Напоминание

Прогулки с детьми 5-6 лет в январе


Автор: Паклина Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №27 о.в."
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Картотека прогулок для детей старшего возраста
Тема: Прогулки с детьми 5-6 лет в январе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Прогулки в январе

ПРОГУЛКА 1

Ц е л и: воспитывать интерес к народному календарю; учить определять

погоду по приметам.

Определение погоды по приметам

Педагог и дети обсуждают народные приметы. Педагог рассказывает о

том, что люди давно научились определять погоду по поведению животных и

птиц, по состоянию растений, по природным явлениям.

Приметы: снежный буран днем предвещает мороз ночью; если зимою

частые туманы и много инея, то будет хороший урожай.

Поговорки и пословицы: «Январь на порог – прибыло дня на куриный

шаг»; «Январь году начало, зиме – середина».

Загадка:

В этот месяц, что ни год, к нам приходит Новый год.

Елка, музыка, подарки, сотни радостных хлопот. (Январь.)

Дидактическая игра «Охотник».

Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Замри».

ПРОГУЛКА 2

Ц е л и:

учить

выделять

основные

признаки

зимы;

закреплять

представления о разных состояниях воды.

Наблюдение за снегопадом

Приметы: если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже; если

зимой тепло – летом холодно.

Поговорки

и

пословицы:

«Зима

лодыря

морозит»;

«Зимний

тулуп

всякому люб».

Стихотворение:

СНЕГОПАД

Снегопад, снегопад, как слоны, сугробы!

Снег и снег три дня подряд самой высшей пробы.

Падает, падает, всех сначала радует –

И чего заладил этот снегопад?

А зима смеется: «Так он и зовется – снегопад,

Чтобы все в сугробы, в снежные сугробы,

В мягкие сугробы падали подряд!»

Н. Садовский

Загадки:

Драгоценным ожерельем спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров среди веток и стволов. (Снег.)

Подморозило вчера. Налетела мошкара,

И от этой мошкары стали белыми дворы. (Снег.)

Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».

Подвижная игра «Пятнашки».

ПРОГУЛКА 3

Ц е л и: развивать наблюдательность; расширять словарный запас.

Рассматривание снежинок

Поговорки и пословицы: «Новый год – к весне поворот»; «Не бойся

зимы, бойся отзимка».

Стихотворение:

СНЕЖИНКИ

Легкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонек.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И. Бурсов

Загадка:

Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают. (Снежинки.)

Дидактические игры «Ищи», «Кто больше слов придумает».

Подвижная

игра

«Кот

на

крыше»;

башкирская

народная

игра

«Липкие пеньки».

ПРОГУЛКА 4

Ц е л и:

уточнить знания о зимних явлениях в природе (метель, вьюга,

гололед, поземка, снегопад).

Наблюдение за сугробами на участке

Педагог

с

детьми

наблюдают

за

сугробами.

Во

время

ясного

дня

на

прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы.

Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за

перемещением

снега;

при

помощи

снегомера

узнать

глубину

снега

на

открытых местах и там, где затишье.

Приметы: в январе растет день – растет и холод; с января солнце на лето

поворачивает.

Поговорки и пословицы: «Сугроб да вьюга – два друга»; «Снег глубок –

хлеб хорош».

Загадки:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик.)

Каруселью ходит ветер,

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет

По щелям пух белый прячет. (Вьюга, метель.)

Дидактические игры «Игра в загадки», «Сколько предметов?».

Русская народная игра «Волк»; белорусская народная игра «Колечко».

Труд на участке. Помощь детям младших групп в уборке снега с участка.

Стряхивание снега с веток деревьев.

ПРОГУЛКА 5

Ц е л и:

развивать

наблюдательность;

расширять

словарный

запас;

воспитывать интерес к наблюдению за объектами природы.

Рассматривание следов на снегу

Приметы: если в январе висит много частых и длинных сосулек – урожай

будет хороший; если в январе частые снегопады и метели, то и в июле частые

дожди.

Стихотворение:

ЯНВАРЬ

Открываем календарь –

Начинается январь,

В январе, в январе

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

Много снегу на дворе.

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Загадки:

Гость гостил, золотой мост мостил –

Без ножа, без топора, без железного долота. (Мороз.)

Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица, а всех старых – молодит! (Мороз.)

Дидактические игры «Ищи», «Сколько предметов?».

Русская народная игра «Снежная баба»; подвижная игра «Кот на

крыше».

ПРОГУЛКА 6

Ц е л и: уточнить и пополнить знания о зимующих птицах; воспитывать

бережное отношение к ним.

Наблюдение за поведением птиц разную погоду

Педагог и дети наблюдают за птицами.

Во время метели (прочитать стихотворение С. Есенина):

…А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

В основном все птицы сидят на ветках нахохлившись, они взъерошенные.

Поднимая

перья,

они

создают

себе

теплую

шубку.

Между

перьями

скапливается воздух, который не дает морозу проникнуть к коже птицы.

Многие птицы прячутся в укрытия, под крышами домов. Они не могут найти

себе корм, потому что очень холодно и ветер не дает им свободно летать.

Приметы: снегирь под окном чирикает – к оттепели; ворона купается в

снегу – к ненастью.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижные игры «Замри!», «Стайка».

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».

Ц е л ь: учить понимать и употреблять наречия времени.

Х о д

и г р ы.

Дети

встают

в

круг.

Педагог

говорит

короткую фразу,

например:

«Мы

лепили…»

и

бросает

ребенку

мяч. Поймавший мяч

ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?», например: «Вчера».

ПРОГУЛКА 7

Ц е л и: учить замечать изменения, происходящие в природе; продолжить

знакомство с зимними явлениями (вьюга, иней, снегопад и т. д.).

Рассматривание инея

Педагог обращает внимание ребят на погоду: просит посмотреть вокруг

и

рассказать, что они видят на деревьях, кустах. (Дети отвечают.) О чем эти

стихи?

Не колючий, светло-синий по кустам развешан… (иней).

– Только ли на кустах иней? (На заборе, на проводах…) Посмотрите, друг

на друга: где еще вы видите иней? (На волосах, ресницах.)

Что такое иней? В какую погоду бывает иней? Рассматривание веточки

с

инеем

через лупу.

Снежинки, изморозь, узоры на окнах – все это водяной

пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и

принимает форму кристаллов.

Приметы: если ночью был иней, днем снег не выпадет; дует ветер, а инея

нет – быть бурану.

Поговорки

и

пословицы:

«В

январе

и

горшок

на

печи

замерзает»;

«Январь – весне дедушка».

Загадки:

В белом бархате деревня – и заборы, и деревья,

А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней.)

И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. (Иней.)

Дидактические игры «Исправь ошибку», «Что это такое?».

Дагестанская народная игра «Подними игрушку».

Х о д

и г р ы.

Игроки

становятся

в

круг,

в

центре

его

кладут

любую

крупную игрушку. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие движутся по

кругу.

По

окончании

звучания

бубна

каждый

участник

игры

старается

первым поднять игрушку.

П р а в и л а

и г р ы. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше,

чем перестанет звучать бубен.

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

ПРОГУЛКА 8

Ц е л ь: закреплять

представления о снеге как особом состоянии воды.

Наблюдение за снегом

Во

время

снегопада

дать

детям

куски

темной

бумаги

и

предложить

поймать на нее снежинки, чтобы рассмотреть и потом зарисовать их форму.

Предложить поймать снежинку на варежку и на руку и проследить, где

быстрее растает снежинка. Объяснить, почему снежинка быстрее тает на

руке.

Приметы: если январь был в прошлом году теплым, то январь этого года

будет холодным;

если

январь

сухой,

морозный

и

вода

в

реках

сильно

убывает, то лето будет сухим и жарким.

Поговорки

и

пословицы: «Не пугай, зима, весна придет»; «Не велик

мороз, да краснеет нос».

Стихотворение:

СНЕЖИНКИ

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Загадка:

Как будто белой скатертью он крышу застелил.

В серебряные платьица деревья нарядил. (Снег.)

Дидактические игры «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку».

Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».

Хо д

и г р ы. Дети становятся за линию и по сигналу педагога бегут на

противоположную

сторону

площадки

до

обозначенного

чертой

места.

Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает

их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют,

у кого их сделано меньше.

П р а в и л а

и г р ы.

Вначале

воспитатель

предлагает

пробежать

установленное расстояние по очереди и сам считает шаги каждого ребенка, а

затем дети делают это.

Подвижная игра «Стрелок».

ПРОГУЛКА 9

Ц е л и:

продолжить знакомство со свойствами снега; развивать умение

самостоятельно выделять и называть признаки зимы.

Наблюдение за осадками

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».

Ц е л ь: 1

Х о д

о п ы т а.

С

помощью

формочек

сделать

с

детьми

ледяные

украшения. Повесить их на участке, несколько украшений принести в группу

и понаблюдать обратный процесс.

В ы в о д: вода под воздействием температуры может переходить из одного

состояния в другое.

Приметы: морозный январь – урожайный год; сухой январь, студеный – к

жаркому лету.

Поговорки и пословицы: «Чем крепче зима, тем скорее весна»; «Готовь

зимой телегу, а летом сани».

Загадка:

Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

Дидактические игры «Отгадай-ка», «Что это такое?».

Подвижная игра «Перенеси предметы».

Ход

и г р ы. На земле чертят 2–4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии

8–10

метров.

В

один

круг

ставят

несколько

разных п р ед м е то в (кегли,

кубики,

игрушки),

другой

остается

свободным.

Ребенок

становится

у

свободного

круга

и

по

сигналу

взрослого

начинает

переносить

сюда

предметы

по

одному

из

другого

круга.

Могут

играть

одновременно

две

команды.

Подвижная игра «Стой!».

Хо д

и г р ы. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину

круга с мячом. Он подбрасывает мяч кверху или ударяет им об землю,

называет

чье-либо

имя.

Ребенок,

которого

назвали,

бежит

за

мячом,

остальные

дети

разбегаются

в

разные

стороны.

Как

только

названный

ребенок возьмет

в

руки

мяч, он кричит: «Стой!» Все играющие должны

остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий

старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может

увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий

промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий

снова кричит: «Стой!» – и старается снова попасть в кого-нибудь. Осаленный

становится новым водящим, игра продолжается.

ПРОГУЛКА 10

Ц е л и:

развивать

умение

самостоятельно

распознавать

и

называть

снегопад,

поземку,

мороз,

вьюгу,

иней;

учить

сравнивать

эти

явления,

находить сходства и различия.

Наблюдение за метелью

Педагог

предлагает

понаблюдать

метель

с

веранды

или

из

окна;

прислушаться к завыванию ветра, обращает внимание детей на то, что ветер

поднимает

снег

в

воздух,

кружит,

переносит с места на место, наметает

из

него

сугробы.

Во

время

наблюдения

метели

хорошо

прочитать

стихотворение А. С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

Из-за ветра и снегопада на улице холодно, все живое стремится в укрытие.

Люди тоже торопятся в помещения укрыться от ветра и снега. Сравнить

метель со снегопадом, поземкой.

Опыт «Вода и снег».

Ц е л ь: закрепить знания о различных состояниях воды.

Хо д

о п ы т а. Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В

одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье –

лед.

В ы в о д:

рыхлый

снег

растает

первым,

затем

утрамбованный,

лед

растает последним.

Приметы: облака движутся против ветра – к метели; сорока лезет под

крышу – будет метель.

Пословица:

«Метель

в лесу

идет –

холсты

стелет,

а из лесу

идет –

перестилает».

Стихотворения:

Тихо падают снежинки,

Легкий ветер гонит их.

То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются,

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

* * *

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись

По замершему асфальту,

Закрутил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Веселятся и резвятся,

И блестят у них искринки,

Радуясь зиме, кружатся.

Загадка:

Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Метель.)

Дидактические игры «Кто ты?», «Отгадай-ка!».

Зимняя забава «Снайперы»; подвижная игра «Мороз Красный нос».

ПРОГУЛКА 11

Ц е л и:

конкретизировать и углубить представления о зиме; развивать

связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием

эпитетов, сравнений; воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте

зимнего пейзажа.

Наблюдение за красотой зимней природы

Педагог и дети беседуют о зимнем и летнем пейзажах, сравнивают их,

обобщая признаки зимы и лета.

Примета: сильные холода сулят надежный урожай.

Стихотворение:

ЗИМА

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

То тихая, то вихрем кружится,

То ласкова – всем очень нравится,

То злющая – за нос кусается,

То оттепель пошлет непрошенно,

То забросает всех порошею.

Она художница прилежная,

Все разрисует в царство снежное.

Развесит кружева из инея.

Такая сказочно красивая!

Загадки:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь.)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

Дидактическая игра «Не зевай!»; зимняя забава «Снежная карусель».

Наблюдение за красотой зимней природы

в вечернее время

Педагог и дети наблюдают зимний вечерний пейзаж. В вечернее время

зимняя природа кажется загадочной и таинственной. Деревья отбрасывают

большие тени от снежных шапок. Снежинки искрятся и переливаются. Если

нет ветра, даже в мороз хочется поиграть на улице, покататься на санках.

Дидактическая игра «Не зевай!» (птицы зимующие, перелетные).

Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».

ПРОГУЛКА 12

Ц е л ь:

продолжать наблюдать за увеличением продолжительности дня,

развивать кругозор, интерес к родной природе.

Наблюдение за долготой дня

Педагог обращает внимание детей на то, что день стал немного длиннее.

Славен январь прибавкой дня. Уже в новогодье люди приговаривали: «После

солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет день». Понемногу за

январь

набегает

целых

полтора

часа

света.

Это

существенная

прибавка.

Оттого январь и «просинец», что день проясняется и небо синит.

Примета: утренняя зорька быстро гаснет – на холод.

Поговорки и пословицы: «Зимний денек – с воробьиный скок»; «В

январе что ни ночь, то тьма короче».

Загадка:

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

Дидактические игры «Кто ты?», «И я».

Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Медведь и пчелы».

ПРОГУЛКА 13

Ц е л и:

развивать

способность

видеть

красивое

в

зимней

природе;

расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней погоды.

Наблюдение за снежинками

Поговорки и пословицы: «Январь-ломонос, береги свой нос»; «Месяц

январь – зимы государь».

Стихотворения:

СНЕЖИНКИ

Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчелки,

Уселись на колючей елке.

Мы улетели на поля,

И стала белою земля.

СНЕЖИНКА

Белая, узорчатая звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

А. Рождественская

Загадка:

Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.

Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая.

(Снежинки.)

Дидактическая игра «Дополни предложение».

Ц е л ь: развивать речевую активность, быстроту мышления.

Хо д

и г р ы. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны

дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

Например: педагог: «Мама купила…» – «…книжки, тетради, портфель», –

продолжают дети.

Дидактическая игра «Найди противоположное слово».

Ц е л ь: учить подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях

разного типа.

Хо д

и г р ы. Педагог задает предложение и предлагает детям ответить на

вопросы: «Если суп не горячий, то значит, он какой?», «Если в комнате не

светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не легкая, то

она…» и т. д.

Подвижные игры «Караси и щука», «Гуси-лебеди».

Труд

на

участке. Сгребание

снега

с

дорожек

и

веранд,

участков.

Помощь детям младших групп в уборке территории.

ПРОГУЛКА 14

Ц е л ь:

расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней

погоды.

Рассматривание узоров на окнах

Педагог и дети рассматривают зимние узоры на стенках окон.

При

низких

температурах

наружная

сторона

оконных

стекол

расцвечивается красивыми узорами. Это ледяные кристаллы, в которые

превращаются при быстром замерзании водяные пары. Снежинки, изморозь,

узоры на окнах – все это водяной пар, который при сильном охлаждении

переходит

в

твердое

состояние

и

принимает

форму

кристаллов.

На

что

похожи причудливые узоры веточек на стекле?

Опыт «Согреть дыханием узоры».

Если узоры на стекле согреть дыханием, что с ними будет?

В ы в о д: изморозь под воздействием тепла тает.

Примета: если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению

мороза.

Пословица:

«Январь

тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах

расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет».

Стихотворения:

МОРОЗ

Мороз в окно глядит и дышит,

И на стекле узоры пишет.

А против мерзлого окна

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана

Стоит кудрявая береза…

МОРОЗ

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

Это клен, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Загадки:

Художник-невидимка по городу идет:

Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал, пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал сверкающие листья. (Мороз.)

Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне.)

Дидактические игры «Дополни предложение», «И я».

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Зимняя забава «Пробеги и не задень».

Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков – пробежать

между снежками и не задеть их.

+ПРОГУЛКА 15

Ц е л ь: развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Рассматривание растений зимой

Педагог и дети рассматривают растения. В безветренную погоду деревья и

кустарники

стоят

запушенные

снегом,

притихшие,

словно

к

чему-то

прислушиваются. А если после оттепели ударит мороз, они покрываются

ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга тонкие ветки.

Иногда эту картину освещает солнышко, тогда деревья, словно стеклянные,

вспыхивают тысячами разноцветных огоньков, и не оторвать глаз от этого

зрелища.

Приметы: если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; если деревья

зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.

Поговорки и пословицы: «Срубили кусты – прощай, птицы!»; «Одно

дерево еще не лес».

Стихотворение:

ДЕРЕВЬЯ

ЗИМОЙ

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

В пургу по колени буранами гнутся,

Вершинами машут… Сдают? Не сдаются!

М. Дудин

Дидактическая игра «Скажи слово с нужным звуком».

Ц е л ь: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Хо д

и г р ы. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком [а]» – и

бросает мяч любому из играющих. Ребенок отвечает: «Шапка» – и бросает

мяч следующему игроку. И т. д. по кругу. Затем воспитатель называет другой

звук, и игра повторяется снова.

Дидактическая игра «Путешествие».

Подвижные игры «Ловишка, бери ленту», «Караси и щука».

Труд на участке. Очистка дорожек от снега, сбор снега в лунки деревьев.

ПРОГУЛКА 16

Ц е л и:

продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России;

воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Наблюдение за березой

Педагог и дети наблюдают за зимней березой. Где ствол березы самый

широкий? (Внизу, у самой земли, а самый узкий – наверху, на самой вершине.)

Рассматривание коры под лупой.

Опыт «Зачем дереву корни?»

Х о д

о п ы т а.

Дети

пытаются

вытащить

дерево

из

земли.

Втыкают

палочку и тоже вытаскивают ее.

В ы в о д: корни держат дерево в земле, потому оно не падает и стоит

вертикально.

Приметы:

если

зимой

шумят

деревья

ожидай

оттепели;

иней

на

деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

Поговорки и пословицы: «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет»;

«Лето пролежишь, а зимой с сумой побежишь».

Стихотворение:

БЕРЕЗА

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин

Загадка:

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза.)

Дидактические игры «Кто где живет?», «Путешествие».

Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Два Мороза».

ПРОГУЛКА 17

Ц е л и: продолжить знакомство со свойствами снега.

Наблюдение за свойствами снега

Педагог

и

дети наблюдают за свойствами снежного наста. Защитные

свойства снежного покрова: снег согревает землю от промерзания, причем

рыхлый

слой

снега

лучше

сохранит

тепло,

так

как

там

много

воздуха,

поэтому снег около деревьев не надо уплотнять.

Опыт «Защитные свойства снега».

Ц е л ь: познакомить со свойствами снега.

Ход

опыт а. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на

поверхность сугроба, зарыть их неглубоко в снег (зарыть глубоко в снег).

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

В ы в о д: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода.

Корням под снегом и почвой тепло; чем больше снега, тем теплее растению.

Примета: рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.

Загадки:

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (Снег, снегопад.)

Бел, да не сахар; нет ног, а идет. (Снег.)

Дидактические

игры

«Найди

противоположное

слово»,

«Скажи

слово с нужным звуком».

Подвижная игра «Успей поймать».

Х о д

и г р ы.

Дети

стоят

по

кругу,

в

центре

которого

находится

воспитатель. Он придерживает палку, поставленную на пол вертикально,

накрыв

ее

сверху

ладонью.

Воспитатель

называет

имя

одного

из

детей,

быстро

отпускает

палку

и

отходит.

Ребенок

должен

успеть

подбежать

и

схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. В этом

случае вводится дополнительное правило: если вызванный ребенок сумел

схватить палку, он занимает место водящего. Если сделать этого не удалось,

то водящий остается тот же. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру

круга.

Зимняя забава «Снежная карусель».

Труд на участке. Сбор снега в лунки деревьев, кустарников и цветников.

ПРОГУЛКА 18

Ц е л ь: сформировать у детей элементарное представление о гололеде как

явлении природы.

Наблюдение за работой дворника в гололед

Педагог и дети наблюдают за работой дворника. Если после оттепели

ударяет

мороз,

на

улице

появляется

гололед.

Большие

участки

земли,

тротуары,

дороги,

покрываются

льдом,

становятся

опасными

для

передвижения (лед

гладкий,

скользкий,

прозрачный

может

быть

незаметным на асфальте).

Труд на участке. Посыпание дорожек песком.

Поговорка: «Январю-батюшке морозы, февралю – метелицы».

Стихотворение:

ЗИМА

Ни тропинок, ни рек,

Все покрыл глубокий снег.

Напевает тихо вьюга:

– Отдохни, зима-подруга.

Вот пуховая подушка,

Одеяло. Спи, подружка!

Чтоб не слышать ветра вой,

Снегом голову закрой.

Дидактическая игра «Кому что нужно».

Ц е л ь:

упражнять

в

классификации

предметов;

развивать

умение

называть

предметы, необходимые людям определенной профессии.

Х о д

и г р ы. Педагог говорит: «Давайте вспомним, что нужно для работы людям

разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы».

Во

второй

части

игры

воспитатель называет

предмет,

а

дети

говорят,

для

какой

профессии он может пригодиться.

Подвижная игра «Необычные жмурки».

Наблюдение за вечерним небом

Дети

и педагог

наблюдают

вечернее небо: есть ли на нем звезды; какое небо –

чистое или покрыто облаками; характер лунного диска – новолуние, полнолуние или

убывающая луна.

Приметы: луна ночью будто покраснела – жди завтра ветра, тепла и снега; ночное

небо звездное – будет солнечная, морозная погода.

Загадка:

Угли пылают – совком не достать.

Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды.)

Стихотворение:

За окошком – вьюга,

За окошком – тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

С. Козлов

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Подвижная игра «Считайте ногами»



В раздел образования