Напоминание

"Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха в среду слышащих"


Автор: Ершова Ольга Борисовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха в среду слышащих"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха

в среду слышащих.

На протяжении многих лет существует проблема: интеграция людей с

нарушением слуха.

Данной

проблемой

занимаются

многие

учёные

и

педагоги

мира.

Слышащие люди общаются при помощи языковых средств: речи, жестов,

мимики. А люди с проблемами слуха исключены из социальной среды, где

основным средством коммуникации являются речь.

Я работаю учителем-дефектологом в группе для слабослышащих детей

в детском саду г. Н. Новгорода. Основной задачей своей работы считаю

развитие устной и письменной речи, а так же развитие слуха в процессе

целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний.

На начальном этапе работы ребёнок учится слушать, понимать значение

услышанного, пытается воспроизвести то, что он услышал.

В последнее время приходится работать с детьми после кохлеарной

имплантации (КИ). Этот метод всё шире внедряется в практику, однако он

может быть высокоэффективным, если ребёнка прооперировали до 1,5 лет.

Глухой малыш после КИ слышит разные звуки, но не понимает их смысла,

т. к. они сливаются для него в один шумовой поток. Ребёнок не может понять

речь, потому что слишком мало в его памяти информации о значение слов,

правилах их изменения и соединении их в предложении.

В

первую

очередь

мы

привлекаем

внимание

и

интерес

ребёнка

к

окружающим звукам, чтобы он начал реагировать на них и узнавать их. В

этот

момент

он

педагогов

и

родителей

требуется

целенаправленная,

ежеминутная работа.

Из опыта работы можно сделать вывод, что у ребёнка с КИ может не

появиться

спонтанная

речь,

если

родители

не

знают,

как

правильно

заниматься.

Поэтому основной целью учителя-дефектолога, работающего с такими

детьми,

особенно

маленькими,

является

научить

родителей

развивать

у

ребёнка слух, понимание речи, устную речь.

У ребёнка необходимо вызвать желание общаться речью, а для этого

нужно

создавать

различные

ситуации

в

повседневной

жизни.

Создание

привычных, повторяющихся ситуации и действий помогают ребёнку быстрее

овладеть речью. Так например при прощании с детьми мы учим говорить:

«Пока».

Так же можно использовать ситуации удивляющие ребёнка, случайные

ситуации, т. к. они нередко помогают ему быстрее понять и запомнить что-то

важное.

Реабилитация

детей

с

КИ

проходит

в

игровой

форме,

где

ребёнок

открывает для себя звук и свой голос, способность к имитации.

Во время первых игр важно давать ребёнку возможность вслушиваться

в звук, в слово, для этого повторяем его несколько раз. Зачастую дети с

нарушением

слуха

не

умеют

играть

с

игрушкой,

они

хватают

и

быстро

бросают

её.

Если

у

ребёнка

появился

интерес

к

игрушке,

то

взрослому

необходимо воспользоваться его интересом к ней рассмотреть её вместе с

ним

игрушкой,

придумав

забавную

игру.

При

этом

взрослые

должны

комментировать все эти действия речью. Речь взрослого должна состоять из

коротких фраз, которые проговариваем напевно, повторяя ключевые слова

высказывания.

Для того, чтобы ребёнок хотел говорить, не мог без этого жить, он

должен быть подлинным участником какого-либо дела, общего для него и для

взрослого, или для него и для других детей. В первую очередь ребёнок учится

называть то, с чем он действует, что вызывает у него интерес или в чём он

нуждается.

Активизация

самостоятельной

речи

детей

может

осуществляется,

например, в играх, в которых дети имитируют движения животных:

Игра в собачки

Игра в лошадки

Игра «Кот-мяу»

Игра «Зайки» и т. д.

Можно использовать и другие игровые упражнения, например: «Ляля спит

(а-а-а)», «Ляля кушает (ам-ам)», «Поезд едет (у-у-у-у)».

Эти игровые упражнения сопровождаем использованием фонетической

ритмики,

при

помощи

которой

дети

быстрее

усваивают

правильное

произношение своих первых звуков, слогов.

Работа в группе ведётся в тесном контакте с воспитателями, психологом,

музыкальным

руководителем.

Для

родителей

регулярно

проводятся

консультации, семинары-практикумы; действует консультативный пункт для

детей, не посещающих детский сад.

Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается от 3 до 5 лет. Её

конечной

целью

для

большей

части

детей

можно

рассматривать

как

подготовку к массовой школе.



В раздел образования