Напоминание

экологическое воспитание в детском саду


Автор: Фёдорова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Доу№98
Населённый пункт: г. Каменск - Уральский,Свердловской области
Наименование материала: проект
Тема: экологическое воспитание в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




проект по Экологическому воспитанию

«Наш дом - Земля»

«Природу не уродуй, природу не обидь -

Родился человеком, таким и надо быть….»

Э. Мошковская

Актуальность:

Воздействия человека на природу достигают той черты, при

которой, природа теряет способность к самовосстановлению. Страшно

осознавать, что от невежественного вмешательства человека в дела природы

исчезают с лица земли реки, загрязняются моря, вырубаются леса. Главное

действующее лицо в природе – человек. От личной ответственности каждого

за здоровую биосферу, за сохранность природы зависит, каким станет «лик»

Земли и где будет находиться человечество – в начале или конце своего

путешествия в будущее.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость

просветительской работы по формированию у населения экологического

сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в

дошкольном учреждении – первом звене непрерывного образования.

Наблюдения за поведением детей в природе, на улицах, анализ

знаний детей, ответы родителей на вопросы анкеты показали, что

необходима планомерная работа по развитию познавательного интереса к

миру природы, обучению и закреплению у детей первоначальных умений и

навыков экологически грамотного в природы.

Теоретическое обоснование:

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,

его ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и

окружающим людям. Именно поэтому так важно начать работу по

экологическому воспитанию детей с самого раннего возраста, а основная

задача взрослых – воспитание у дошкольников осознанно - правильного,

эмоционально –положительного, бережного, заботливого отношения к миру

природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из

направлений познавательного развития, осуществляемых в дошкольных

образовательных учреждениях.

Вопросами формирования у детей дошкольного возраста элементарных

экологических знаний занимались такие современные педагоги, как

С. Н. Николаева, Т. И. Попова, Н. А. Рыжова, Л. С. Журавлева, О. Ф.

Горбатенко и др.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о

воспитании, у своих детей чувств безграничной любви к Родине.

…Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок

начинается видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

(В. А. Сухомлинский).

Постановка проблемы:

Традиционная работа по экологическому воспитанию не дает ожидаемых

результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка

были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком

лучше, чем слова. Более всего «насыщена» эмоциями. Активные формы

работы с детьми, такие как праздники, игры, акции, совместная деятельность

с родителями, походы, трудовые десанты – все это помогает лучше усвоить

навыки бережного и заботливого отношения к объектам природы, развивает

познавательный интерес к окружающему миру.

В связи с этим возникло противоречие между необходимостью

осуществления экологического образования дошкольников и отсутствием

активных форм организации в детском саду.

Отсутствие активных форм организации экологического образования в

детском саду препятствует обеспечению более эмоционального, а значит

более качественного усвоения экологических знаний.

Цель:

Способствовать систематизированию, обобщению и закреплению

элементарных экологических знаний детей, сформировать начала

экологического сознания у дошкольников.

Задачи:

- Уточнить, обобщить и углубить знания детей по экологии через

использование активных форм работы с детьми: нод, викторины, экскурсии,

праздники, трудовые десанты; чтение худ. литературы.

- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и

безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое

отношение к миру природы;

- Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к миру природы.

- Активизировать позицию родителей по экологическому воспитанию

дошкольников.

Ожидаемый результат:

Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса

к окружающему миру и формирование первоначальных умений и навыков

экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка

поведения.

Сроки реализации проекта:

Декабрь 2019 – апрель 2020 года.

Участники:

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Внешние связи проекта:

- Экскурсии в библиотеку, в парк, на водоём (разное время года).

Внутренние связи проекта:

- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»;

- Конкурс знаков «Правила поведения в природе» (совместное творчество

детей и родителей);

- Оформление стенда: «Берегите природу».

- Собрать копилку дидактических игр экологической направленности.

- Собрать комплект наглядного материала экологической направленности.

- Изготовить домино «Овощи» и домино «Фрукты».

- Оформление стенда «Сохраним родную природу».

- Оформление цикла консультаций для родителей.

- Праздник «День Земли», викторина «Мы друзья природы».

- Составить картотеку опытов и экспериментов по экологии.

- Составить картотеку загадок о природе и природных явлениях.

- Оформить фотовыставку " В гармонии с природой".

- Подготовить детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".

Этапы реализации проекта:

- Подготовительный этап: подбор необходимой методической литературы,

дидактических игр, загадок, опытов, экспериментов по экологии,

подбор консультаций для родителей,

подбор наглядного материала,

анализ работы по данному направлению,

подбор пособий, организационная работа.

- Основной этап: реализация проекта, формирование у детей специфических

знаний, умений, навыков.

- Заключительный этап: подведение итогов, организация презентации

проекта, развлечение «Путешествие на лесную полянку».

- Вывод: дошкольный возраст является базой для формирования основ

мировидения и представляет, широкие возможности, для экологического

воспитания, кроме того, любая программа предусматривает ознакомление

дошкольников с окружающим миром, неотъемлемой частью которого

является мир природы и среда созданная человеком.

Представляемый проект позволяет решить задачи ФГОС в области

экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных

областей, в различных видах детской деятельности. Экологическое

воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения,

способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об

окружающей действительности, фактических знаний, которые являются

материалом для последующего их осознанного обобщения, привидения в

систему, раскрытие причин взаимосвязей существующих в природе. В

результате чего дети начинают понимать что:

- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно меняется.

Итог создания и внедрения проекта:

Подборка дидактических игр:

«Чей это домик?», «Мои домашние животные», «Береги живое», «Зелёный

город», «Кто где живёт, «Времена года», «Дикие животные», «Угадайка»,

«Чей малыш».

Лото «Собери урожай», «Жители Африки», «Грибы», «Насекомые».

Изготовление домино :

«Овощи» и «Фрукты».

Подборка наглядного материала:

«Морские обитатели», «Арктика и Антарктида», «Насекомые», «Времена

года», «Птицы», «Животные средней полосы», «Как избежать неприятностей

на природе», «Природные погодные явления», «Сохраним родную природу».

Картотека опытов и экспериментов по экологии в подготовительной

группе.

Картотека загадок о природе и природных явлениях.

Оформление фотовыставки " В гармонии с природой".

Конкурс знаков " Правила поведения в природе".

Подготовка детей к конкурсу чтецов " К природе сердцем прикоснись".

Формы работы с детьми по реализации проекта:

- нод,

- беседы,

- экскурсии,

- решение экологических ситуаций - игровая деятельность,

- изобразительная деятельность,

- чтение художественной литературы,

- тематические конкурсы рисунков,

- дидактические игры,

- загадывание загадок,

- праздники и развлечения,

- трудовой десант,

Формы работы с родителями:

- консультации;

- совместная творческая деятельность;

- участие в трудовых десантах;

- совместное с детьми родительское собрание ;

Программно – методическое обеспечение:

Методическая литература:

1.Алябьева Е.А. «ТЦ Сфера» 2016г.: Сказки о природе.

2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания

дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском

саду.

4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода.

5. Рыжова Н. А. Не просто сказки.

6. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому

образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

7. Николаева С. Н. Юный эколог.

8. Вахромеева М. Г., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР: Береги

природу! – М.: Педагогика, 1990.

9. Журнал Управление ДОУ 2005г. № 2; 2007г. № 3.

10. Ганул Е. А. Правила поведенияя в природе.

11.Горошилова Е.П., Е.В.Шлык: Знакомим дошкольников с окружающим

миром.. ,2018 г.

Детская художественная литература:

Рассказы:

В. Степанов. Живая азбука.

А. Тамбиев. Кто на болоте живёт?

К. Ушинский. Как рубашка в поле выросла.

Атлас «Человек и природа».

Загадки, пословицы и стихи о временах года.

Стихи и рассказы о природе.

Н. Сладков. Птицы.

Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц.

В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения

муравьишки; Чей нос лучше.

К. Ушинский. Пчелки на разведках.

Е. Тимошенко. Елочки-метелочки.

В. Александров. Август, август. Раненые деревья. Сказка. Ежинька и белочка.

Стихи:

А. Яшин. Покормите птиц зимой.

Б. Заходер. Все на свете нужны.

Е. Евтушенко. Берегите эти земли.

Г. Горбовский. Мертвый лес.

М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите.

М. Дудин. Берегите землю.

Наглядно – дидактические пособия:

Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг

нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках»,

«Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним

родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии.

" Огород на подоконнике".

Перспективный план работы по проекту

месяц

Совместная деятельность педагога с детьми

Декабрь - Январь

- беседа:

« О бережном отношении к природе».

«Как вести себя на улице».

«О зимующих и перелётных птицах»,(приложение).

- экологические ситуации: (картотека ситуаций)

- рисование птиц – «Моя любимая птица», «Дикое

животное»

- трудовой десант:

изготовление кормушек для зимующих птиц

(бросовый материал)

- загадывание загадок : – о природных явлениях

- работа с родителями:

конкурс знаков «правила поведения в природе»

- д/игры:

«Чей это домик?», «Мои домашние животные»

- лото - «Грибы»,

- чтение сказки :

«Как листья спасли дерево»;

« Зимняя сказка»;

«Спор деревьев»;

«Лесной дом», «Дракон и ящерицы».

Февраль

- беседа: «Беседа о волшебнице воде».

«О домашних животных».

«О диких животных»,(приложение).

-экологические ситуации: (картотека ситуаций)

-Загадывание загадок – о животных, о грибах;

- Трудовой десант – «Покормим птиц зимой»(корм

для птиц)

- игры в домино- «овощи», «фрукты»

-Д/игры: », «Береги живое», «Зелёный город», «Кто

где живёт»?

-Лото - «Грибы», «Насекомые».

- рисование – «Птицы зимующие с нами»;

«Кормушки для птиц»

- чтение сказки :

« Гостеприимная Сова»;

« Африканская история»

«Как дед Мороз возил подарки в Антарктиду»

«Путешествие Пипи из Антарктиды в Австралию»

конкурс чтецов " К природе сердцем прикоснись".

Март

- беседа:

«О весне».

«Об уходе за комнатными растениями»,( приложение)

-экологические ситуации: (картотека ситуаций)

- загадывание загадок – о травах, о ягодах

- Д/игры: «Времена года», «Дикие животные»,

«Угадайка»

- Лото «Насекомые»; «Цветы»

- Рисование – « Насекомое»; « Домашнее животное»

- чтение сказки :

«История одного цветника»;

«Как пчела Муся нашла цветы»;

«Модные черепахи»;

«Как ветер искал место для дома»;

«Девушка речка».

Изготовление плаката - " Огород на подоконнике".

Апрель

- беседа: «Чудо рядом с тобой».

«По тропинке в лес пойдем», (приложение)

-экологические ситуации: (картотека ситуаций)

- загадывание загадок – о деревьях и кустарниках

- Д/игры: «Угадайка», «Чей малыш».

- Лото:

«Собери урожай», «Жители Африки»,

- чтение сказки:

«Богатства матушки Земли»;

«Как поссорились времена года»

«Как части суток играли в прятки»

- развлечение – «Путешествие на лесную полянку»

(приложение)

- изготовление плаката «Сохраним

родную природу».



В раздел образования