Автор: Григоренко Инна Анатольевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГАПОУ КК ЛАТ
Населённый пункт: город Лабинск, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Активные методы обучения на уроках иностранного языка в Лабинском аграрном техникуме
Раздел: среднее профессиональное
АКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
НА
УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В ЛАБИНСКОМ АГРАРНОМ ТЕХНИКУМЕ
Григоренко Инна Анатольевна
преподаватель иностранного языка
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Лабинский аграрный техникум»
Активные методов обучения обеспечивают качественное обучение,
воспитание,
развитие
и
социализацию
обучающихся,
приносят
удоволь-
ствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса, что
является
востребованным
в
современном
обществе.
Ключевые
слова:
активные
методы
обучения,
обучение
в
сотрудничестве,
метод
проектов,
исследовательский
метод,
кейс-метод,
дискуссия,
игровые
технологии,
тренинги.
В последнее время российская система образования претерпевает
постоянные изменения. Необходимо усовершенствовать формы организации
образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения,
повысить мотивацию обучающихся к обучению к обучению. В ходе обучения
ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь
применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки
самообразования, набор ключевых компетенций.
Студент должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения
на
протяжении
всей
жизни.
Основной
задачей
педагога
в
современных
условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у
студента не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на
длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
Активные
методы
обучения
–
это
методы,
которые
побуждают
обучающихся
к
активной
мыслительной
и
практической
деятельности
в
процессе
овладения
учебным
материалом.
АМО
спо собствуют
формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие
способности учащихся, активно вовлекают обучающихся в образовательный
процесс,
раскрывают
личностно
-
индивидуальные
возможности
обучающихся,
развивают
нестандартное
мышление,
повышают
познавательную
активно сть
учащихся,
позволяют
с
бол ь ш ей
эффективностью
усваивать
большой
объём
материала,
развивают
коммуникативные
качества
личности,
умение
работать
в
команде,
вести
совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою
позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя
и команду.
Для каждого этапа урока следует использовать активные методы,
позволяющие эффективно решать конкретные задачи. Большинство методов
универсальны и могут использоваться не только на уроках иностранного
языка, но и на занятиях по другим учебных дисциплинам.
Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является
нестандартным!.
Одним
из
вариантов
интерактивного
обучения
является
обучение
в
сотрудничестве.
Обучение
в
сотрудничестве
(cooperative
learning), обучение в малых группах. Основная идея этого метода – создать
условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных
учебных ситуациях.
Студенты разные: одни быстро схватывают все объяснения преподавателя,
легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями;
другим требуется не только значительно больше времени на осмысление
материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие студенты, как
правило, стесняются задавать вопросы при всей группе, а подчас и просто не
осознают,
что
конкретно
они
не
понимают,
не
могут
сформулировать
правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие
группы (по 3–4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль
каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация,
в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто
оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат
всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все
непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы
все
члены
группы,
в
первую
очередь
слабый
ученик,
досконально
разобрались
в
материале.
Таким
образом,
совместными
усилиями
ликвидируются
пробелы.
Такова
общая
идея
обучения
в
сотрудничестве.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и
значительно эффективнее.
Особое место среди АМО занимает метод проектов – это комплексный
обучающий
метод,
который
позволяет
индивидуализировать
учебный
процесс,
дает
возможность
учащемуся
проявлять
самостоятельность
в
планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет студентам проявить самостоятельность в
выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации.
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой,
которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что,
несомненно,
влечет
за
собой
повышенную
мотивированную
активность
учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает:
ограничиться
ли
учебником
по
английскому
языку
(просто
выполнив
очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные
учебной программой программой. Однако зачастую ребята обращаются к
дополнительным
источникам
информации
(к
специальной
литературе,
энциклопедиям),
анализируют,
сравнивают,
оставляя
самое
важное
и
занимательное.
На разных этапах урока следует использовать методы проблемного
обучения.
Проблемное
обучение
–
это
система
методов
обучения,
при
которой студент получают знания не путем заучивания и запоминания их в
готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и
проблемных
задач,
построенных
на
содержании
изучаемого
материала.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для
преодоления
которой
обучаемые
должны
приобрести
новые
знания
или
приложить
интеллектуальные
усилия.
Проблемные
ситуации
могут
быть
объем урока и его места в учебном плане.
Инновационная деятельность проходит в различных формах и
проявлениях:
проблемные
уроки
и
мини-проекты,
индивидуальные
творческие сочинения и рассуждения, поисковая работа, интеллектуальные
игры,
конкурсы
научных
проектов.
Очевидно,
что
исследовательская
деятельность-процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на
формирование
всех
видов
речевой
деятельности,
при
этом
учащимся
необходимы хотя бы минимальные языковые знания. Одним из наиболее
успешно
и
широко
применяющихся
приемов
работы
преподавателя
по
обучению
общению
являет ся дискуссия
как
метод
г р у п п о в о го
взаимодействия.
Это
особая
форма
коллективного
сотрудничества,
вызывающую
активную
напряженную
мыслительную
деятельность.
С
помощью дискуссии преподаватель умело включает студентов в значимые
для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание
говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку
зрения,
свое
понимание
обсуждаемого
вопроса.
Дискуссия,
как
форма
учебной деятельности не всегда достаточно успешно осваивается учителями
на родном языке. Вот почему особенно важно определить способы, приемы,
условия, обеспечивающие успех там, где высказывания студентов строятся на
иностранном языке.
Кейс-метод: анализ конкретных ситуаций перекликается с требованием
нового
образовательного
стандарта,
включающим
умение
применять
приобретенные
знания
и
навыки
для
решения
различных
типичных
жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком
типичных
социальных
ролей
(член
семьи,
работник,
собственник,
потребитель и т. д.). Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) – метод
анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить
реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает
не
только
какую-либо
практическую
проблему,
но
и
актуализирует
определенный
комплекс
знаний,
который
необходимо
усвоить
при
разрешении
данной
проблемы.
При
этом
сама
проблема
не
имеет
однозначных решений.
Проверенными и неотъемлемыми в образовательном процессе являются
игровые технологии:
деловая игра, ролевая игра, игры-имитации. Игра –
мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в
арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение
создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание
играть и общаться. Игра предполагает определенную цель, знание правил, а
также
элемент
удовольствия.
Учебная
игра-
это
особо
организованное
задание,
требующее
напряжения
эмоциональных
и
умственных
сил.
Положительным
является
тот
факт,
что
при
этом
студент
говорит
на
иностранном
языке,
следовательно,
игровой
метод
таит
в
себе
большие
обучающие
возможности.
Игра
для
обучающихся
–
это,
прежде
всего,
увлекательное занятие. Для практической отработки изучаемого материала
можно
успешно
применять тренинги,
когда
в
процессе
моделирования
специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и
закрепить
необходимые
знания
и
навыки,
изменить
свое
отношение
к
собственному опыту и применяемым в работе. Понятие тренинг имеет общее
собирательное
значение.
В
тренингах
обычно
широко
используются
различные
методы
и
техники
активного
обучения:
деловые,
ролевые
и
имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Использование технологии АМО позволяет сделать уроки современными,
отвечающими потребностям обучающихся и повысить уровень мотивации
обучающихся и их активность на уроках английского языка.