Автор: Латыпова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №171
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-путешествие "Прогулка по родному краю"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
Игра- путешествие: «Легенды родного края»
Программное содержание:
1 Расширить представления детей о городе Сенгилее.
2.
Обобщить знания детей о растительном и животном мире
родного края.
Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами
растений и животных города Сенгилея.
3.
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за
родную природу, бережное отношение к ней.
4.Активизация словаря: национальный парк, экскурсовод, маршрут,
ландшафт, заповедник, пещеры.
Материал: кукла Ульянка; доска, на которой фотографии или
иллюстрации с изображением национального парка
« Сенгилеевские горы»; картинки растений- сосна меловая,
лазурник трехлопастной и клаусия солнцелюбивая; картинки птиц-
орел-могильник, орлан-белохвост, беркут и филин; канат; лист
бумаги с нарисованной речкой в виде веточки смородины; слайд
заповедника « Шиловская лесостепь»;мяч.
Воспитатель:
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их
угадать.
1) Круглое, тёплое, жёлтое, живёт на небе? (солнце).
2) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (воздух)
3) Её пьют, её льют, всем она нужна. Что это? (вода)
4) Как называется одним словом: солнце, воздух, вода, растения,
животные, насекомые? (природа).
Воспитатель: А что такое заповедник? (ответы детей)
Запове́
дник - охраняемая природная территория.
Заповедное место - это где оберегаются и сохраняются редкие и
ценные растения, животные, уникальные участки природы,
культурные ценности.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами отправимся по заповедным
местам города Сенгилея. Но сначала мы с вами вспомним, что это
за город, что интересного вы можете рассказать о нём ?( ответы
детей )
Воспитатель: А экскурсоводом в нашем путешествии будет
девочка Ульянка, которую вы уже знаете. Здравствуй Ульянка.
Ульянка: Здравствуйте я очень рада вас видеть снова. И покажу
вам самые красивые и интересные места.
Воспитатель: Ну что же собираемся: (имитация движении).
Надеваем мы штаны – удивительной длины!
Надеваем кофту, шапку, куртку, сапоги-
Вот такой вот ширины!
Собираем рюкзачок – наш отряд идти готов!
Ульянка: Вот мы с вами и прибыли в Национальный парк
«Сенгилеевские горы» , посмотрите как здесь красиво!(открывается
доска с фотографиями). - это безграничные лесные просторы,
разросшиеся на холмах, расположенных недалеко от города
Сенгилей. Это место, где сохранилось не только животное
разнообразие, но и немалое количество растений, деревьев, А
самое главное- это чистые леса, в основном лиственные. Недаром
эти леса давно используют в качестве пеших туристических
маршрутов.
На территории национального парка отмечено более 700 видов
растений, из которых 12 видов включены в Красную книгу, такие
как сосна меловая, лазурник трехлопастной и клаусия
солнцелюбивая. ( показ картинок данных растений).
Ульянка: А вы ребята знаете что это за красная книга?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на
земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный
цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей:
растения и животные в беде, помогите им.
Ульянка: В водоемах территории национального парка отмечено
30 видов рыб. Фауна позвоночных животных включает редкие и
находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, в
частности, орел-могильник, орлан-белохвост, беркут и филин
занесены в Красную книгу РФ ещё 6 видов птиц (показ картинок
данных птиц )
Ульянка: Ребята теперь нам надо перейти через ручей. Как вы
думаете, а как можно его перейти? ( ответы детей)
Ульянка: Правильно ребята, мы можем пройти по этому
веревочному мосту. ( дети друг за другом «переходят» по канату).
Игра: «Перейти через ручей»
Ульянка:
Ребята отгадайте загадку:
Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?... (Смородина)
(На ковре лежит большой лист бумаги с нарисованной речкой в
виде веточки смородины)
Ульянка: Смотрите ребята это долина реки Смородинка .Откуда у
речки появилось это вкусное название Смородинка неизвестно,
возможно когда-то по берегам росла дикая смородина или были
смородиновые сады, но именно это название, как-то очень удачно
подчеркивает любовь местного населения к этой чистой
родниковой речке. Плюс ко всему, речка вместе с прудами,
действительно чем-то напоминает веточку смородины. Самое
удивительное, что все пруды абсолютно непохожи друг на друга:
одно неглубокое и почти круглое блюдце, другое - широкое мелкое
болотце - радость комаров, третье - глубокое, ледяное, но
чистейшее и освежающее в любую жару, озеро, спрятанное со всех
сторон в сосновом лесу, четвертое - почти круглый прудик,
спрятанный в лиственном подлеске, а кроме этого, такое ощущение,
что веточка смородины одна, а ягодки разные.
Воспитатель: Ульянка а хочешь с нами поиграть? Игра будет
называться « Природа и человек»
Ульянка: Конечно хочу, только вы меня научите?
Дети: Конечно научим.
( дети встают в круг)
«Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и бросает
мяч . Ребенок отвечает и передает мяч рядом стоящему ребенку, и
так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает
новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по
новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и
пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова
принимается в игру.
Ульянка: Хорошо поиграли, а сейчас я вам ребята покажу, что ещё
создано природой.( на доске показ слайда заповедника
« Шиловская лесостепь»)
Ульянка:А теперь мы с вами попали в ландшафтный заповедник
«Шиловская лесостепь. Это невероятно красивые места, на которых
пестрые лесные ландшафты стакиваются с резкими очертаниями
меловых гор и все это подчеркивается синевой Волги. «Шиловская
лесостепь» - это просто самое хорошее место для фотографов и
художников с какой бы точки не смотрели, всегда есть за что
зацепиться взгляду, особенно в предзакатное и предрассветное
время. Особенно красиво в этих местах золотой осенью, когда
смесь разноцветной листвы и зеленой хвои накладывается на
острые белые верхушки холмов.
Ульянка: Вот мы и побывали с вами в заповедных местах города
Сенгилея, но вам пора возвращаться. Понравился вам мой
рассказ?( ответы детей) Тогда до свидания ребята до новых встреч.
Воспитатель: Ну что ребята нам пора возвращаться.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают
волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)
Воспитатель: Заповедники и национальные парки— это островки
спасения природы oт человека.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках
надо беречь природу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом
месте. Давайте вспомним правила охраны природы:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
Воспитатель:
Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.
Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.