Автор: Баталова Екатерина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОГКОУШ № 23
Населённый пункт: город Ульяновск.Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности " Весёлые нотки"
Раздел: начальное образование
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 23»
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа« Весёлые нотки»
по внеурочной деятельности 1-2 го года обучения
на 2017-2018 учебный год.
Разработала:
Баталова Е.В., учитель ВК
I. Пояснительная записка.
Образовательная программа по внеурочной деятельности « Весёлые нотки» составлена на
основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента
государственного образовательного стандарта. В основу программы внеурочной
деятельности художественно – эстетического направления « Весёлые нотки» положены
идеи и положения Федерального и государственного образовательного стандарта
начального общего образования и Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности « Весёлые нотки» разработан как целостная система
введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех
основных видов пространственных искусств. В основных направлениях реформ
общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное
улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся : подчёркивается
необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа « Весёлые нотки» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение,
самый доступный для всех детей , активный вид музыкальной деятельности.
Рабочая программа « Весёлые нотки» предусматривает чередование занятий
индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной вокально
- технической деятельности. Весь образовательный цикл предусматривает следующие
формы работы: занятия на которых присутствуют все участники вокальной группы.
На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового
аппарата , осваивают приёмы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению
всех уровней ансамблевого звучания.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного
творчества, речевых и певческих навыков, расширение концертно – исполнительской
деятельности воспитанников. Организация свободного времени детей с пользой для их
развития и воспитания. Отличительная
особенность программы заключается во фронтальном воздействии руководителя на
воспитанников , индивидуальном подходе, влиянии на каждого воспи-танника коллектива.
Формы и режим занятий :ведущей формой организации занятий является практическая
деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с группо-
вой формой работ,во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое зантие состоит из двух частей –
теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся. Итоги занятий могут быть подведены в
форме отчётного концерта с приглашением родителей детей, педагогов, учащихся школы.
Участники программы: дети от 7 – 12 лет, родители, учитель, психолог, администрация
школы.
Родители учащихся
Учитель школы
Психолог, администрация
школы
Обеспечение необходимым
инвентарём занятий
кружка. Контроль за
выполнением учащимися
индивидуальных и
теоретических заданий.
Участие в проведении
занятий.
Проведение занятий,
конкурсов, концертов,
тематических встреч.
Проведение диагностики
усвоения материала
учащимися. Организация
выступлений перед
публикой.
Консультации родителей по
вопросам организации
внеурочной деятельности.
Организация и контроль учебного
процесса.
Срок реализации программы 2 года.
Преподавание курса « Весёлые нотки» рассчитано на учащихся начальной школы,
увлекающихся музыкой и музыкально- эстетической деятельностью. Важность этого курса
для младших школьников подчёркивается тем, что он осуществляется в рамках программы
формирования вокально- техничес-кой деятельности, рекомендованной для внеурочной
деятельности новым стандартом, в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Продолжительность занятий
в каждой группе строится из расчёта 1 час в неделю. Обьём
учебного времени составляет в каждой группе по 39 часов в год.
Условием отбора детей в вокальную студию являются их желание заниматься именно этим
видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий
возможность естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу
их одарённости, а в силу различных , в том числе организационных обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же
небольшими группами, дуэтами, трио.
Формы и режим занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиции- отрабатываются концертные номера, развиваются
актёрские способности детей.
Выездные занятия –посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- репродуктивный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведением;
- анализ занятия;
Концертная деятельность. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей
участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями или
сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении ,чем вся
остальная программа .Участие в концертах , выступление перед родителями и перед
своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает
чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в
неделю согласно репертуарного плана.
Цель программы:
1. Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Формирование музыкальной культуры , как неотьемлемой части духовной культуры
обучающихся, воспитанников.
Задачи: 1. На основе изучения детских песен , вокальных произведений , современных
эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуры.
Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию , пониманию и
уважению певческих традиций.
2. Научит воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
каждого человека.
3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений,
научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты,
сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения. Способствовать
формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Прививать
основы художественного вкуса.
5.Сформировать потребности в общении с музыкой . Создавать атмосферу радости.
Значимости, увлечённости, успешности каждого члена коллектива. Элементы
театрализации.
Содержание программы: 1-й год обучения
Вводное занятие.
Организационное занятие. Обьяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок
работы кружка. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях кружка
« Весёлые нотки».
Музыкально- теоретическая подготовка.
Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Форма работы : индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодий. Работа с
детскими музыкальными инструментами. .
Тема 3.Развитие чувства ритма.
Знакомство с понятием « темп», « метр». Игра на детских музыкальных инструментах.
Вокально- хоровая работа.
Тема 1.Прослушивание голосов.
Прослушивание голосов с музыкальным сопровождением и без него.
Тема 2.Певческая установка.
Работа над выработкой умений , правильного поведения во время занятий. Знакомство с
основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного
дыхания во время пения.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, практическая. Игровая.
Тема 3.Распевание.
Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнения на дыхание:
считалки, припевки, дразнилки.
Форма работы: фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Отчётливое произношение слов, работа с артикуляционным аппаратом. Использование
скороговорок.
Форма работы: индивидуальная, игровая деятельность..
Тема 5.Работа с солистами.
Индивидуальная работа по развитию певческих голосов. Работа над дыханием, дикцией,
артикуляцией.
Форма работы: индивидуальная.
Тема 6.Сводные репетиции.
Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма работы: коллективно- фронтальная.
Концертно- исполнительская деятельность.
Концертные выступления, участие в смотрах художественной самодеятельности,
фестивалях, конкурсах. План концертной деятельности составляется с учётом
традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со
специфическими особенностями школы.
Выездные мероприятия.
Посещение выставок. Концертов, праздников, фестивалей.
Итоговое занятие.
Отчётный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной
программы « Весёлые нотки» 1 год обучения
№
п/п
Разделы
Общее
количество
часов
В том числе
Практически
х
Теоретических
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Музыкально –
теоретическая
подготовка.
2
-
2
3
Певческая установка
2
1
1
4
Дикция и артикуляция
2
1
1
5
Работа над
репертуаром .
11
11
-
6
Музыкально-
исполнительская
работа .
6
6
-
7
Индивидуальная
работа
8
8
-
8
Концертная
деятельность
3
3
-
9
Выездные занятия
3
3
-
10
Итоговое занятие
1
1
Итого :
39
34
5
Требования к уровню подготовки учащихся 1 –го года обучения
Учащиеся должны знать:
Музыку разного эмоционального содержания;
Музыкальные жанры( песня, танец, марш);
Одно- двух, - трёхчастные произведения, куплетную форму;
Средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
Музыкальные инструменты: баян, балалайку, фортепиано, скрипку, флейту;
Знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Учащиеся должны уметь:
верно исполнять выученные песни. Знать их названия, авторов;
быть внимательным при пении к указаниям учителя. Понимать дирижёрские
жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку, сидеть или стоять прямо,
ненапряжённо;
использовать песни и простые вокально- хоровые упражнения.
Прогнозируемый результат:
1 год обучения.
Освобождение от психической и физической скованности в обстановке группового
общения.
Запуск механизмов рефлексии
Обретение коммуникативных навыков
Пение естественным голосом, без напряжения, не спеша
Уметь во время пения сохранять певческую установку
Пение попевок и песенок с точным воспроизведением мелодии
Петь с группой и самостоятельно
Умение слушать музыкальные произведения
Умение различать средства музыкальной выразительности.
Содержание программы :
2-й год обучения
Вводное занятие.
Организационное занятие. Объяснение целей и задач занятий кружка « Весёлые
нотки».Распорядок работы кружка. Правила пведения на занятиях. Техника безопасности
на занятиях.
Музыкально – теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Вокально- хоровая работа.
Прослушивание музыкального слуха и голосов.
Певческая установка.
Работа над умением правильно удерживать корпус и голову при пении , работа над
дыханием.
Дикция.
Работа над отчётливым произношением слов, работа над артикуляцией.
Индивидуальная работа.
Работа с солистами.
Музыкально- исполнительская деятельность.
Сводные репетиции.
Концертная деятельность.
Концертные выступления , участие в смотрах, фестивалях, итд.
Выездные мероприятия.
Посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Итоговое занятие.
Отчётный концерт, поощрение обучающихся.
Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной программы «
Весёлые нотки» 2 год обучения
№ п/п
Разделы
Общее количество
часов
В том числе
Практических
Теоретических
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Музыкально –
2
-
2
теоретическая подготовка.
3
Певческая установка
2
1
1
4
Дикция и артикуляция
2
1
1
5
Работа над репертуаром .
11
11
-
6
Музыкально-
исполнительская работа .
6
6
-
7
Индивидуальная работа
8
8
-
8
Концертная деятельность
3
3
-
9
Выездные занятия
3
3
-
10
Итоговое занятие
1
1
Итого :
39
34
5
Требования к уровню подготовки обучающихся
2- го года обучения. Планируемые
результаты освоения учебной программы ( знания и умения).
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений,
освоение
игре
на
доступных
музыкальных
инструментах,
эмоциональное
и
практическое
обогащение
опыта
в
процессе
музыкальных
занятий,
игр,
музыкально-
танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
Интерес
к
различным
видам
музыкальной
деятельности
(слушание,
пение,
движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии
игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Умение
проявлять
адекватные
эмоциональные
реакции
от
совместной
и
самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
спектаклях, др