Напоминание

Развитие познавательного интереса через решение занимательных задач на уроках математики.


Автор: Перфилова Надежда Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: г. Советск Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса через решение занимательных задач на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательного интереса через решение занимательных задач на

уроках математики.

Успешность

процесса

обучения

зависит

прежде

всего

от

желания

учиться,

от

наличия

положительной

мотивации

у

учащегося.

Интерес

к

предмету

самый

сильный стимул к изучению математики. Интерес повышает производительность

занятий,

при

этом

материал

впитывается

легко,

без

сопротивления,

так

как

подсознание ребенка не занято ничем другим.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в

большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет

построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый

ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для

возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и

только

определяются

постоянные

интересы

и

склонности

к

тому

или

иному

предмету.

Именно

в

этот

период

нужно

стремиться

раскрыть

притягательные

стороны математики.

Для поддержания и развития интереса на уроке я включаю в процесс обучения

учебные

занимательные

задания

непосредственно

связанные

с

изучаемым

материалом. Ценность таких заданий в том, что они наряду с привитием интереса к

учению способствуют определенному накоплению знаний, умений, навыков.

Приведу

примеры

заданий,

составленных

с

помощью

некоторых

приемов

занимательности, которые применяю на уроках.

1.

В

5

и

6

классах

использую

прием

« Математический

герой».

(Витя

Верхоглядкин и Степа Смекалкин, Незнайка и Знайка и др.) Математический герой

может

предлагать

задачу,

решать

задачу,

делиться

знаниями,

играть

с

математическими объектами.

Например,

Витя

разложил

на

простые

множители

числа

186=2*2*3*3*5,

367=2*3*3*3*7, 780=2*2*2*3*3*11. К его удивлению Степа Смекалкин, проверяя

решения, через несколько секунд определил, что все ответы неправильные. Не

сможете ли вы так же быстро найти ошибки в решении Вити?

Задачи

с

математическими

героями

привлекают

учащихся.

Важно

сочетание

именно

двух

героев.

Они

как

бы

являют

собой

два

образца.

Призывают

соревноваться с умным Степой Смекалкиным. Тот факт, что надо поправить Витю

обеспечивает внимание и контроль детей.

2. Необычная запись, чертеж, схема. На доске таблица. Справа написана некоторая

дробь ( например 3/5) Учитель показывает указкой на число в таблице, ученик

должен найти дробь от числа.

20

14

9

16

24

25

11

10

8

Необычность подачи задачи привлекает внимание учащихся.

3 . Логический

каркас.

Путем

логических

рассуждений

требуется

выявить

из

нескольких утверждений одно ( несколько) верное или неверное.

Пример. Из следующих равенств одно верное, а другое нет. Найдите верное. Не

торопитесь находить произведение чисел.( 352*427=150308, 564*376=212064).

Этот прием ценен тем, что учит логическим рассуждениям, помогает осознать

идею контрпримера.

4.Обращение. В задачах чаще требуется по указанным компонентам и действиям

найти результат. Полезны обратные действия: по указанным действиям и результату

найти компоненты.

Примеры. Даны две точки, отмеченные на белом листе бумаги А(1;3), В(-3;3).

Начертите систему координат, чтобы точки имели указанные координаты.

Вместо звездочки *-11х=12. вставь такое число, чтобы корень уравнения равнялся

2.

5. Запрет. При решении задачи запрещается пользоваться заранее оговоренными

объектами ( числом, символом, операцией и т. д.)

Примеры. Не приводя к общему знаменателю сравнить дроби 43/44 и 42/43.

Разделить отрезок пополам, пользуясь только шаблоном острого угла?

6. Зашифрованные задания.

Восстанови записи: 25-с

2

=(5-*)(*+с).

Вместо

пропуска

запиши

такие

числа,

чтобы

легко

было

вычислить

устно

призведение: а) 2* … * 78; б) 3*…* 7*25; в) …*9*125.

С помощью приемов занимательности создаются задания, которые могут служить

мостиком от стандартных задач к нестандартным.

Литература:

1.

М.Ю.

Шуба.

Занимательные

задания

в

обучении

математике.-

М.:Просвещение , 1994.

2.

Н.И.

Зильберберг

Урок

математики

подготовка

и

проведение.-М.:

Просвещение, 1996.

Автор: Перфилова Надежда Павловна,

учитель математики МОУ СОШ с УИОП №1

г. Советска, Кировской области.



В раздел образования