Автор: Паклина Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №27 о.в."
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Картотека прогулок для детей старшего возраста
Тема: Прогулки с детьми 5-6 лет в январе
Раздел: дошкольное образование
Прогулки в январе
ПРОГУЛКА 1
Ц е л и: воспитывать интерес к народному календарю; учить определять
погоду по приметам.
Определение погоды по приметам
Педагог и дети обсуждают народные приметы. Педагог рассказывает о
том, что люди давно научились определять погоду по поведению животных и
птиц, по состоянию растений, по природным явлениям.
Приметы: снежный буран днем предвещает мороз ночью; если зимою
частые туманы и много инея, то будет хороший урожай.
Поговорки и пословицы: «Январь на порог – прибыло дня на куриный
шаг»; «Январь году начало, зиме – середина».
Загадка:
В этот месяц, что ни год, к нам приходит Новый год.
Елка, музыка, подарки, сотни радостных хлопот. (Январь.)
Дидактическая игра «Охотник».
Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Замри».
ПРОГУЛКА 2
Ц е л и:
учить
выделять
основные
признаки
зимы;
закреплять
представления о разных состояниях воды.
Наблюдение за снегопадом
Приметы: если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже; если
зимой тепло – летом холодно.
Поговорки
и
пословицы:
«Зима
лодыря
морозит»;
«Зимний
тулуп
всякому люб».
Стихотворение:
СНЕГОПАД
Снегопад, снегопад, как слоны, сугробы!
Снег и снег три дня подряд самой высшей пробы.
Падает, падает, всех сначала радует –
И чего заладил этот снегопад?
А зима смеется: «Так он и зовется – снегопад,
Чтобы все в сугробы, в снежные сугробы,
В мягкие сугробы падали подряд!»
Н. Садовский
Загадки:
Драгоценным ожерельем спать ложится на деревья,
Без труда отыщет кров среди веток и стволов. (Снег.)
Подморозило вчера. Налетела мошкара,
И от этой мошкары стали белыми дворы. (Снег.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Подвижная игра «Пятнашки».
ПРОГУЛКА 3
Ц е л и: развивать наблюдательность; расширять словарный запас.
Рассматривание снежинок
Поговорки и пословицы: «Новый год – к весне поворот»; «Не бойся
зимы, бойся отзимка».
Стихотворение:
СНЕЖИНКИ
Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
И. Бурсов
Загадка:
Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают. (Снежинки.)
Дидактические игры «Ищи», «Кто больше слов придумает».
Подвижная
игра
«Кот
на
крыше»;
башкирская
народная
игра
«Липкие пеньки».
ПРОГУЛКА 4
Ц е л и:
уточнить знания о зимних явлениях в природе (метель, вьюга,
гололед, поземка, снегопад).
Наблюдение за сугробами на участке
Педагог
с
детьми
наблюдают
за
сугробами.
Во
время
ясного
дня
на
прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы.
Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за
перемещением
снега;
при
помощи
снегомера
узнать
глубину
снега
на
открытых местах и там, где затишье.
Приметы: в январе растет день – растет и холод; с января солнце на лето
поворачивает.
Поговорки и пословицы: «Сугроб да вьюга – два друга»; «Снег глубок –
хлеб хорош».
Загадки:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик.)
Каруселью ходит ветер,
Белый пух он крутит, вертит,
Воет, ноет, стонет, плачет
По щелям пух белый прячет. (Вьюга, метель.)
Дидактические игры «Игра в загадки», «Сколько предметов?».
Русская народная игра «Волк»; белорусская народная игра «Колечко».
Труд на участке. Помощь детям младших групп в уборке снега с участка.
Стряхивание снега с веток деревьев.
ПРОГУЛКА 5
Ц е л и:
развивать
наблюдательность;
расширять
словарный
запас;
воспитывать интерес к наблюдению за объектами природы.
Рассматривание следов на снегу
Приметы: если в январе висит много частых и длинных сосулек – урожай
будет хороший; если в январе частые снегопады и метели, то и в июле частые
дожди.
Стихотворение:
ЯНВАРЬ
Открываем календарь –
Начинается январь,
В январе, в январе
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
Много снегу на дворе.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Загадки:
Гость гостил, золотой мост мостил –
Без ножа, без топора, без железного долота. (Мороз.)
Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица, а всех старых – молодит! (Мороз.)
Дидактические игры «Ищи», «Сколько предметов?».
Русская народная игра «Снежная баба»; подвижная игра «Кот на
крыше».
ПРОГУЛКА 6
Ц е л и: уточнить и пополнить знания о зимующих птицах; воспитывать
бережное отношение к ним.
Наблюдение за поведением птиц разную погоду
Педагог и дети наблюдают за птицами.
Во время метели (прочитать стихотворение С. Есенина):
…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
В основном все птицы сидят на ветках нахохлившись, они взъерошенные.
Поднимая
перья,
они
создают
себе
теплую
шубку.
Между
перьями
скапливается воздух, который не дает морозу проникнуть к коже птицы.
Многие птицы прячутся в укрытия, под крышами домов. Они не могут найти
себе корм, потому что очень холодно и ветер не дает им свободно летать.
Приметы: снегирь под окном чирикает – к оттепели; ворона купается в
снегу – к ненастью.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Подвижные игры «Замри!», «Стайка».
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Ц е л ь: учить понимать и употреблять наречия времени.
Х о д
и г р ы.
Дети
встают
в
круг.
Педагог
говорит
короткую фразу,
например:
«Мы
лепили…»
–
и
бросает
ребенку
мяч. Поймавший мяч
ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?», например: «Вчера».
ПРОГУЛКА 7
Ц е л и: учить замечать изменения, происходящие в природе; продолжить
знакомство с зимними явлениями (вьюга, иней, снегопад и т. д.).
Рассматривание инея
Педагог обращает внимание ребят на погоду: просит посмотреть вокруг
и
рассказать, что они видят на деревьях, кустах. (Дети отвечают.) О чем эти
стихи?
Не колючий, светло-синий по кустам развешан… (иней).
– Только ли на кустах иней? (На заборе, на проводах…) Посмотрите, друг
на друга: где еще вы видите иней? (На волосах, ресницах.)
Что такое иней? В какую погоду бывает иней? Рассматривание веточки
с
инеем
через лупу.
Снежинки, изморозь, узоры на окнах – все это водяной
пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и
принимает форму кристаллов.
Приметы: если ночью был иней, днем снег не выпадет; дует ветер, а инея
нет – быть бурану.
Поговорки
и
пословицы:
«В
январе
и
горшок
на
печи
замерзает»;
«Январь – весне дедушка».
Загадки:
В белом бархате деревня – и заборы, и деревья,
А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней.)
И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. (Иней.)
Дидактические игры «Исправь ошибку», «Что это такое?».
Дагестанская народная игра «Подними игрушку».
Х о д
и г р ы.
Игроки
становятся
в
круг,
в
центре
его
кладут
любую
крупную игрушку. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие движутся по
кругу.
По
окончании
звучания
бубна
каждый
участник
игры
старается
первым поднять игрушку.
П р а в и л а
и г р ы. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше,
чем перестанет звучать бубен.
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
ПРОГУЛКА 8
Ц е л ь: закреплять
представления о снеге как особом состоянии воды.
Наблюдение за снегом
Во
время
снегопада
дать
детям
куски
темной
бумаги
и
предложить
поймать на нее снежинки, чтобы рассмотреть и потом зарисовать их форму.
Предложить поймать снежинку на варежку и на руку и проследить, где
быстрее растает снежинка. Объяснить, почему снежинка быстрее тает на
руке.
Приметы: если январь был в прошлом году теплым, то январь этого года
будет холодным;
если
январь
сухой,
морозный
и
вода
в
реках
сильно
убывает, то лето будет сухим и жарким.
Поговорки
и
пословицы: «Не пугай, зима, весна придет»; «Не велик
мороз, да краснеет нос».
Стихотворение:
СНЕЖИНКИ
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Загадка:
Как будто белой скатертью он крышу застелил.
В серебряные платьица деревья нарядил. (Снег.)
Дидактические игры «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку».
Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».
Хо д
и г р ы. Дети становятся за линию и по сигналу педагога бегут на
противоположную
сторону
площадки
до
обозначенного
чертой
места.
Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает
их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют,
у кого их сделано меньше.
П р а в и л а
и г р ы.
Вначале
воспитатель
предлагает
пробежать
установленное расстояние по очереди и сам считает шаги каждого ребенка, а
затем дети делают это.
Подвижная игра «Стрелок».
ПРОГУЛКА 9
Ц е л и:
продолжить знакомство со свойствами снега; развивать умение
самостоятельно выделять и называть признаки зимы.
Наблюдение за осадками
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».
Ц е л ь: 1
Х о д
о п ы т а.
С
помощью
формочек
сделать
с
детьми
ледяные
украшения. Повесить их на участке, несколько украшений принести в группу
и понаблюдать обратный процесс.
В ы в о д: вода под воздействием температуры может переходить из одного
состояния в другое.
Приметы: морозный январь – урожайный год; сухой январь, студеный – к
жаркому лету.
Поговорки и пословицы: «Чем крепче зима, тем скорее весна»; «Готовь
зимой телегу, а летом сани».
Загадка:
Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)
Дидактические игры «Отгадай-ка», «Что это такое?».
Подвижная игра «Перенеси предметы».
Ход
и г р ы. На земле чертят 2–4 круга (диаметром 50 см) на расстоянии
8–10
метров.
В
один
круг
ставят
несколько
разных п р ед м е то в (кегли,
кубики,
игрушки),
другой
остается
свободным.
Ребенок
становится
у
свободного
круга
и
по
сигналу
взрослого
начинает
переносить
сюда
предметы
по
одному
из
другого
круга.
Могут
играть
одновременно
две
команды.
Подвижная игра «Стой!».
Хо д
и г р ы. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину
круга с мячом. Он подбрасывает мяч кверху или ударяет им об землю,
называет
чье-либо
имя.
Ребенок,
которого
назвали,
бежит
за
мячом,
остальные
дети
разбегаются
в
разные
стороны.
Как
только
названный
ребенок возьмет
в
руки
мяч, он кричит: «Стой!» Все играющие должны
остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий
старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может
увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий
промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий
снова кричит: «Стой!» – и старается снова попасть в кого-нибудь. Осаленный
становится новым водящим, игра продолжается.
ПРОГУЛКА 10
Ц е л и:
развивать
умение
самостоятельно
распознавать
и
называть
снегопад,
поземку,
мороз,
вьюгу,
иней;
учить
сравнивать
эти
явления,
находить сходства и различия.
Наблюдение за метелью
Педагог
предлагает
понаблюдать
метель
с
веранды
или
из
окна;
прислушаться к завыванию ветра, обращает внимание детей на то, что ветер
поднимает
снег
в
воздух,
кружит,
переносит с места на место, наметает
из
него
сугробы.
Во
время
наблюдения
метели
хорошо
прочитать
стихотворение А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
Из-за ветра и снегопада на улице холодно, все живое стремится в укрытие.
Люди тоже торопятся в помещения укрыться от ветра и снега. Сравнить
метель со снегопадом, поземкой.
Опыт «Вода и снег».
Ц е л ь: закрепить знания о различных состояниях воды.
Хо д
о п ы т а. Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В
одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье –
лед.
В ы в о д:
рыхлый
снег
растает
первым,
затем
–
утрамбованный,
лед
растает последним.
Приметы: облака движутся против ветра – к метели; сорока лезет под
крышу – будет метель.
Пословица:
«Метель
в лесу
идет –
холсты
стелет,
а из лесу
идет –
перестилает».
Стихотворения:
Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются,
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются.
* * *
Лишь земли коснулась вата,
И снежинки разлетелись
По замершему асфальту,
Закрутил, понес их ветер.
Кувыркаются снежинки,
Веселятся и резвятся,
И блестят у них искринки,
Радуясь зиме, кружатся.
Загадка:
Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Метель.)
Дидактические игры «Кто ты?», «Отгадай-ка!».
Зимняя забава «Снайперы»; подвижная игра «Мороз Красный нос».
ПРОГУЛКА 11
Ц е л и:
конкретизировать и углубить представления о зиме; развивать
связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием
эпитетов, сравнений; воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте
зимнего пейзажа.
Наблюдение за красотой зимней природы
Педагог и дети беседуют о зимнем и летнем пейзажах, сравнивают их,
обобщая признаки зимы и лета.
Примета: сильные холода сулят надежный урожай.
Стихотворение:
ЗИМА
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласкова – всем очень нравится,
То злющая – за нос кусается,
То оттепель пошлет непрошенно,
То забросает всех порошею.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное.
Развесит кружева из инея.
Такая сказочно красивая!
Загадки:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет.
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь.)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима.)
Дидактическая игра «Не зевай!»; зимняя забава «Снежная карусель».
Наблюдение за красотой зимней природы
в вечернее время
Педагог и дети наблюдают зимний вечерний пейзаж. В вечернее время
зимняя природа кажется загадочной и таинственной. Деревья отбрасывают
большие тени от снежных шапок. Снежинки искрятся и переливаются. Если
нет ветра, даже в мороз хочется поиграть на улице, покататься на санках.
Дидактическая игра «Не зевай!» (птицы зимующие, перелетные).
Подвижная игра «Кто сделает меньше шагов».
ПРОГУЛКА 12
Ц е л ь:
продолжать наблюдать за увеличением продолжительности дня,
развивать кругозор, интерес к родной природе.
Наблюдение за долготой дня
Педагог обращает внимание детей на то, что день стал немного длиннее.
Славен январь прибавкой дня. Уже в новогодье люди приговаривали: «После
солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет день». Понемногу за
январь
набегает
целых
полтора
часа
света.
Это
существенная
прибавка.
Оттого январь и «просинец», что день проясняется и небо синит.
Примета: утренняя зорька быстро гаснет – на холод.
Поговорки и пословицы: «Зимний денек – с воробьиный скок»; «В
январе что ни ночь, то тьма короче».
Загадка:
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)
Дидактические игры «Кто ты?», «И я».
Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Медведь и пчелы».
ПРОГУЛКА 13
Ц е л и:
развивать
способность
видеть
красивое
в
зимней
природе;
расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней погоды.
Наблюдение за снежинками
Поговорки и пословицы: «Январь-ломонос, береги свой нос»; «Месяц
январь – зимы государь».
Стихотворения:
СНЕЖИНКИ
Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы улетели на поля,
И стала белою земля.
СНЕЖИНКА
Белая, узорчатая звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
А. Рождественская
Загадка:
Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.
Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая.
(Снежинки.)
Дидактическая игра «Дополни предложение».
Ц е л ь: развивать речевую активность, быстроту мышления.
Хо д
и г р ы. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны
дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.
Например: педагог: «Мама купила…» – «…книжки, тетради, портфель», –
продолжают дети.
Дидактическая игра «Найди противоположное слово».
Ц е л ь: учить подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях
разного типа.
Хо д
и г р ы. Педагог задает предложение и предлагает детям ответить на
вопросы: «Если суп не горячий, то значит, он какой?», «Если в комнате не
светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не легкая, то
она…» и т. д.
Подвижные игры «Караси и щука», «Гуси-лебеди».
Труд
на
участке. Сгребание
снега
с
дорожек
и
веранд,
участков.
Помощь детям младших групп в уборке территории.
ПРОГУЛКА 14
Ц е л ь:
расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней
погоды.
Рассматривание узоров на окнах
Педагог и дети рассматривают зимние узоры на стенках окон.
При
низких
температурах
наружная
сторона
оконных
стекол
расцвечивается красивыми узорами. Это ледяные кристаллы, в которые
превращаются при быстром замерзании водяные пары. Снежинки, изморозь,
узоры на окнах – все это водяной пар, который при сильном охлаждении
переходит
в
твердое
состояние
и
принимает
форму
кристаллов.
На
что
похожи причудливые узоры веточек на стекле?
Опыт «Согреть дыханием узоры».
Если узоры на стекле согреть дыханием, что с ними будет?
В ы в о д: изморозь под воздействием тепла тает.
Примета: если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению
мороза.
Пословица:
«Январь
тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах
расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет».
Стихотворения:
МОРОЗ
Мороз в окно глядит и дышит,
И на стекле узоры пишет.
А против мерзлого окна
Дыханьем Дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана
Стоит кудрявая береза…
МОРОЗ
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле.
Это клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Загадки:
Художник-невидимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал, пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал сверкающие листья. (Мороз.)
Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне.)
Дидактические игры «Дополни предложение», «И я».
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».
Зимняя забава «Пробеги и не задень».
Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков – пробежать
между снежками и не задеть их.
+ПРОГУЛКА 15
Ц е л ь: развивать способность видеть красивое в зимней природе.
Рассматривание растений зимой
Педагог и дети рассматривают растения. В безветренную погоду деревья и
кустарники
стоят
запушенные
снегом,
притихшие,
словно
к
чему-то
прислушиваются. А если после оттепели ударит мороз, они покрываются
ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга тонкие ветки.
Иногда эту картину освещает солнышко, тогда деревья, словно стеклянные,
вспыхивают тысячами разноцветных огоньков, и не оторвать глаз от этого
зрелища.
Приметы: если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; если деревья
зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая.
Поговорки и пословицы: «Срубили кусты – прощай, птицы!»; «Одно
дерево еще не лес».
Стихотворение:
ДЕРЕВЬЯ
ЗИМОЙ
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся,
Вершинами машут… Сдают? Не сдаются!
М. Дудин
Дидактическая игра «Скажи слово с нужным звуком».
Ц е л ь: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Хо д
и г р ы. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком [а]» – и
бросает мяч любому из играющих. Ребенок отвечает: «Шапка» – и бросает
мяч следующему игроку. И т. д. по кругу. Затем воспитатель называет другой
звук, и игра повторяется снова.
Дидактическая игра «Путешествие».
Подвижные игры «Ловишка, бери ленту», «Караси и щука».
Труд на участке. Очистка дорожек от снега, сбор снега в лунки деревьев.
ПРОГУЛКА 16
Ц е л и:
продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России;
воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Наблюдение за березой
Педагог и дети наблюдают за зимней березой. Где ствол березы самый
широкий? (Внизу, у самой земли, а самый узкий – наверху, на самой вершине.)
Рассматривание коры под лупой.
Опыт «Зачем дереву корни?»
Х о д
о п ы т а.
Дети
пытаются
вытащить
дерево
из
земли.
Втыкают
палочку и тоже вытаскивают ее.
В ы в о д: корни держат дерево в земле, потому оно не падает и стоит
вертикально.
Приметы:
если
зимой
шумят
деревья
–
ожидай
оттепели;
иней
на
деревьях – к морозу, туман – к оттепели.
Поговорки и пословицы: «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет»;
«Лето пролежишь, а зимой с сумой побежишь».
Стихотворение:
БЕРЕЗА
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин
Загадка:
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза.)
Дидактические игры «Кто где живет?», «Путешествие».
Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Два Мороза».
ПРОГУЛКА 17
Ц е л и: продолжить знакомство со свойствами снега.
Наблюдение за свойствами снега
Педагог
и
дети наблюдают за свойствами снежного наста. Защитные
свойства снежного покрова: снег согревает землю от промерзания, причем
рыхлый
слой
снега
лучше
сохранит
тепло,
так
как
там
много
воздуха,
поэтому снег около деревьев не надо уплотнять.
Опыт «Защитные свойства снега».
Ц е л ь: познакомить со свойствами снега.
Ход
опыт а. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на
поверхность сугроба, зарыть их неглубоко в снег (зарыть глубоко в снег).
Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
В ы в о д: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода.
Корням под снегом и почвой тепло; чем больше снега, тем теплее растению.
Примета: рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.
Загадки:
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег, снегопад.)
Бел, да не сахар; нет ног, а идет. (Снег.)
Дидактические
игры
«Найди
противоположное
слово»,
«Скажи
слово с нужным звуком».
Подвижная игра «Успей поймать».
Х о д
и г р ы.
Дети
стоят
по
кругу,
в
центре
которого
находится
воспитатель. Он придерживает палку, поставленную на пол вертикально,
накрыв
ее
сверху
ладонью.
Воспитатель
называет
имя
одного
из
детей,
быстро
отпускает
палку
и
отходит.
Ребенок
должен
успеть
подбежать
и
схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. В этом
случае вводится дополнительное правило: если вызванный ребенок сумел
схватить палку, он занимает место водящего. Если сделать этого не удалось,
то водящий остается тот же. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру
круга.
Зимняя забава «Снежная карусель».
Труд на участке. Сбор снега в лунки деревьев, кустарников и цветников.
ПРОГУЛКА 18
Ц е л ь: сформировать у детей элементарное представление о гололеде как
явлении природы.
Наблюдение за работой дворника в гололед
Педагог и дети наблюдают за работой дворника. Если после оттепели
ударяет
мороз,
на
улице
появляется
гололед.
Большие
участки
земли,
тротуары,
дороги,
покрываются
льдом,
становятся
опасными
для
передвижения (лед
гладкий,
скользкий,
прозрачный
–
может
быть
незаметным на асфальте).
Труд на участке. Посыпание дорожек песком.
Поговорка: «Январю-батюшке морозы, февралю – метелицы».
Стихотворение:
ЗИМА
Ни тропинок, ни рек,
Все покрыл глубокий снег.
Напевает тихо вьюга:
– Отдохни, зима-подруга.
Вот пуховая подушка,
Одеяло. Спи, подружка!
Чтоб не слышать ветра вой,
Снегом голову закрой.
Дидактическая игра «Кому что нужно».
Ц е л ь:
упражнять
в
классификации
предметов;
развивать
умение
называть
предметы, необходимые людям определенной профессии.
Х о д
и г р ы. Педагог говорит: «Давайте вспомним, что нужно для работы людям
разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы».
Во
второй
части
игры
воспитатель называет
предмет,
а
дети
говорят,
для
какой
профессии он может пригодиться.
Подвижная игра «Необычные жмурки».
Наблюдение за вечерним небом
Дети
и педагог
наблюдают
вечернее небо: есть ли на нем звезды; какое небо –
чистое или покрыто облаками; характер лунного диска – новолуние, полнолуние или
убывающая луна.
Приметы: луна ночью будто покраснела – жди завтра ветра, тепла и снега; ночное
небо звездное – будет солнечная, морозная погода.
Загадка:
Угли пылают – совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды.)
Стихотворение:
За окошком – вьюга,
За окошком – тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся –
Все им нипочем! –
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
С. Козлов
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Подвижная игра «Считайте ногами»