Напоминание

Программа внеурочной деятельности " Весёлые нотки"


Автор: Баталова Екатерина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОГКОУШ № 23
Населённый пункт: город Ульяновск.Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности " Весёлые нотки"
Раздел: начальное образование





Назад




Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья № 23»

Дополнительная общеразвивающая образовательная

программа« Весёлые нотки»

по внеурочной деятельности 1-2 го года обучения

на 2017-2018 учебный год.

Разработала:

Баталова Е.В., учитель ВК

I. Пояснительная записка.

Образовательная программа по внеурочной деятельности « Весёлые нотки» составлена на

основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента

государственного образовательного стандарта. В основу программы внеурочной

деятельности художественно – эстетического направления « Весёлые нотки» положены

идеи и положения Федерального и государственного образовательного стандарта

начального общего образования и Концепции духовно- нравственного развития и

воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности « Весёлые нотки» разработан как целостная система

введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех

основных видов пространственных искусств. В основных направлениях реформ

общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное

улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся : подчёркивается

необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

Программа « Весёлые нотки» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение,

самый доступный для всех детей , активный вид музыкальной деятельности.

Рабочая программа « Весёлые нотки» предусматривает чередование занятий

индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной вокально

- технической деятельности. Весь образовательный цикл предусматривает следующие

формы работы: занятия на которых присутствуют все участники вокальной группы.

На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового

аппарата , осваивают приёмы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению

всех уровней ансамблевого звучания.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного

творчества, речевых и певческих навыков, расширение концертно – исполнительской

деятельности воспитанников. Организация свободного времени детей с пользой для их

развития и воспитания. Отличительная

особенность программы заключается во фронтальном воздействии руководителя на

воспитанников , индивидуальном подходе, влиянии на каждого воспи-танника коллектива.

Формы и режим занятий :ведущей формой организации занятий является практическая

деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с группо-

вой формой работ,во время занятий осуществляется индивидуальный и

дифференцированный подход к детям. Каждое зантие состоит из двух частей –

теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей обучающихся. Итоги занятий могут быть подведены в

форме отчётного концерта с приглашением родителей детей, педагогов, учащихся школы.

Участники программы: дети от 7 – 12 лет, родители, учитель, психолог, администрация

школы.

Родители учащихся

Учитель школы

Психолог, администрация

школы

Обеспечение необходимым

инвентарём занятий

кружка. Контроль за

выполнением учащимися

индивидуальных и

теоретических заданий.

Участие в проведении

занятий.

Проведение занятий,

конкурсов, концертов,

тематических встреч.

Проведение диагностики

усвоения материала

учащимися. Организация

выступлений перед

публикой.

Консультации родителей по

вопросам организации

внеурочной деятельности.

Организация и контроль учебного

процесса.

Срок реализации программы 2 года.

Преподавание курса « Весёлые нотки» рассчитано на учащихся начальной школы,

увлекающихся музыкой и музыкально- эстетической деятельностью. Важность этого курса

для младших школьников подчёркивается тем, что он осуществляется в рамках программы

формирования вокально- техничес-кой деятельности, рекомендованной для внеурочной

деятельности новым стандартом, в соответствии с ФГОС образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Продолжительность занятий

в каждой группе строится из расчёта 1 час в неделю. Обьём

учебного времени составляет в каждой группе по 39 часов в год.

Условием отбора детей в вокальную студию являются их желание заниматься именно этим

видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий

возможность естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу

их одарённости, а в силу различных , в том числе организационных обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же

небольшими группами, дуэтами, трио.

Формы и режим занятий.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются

поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,

видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни

композиторов классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиции- отрабатываются концертные номера, развиваются

актёрские способности детей.

Выездные занятия –посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,

фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

- наглядно – слуховой;

- наглядно – зрительный;

- репродуктивный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом

академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим

дыханием;

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

Концертная деятельность. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей

участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями или

сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении ,чем вся

остальная программа .Участие в концертах , выступление перед родителями и перед

своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает

чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в

неделю согласно репертуарного плана.

Цель программы:

1. Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Формирование музыкальной культуры , как неотьемлемой части духовной культуры

обучающихся, воспитанников.

Задачи: 1. На основе изучения детских песен , вокальных произведений , современных

эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуры.

Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию , пониманию и

уважению певческих традиций.

2. Научит воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни

каждого человека.

3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений,

научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты,

сценической культуры, работе в коллективе.

4.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых

произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения. Способствовать

формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Прививать

основы художественного вкуса.

5.Сформировать потребности в общении с музыкой . Создавать атмосферу радости.

Значимости, увлечённости, успешности каждого члена коллектива. Элементы

театрализации.

Содержание программы: 1-й год обучения

Вводное занятие.

Организационное занятие. Обьяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок

работы кружка. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях кружка

« Весёлые нотки».

Музыкально- теоретическая подготовка.

Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Форма работы : индивидуальная.

Тема 2. Развитие музыкального слуха, памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодий. Работа с

детскими музыкальными инструментами. .

Тема 3.Развитие чувства ритма.

Знакомство с понятием « темп», « метр». Игра на детских музыкальных инструментах.

Вокально- хоровая работа.

Тема 1.Прослушивание голосов.

Прослушивание голосов с музыкальным сопровождением и без него.

Тема 2.Певческая установка.

Работа над выработкой умений , правильного поведения во время занятий. Знакомство с

основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного

дыхания во время пения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, практическая. Игровая.

Тема 3.Распевание.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнения на дыхание:

считалки, припевки, дразнилки.

Форма работы: фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.

Отчётливое произношение слов, работа с артикуляционным аппаратом. Использование

скороговорок.

Форма работы: индивидуальная, игровая деятельность..

Тема 5.Работа с солистами.

Индивидуальная работа по развитию певческих голосов. Работа над дыханием, дикцией,

артикуляцией.

Форма работы: индивидуальная.

Тема 6.Сводные репетиции.

Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.

Форма работы: коллективно- фронтальная.

Концертно- исполнительская деятельность.

Концертные выступления, участие в смотрах художественной самодеятельности,

фестивалях, конкурсах. План концертной деятельности составляется с учётом

традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со

специфическими особенностями школы.

Выездные мероприятия.

Посещение выставок. Концертов, праздников, фестивалей.

Итоговое занятие.

Отчётный концерт, поощрение более активных кружковцев.

Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной

программы « Весёлые нотки» 1 год обучения

п/п

Разделы

Общее

количество

часов

В том числе

Практически

х

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Музыкально –

теоретическая

подготовка.

2

-

2

3

Певческая установка

2

1

1

4

Дикция и артикуляция

2

1

1

5

Работа над

репертуаром .

11

11

-

6

Музыкально-

исполнительская

работа .

6

6

-

7

Индивидуальная

работа

8

8

-

8

Концертная

деятельность

3

3

-

9

Выездные занятия

3

3

-

10

Итоговое занятие

1

1

Итого :

39

34

5

Требования к уровню подготовки учащихся 1 –го года обучения

Учащиеся должны знать:

Музыку разного эмоционального содержания;

Музыкальные жанры( песня, танец, марш);

Одно- двух, - трёхчастные произведения, куплетную форму;

Средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

Музыкальные инструменты: баян, балалайку, фортепиано, скрипку, флейту;

Знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

Учащиеся должны уметь:

верно исполнять выученные песни. Знать их названия, авторов;

быть внимательным при пении к указаниям учителя. Понимать дирижёрские

жесты;

петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

соблюдать при пении певческую установку, сидеть или стоять прямо,

ненапряжённо;

использовать песни и простые вокально- хоровые упражнения.

Прогнозируемый результат:

1 год обучения.

Освобождение от психической и физической скованности в обстановке группового

общения.

Запуск механизмов рефлексии

Обретение коммуникативных навыков

Пение естественным голосом, без напряжения, не спеша

Уметь во время пения сохранять певческую установку

Пение попевок и песенок с точным воспроизведением мелодии

Петь с группой и самостоятельно

Умение слушать музыкальные произведения

Умение различать средства музыкальной выразительности.

Содержание программы :

2-й год обучения

Вводное занятие.

Организационное занятие. Объяснение целей и задач занятий кружка « Весёлые

нотки».Распорядок работы кружка. Правила пведения на занятиях. Техника безопасности

на занятиях.

Музыкально – теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.

Вокально- хоровая работа.

Прослушивание музыкального слуха и голосов.

Певческая установка.

Работа над умением правильно удерживать корпус и голову при пении , работа над

дыханием.

Дикция.

Работа над отчётливым произношением слов, работа над артикуляцией.

Индивидуальная работа.

Работа с солистами.

Музыкально- исполнительская деятельность.

Сводные репетиции.

Концертная деятельность.

Концертные выступления , участие в смотрах, фестивалях, итд.

Выездные мероприятия.

Посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.

Итоговое занятие.

Отчётный концерт, поощрение обучающихся.

Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной программы «

Весёлые нотки» 2 год обучения

№ п/п

Разделы

Общее количество

часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Музыкально –

2

-

2

теоретическая подготовка.

3

Певческая установка

2

1

1

4

Дикция и артикуляция

2

1

1

5

Работа над репертуаром .

11

11

-

6

Музыкально-

исполнительская работа .

6

6

-

7

Индивидуальная работа

8

8

-

8

Концертная деятельность

3

3

-

9

Выездные занятия

3

3

-

10

Итоговое занятие

1

1

Итого :

39

34

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

2- го года обучения. Планируемые

результаты освоения учебной программы ( знания и умения).

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых

умений,

освоение

игре

на

доступных

музыкальных

инструментах,

эмоциональное

и

практическое

обогащение

опыта

в

процессе

музыкальных

занятий,

игр,

музыкально-

танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

Интерес

к

различным

видам

музыкальной

деятельности

(слушание,

пение,

движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии

игрой на музыкальных инструментах.

Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Умение

проявлять

адекватные

эмоциональные

реакции

от

совместной

и

самостоятельной музыкальной деятельности.

Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,

спектаклях, др



В раздел образования