Автор: Перфилова Надежда Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: г. Советск Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса через решение занимательных задач на уроках математики.
Раздел: среднее образование
Развитие познавательного интереса через решение занимательных задач на
уроках математики.
Успешность
процесса
обучения
зависит
прежде
всего
от
желания
учиться,
от
наличия
положительной
мотивации
у
учащегося.
Интерес
к
предмету
самый
сильный стимул к изучению математики. Интерес повышает производительность
занятий,
при
этом
материал
впитывается
легко,
без
сопротивления,
так
как
подсознание ребенка не занято ничем другим.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в
большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет
построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый
ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для
возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и
только
определяются
постоянные
интересы
и
склонности
к
тому
или
иному
предмету.
Именно
в
этот
период
нужно
стремиться
раскрыть
притягательные
стороны математики.
Для поддержания и развития интереса на уроке я включаю в процесс обучения
учебные
занимательные
задания
непосредственно
связанные
с
изучаемым
материалом. Ценность таких заданий в том, что они наряду с привитием интереса к
учению способствуют определенному накоплению знаний, умений, навыков.
Приведу
примеры
заданий,
составленных
с
помощью
некоторых
приемов
занимательности, которые применяю на уроках.
1.
В
5
и
6
классах
использую
прием
« Математический
герой».
(Витя
Верхоглядкин и Степа Смекалкин, Незнайка и Знайка и др.) Математический герой
может
предлагать
задачу,
решать
задачу,
делиться
знаниями,
играть
с
математическими объектами.
Например,
Витя
разложил
на
простые
множители
числа
186=2*2*3*3*5,
367=2*3*3*3*7, 780=2*2*2*3*3*11. К его удивлению Степа Смекалкин, проверяя
решения, через несколько секунд определил, что все ответы неправильные. Не
сможете ли вы так же быстро найти ошибки в решении Вити?
Задачи
с
математическими
героями
привлекают
учащихся.
Важно
сочетание
именно
двух
героев.
Они
как
бы
являют
собой
два
образца.
Призывают
соревноваться с умным Степой Смекалкиным. Тот факт, что надо поправить Витю
обеспечивает внимание и контроль детей.
2. Необычная запись, чертеж, схема. На доске таблица. Справа написана некоторая
дробь ( например 3/5) Учитель показывает указкой на число в таблице, ученик
должен найти дробь от числа.
20
14
9
16
24
25
11
10
8
Необычность подачи задачи привлекает внимание учащихся.
3 . Логический
каркас.
Путем
логических
рассуждений
требуется
выявить
из
нескольких утверждений одно ( несколько) верное или неверное.
Пример. Из следующих равенств одно верное, а другое нет. Найдите верное. Не
торопитесь находить произведение чисел.( 352*427=150308, 564*376=212064).
Этот прием ценен тем, что учит логическим рассуждениям, помогает осознать
идею контрпримера.
4.Обращение. В задачах чаще требуется по указанным компонентам и действиям
найти результат. Полезны обратные действия: по указанным действиям и результату
найти компоненты.
Примеры. Даны две точки, отмеченные на белом листе бумаги А(1;3), В(-3;3).
Начертите систему координат, чтобы точки имели указанные координаты.
Вместо звездочки *-11х=12. вставь такое число, чтобы корень уравнения равнялся
2.
5. Запрет. При решении задачи запрещается пользоваться заранее оговоренными
объектами ( числом, символом, операцией и т. д.)
Примеры. Не приводя к общему знаменателю сравнить дроби 43/44 и 42/43.
Разделить отрезок пополам, пользуясь только шаблоном острого угла?
6. Зашифрованные задания.
Восстанови записи: 25-с
2
=(5-*)(*+с).
Вместо
пропуска
запиши
такие
числа,
чтобы
легко
было
вычислить
устно
призведение: а) 2* … * 78; б) 3*…* 7*25; в) …*9*125.
С помощью приемов занимательности создаются задания, которые могут служить
мостиком от стандартных задач к нестандартным.
Литература:
1.
М.Ю.
Шуба.
Занимательные
задания
в
обучении
математике.-
М.:Просвещение , 1994.
2.
Н.И.
Зильберберг
Урок
математики
подготовка
и
проведение.-М.:
Просвещение, 1996.
Автор: Перфилова Надежда Павловна,
учитель математики МОУ СОШ с УИОП №1
г. Советска, Кировской области.