаривая, т.е.
так, как произносят. Если у ребенка наблюдаются дефекты произношения
звуков, то он обязательно отобразит, имеющиеся дефекты в письменной речи,
в виде пропусков, замен букв, соответствующих заменам и пропускам фонем
в устной речи.
Практика
показывает,
что
исправление
дефектов
в
устной
речи
не
всегда
приводит
к
устранению
нарушений
в
письменной
речи.
Это
объясняется
несформированностью
артикуляционной
моторики
и
нарушением
кинестетических
образов
звуков,
связанных
с
дефектами
развития психических процессов у детей с легкой степенью умственной
отсталостью.
2
Акустические
ошибки,
отражающие
нарушения
фонемного
распознавания, связанные с дефектами слуховой дифференциации фонем.
При этом произношение звуков в устной речи осуществляется правильно, но
в
письменной
речи
наблюдается
замена
букв,
чаще
всего
со
сходными
фонематическими признаками.
Чаще
всего
в
письменной
речи
прослеживается
замена
букв,
обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие,
особенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав [ч-ть, ч-
щ, ц-т, ц-с]. Частным случаем являются проблемы обозначения мягкости на
письме,
выражающиеся
в
ошибках
потребления
мягкого
знака
и
йотированных гласных, связанных с нарушением слуховой дифференциации
твердых и мягких звуков, и сложности их обозначения («пи[с]мо», «по[у]т»,
«л[и]жы»). Довольно часто встречаются ошибки при написании ударных
гласных,
особенно
акустически
и
артикуляторно
сходных
[о-у];
[е-и:
туча-«точа»]; [лес-«лис»].
3 Ошибки, связанные с недоразвитием языкового анализа и синтеза,
связаны
с
нарушениями
количества
и
последовательности
написанных
языковых единиц (деление предложения на слова, слоговой и звуковой анализ
и синтез).
Несформированность
звукового
анализа
и
синтеза
сопровождается
искажениями построения предложения и слова, что проявляется в слитном
написании слов, предлогов со словом («уреки рателипа» - у реки растет
липа), в делении слова («на крыл»).
При этом наибольшую сложность вызывает фонематический анализ,
нарушение которого приводит к искажению звукослоговой структуры слова.
Самыми
распространенными
ошибками,
допускаемые
младшими
школьниками
с
легкой
степенью
умственной
отсталостью
являются:
пропуски
согласных
(пирог-«пиог»,
ручка-«рука»)
пропуски
гласных
кошка-«кшка»).
4 А г р а м м а т и ч е с к и е
о ш и б к и ,
в о з н и к а ю щ и е
н а
ф о н е
несформированности
грамматического
строя
речи
(морфологических,
синтаксических обобщений). Данные ошибки на письме проявляются в виде
аграмматизмов: ошибки на уровне слова, словосочетания, предложения и
текста. Это связано с системным недоразвитием речи, свойственная детям с
интеллектуальными нарушениями.
Дети
младшего
школьного
возраста
с
легкой
степенью
умственной
отсталости
испытывают
затруднения
при
установлении
логических
и
языковых связей между предложениями.
Учащиеся, описывая последовательность событий допускают ошибки в
структуре
последовательности
предложения,
нарушая
смысловые
и
грамматические связи между предложениями.
На письме, наблюдаемые у таких детей аграмматизмы приводят к тому,
что дети искажают морфологическую структуру слова, заменяют префиксы,
суффиксы
(закрыть-«накрыть»,
поро сята-«поро сенки»,
м н о го
деревьев-«много
деревов»),
нарушают
предложно-падежные
конструкции
(«на столом», «около ним»), согласования («дети бежит», «красны платье»).
Кроме этого, младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости
испытывают
сложности
при
конструировании
сложных
по
структуре
предложений,
сопровождающиеся
пропусками
членов
предложения,
нарушением последовательности слов в предложении.
5 Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса,
буквенного гнозиса, пространственного восприятия. Характерны ошибки в
виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков
элементов букв и их неправильного расположения. Р.И. Лалаева объясняет
это тем, что дети не могут дифференцировать представления о сходных
формах букв (не могут выбрать букву из числа сходных, заменяют оптически
сходные буквы) [4].
Написание букв проявляются в следующих видах нарушений:
–
замены
графически
сходных
букв
–
состоящих
из
одинаковых
элементов,
имеющих
различное
расположение
в
пространстве
или
букв,
отличающихся одним дополнительным элементом;
– искажение графического образа букв, проявляющиеся в зеркальном
написании, пропусках элементов букв, особенно когда соседние буквы схожи,
написании лишних элементов, неправильном расположении элементов.
Нарушения
письма
младших
школьников
с
легкой
степенью
умственной
отсталости
часто
сопровождается
неречевой
симптоматикой:
неврологические
нарушения,
несформированость
психических
процессов
(восприятия, памяти, мышления, внимания), эмоциональными нарушениями.
Минимизировать данные нарушения можно с помощью целенаправленного
коррекционно-логопедического воздействия.
Согласно
исследованиям
В.В.
Воронковой,
М.Е.
Хватцева
[2],
в
сравнении с детьми с сохранным интеллектом, нарушения письма наиболее
часто
встречаются
у
учащихся
младших
классов
с
легкой
степенью
умственной отсталостью.
У
учащихся
с
легкой
степенью
умственной
отсталости
симптомы
нарушения
письма
проявляются
в
большом
количестве
разнообразных
ошибок в связи со сложностью процесса письма и, как правило, на выходе
мы видим сочетание различных форм нарушения письма (ошибок).
Нарушение
письма
у
младших
школьников
с
легкой
степенью
умственной
отсталостью,
сопровождающееся
распространенными
орфографическими ошибками, это объясняется низким уровнем познания
языковых закономерностей, низким уровнем сформированности языковых
обобщений,
что
не
позволяет
им
освоить
необходимые
правила,
предусмотренные в письменной речи.
В
с в о и х
т р уд а х
Л . С .
В о л ко в а
о т м еч а е т,
ч т о
б о л ь ш а я
распространенность и особенности симптоматики нарушений письма у детей
младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
связаны
с
нарушением
развития
психофизических
функций,
порой
серьезными
нарушениями
речи,
неразвитостью
языкового
общения,
нарушением речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов и
особенностями организации психической деятельности [1].
Вывод. У детей с легкой степенью умственной отсталости письменные
нарушения являются довольно распространенными и связаны с системой
разнообразных нарушений в патогенезе.
В исследованиях ученых максимально описаны различные этиологии
на причины и закономерности нарушений письма. У детей с легкой степенью
умственной
отсталости
нарушения
письма
носят
сочетаемый
характер.
Логопедическая работа в школе, реализующей специальные, адаптированные
программы,
нуждается
в
дополнительных
научно-методиче ских
исследованиях
и
разработках.
Этот
аспект
еще
малоизучен
и
является
актуальным для дальнейших исследований.
Список литературы
1
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:
Учебно–методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС» 2008. -
133с.
2
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной
школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
3
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно–
методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. -286с.
4
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений
письма у младших школьников. – С. –Петербург: Союз, 2001.- 224с.