Автор: Чижик Ольга Феодосьвна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБДОУ №13
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы психологии физической культуры и спорта при подготовке учащихся к соревнованиям по баскетболу
Раздел: среднее образование
Актуальные проблемы психологии физической культуры и спорта
при подготовке учащихся к соревнованиям по баскетболу
Чижик Ольга Феодосьевна
учитель физической культуры МБДОУ №13 г. Северодвинск
Неотъемлемым
компонентом
учебно-тренировочного
процесса
юных
баскетболистов является психологическая подготовка, которая с одной стороны
имеет свои специфические задачи, а с другой стороны неразрывно связана с
другими
видами
подготовки,
и
может
как
непосредственно
включаться
в
тренировочную деятельность учащихся, так и осуществляется в
виде специально-организованного воздействия.
Основное содержание психологической подготовки состоит в следующем:
-
формирование
определенных
личных
свойств,
способствующих
достижению
максимально
высокого
результата
в
соревновании.
К
таким
свойствам
относятся:
морально-нравственные
качества,
волевые
качества,
о б е с п е ч и в а ю щ и е
п е р е н о с и м о с т ь
в ы с о к и х
т р е н и р о в о ч н ы х
и
соревновательных нагрузок, а также способность к самосовершенствованию и
самоконтролю.
-
формирование
мотивации
занятий
баскетболом,
которая
позволит
сохранить
заинтересованность
в
постоянном
совершенствовании
и
активное
творческое отношение к тренировочному процессу на протяжении длительного
времени.
Совершенствование психических процессов.
В баскетболе успех в соревновании зависит от уровня развития таких
психических процессов, как:
-восприятие,
-представление,
-внимание
(и
таких
его
параметров
как
объем,
концентрация,
распределение,переключении), -оперативная память
-мышление.
То
есть
таких
процессов
которые
обеспечивают
быстрый
прием
и
переработку
информации,
поступающих
в
процессе
игры,
и
принятия
оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными
техническими приемами. Эффективность игровых действий в баскетболе тесно
с в я з а н о
с
н а п а д е н и я м и
с е н с о м о т о р н о г о
р е а г и р о в а н и я .
Средства психологической подготовки направленные на развитие
определенных
качеств
и
функций,
на
формирование
определенного
психоэмоционального
состояния
игрока,
можно
подразделить
на:
собственно:
психологические и сопряженные.
К
первой
группе
собственно
психологических
средств
относятся,
психорегулирующие
средства,
такие
как
гипноз,
внушение,
аутогенная,
психорегулирующая
тренировка,
используемые
для
регуляции
эмоциональных
состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы
снизить
психическое
перенапряжение
учащегося.
А
также
психологическая
и
идеомоторная
тренировка,
которая
позволяет
учащемуся
путем
мысленного
воспроизведения
зрительных
и
мышечно-двигательных
представлений
совершенствовать
специализированные
восприятия
параметров
двигательных
действий
и
внешней
среды,
регулировать
межмышечную
координацию,
кинематические и динамические характеристики движения.
К
сопряженным
(психолого-педагогическим)
параметрам
логической
и
психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия
учителя
на
моральную,
нравственную,
волевую
сферу
учащегося,
физические
упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об
определенной
«психологизации»
основных
средств
спортивной
подготовки
(физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их
использования
с
целью
воздействия
на
психику
спортсмена.
Например:
-
выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней
среды,
других
сбивающих
факторов,
затрудняющих
получение
информации
(световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым
воздействиям:
•
выполнение
упражнения
с
ограничением
деятельности
ведущих
а н а л и з ат о р о в
( з р и т е л ь н ы х ,
с л у хо в ы х )
д л я
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
специализированных восприятий, развития объема поля зрения;
•
выполнение
упражнений
с
максимальной
быстротой
требующих
проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;
• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом,
что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость,
самообладание;
использования
сложных
игровых
упражнений
требующих
проявления
нестандартных
действий,
проведения
контрольных
матчей
без
подсказок учителя с целью развития оперативного и тактического мышления, а
также самостотельности и инициативности;
•
выполнение
упражнений
на
пределе,
физических,
возможностей,
вызывающих
значительно е
утомление
и
болевые
ощущения
д л я
совершенствования волевых качеств;
Психологическая
подготовка
играет
важную
роль
в
формировании
состояния
готовности
учащихся
и
команды
к
успешному
выступлению
в
соревнованиях
и
тренировочном
процессе
на
всех
этапах
спортивного
совершенствования баскетболистов.
Список
литературы:
Психология
физической
культуры
[Электронный
ресурс]
:
учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / ред.: Б.П. Яковлев, ред.: Г.Д. Бабушкин .—
М. : Спорт, 2016 .— 625 с. : ил. — ISBN 978-5-906839-11-4