Автор: Фёдорова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Доу№98
Населённый пункт: г. Каменск - Уральский,Свердловской области
Наименование материала: проект
Тема: экологическое воспитание в детском саду
Раздел: дошкольное образование
проект по Экологическому воспитанию
«Наш дом - Земля»
«Природу не уродуй, природу не обидь -
Родился человеком, таким и надо быть….»
Э. Мошковская
Актуальность:
Воздействия человека на природу достигают той черты, при
которой, природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно
осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы
исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное
действующее лицо в природе – человек. От личной ответственности каждого
за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик»
Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего
путешествия в будущее.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость
просветительской работы по формированию у населения экологического
сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в
дошкольном учреждении – первом звене непрерывного образования.
Наблюдения за поведением детей в природе, на улицах, анализ
знаний детей, ответы родителей на вопросы анкеты показали, что
необходима планомерная работа по развитию познавательного интереса к
миру природы, обучению и закреплению у детей первоначальных умений и
навыков экологически грамотного в природы.
Теоретическое обоснование:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,
его ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и
окружающим людям. Именно поэтому так важно начать работу по
экологическому воспитанию детей с самого раннего возраста, а основная
задача взрослых – воспитание у дошкольников осознанно - правильного,
эмоционально –положительного, бережного, заботливого отношения к миру
природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из
направлений познавательного развития, осуществляемых в дошкольных
образовательных учреждениях.
Вопросами формирования у детей дошкольного возраста элементарных
экологических знаний занимались такие современные педагоги, как
С. Н. Николаева, Т. И. Попова, Н. А. Рыжова, Л. С. Журавлева, О. Ф.
Горбатенко и др.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о
воспитании, у своих детей чувств безграничной любви к Родине.
…Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок
начинается видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
(В. А. Сухомлинский).
Постановка проблемы:
Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых
результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка
были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком
лучше, чем слова. Более всего «насыщена» эмоциями. Активные формы
работы с детьми, такие как праздники, игры, акции, совместная деятельность
с родителями, походы, трудовые десанты – все это помогает лучше усвоить
навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивает
познавательный интерес к окружающему миру.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью
осуществления экологического образования дошкольников и отсутствием
активных форм организации в детском саду.
Отсутствие активных форм организации экологического образования в
детском саду препятствует обеспечению более эмоционального, а значит
более качественного усвоения экологических знаний.
Цель:
Способствовать систематизированию, обобщению и закреплению
элементарных экологических знаний детей, сформировать начала
экологического сознания у дошкольников.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и углубить знания детей по экологии через
использование активных форм работы с детьми: нод, викторины, экскурсии,
праздники, трудовые десанты; чтение худ. литературы.
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое
отношение к миру природы;
- Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к миру природы.
- Активизировать позицию родителей по экологическому воспитанию
дошкольников.
Ожидаемый результат:
Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса
к окружающему миру и формирование первоначальных умений и навыков
экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка
поведения.
Сроки реализации проекта:
Декабрь 2019 – апрель 2020 года.
Участники:
Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Внешние связи проекта:
- Экскурсии в библиотеку, в парк, на водоём (разное время года).
Внутренние связи проекта:
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»;
- Конкурс знаков «Правила поведения в природе» (совместное творчество
детей и родителей);
- Оформление стенда: «Берегите природу».
- Собрать копилку дидактических игр экологической направленности.
- Собрать комплект наглядного материала экологической направленности.
- Изготовить домино «Овощи» и домино «Фрукты».
- Оформление стенда «Сохраним родную природу».
- Оформление цикла консультаций для родителей.
- Праздник «День Земли», викторина «Мы друзья природы».
- Составить картотеку опытов и экспериментов по экологии.
- Составить картотеку загадок о природе и природных явлениях.
- Оформить фотовыставку " В гармонии с природой".
- Подготовить детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап: подбор необходимой методической литературы,
дидактических игр, загадок, опытов, экспериментов по экологии,
подбор консультаций для родителей,
подбор наглядного материала,
анализ работы по данному направлению,
подбор пособий, организационная работа.
- Основной этап: реализация проекта, формирование у детей специфических
знаний, умений, навыков.
- Заключительный этап: подведение итогов, организация презентации
проекта, развлечение «Путешествие на лесную полянку».
- Вывод: дошкольный возраст является базой для формирования основ
мировидения и представляет, широкие возможности, для экологического
воспитания, кроме того, любая программа предусматривает ознакомление
дошкольников с окружающим миром, неотъемлемой частью которого
является мир природы и среда созданная человеком.
Представляемый проект позволяет решить задачи ФГОС в области
экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных
областей, в различных видах детской деятельности. Экологическое
воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения,
способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об
окружающей действительности, фактических знаний, которые являются
материалом для последующего их осознанного обобщения, привидения в
систему, раскрытие причин взаимосвязей существующих в природе. В
результате чего дети начинают понимать что:
- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно меняется.
Итог создания и внедрения проекта:
Подборка дидактических игр:
«Чей это домик?», «Мои домашние животные», «Береги живое», «Зелёный
город», «Кто где живёт, «Времена года», «Дикие животные», «Угадайка»,
«Чей малыш».
Лото «Собери урожай», «Жители Африки», «Грибы», «Насекомые».
Изготовление домино :
«Овощи» и «Фрукты».
Подборка наглядного материала:
«Морские обитатели», «Арктика и Антарктида», «Насекомые», «Времена
года», «Птицы», «Животные средней полосы», «Как избежать неприятностей
на природе», «Природные погодные явления», «Сохраним родную природу».
Картотека опытов и экспериментов по экологии в подготовительной
группе.
Картотека загадок о природе и природных явлениях.
Оформление фотовыставки " В гармонии с природой".
Конкурс знаков " Правила поведения в природе".
Подготовка детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Формы работы с детьми по реализации проекта:
- нод,
- беседы,
- экскурсии,
- решение экологических ситуаций - игровая деятельность,
- изобразительная деятельность,
- чтение художественной литературы,
- тематические конкурсы рисунков,
- дидактические игры,
- загадывание загадок,
- праздники и развлечения,
- трудовой десант,
Формы работы с родителями:
- консультации;
- совместная творческая деятельность;
- участие в трудовых десантах;
- совместное с детьми родительское собрание ;
Программно – методическое обеспечение:
Методическая литература:
1.Алябьева Е.А. «ТЦ Сфера» 2016г.: Сказки о природе.
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском
саду.
4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода.
5. Рыжова Н. А. Не просто сказки.
6. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому
образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
7. Николаева С. Н. Юный эколог.
8. Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги
природу! – М.: Педагогика, 1990.
9. Журнал Управление ДОУ 2005г. № 2; 2007г. № 3.
10. Ганул Е. А. Правила поведенияя в природе.
11.Горошилова Е.П., Е.В.Шлык: Знакомим дошкольников с окружающим
миром.. ,2018 г.
Детская художественная литература:
Рассказы:
В. Степанов. Живая азбука.
А. Тамбиев. Кто на болоте живёт?
К. Ушинский. Как рубашка в поле выросла.
Атлас «Человек и природа».
Загадки, пословицы и стихи о временах года.
Стихи и рассказы о природе.
Н. Сладков. Птицы.
Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц.
В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения
муравьишки; Чей нос лучше.
К. Ушинский. Пчелки на разведках.
Е. Тимошенко. Елочки-метелочки.
В. Александров. Август, август. Раненые деревья. Сказка. Ежинька и белочка.
Стихи:
А. Яшин. Покормите птиц зимой.
Б. Заходер. Все на свете нужны.
Е. Евтушенко. Берегите эти земли.
Г. Горбовский. Мертвый лес.
М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите.
М. Дудин. Берегите землю.
Наглядно – дидактические пособия:
Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг
нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках»,
«Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним
родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии.
" Огород на подоконнике".
Перспективный план работы по проекту
месяц
Совместная деятельность педагога с детьми
Декабрь - Январь
- беседа:
« О бережном отношении к природе».
«Как вести себя на улице».
«О зимующих и перелётных птицах»,(приложение).
- экологические ситуации: (картотека ситуаций)
- рисование птиц – «Моя любимая птица», «Дикое
животное»
- трудовой десант:
изготовление кормушек для зимующих птиц
(бросовый материал)
- загадывание загадок : – о природных явлениях
- работа с родителями:
конкурс знаков «правила поведения в природе»
- д/игры:
«Чей это домик?», «Мои домашние животные»
- лото - «Грибы»,
- чтение сказки :
«Как листья спасли дерево»;
« Зимняя сказка»;
«Спор деревьев»;
«Лесной дом», «Дракон и ящерицы».
Февраль
- беседа: «Беседа о волшебнице воде».
«О домашних животных».
«О диких животных»,(приложение).
-экологические ситуации: (картотека ситуаций)
-Загадывание загадок – о животных, о грибах;
- Трудовой десант – «Покормим птиц зимой»(корм
для птиц)
- игры в домино- «овощи», «фрукты»
-Д/игры: », «Береги живое», «Зелёный город», «Кто
где живёт»?
-Лото - «Грибы», «Насекомые».
- рисование – «Птицы зимующие с нами»;
«Кормушки для птиц»
- чтение сказки :
« Гостеприимная Сова»;
« Африканская история»
«Как дед Мороз возил подарки в Антарктиду»
«Путешествие Пипи из Антарктиды в Австралию»
конкурс чтецов " К природе сердцем прикоснись".
Март
- беседа:
«О весне».
«Об уходе за комнатными растениями»,( приложение)
-экологические ситуации: (картотека ситуаций)
- загадывание загадок – о травах, о ягодах
- Д/игры: «Времена года», «Дикие животные»,
«Угадайка»
- Лото «Насекомые»; «Цветы»
- Рисование – « Насекомое»; « Домашнее животное»
- чтение сказки :
«История одного цветника»;
«Как пчела Муся нашла цветы»;
«Модные черепахи»;
«Как ветер искал место для дома»;
«Девушка речка».
Изготовление плаката - " Огород на подоконнике".
Апрель
- беседа: «Чудо рядом с тобой».
«По тропинке в лес пойдем», (приложение)
-экологические ситуации: (картотека ситуаций)
- загадывание загадок – о деревьях и кустарниках
- Д/игры: «Угадайка», «Чей малыш».
- Лото:
«Собери урожай», «Жители Африки»,
- чтение сказки:
«Богатства матушки Земли»;
«Как поссорились времена года»
«Как части суток играли в прятки»
- развлечение – «Путешествие на лесную полянку»
(приложение)
- изготовление плаката «Сохраним
родную природу».