Напоминание

Актуальные проблемы психологии физической культуры и спорта при подготовке учащихся к соревнованиям по баскетболу


Автор: Чижик Ольга Феодосьвна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБДОУ №13
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы психологии физической культуры и спорта при подготовке учащихся к соревнованиям по баскетболу
Раздел: среднее образование





Назад




Актуальные проблемы психологии физической культуры и спорта

при подготовке учащихся к соревнованиям по баскетболу

Чижик Ольга Феодосьевна

учитель физической культуры МБДОУ №13 г. Северодвинск

Неотъемлемым

компонентом

учебно-тренировочного

процесса

юных

баскетболистов является психологическая подготовка, которая с одной стороны

имеет свои специфические задачи, а с другой стороны неразрывно связана с

другими

видами

подготовки,

и

может

как

непосредственно

включаться

в

тренировочную деятельность учащихся, так и осуществляется в

виде специально-организованного воздействия.

Основное содержание психологической подготовки состоит в следующем:

-

формирование

определенных

личных

свойств,

способствующих

достижению

максимально

высокого

результата

в

соревновании.

К

таким

свойствам

относятся:

морально-нравственные

качества,

волевые

качества,

о б е с п е ч и в а ю щ и е

п е р е н о с и м о с т ь

в ы с о к и х

т р е н и р о в о ч н ы х

и

соревновательных нагрузок, а также способность к самосовершенствованию и

самоконтролю.

-

формирование

мотивации

занятий

баскетболом,

которая

позволит

сохранить

заинтересованность

в

постоянном

совершенствовании

и

активное

творческое отношение к тренировочному процессу на протяжении длительного

времени.

Совершенствование психических процессов.

В баскетболе успех в соревновании зависит от уровня развития таких

психических процессов, как:

-восприятие,

-представление,

-внимание

таких

его

параметров

как

объем,

концентрация,

распределение,переключении), -оперативная память

-мышление.

То

есть

таких

процессов

которые

обеспечивают

быстрый

прием

и

переработку

информации,

поступающих

в

процессе

игры,

и

принятия

оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными

техническими приемами. Эффективность игровых действий в баскетболе тесно

с в я з а н о

с

н а п а д е н и я м и

с е н с о м о т о р н о г о

р е а г и р о в а н и я .

Средства психологической подготовки направленные на развитие

определенных

качеств

и

функций,

на

формирование

определенного

психоэмоционального

состояния

игрока,

можно

подразделить

на:

собственно:

психологические и сопряженные.

К

первой

группе

собственно

психологических

средств

относятся,

психорегулирующие

средства,

такие

как

гипноз,

внушение,

аутогенная,

психорегулирующая

тренировка,

используемые

для

регуляции

эмоциональных

состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы

снизить

психическое

перенапряжение

учащегося.

А

также

психологическая

и

идеомоторная

тренировка,

которая

позволяет

учащемуся

путем

мысленного

воспроизведения

зрительных

и

мышечно-двигательных

представлений

совершенствовать

специализированные

восприятия

параметров

двигательных

действий

и

внешней

среды,

регулировать

межмышечную

координацию,

кинематические и динамические характеристики движения.

К

сопряженным

(психолого-педагогическим)

параметрам

логической

и

психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия

учителя

на

моральную,

нравственную,

волевую

сферу

учащегося,

физические

упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об

определенной

«психологизации»

основных

средств

спортивной

подготовки

(физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их

использования

с

целью

воздействия

на

психику

спортсмена.

Например:

-

выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней

среды,

других

сбивающих

факторов,

затрудняющих

получение

информации

(световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым

воздействиям:

выполнение

упражнения

с

ограничением

деятельности

ведущих

а н а л и з ат о р о в

( з р и т е л ь н ы х ,

с л у хо в ы х )

д л я

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

специализированных восприятий, развития объема поля зрения;

выполнение

упражнений

с

максимальной

быстротой

требующих

проявления быстроты реагирования, прием как простого, так и сложного;

• применение упражнений, выполнение которых связано с риском, страхом,

что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость,

самообладание;

использования

сложных

игровых

упражнений

требующих

проявления

нестандартных

действий,

проведения

контрольных

матчей

без

подсказок учителя с целью развития оперативного и тактического мышления, а

также самостотельности и инициативности;

выполнение

упражнений

на

пределе,

физических,

возможностей,

вызывающих

значительно е

утомление

и

болевые

ощущения

д л я

совершенствования волевых качеств;

Психологическая

подготовка

играет

важную

роль

в

формировании

состояния

готовности

учащихся

и

команды

к

успешному

выступлению

в

соревнованиях

и

тренировочном

процессе

на

всех

этапах

спортивного

совершенствования баскетболистов.

Список

литературы:

Психология

физической

культуры

[Электронный

ресурс]

:

учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / ред.: Б.П. Яковлев, ред.: Г.Д. Бабушкин .—

М. : Спорт, 2016 .— 625 с. : ил. — ISBN 978-5-906839-11-4



В раздел образования