Напоминание

Подготовка к ОГЭ в 9 классе (работа над тестовой частью)


Автор: Римма Михайловна Кривопальцева
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Валуец
Наименование материала: урок русского языка в 9 классе
Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе (работа над тестовой частью)
Раздел: среднее образование





Назад




М Б О У «В А Л У Е Ц К А Я С О Ш»

Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе

(работа над тестовой частью)

Цель урока:

1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение

применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой

частью ОГЭ; 3)

Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Лингвистическая разминка.

1) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу

слова сострадание. (2 учащийся работает у доски)

Словообразовательный разбор: Сострадание- пострадавший, страдают Морфемный

разбор: Сострадание - сострадать (суффиксальный)

2) Лексика. Объясните значение слова буйствовать. ( учащиеся работают со словарем

С.И. Ожегова)

Буйствовать - слово многозначное.

1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган.

2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.

- В каком значении употреблено слово в стихотворении?

(Во втором.)

3. Фронтальный опрос

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(ы), обозначающие запятые при

вводном слове.

Когда началась большая перемена,

(1)

когда всех нас по случаю холодной,

(2)

но сухой и

солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать,

(3)

только тогда я вспомнил про конверт и понял,

(4)

что она,

(5)

видно,

(6)

не стерпела и

принесла его сама.

4. Синтаксис. Укажите грамматические основы. Составьте схему.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с

однородным подчинением.

5. Решение тестовых заданий по парам.

а) Укажите количество грамматических основ.

3)На душе у него было очень скверно.

4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени,

акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.

5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.

6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.

б) Выпишите грамматическую основу предложений

1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и

увела Лёку. (

( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)

2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного

особняка к забору и кормили пленных немцев.

( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)

3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разрос-

шимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

(она скользила)

4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой,

исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

( Сергей поднырнул) (1)

5. Повторение.

-Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

-Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

-Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим

души прекрасные порывы.

-Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на

крыльце.

Разминка

Игра-конкурс

Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.

1 Й - гласный звук. Нет

2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.

3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.

4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.

6 Себя – это личное местоимение. Нет.

7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да

2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.

3 Морфология – наука о составе слова. Нет.

4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена ,

называется сложным. Нет.

5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.

6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да

7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да

1 О – это гласный звук. Да.

2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет

3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.

4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.

5 А, но, однако - это противительные союзы. Да.

6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.

7 Диалог это разговор двух лиц. Да.

6. Самостоятельная работа Ребята получают карточки с текстом для анализа.

Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по

словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким

чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать

примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7)

распространяя добрые чувства и понятия.

Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.

2.Выписать грамматические основы.

3. Определить вид подчинения.

4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи

согласования на синонимичное со способом связи управления.

5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве,

выраженном деепричастным оборотом.

7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.

8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.

9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от

лексического значения.

10.Выписать подчинительные союзы.

Ответы.

1.3

2.И. И. Пущин покинул и поступил

доказать

можно приносить

3.Последовательное

4.Товарищ по Лицею

5.3, 4

6.7

7.Блестящую

8.Чувства

9.Приносить

10.Чтобы, что

7.«Фразеологический калейдоскоп»

объясните фразеологизмы.

Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Совать нос. (Вмешиваться)

Сматывать удочки ( убежать)

Как снег на голову. ( Неожиданно)

В час по чайной ложке. (Медленно).

Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

Кот наплакал. (Очень мало)

8.« Грамотеи»

Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении;

К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные

холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.

А) а - о - о - о - е - т - е - о.

В) о - о - о - о - е - т - е - о.

С) о - а - а - о - и - т - е - о.

Д) а - а - а - о - и - и - а.

Е) о - о - о - а - и - и - а.

9.«Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот

каша из гречки –

дом из кирпича –

кусты сирени –

совет отца –

бессонная ночь –

полковое знамя –

шестилетний ребёнок –

10. Подведение итогов. Самоанализ

11. Домашнее задание

Приложение

карточка с домашним заданием

Иван не отвечал.(2) Он – то верно знал, что его родник – заколдованный.(3)К вечеру

начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой

дранки. (5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочна на диво. (6) Иван топал

по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу

(7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты. (8) Дранка скрипела и

хрустела, но выдержала. (9).А потом он прыгнул с крыши в сугроб.(10) Из сугроба Осокин

с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок

(11).Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлёстывая друг друга берёзовыми

вениками.

1. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением,

выраженным причастным оборотом.

2. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством,

выраженным деепричастным оборотом.

3. Выпишите из текста местоимения.

4.Выпишитеи номер предложения с уточняющим словом.

5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.

6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.

7.Из 7 предложения выписать слово – исключение.

8. Из предложения (11) выписать словосочетания:

А). Со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ.

Б). Со способом УПРАВЛЕНИЯ.

В.) Со способом ПРИМЫКАНИЯ.

9. Выпишите номера сложных предложений.



В раздел образования