Автор: Абдеева Миляуша Шамилевна
Должность: преподователь
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Салаватский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Салават
Наименование материала: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Информатика
Тема: «Понятие информация, информационные процессы».
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«САЛАВАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 Информатика
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Тема: «Понятие информация, информационные процессы
».
Разработчик:
преподаватель Абдеева Миляуша Шамилевна.
Салават, 2020 г.
Пояснительная записка
к учебно-методической разработке лекционного материала
для преподавателя по ОУД.07 Информатика
Тема: «Понятие информация, информационные процессы
».
Методическая разработка разработана для преподавателя и обучающихся с
целью актуализации, контроля, систематизации, закрепления знаний студентов по
данной теме и с целью формирования умений, согласно рабочей программе и
требованиям ФГОС последнего поколения к специальности 34.02.01 Сестринское
дело и рассчитан на 100 часов учебного времени.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
Информатика
разработана
на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)
среднего
(полного)
общего
образования
(Приказ
Минобрнауки
России
от
17.05.2012
№
413),
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования (Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464), и разъяснений
по
реализации
образовательной
программы
среднего
общего
образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и
профиля
получаемого
профессионального
образования
(решение
НМС
ЦПО
ФГАУ «ФИРО», протокол № 1 от 10.04.2014 г.)
После
изучения
данной
темы
согласно
выписке,
из
рабочей
программы
ОУД.07 Информатика студент должен знать:
- основные понятия информатики;
- виды и свойства информации;
- особенности информационного процесса в вычислительной технике;
- предмет и задачи информатики.
Студент должен уметь:
- представить цепочку передачи сигнала;
- отделять аналоговую информацию от дискретной.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
выполнение и качество.
ОК 3. Принимать
решения
в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях,
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а
также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать
на
себя
ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть
готовым
брать
на
себя
нравственные
обязательства
по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда,
производственной
санитарии,
инфекционной
и
противопожарной
безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей.
Формируемые профессиональные компетенции:
1)
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
2)
Владение
навыками
алгоритмического
мышления
и
понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
3)
Владением умением понимать программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием
основных
конструкций
программирования;
умением
анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
4)
Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной задачи с использованием основных
конструкций программирования и отладки таких программ; использование
готовых
прикладных
компьютерных
программ
по
выбранной
специализации;
5)
Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятие о
базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6)
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7)
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники
безопасности,
гигиены
и
ресурсосбережения
при
работе
со
средствами
информатизации;
понимания
основ
правовых
аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Учебно – методический план занятия
Тема занятия: «Понятие информация, информационные процессы».
Вид занятия: Лекция
Продолжительность проведения занятия: 90 минут.
Мотивация темы:
Цели занятия:
Образовательные
(учебные)
цели: -
закрепить
и
систематизировать
у
обучающихся знания:
Научить:
Воспитательная:
- формировать сознательное отношение к процессу обучения, стремление к
самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью;
-
воспитать
у
студентов
внимательность,
исполнительно сть,
самостоятельность,
способность
и
умение
в
сфере
информационных
компьютерных технологий.
Развивающая:
-
развивать
интерес
к
теме,
содействовать
активизации
мышления
обучающихся;
- развивать логическое мышление и память;
-
развивать
умение
правильно
воспринимать,
активно
запоминать
новую
информацию, анализировать и обобщать полученные знания;
-
развивать
стремление
к
постоянному
углублению,
пополнению
и
самостоятельному освоению знаний и умений;
- способствовать формированию общих компетенций и профессиональных
компетенций.
После изучения данной темы:
Студент должен знать:
-
основные понятия информатики;
- виды и свойства информации;
- особенности информационного процесса в вычислительной технике;
- предмет и задачи информатики.
должен уметь:
- представить цепочку передачи сигнала;
- отделять аналоговую информацию от дискретной.
Междисциплинарные связи:
Внутридисциплинарные связи: «Понятие информация, информационные
процессы»
В
учебно-методическое
обеспечение
преподавания
темы
«Основные
информационные
процессы
и
их
реализация
с
помощью
компьютеров.
Хранение
информационных
объектов
различных
видов
на
различных
носителях информации».
Материально-техническое обеспечение занятия:
Источники: ОИ:
1.
Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и
ИКТ: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни- М.:
Просвещение, 2014. – 272 с.
2.
Гейн
А.Г.,
Сенокосов
А.И.
Информатика
и
ИКТ.
11
класс:
учеб.
для
общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни- М.: Просвещение, 2014.
– 336 с.
3.
Хлебников А.А., Информатика: учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. –
507 с.
Методическое обеспечение занятия: учебно-методическая разработка для
преподавателя и методические указания для студентов.
Технические средства: оборудование учебного кабинета, компьютер
преподавателя, интерактивная доска или экран, проектор.
ОУД.03
Математика:
алгебра,
н ач а л а
математического
анализа, геометрия
ОУД.08 Физика
ОУД.15
Биология
с
основами экологии
ОУД.09 Химия
ОУД.07
Информатика
ОП.08 Общественное
здоровье и
здравоохранение
Домашнее задание: Повторить лекционный материал «Понятие информация,
информационные процессы».
Самостоятельная работа студентов:
Привести примеры информационных процессов в природе, технике.
Хронологическая карта занятия
№
Структура
занятия
Регла-
мент во
времени
(мин)
Форми-
руемые
компе-
тенции
Приемы
Описание структуры занятия
(деятельность преподавателя)
Деятельность
обучающихся
Цель
1.
Организаци-
онный момент
5 мин
ОК 12
Беседа
Приветствие, преподаватель
проверяет готовность группы к
занятию, проверка
отсутствующих, организация
внимания. Оценка внешнего
вида студентов и соблюдения
формы одежды.
Обучающиеся приветствуют
преподавателя. Дежурный
докладывает об
отсутствующих. Подготовка
тетрадей для лекционных
занятий.
Создается рабочее
настроение,
поддерживается
дисциплина студентов
2.
Проверка знаний
учащихся
15 мин
ОК 2
Оценка
знаний через
устные
ответы.
- оценка
Промежуточная диагностика
знаний учащихся с прошлого
урока.
Записывает на доске тему
урока, опрос учащихся с
прошлой темы.
Устные ответы
Студенты вовлечены в рече-
мыслительную
деятельность. Внимательно
слушают поставленные цели
Включается
критическое
мышление
обучающихся и
формируется
познавательный
интерес к данной теме
3.
Актуализация
знаний
10 мин
ОК 2,
ОК 4
учебник,
ноутбук,
проектор,
проекционна
я доска, ИКТ
презентации
Подготовка учащихся к
восприятию нового
материала.
Систематизировать знания и
т.д.
Записывают тему урока,
отвечают на теоретические
вопросы по изученному
материалу
Записывают название
темы, слушают
преподавателя
Метод заставляет
проконтролировать
исходный уровень
знаний.
Демонстрация
усвоения знаний на
теоретическом
занятии по теме
«Понятие
информация,
информационные
процессы»
4.
Демонстрацион-
ный блок
40 мин
ОК 2,
Беседа
Знакомство с темой
«Понятие информация,
информационные процессы».
Объяснение новой темы,
Внимательно слушают
преподавателя, и записывают
Формируется
познавательный
интерес к данной теме,
усиливается
подкрепляя рассказ фактами
и доводами. Выполнение
практической работы
совместно с группой.
Слушают лекцию, задают
вопросы по ходу объяснения,
ведение конспекта.
Выполняют работу
совместно с преподавателем.
Учащиеся понимают
объясняемую тему,
формулируют основные
положения лекции –
взаимопроверка.
мыслительная
активность
5.
Закрепление
нового
материала
10 мин
ОК 4,
ОК 5
Беседа
Закрепление знания по теме.
Контрольные вопросы по
изученной теме. Отвечают
на вопросы.
Студенты задают друг другу
2 вопроса по пройденной
теме.
Закрепление
теоретического
материала.
Формирование умений
по данной теме,
способности работать
в группе.
6.
Рефлексивный
блок
2 мин
ОК 2
Заполнение
карты
самоанализа
Проводит анализ полученных
результатов у студентов
Выполняют самоанализ,
сравнение результатов
Проведение
самоанализа,
самооценки.
7.
Домашнее
задание
2 мин
ОК 2, ОК
3, ОК 4,
ОК 5, ОК
9.
Беседа. Дома-
самостоятель
ная работа
студента.
Дает задание на следующее
занятие: Привести примеры
информационных процессов в
природе, технике.
Записывают домашнее
задание и задание для
самостоятельной работы
студентов, планируют
последующую деятельность
Формируется
активация на
последующую
деятельность
студентов
8.
Подведение
итогов
5 мин
ОК 2, ОК
4
Беседа
Вывод о проделанной работе.
Выставляет оценки с
комментариями.
Завершают выполнение
анализа проделанной работы
Повышается
заинтересованность
студентов для
выполнения
домашнего задания
Приложение 1
Организационный момент
До начала занятия преподаватель проверяет готовность аудитории, чистоту
учебной
доски,
наличие
мела
и
ветоши
для
вытирания
доски.
Преподаватель
включает проектор и запускает презентацию по теме занятия.
- Добрый день, уважаемые студенты! Я очень рада приветствовать вас на
нашем занятии! (Студенты встают и приветствуют преподавателя. Преподаватель
проверяет внешний вид студентов, согласно требованиям локального акта (чистый
белый халат с застегнутыми пуговицами, аккуратная прическа).
- Дежурный, сообщите пожалуйста кто сегодня отсутствует на занятии?
- Отсутствующих нет, отвечает дежурный.
- Все готовы к занятию? (студенты отвечают утвердительно).
Приложение 2
Информационный блок
Информация и информационные процессы
Мы живем в макромире, который состоит из объектов, по своим размерам
сравнимых
с
человеком.
Макрообъекты
подразделяются
на
живые
(растения,
животные, человек) и неживые (здания, транспорт, одежда, станки и т.п.).
Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые в свою очередь состоят из
элементарных
частиц,
размеры
которых
очень
малы.
Этот
мир
называется
микромиром.
Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему. Солнце
вместе с миллионами других звезд образуют нашу Галактику Млечный путь, а
миллионы
галактик
образуют
Вселенную.
Все
эти
объекты
имеют
громадные
размеры и образуют мегамир.
Всё многообразие материальных объектов:
элементарные частицы → атомы → молекулы → макротела → галактики
молекулы → биологические системы → человек
Мир существует в трех основных формах: вещество, энергия, информация.
Вся
деятельность
человеческого
общества
по
началу
была
направлена
на
овладение веществом: то есть познания свойств веществ помогли человечеству в
изготовлении
орудий
труда,
механизмов,
машин.
Вещество
–
это
всё
что
нас
окружает:
это
вода,
земля,
воздух,
горы,
деревья,
человек.
Вещество
–
это
обобщённое понятие.
Энергия – это то, что приводит наш мир в движение. Энергия бывает тепловой
– кипение чайника, электрической – заряженный проводник, атомной – ядра атома,
механической – поезд. Все материальные объекты взаимодействуют друг с другом,
поэтому обладают энергией.
Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью
органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для того, чтобы правильно
ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию).
В
процессе
достижения
каких-либо
целей
человек
принимает
решение
(обрабатывает
информацию).
В
процессе
общения
с
другими
людьми
человек
передает и принимает информацию.
В истории человечества произошло несколько информационных революций:
1- изобретение писменности
2- книгопечатание (16 век)
3- открытие электричества (19 век)
4- изобретение компьютера (середина 20 века)
Информация - от латинского informatio – разъяснение, сведения, изложение;
- это знания человека, которые он получает от окружающего мира.
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей
информации, называются информационными процессами.
Для
обмена
информацией
между
людьми
используются
языки,
жесты.
Информация хранится с помощью книг, а в наше время – с помощью компьютера.
Передача, обработка и хранение информации происходят в форме сигналов
или знаков.
Сигналы могут быть:
-
по
физической
природе
(электромагнитный,
тепловой,
звуковой,
механический, биохимический)
- по способу восприятия ( зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой,
болевой, физиологический)
Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые
коды и шифры, ноты и т.п.
Передача информации происходит по следующей схеме:
Обработка информации – это получение одних информационных объектов из
других путём выполнения некоторых действий.
Хранение информации – это накопление её на различных носителях.
Канал связи
Выходная
информация
Входная
информация
Помехи
(обработка сигнала)
Носитель информации – среда для записи и хранения информации:
- любой материальный объект
- волны различной природы
- акустические носители, гравитационные, электромагнитные
- вещество в различном состоянии
- компьютерные носители
(световая волна, стены пещеры, узелки на веревке, глиняные таблички, папирус,
бумага, магнитная лента, CD, флеш накопители и т.п.)
Свойства информации.
полнота – достаточность для понимания и принятия решения;
актуальность – важность в настоящий момент времени;
достоверность – истинность, отражает реальное положение дел.
Информация
Аналоговая
(непрерывная)
Воспринимается человеком
(тактильная,
аудиальная,
в и з у а л ь н а я ,
в к у с о в а я ,
обонятельная)
Дискретная
(прерывистая)
Воспринимается
вычислительной техникой
Аналоговая – скрипка, телевизор, телефон, картина, висящая на стене.
Цифровая (дискретная) – фортепиано, переход от ноты к ноте осуществляется
сигналом, мобильный телефон.
Аналоговую информацию можно представить в цифровом виде, н-р записать
музыку
нотами.
В
вычислительной
технике
для
преобразования
сигналов
используют АЦП и ЦАП (алфавитно-цифровой преобразователь и наоборот).
Одну и туже информацию можно представить различными способами, н-р
музыкальную запись:
1. нотами
2. звук на кассете
3. жестами для глухонемых
4. шрифт Брайля для слепых
Приложение 3
Домашнее задание и задание для самостоятельной работы студентов
Домашнее задание: Привести примеры информационных процессов в природе,
технике.
Самостоятельная работа студентов: Прочитать учебник стр
Гейн А.Г., Ливчак
А.Б.,
Сенокосов
А.И.,
Юнерман
Н.А.
Информатика
и
ИКТ:
учеб.
для
10
кл.
общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни- М.: Просвещение, 2014. –
272 с.
Список литературы:
1.
Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. «Информатика и
ИКТ:
учеб.для
10
кл.
общеобразоват.
учреждений:
базовый
и
профил.
уровни», М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
2.
Гейн
А.Г.,
Сенокосов
А.И.
«Информатика
и
ИКТ.
11
класс:
учеб.для
общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни», М.: Просвещение,
2012. – 336 с.
3.
Хлебников А.А. «Информатика: учебник», Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. –
507 с.
Дополнительные источники:
1.
Королюк
И.П.
«Медицинская
информатика:
Учебник»,
Самара:
ООО
«Офорт» ГБОУ ВПО «СамГМУ», 2012. – 244 с.
2.
Чернов В.И., И.Э. Есауленко, О.В. Родионов, С.Н. Семенов. «Медицинская
информатика», Ростов-на-Дону: Феникс,2012. -320 с.
3.
Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. «Информационные системы в
здравоохранении», Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 224с.