Авторы: Валентина Людвиковна Гладких, Гладких Валентина Людвиковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Кунгурского филиал ФГБОУ ВО «МГХПА им.Строганова»
Населённый пункт: Пермский край г. Кунгур
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класса
Тема: по теме: «Декоративный сувенир»
Раздел: среднее профессиональное
Кунгурский филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная
художественно – промышленная академия им. С.Г. Строганова»
Методическая разработка
мастер-класса по теме:
«Декоративный сувенир»
Керамика.
Преподаватель производственно-технологической
деятельности Кунгурского филиала ФГБОУ ВПО
«МГХПА им. С.Г. Строганова»
Гладких Валентина Людвиковна
Кунгур
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
План-конспект мастер класса по теме: «Декоративный сувенир»
Структура (этапы) мастер-класса по теме: «Декоративный сувенир»
Литература……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………
Введение
Народные художественные промыслы являются уникальной частью
культуры,
передающей
многовековые
традиции,
рожденные
рукотворным
мастерством наших предков. Изучение художественных промыслов помогает
приблизиться к народной мудрости, понять культурные традиции, обычаи,
национальные ценности, что является гарантом
культурного прогресса и
жизни
новых
поколений.
У
каждой
национальной
культуры
есть
свои
достижения,
открытия,
свое
виденье
мира.
Уважительное
отношение
к
традициям
–
важная
образовательная
задача,
выполнению
которой
способствует
проведение
мастер-классов
по
различным
направлениям
художественных
промыслов.
Мастер-класс
-
является
органическим
сочетанием двух начал. С одной стороны - организованный досуг людей
разного
возраста,
как
детей,
так
и
взрослых.
С
другой
стороны
-
это
возможность
на
практике
познакомиться
с
традициями
и
культурным
наследием
наших
предков,
выполнить
в
материале
какое-либо
изделие,
сувенир.
Все
мы
знаем,
что
любая
вещь,
изготовленная
собственными
руками, всегда дороже и ближе, она порождает светлые радостные и теплые
чувства, передает настроение, с которым была выполнена. Преемственность
традиций предполагает, что мастер, в совершенстве владеющий секретами
технологий и законами материала, не просто передает то, что в свое время
взял
от
предшественников,
но
виртуозно
обогащает
мастерство,
рождает
образы, являющиеся основой красоты предметного мира. У большинства
людей,
зачарованно
наблюдавших
за
работой
мастеров,
возникает
непреодолимое желание попробовать, научится самому.
В современном мире машин, электроники, телефонов, компьютеров все
несется с огромной скоростью. Будет актуальным напомнить, что существует
живой
мир,
прекрасный
мир,
мир
гармонии
и
красоты
наполненный
богатейшим
наследием
наших
предков
который
мы
должны
защитить,
оберегать и пополнять. Важную Роль в этом занимает проведение мастер-
классов.
Главной целю, любого мастер-класса является стимулирование
интереса
к
изучению,
сохранению
и
развитию
традиций
народных
художественных промыслов.
Организация мастер-классов формируется в зависимости от сходных
интересов, глубины познавательного интереса, возрастных интересов
это
позволяет определить конкретные задачи. В нашем колледже проводиться
мастер-классы по разным направлениям:
Мастер-класс для преподавателей колледжа в первую очередь
предполагает совершенствование профессионального мастерства, развитие
творчества, обмен опытом.
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования школ города и
района, а также педагогов дошкольного образования. Это сотрудничество,
пропаганда
культурных
традиций
нашего
края,
изучение
народных
художественных
промыслов,
которые
являются
основой
вс е го
профессионального искусства в целом.
Мастер-класс для учащихся средних школ. Это не только
профориентационная
работа,
но
и
развитие
творческих
способностей
эстетического вкуса, привитие любви к родному краю, интереса к народным
художественным промыслам.
Главная задача проведения мастер-класса для туристов, экскурсантов по
индивидуальным
заявкам,
это
сохранение
традиций
народных
художественных промыслов, знакомство с культурой нашего края.
План-конспект мастер-класса
по теме: «Декоративный сувенир»
Специальность 54.02.02.
Декоративно-прикладное
искусство
и
народные
промыслы
(по
видам)
углубленной
подготовки,
вид:
«Художественная
керамика».
Дисциплина:
ПМ.02 Производственно-технологическая
деятельность,
МДК.02.01
Технология
исполнения
изделий
декоративно-прикладного
и
народного искусства.
Тема мастер-класса: «Декоративный сувенир»
Форма проведения: мастер-класс
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная
Цели мастер-класса:
Образовательная:
Познакомить с богатой культурой родного края. Расширить знания о
художественной керамике. Способствовать усвоению технологических
приемов работы с материалом (глина).
Воспитательная:
Воспитывать художественный вкус, творческое отношение к работе.
Формировать познавательный интерес и
уважительное отношение к
традициям родного края.
Развивающая:
Способствовать
развитию
творческого
воображения
и умения
рационально организовывать свою деятельность.
Оборудование:
Для преподавателя:
- мультимедийная техника, план-конспект мастер-класса, наглядный материал
(вариации изделий по тему), глина, стеки, кисти, скалки, губки, фактурный
материал (ткань, палочки, колпачки), шаблоны, емкость для воды.
Для участников мастер-класса:
-
наглядный
материал
(вариации
изделий
по
тему),
глина,
стеки,
кисти,
скалки, губки, фактурный материал (ткань, палочки, колпачки), шаблоны,
емкость для воды.
Практические навыки мастер-класса: использование традиционных форм
работы с целью повышения профессионального уровня, расширения знаний
и приобщения к богатой культуре родного края.
Критерии и методы диагностики уровня подготовленности участников
мастер-класса к работе: беседа
Предполагаемый результат: характерен ряд художественных
особенностей: стилизованное изображение, выполнение композиции в круге,
плоскостное решение, отсутствие сложных орнаментальных мотивов.
ПК 2.1. Копировать изделия традиционного прикладного искусства из
керамики.
ПК 2.2. Варьировать изделия ДПИ и НП с новыми технологическими и
колористическими решениями.
ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в
профессиональной деятельности.
Хронокарта мастер – класса по теме: «Декоративный сувенир»
(Создание декоративного сувенира в технике ручной лепки)
(регламент: 1 час 30 минут)
1.
Организационный момент. – (1минута)
2.
Актуализация. Введение в тему. – (1-2минуты)
3.
Изложение нового материала . – (5 минут)
4.
Практическая
работа.
–
(1
час
30
минут)
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Применение
знаний,
умений
при
выполнении
практической работы.
5.
Подведение итогов мастер-класса. - (5 минут)
6.
Рефлексия (2 минуты)
Структура (этапы) мастер – класса по теме: «Декоративный сувенир»
№
этапа
Этапы мастер-
класса
Время
Задачи этапов
Формы,
методы,
приемы
Средства
обучения
Предполагаемый результат
1
Организационн
ый момент
1 минута
Приветствие, знакомство с
участниками мастер класса.
Словесный,
наглядный
Сл.1
Положительный эмоциональный настрой
2
Актуализация.
Введение в тему
1-2
минуты
Подготовка
к
усвоению
нового
материала. Тема занятия.
Словесный,
наглядный
Сл.2
Мотивация к изучаемой теме. Постановка
конечной цели мастер-класса.
3
Изложение
нового
материала
5 минут
Получение
новых
знания
о
художественной
керамике
и
традициях родного края.
Словесный,
наглядный
Сл. 3-4-5
Положительный эмоциональный настрой
.
Ф
ормирование познавательного интереса
4
Практическая
работа
1 час 15
минут
И н с т р у к т а ж
п о
т е х н и к е
б е з о п а с н о с т и . Освоение
приемов
ручной
формовки
и
декорирования
керамических
изделий
Словесный,
наглядный,
практический,
индивидуальн
ый
Сл. 6-7
Материалы,
инструменты
для работы с
глиной,
раздаточный
материал.
Развитие профессиональных компетенций.
Активность
участников
мастер-класса.
Умения рационально организовывать свою
д е я т е л ь н о с т ь
п р и
у с в о е н и ю
технологических
приемов
работы
с
материалом.
Творческое воображения
.
5
Подведение
итогов мастер-
класса
5 минут
Анализ
результатов
выполнения
практической работы. Просмотр
работ.
Словесный,
наглядный,
индивидуальн
ый
Сл. 7
образец
Просмотр выполненных работ
участников мастер-класса, тема:
« декоративный сувенир»
6
Рефлексия
2минуты
Подведение итогов.
Словесный
Положительные эмоции
Литература:
1.
Августинник А.И. Керамика. Л. 1975.
2.
Акунова Л. Ф., Крапивин В. А. Технология производства и
декорирование художественных керамических изделий. -М.: Высшая
школа, 1984
3.
Миклашевский А. И. Технология художественной керамики. Л. 1971.
4.
Хохлова Е. Н. Производство художественной керамики. М. 1978.
5.
Бугамбаев М. Гончарное ремесло – керамика. Ростов – на – Дону,
«Феникс»,2002.
6.
Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково. М.,
1957.
7.
Поверин А. Гончарное дело. М., «Культура и традиция», 2002.
8.
Чаварра Ч. Ручная лепка. М., «ООО Астрель» 2003.
Профессиональные информационные системы CAD и CAM.
Заключение
Опыт показывает, что в настоящее время возрос интерес к изучению
культурных традиций, обычаев.
В процессе художественного обучения
шлифуются
представления
человека
о
мире,
его
личностные
качества,
закладываются
основы
отношения
к
окружающему
миру.
Мастер-класс
позволяет
эффективно
использовать
методы
развития
познавательного
интереса,
которые
опираются
на
неожиданность,
парадоксальность,
занимательность,
эффект
новизны,
успеха,
что
существенно
усиливает
мотивацию и удовлетворяет познавательные интересы.
Народные
художественные
промыслы
дают
уникальную
возможность,
изучая богатое наследие предков, прикоснутся к истории, и на мастер-классе
проявить свое творчество, умения и знания,
выразить свое отношение
культуре, традициям и обычаем.
Подводя итог можно смело утверждать, что мастер-класс также играет
большую
роль
в
совершенствовании
профессионального
мастерства
преподавателя,
что
в
свою
очередь
способствует
повышению
качества
образования.
Для
профессионального
роста
недостаточно
простого
знакомства с тем или иным педагогическим опытом, новыми технологиями и
т. д. Необходимо живое восприятие секретов, тонкостей педагогического
мастерства, которые мы наблюдаем на мастер-классах.