Напоминание

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку(лексика,грамматика).


Автор: Клецина Светлана Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5
Населённый пункт: г.Сельцо Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка к ЕГЭ по английскому языку(лексика,грамматика).
Раздел: полное образование





Назад




Подготовка к ЕГЭ по английскому языку

(грамматика и лексика).

Проблема

качественной

подготовки

обучающихся

к

сдаче

ЕГЭ

становится

сегодня

актуальной.

Но

как,

с

помощью

каких

форм,

методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по иностранному

языку,

когда

и

в

каком

классе

необходимо

ее

начинать,

какому

направлению в этой работе отдать предпочтение интересует каждого из

нас.

Результаты

проверки

владения

грамматическими

и

лексическими

навыками (раздел «Грамматика и лексика») свидетельствуют о том,

что

значительная

часть

учащихся

испытывает

трудности

в

выборе

адекватных

видовременных

форм

глаголов

и

в

определении

лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый

текст.

Те проверяемые умения и навыки (распознавание и употребление в речи

основных морфологических форм иностранного языка и различных

грамматических структур; знание основных способов словообразования

и

навыки

применения

их;

распознавание

и

употребление

в

речи

изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической

сочетаемости); знание правил орфографии и навыки применения их),

которые

напрямую

связаны

с

продуктивными

видами

речевой

деятельности, лучше сформированы у выпускников с высоким уровнем

подготовки.

o

В разделе «Грамматика и лексика» группа заданий 19-25 относится

к заданиям базового уровня. Экзаменуемые должны прочитать

т е к с т

и

п р е о б р а з о в а т ь

с л о в а ,

ч т о б ы

о н и

грамматически соответствовали содержанию текста(7б.).

o

Задания 26-31 связаны со словообразованием, где необходимо

образовать

слово,

чтобы

оно грамматически

и

лексически

подходило к соответствующему содержанию текста. Это задание

повышенного уровня сложности (6б.).

o

Задания 32-38 на множественный выбор проверяют способность

грамотно использовать

слова

в

конкретном

коммуникативном

1

контексте

с

учетом

их

формы,

значения

и

особенностей

употребления, принятых в английском языке(7б.).

o

На выполнение заданий раздела «Грамматика и лексика»

отводится примерное время -40 минут. Максимальное количество

баллов-20.

Какие

же

ошибки

чаще

совершают

наши

ученики?

В

аналитическом

отчете

по

результатам

ЕГЭ

указывается,

что

выпускники на экзамене чаще всего:

Приступают к выполнению задания, не прочитав весь текст, без чего не

могут определить время повествования, последовательность действий.

Воспринимают каждое предложение как отдельно взятое, вне связи его

со всем текстом.

Ориентируются

только

на

наречие

времени

и

не

м о г у т

сориентироваться в тексте без него.

Не

понимают

структуру

предложения,

какой

член

предложения

пропущен,

в

результате

употребляют

не

ту

часть

речи,

которая

требуется.

Часто путают глагольные формы,

Чаще

всего

они

невнимательно

читают

задание

-

если

инструкция

требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не

может

быть

заполнен

опорным

словом

без

изменения

или

однокоренным словом.

И, самое обидное, делают ошибки в написании слова, в результате ответ

не засчитывается.

Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того,

какое

лицо,

в

каком

числе

совершает

действие.

Такие

ошибки

свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о

нарушении технологии выполнения задания – т. е. ученик приступил к

заполнению пропусков без предварительного прочтения всего текста с

2

целью понимания его общего содержания и, соответственно, не имея

всей картины в голове.

Анализ типичных ошибок

Задания 19-25

В грамматических заданиях базового уровня наибольшую сложность

представляли

тестовые

вопросы,

проверявшие

навык

употребления

видовременных

форм

глагола.

Основные

ошибки

заключались

в

следующем:

неверное

употребление

вместо

форм

страдательного

залога

форм

действительного залога. Например: The little white flag waving in the

breeze supposed to help me spot my car easily вместо was supposed;

неправильный выбор формы вспомогательного глагола как результат

неумения видеть связь между подлежащим и сказуемым в предложении.

Например,

в

приведенном

выше

примере were

supposed вместо was

supposed;

н е п р а в и л ь н о е

у п о т р е б л е н и е

в р е м е н н ы х

ф о р м глаголов,

например Past Simple вместо Past Continuous.

Н а п р и м е р, It

got (вместо was getting) dark gradually and she couldn’t see her notebook

were well;

неправильное

употребление

степеней

сравнения

прилагательных.

Например: She was the younger (вместо youngest) female to ever receive a

patent in the United States;

ошибки при образовании отрицательных форм глаголов,

например: She

not had, had not (вместо didn’t have) a flashlight.

Задания 26-31

Ти п и чн ые

оши бк и

в

задан и ях

п овышен н ого

уровн я

н а

словообразование были:

Образование от опорных слов не той части речи, которая требуется по

контексту. Например: He would be a famous invented (вместо inventor).

Зачастую образованное слово даже не существует в языке. Например:

вместо effectiveness– effection.

Образование от опорного слова нужной части речи, но не подходящей

по смыслу. Например: He would be a famous invention(вместо inventor).

Заполнение пропуска в предложении опорным словом без изменения,

что противоречит инструкции к заданию.

Ошибки в написании слов: effectiveness, business, successful, finally.

3

Задания 32-38

При выполнении лексических заданий повышенно - высокого уровня

чаще всего допускались следующие ошибки:

Выбирали

из

предложенных

вариантов

ответов

слово,

основное

значение

которого

не

соответствовало

смыслу

предложения.

Так,

в

предложении“For some time he had been ____ in the art of the Ming

dynasty” пропуск

можно

заполнить

только

глаголом interested,

а

не involved.

Не

учитывали

сочетаемости

слов

в

устойчивых

словосочетаниях.

Например, в предложении “Then the audience _______ to an end” вместо

требующегося глагола came выбирали глаголы went, got, brought.

при выборе лексической единицы не учитывали слова, стоящие до и

п о с л е

п р о п у с к а .

Н а п р и м е р ,

в

п р е д л о ж е н и и

“He used to_______ at the Foreign Office at promptly

8:59” предлог at должен

был

способствовать

выбору

экзаменуемыми

глагола arrived.

Самым трудным тестовым вопросом этого задания являлся вопрос на

знание

прилагательного few.

С

ним

не

справилось

более

трети

экзаменуемых.

Они

затруднялись

с

правильным

выбором

в

предложении _____ people were like him.

Все перечисленные выше ошибки свидетельствуют о невнимательном

чтении контекста, неумении анализировать структуру предложений для

определения

требующейся

части

речи

и

незнании

проверяемых

лексических единиц.

Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить качество

знаний наших учеников?

Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм

глагола,

лексических

форм

нужно

использовать

связные

тексты,

которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и

время, к которому эти действия относятся , облегчит выбор языкового

материала.

При

обучении

временам

глагола

обращать

больше

внимания

на

предложения, в которых отсутствует наречие времени, а использование

соответствующей

видовременной

формы

глагола

обусловлено

контекстом.

4

Надо давать больше тренировочных заданий, в которых сопоставляются

разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении

которых закрепляется навык употребления подходящей формы глагола в

зависимости от подлежащего в предложении.

Задания должны составляться на основе связных текстов, в которых

употребление

соответствующей

видовременной

формы

глагола

осуществляется с учетом правила согласования времен.

Необходимо,

чтобы

учащиеся

понимали

структуру

предложений

и

соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в

английском языке.

Одной из главной проблем выполнения заданий, связанных со

словообразованием является незнание основных префиксов, аффиксов

для преобразования одной части речи в другую.

Задания 32-38 повышенного уровня сложности посвящены

лексической сочетаемости. В данном разделе стоит обратить внимание

на то, что не все учащиеся владеют средствами связи в предложении.

Раздел «Лексика и Грамматика» в ЕГЭ

Тренируем грамматический раздел по этим книгам

Грамматика. Тетрадь-тренажер. Тесты и упражнения | Елена Фоменко

Учебник Английский язык. Новый полный справочник для подготовки

к ЕГЭ | Елена Музланова

5

Пособия для подготовки к ЕГЭ

Задания 19-25 (памятка ученикам)

Какие могут быть советы по данным заданиям? Что обычно я говорю

своим ученикам и даю им в качестве памятки.

Прежде чем выполнять задания19-25, заполняя пропуски, нужно

прочитать обязательно весь рассказ или текст целиком, чтобы понять

содержание.

Подсказка

на

выбор

правильной

грамматической

формы

слова

необязательно

находится

в

самом

предложении,

а

может

быть,

например, в предыдущем предложении.

Если требуется поставить глагол в нужную форму, прежде всего,

определи, в каком залоге (активном или пассивном) стоит сказуемое.

(этот момент очень важен, так как дети часто не видят этого, поэтому я

постоянно акцентирую на это внимание!)

При определении временной формы глагола обрати внимание на

ключевые слова (или как я их называю «слова-подсказки»). Поищи в

предложении

те

слова,

которые

помогут

определить

нужное

время.

Если их нет, то прочитай предыдущее предложение и посмотри, в каком

времени

стоит

глагол.

Обычно

в

тексте

все

предложения

взаимосвязаны.

Часто в задании требуется образовать от глагола причастие (третья

форма глагола) или герундий (к глаголу прибавляется окончание -ing).

Определи, какое это причастие — активное (герундий) или пассивное

(третья форма глагола).

Если в задании стоит числительное, например, two, то скорее

всего, требуется образовать порядковое числительное например, second.

Вспомни правила их написания!

Если

необходимо

преобразовать

местоимение,

определи,

какая

форма требуется, например стоит местоимение We. Подумай, что здесь

может быть: our (за ним сразу стоит существительное), us, ourselves или

ours

(без

существительного).

Если

речь

идёт

об

указательном

местоимении, то посмотри какое может быть число ед. или мн.

6

Если

нужно

преобразовать

существительное,

то

здесь

нужно

вспомнить

правила

образования

множе ственного

ч и с л а

существительных. Часто бывают именно исключения. Повтори их!

Если нужно преобразовать прилагательное, то здесь речь идёт о

степенях

сравнения.

Это

либо

сравнительная,

либо

превосходная.

Вспомни правила образования степеней сравнения прилагательных!

Задания 26-31 (Словообразование)

Стратегии для выполнения заданий 26-31(словообразование):

Прочитайте

текст

и

определите

для

себя

какая

часть

речи

необходима для заполнения пропусков

Прочитав предложение определите какая приставка или суффикс

данной части речи придает образованному слову нужный смысл

Проверьте написание всех вписанных слов в пропуски

Задания А22-А28 (Повышенный уровень)

Это задания повышенного уровня и направлены на распознавание и

употребление

изученных

лексических

единиц

с

акцентом

на

их

лексическую

сочетаемость.

Составлены

они

в

виде

теста

с

множественным выбором.

Многим

ученикам

кажется

такой

тип

заданий

неисполнимым.

В

основном, что не знают, делают наугад, авось попадут.

Конечно, тут нужно иметь богатый словарный запас, ведь именно здесь

проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые словосочетания,

а также слова, близкие по форме или по значению, которые легко

спутать (например, make и do).

7

Очень хорошее пособие! Отлично тренирует по фразовым глаголам,

словам похожими по форме или значению, предлогам и т.д

Л. И. Романова — Английский язык. Лексика в

Что тут можно порекомендовать? Вот несколько рекомендаций, которые

также можно посоветовать и ученикам:

Прочитай полностью текст, не обращая внимание на пропуски,

чтобы понять его основное содержание, и подумай, какое слово могло

бы подойти. Даже если ты не сможешь вспомнить подходящее слово,

оно начнёт «вертеться у тебя на языке», и ты сразу узнаешь его, когда

почитаешь предполагаемые ответы.

При

выборе

ответа

обрат

внимание

на

слова,

прилегающие

к

пропуску, так как очень часто именно они определяют правильный

ответ. Часто выбор правильного ответа может зависеть от предлога,

который стоит сразу после пропуска.

Если

ты

не

знаешь,

какой

ответ

выбрать,

попробуй

сначала

исключить варианты, которые точно не подходят.

Если уж ты всё-таки не можешь определить правильный ответ,

положись на свою интуицию и попытайся отгадать, но ни в коем случае

не оставляй пустую клетку в бланке.

На такой тип заданий рекомендуется отводить 20 минут.

Почему такое пристальное внимание я уделяю этому разделу?

А все потому, что очень многое в данном разделе зависит от ученика.

Если разделы Аудирование или Чтение непредсказуемые, то есть мы

заранее не можем знать, какой текст попадётся или какое произношение

будет у говорящего, то от раздела Лексика и Грамматика мы ожидаем

то, что учили всё это время.

И тут нужно постараться сделать всё возможное, зависящее от нас. Ведь

грамматика не бесконечна, её можно изучить и очень даже хорошо

8

преуспеть

в

ней.

Единственное,

что

может

нас

страшить,

так

это

лексика. Вот с ней работать и работать!!!

Читать больше, делать много упражнений на расширение словарного

запаса,

выполнять

всевозможные

тесты,

проверяющие

лексическую

сочетаемость.

Регулярное

использование

на

уроках

и

внеурочной

деятельности

заданий в формате ЕГЭ, стратегий и алгоритмов работы с каждым

типом заданий, повысит качество подготовленности, а также качество

знаний по предмету, позволит учащимся более уверенно чувствовать

себя при выполнении заданий каждого раздела

и применить свои

знания при проведении конкурсов, викторин, олимпиад.

9



В раздел образования