Напоминание

"Вирусные воздушно-капельные инфекции"


Автор: Кондратьева Светлана Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вирусные воздушно-капельные инфекции"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

Кондратьева С.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Практическое занятие

Тема: «Вирусные воздушно-капельные инфекции».

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

процессах»

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях»

Р. 02. 01.01 «Сестринская помощь в педиатрии»

34.02.01 «Сестринское дело»

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка

Учебно-методическая разработка по теме «Вирусные воздушно-капельные

инфекции» составлено в соответствии с программой и требованиями ФГОС.

На данном занятии у студентов формируется современное представление о

причинах, проявлениях, принципах ухода и профилактики вирусных

инфекционных заболеваний у детей: корь, краснуха, ветряная оспа,

эпидемический паротит. На занятии осуществляется формирование

профессиональных компетенций ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6,

также общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 12.

На занятии используются педагогические методы:

- Блиц-опрос

- Работа «малыми группами» при решении ситуационных задач

- Решение тестовых заданий

- Творческое задание: составление рекомендаций по профилактике

инфекционных болезней у детей.

Тема: «Вирусные воздушно-капельные инфекции»

Место проведения занятий:

Кабинет доклинической практики по педиатрии

Оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, куклы-фантомы,

наборы для взятия крови из вены, термометр, грелка, пузырь со льдом,

дезинфицирующие средства, медикаменты.

Продолжительность занятия – 270 мин.

Актуальность темы:

Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:

ПК 2.1 Представить информацию в понятном для пациента виде,

объяснить ему суть вмешательств

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и

изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести

за них ответственность

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, пациентами

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности

Цель занятия: Сформировать знания о причинах, проявлениях,

принципах ухода и профилактики вирусных воздушно-капельных

заболеваний у детей: кори, краснухи, ветряной оспы, эпидемического

паротита. Сформировать умения выполнения практических манипуляций.

Задачи:

Учебная: Формирование знаний о факторах риска, этиологии, клинических

проявлениях, профилактики, выполнении принципов ухода, лечения и

проведении противоэпидемических мероприятий при вирусных воздушно-

капельных инфекциях у детей.

Развивающая: Формировать способность организовывать собственную

деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

профессиональных задач

Воспитательная: Формировать понимание сущности и социальной

значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Мотивация: Инфекционные заболевания передающиеся воздушно-

капельным путем являются одной из самых частых патологий детского

возраста. С этими заболеваниями встречается каждый ребёнок. Любой

медицинский работник должен уметь распознавать симптомы этих

заболеваний, знать необходимые методы обследования, представлять себе

особенности помощи пациенту, ухода за больным ребёнком. Кроме того,

необходимо предотвратить дальнейшее распространение инфекции, защитить

других детей и взрослых от заболевания. В последнее время, достигнуто

устойчивое снижение заболеваемости многими инфекциями. Ушли в

прошлое эпидемии дифтерии, стали редкими корь и эпидемический паротит.

Но надо помнить, что возбудители инфекций не исчезли и, при

благоприятных условиях, могут вызвать вспышку заболевания.

Настороженность и готовность грамотно действовать при угрозе вспышки

инфекционного заболевания необходимы.

Такие заболевания как краснуха, ветряная оспа встречаются достаточно

часто и в ближайшее время не исчезнут. Надо уметь не только оказать

необходимую помощь заболевшему, но и правильно работать с контактными.

Особенно большое значение имеют противоэпидемические мероприятия в

условиях большого города, где многие факторы способствуют быстрому

распространению инфекций.

Конкретные задачи

Номер и название

компетенции

Студент должен

знать

Студент должен

уметь

Студент должен

владеть

ПК 2.1

Представить

информацию в

понятном для

пациента виде,

объяснить ему суть

вмешательств

- Основные причины

возникновения и

передачи инфекции.

Особенности течения

заболевания, периоды

болезни. Меры

профилактики

вирусных

инфекционных

болезней.

- Выполнять этапы

сестринского

процесса при уходе за

детьми с вирусными

инфекционными

заболеваниями.

- Составлять план

профилактических

мероприятий.

- Приемами

выполнения

этапов

сестринского

процесса по уходу

за больным.

- Основами

составления плана

профилактических

мероприятий.

ПК 2.2

Осуществлять

лечебно-

диагностические

вмешательства,

взаимодействуя с

участниками

лечебного процесса

- Принципы

выхаживания и

лечения детей с

данными

заболеваниями

-Выполнять

манипуляции по

уходу, лечению,

обследованию.

- Выполнением

манипуляций по

уходу, лечению и

обследованию

инфекционных

больных

ПК 2.5

Соблюдать правила

пользования

аппаратурой,

оборудованием и

изделий

медицинского

назначения в ходе

лечебно-

диагностического

процесса

- Правила взятия

материала для

серологического

исследования: взятие

крови из вены.

- Выполнять

манипуляции по

уходу и лечению

детей с вирусными

инфекционными

заболеваниями.

- Способами

введения

лекарственных

веществ.

-Особенностями

применения

противовирусных

препаратов

ПК 2.6

Вести

утвержденную

медицинскую

документацию

- Виды и правила

заполнения

медицинской

документации:

направления на

обследования,

температурный лист и

тд

- Заполнять

направления на

различные виды

обследования: анализ

крови и мочи;

температурные листы

- Правилами

заполнения

медицинской

документации

ОК 1.

Понимать сущность

и социальную

значимость своей

будущей профессии,

проявлять к ней

устойчивый интерес.

- Сущность и

особенность будущей

профессиональной

деятельности

- Демонстрировать

интерес к будущей

профессиональной

деятельности

-Информацией о

профессиональной

деятельности

среднего

медперсонала

ОК 2.

Организовывать

собственную

деятельность,

- Методы решения

профессиональных

задач

- Применять

различные методы

решения

профессиональных

- Методами

организации

собственной

деятельности

выбирая типовые

методы и способы

выполнения

профессиональных

задач, оценивать их

выполнение и

качество.

задач

- Способами

решения

профессиональны

х задач

- Методами

оценки качества

выполнения

профессиональны

х задач

ОК 3.

Принимать решения

в стандартных и

нестандартных

ситуациях, нести за

них ответственность

- Методы решения

профессиональных

задач при

стандартных и

нестандартных

ситуациях

- Принимать решение

при стандартных и

нестандартных

ситуациях

- Методами

решения в

стандартных и

нестандартных

ситуациях

ОК 6.

Работать в

коллективе и в

команде, эффективно

общаться с

коллегами,

руководством,

пациентами

- Принципы этики и

медицинской

деонтологии

- Налаживать

контакты со

студентами в «малых

группах»

- Прислушиваться у

мнению коллег

- Отстаивать

правильную точку

зрения

- Методами и

приемами

общения в

команде

ОК 12.

Организовывать

рабочее место с

соблюдением

требований охраны

труда,

производственной

санитарии,

инфекционной и

противопожарной

безопасности

- Принципы охраны

труда,

противопожарной и

инфекционной

безопасности

- Организовать

рабочее место при

выполнении

манипуляций в

соответствие с

правилами

инфекционной,

противопожарной

безопасности

- Методами

организации

рабочего места в

соответствие с

правилами

инфекционной,

противопожарной

безопасности

Перечень манипуляций

1.

Утренний туалет.

2.

Кормление из рожка

3.

Кормление через зонд

4.

Проведение оксигенации.

5.

Применение грелки

6.

Применение пузыря со льдом

7.

Пеленание свободное и полное

8.

Взятие мазка из зева и носа

Хронологическая карта занятия

1.

Организационная часть 2 мин

2.

Определение цели и задач занятия 2 мин

3.

Мотивация занятия 3 мин

4.

Предварительный контроль 30 мин

5.

Демонстрационная часть 30 мин

6.

Самостоятельная работа студентов 180 мин

7.

Итоговый контроль 20 мин

8.

Подведение итогов. Домашнее задание 3 мин

Вопросы для самоподготовки

1.

Краснуха. Этиология, патогенез, клиника, уход и лечение.

2.

Профилактика краснухи, особенности карантинных мероприятий в детских

учреждениях. Особенности обследования беременной женщины при контакте

с больным краснухой.

3.

Корь. Этиология, патогенез, клиника. Осложнения. Особенности лечения и

ухода.

4.

Профилактика кори. Плановая и экстренная вакцинация.

5.

Эпидемический паротит. Этиология, патогенез, клиника, осложнения.

Лечение и уход. Профилактика.

6.

Ветряная оспа. Этиология, патогенез, различные клинические формы.

Лечение и уход. Профилактика.

7.

Сроки изоляции больных вирусными воздушно-капельными инфекциями.

Особенности карантинных мероприятий

Задание №1

Решение тестовых заданий

Уважаемые студенты, внимательно прочитайте тестовые задания

и выберите правильный ответ

Вариант 1

1. Симптомом, какого заболевания является появление на слизистой оболочке

щек пятен Бельского-Филатова-Коплика?

а. скарлатина

б. краснуха

в. эпидемический паротит

г. корь

2. Пятнисто-папулезная сыпь характерна для:

а. кори

б. ветряной оспы

в. менингококковой инфекции

г. стафилококковой инфекции

3.Характерным осложнением кори является

а. миокардит

б. пиелонефрит

в. ангина

г. пневмония

4. С цель подтверждения диагноза при кори делают

а. общий анализ мочи

б. серологические исследования

в. биохимический анализ крови

г. бактериологический посев с задней стенки глотки

5. Для этиотропного лечения кори применяется

а. пимафуцин

б. виферон

в. антибиотики группы макролидов

г. полусинтетические пенициллины

6. В помещении, где находится больной корью, проводят

а. влажную уборку и проветривание

б. дезинфекцию с 3% раствором хлорамина

в. дезинфекцию с 1% раствором хлорамина

г. влажную уборку с применением моющих средств

7. Источником инфекции при кори может быть:

а. больной корью человек

б. вирусоноситель

в. больное животное

г. все выше перечисленные

8. При тяжелом течении эпидемического паротита наиболее вероятно

развитие

а. острой надпочечниковой недостаточности

б. вирусной пневмонии

в. панкреатита

г. острой сердечной недостаточности

9. Возбудитель кори

а. мелкая, подвижная бактерия, образующая споры при неблагоприятных

условиях

б. РНК-содержащий вирус, очень летучий, неустойчивый во внешней среде

в. ДНК-содержащий вирус, довольно устойчивый во внешней среде,

погибающий при кипячении в течение 30 мин.

г. трепонема, подвижная, образующая при неблагоприятных условиях L-

формы

10. Для приобретённой краснухи характерно

а. умеренный катаральный синдром, умеренная интоксикация,

мелкопятнистая сыпь, увеличение затылочных и заднешейных

лимфатических узлов

б. острое начало, мелкоточечная сыпь, симптом Филатова (бледный

носогубный треугольник), ангина, крупно-пластинчатое шелушение кожи

пальцев

в. умеренная интоксикация, лихорадка, везикулярная сыпь на коже и

слизистых оболочках

г. острое начало, выраженная интоксикация, геморрагическая «звёздчатая»

или петехиальная сыпь

11. Триада врождённой краснухи :

а. микроцефалия, атрезия пищевода, порок сердца

б. пороки развития почек, гидроцефалия, глухота

в. анемия, слепота, микроцефалия

г. порок сердца, глухота, слепота (катаракта)

12. Для обследования беременной женщины, имевшей контакт с больным

краснухой, надо назначить:

а. клинический анализ крови и мочи

б. биохимическое исследование крови АЛТ,АСТ

в. серологическое исследование

г ИФА, ПЦР

13. Источником инфекции при ветряной оспе может быть:

а. больной ребёнок в первые дни высыпаний

б. больной опоясывающим лишаём

в. ребёнок в последний день инкубационного периода ветряной оспы

г. все вышеперечисленные

14. Ребенок, перенёсший ветряную оспу может быть выписан в детское

учреждение

а. после полного очищения кожи от сухих корочек

б. не ранее 15 дней от начала высыпаний

в. не ранее 5 дней от момента появления последних элементов сыпи

г. не ранее 22 дня болезни

15. При каком заболевании возможно развитие орхита?

а. корь

б. менингококковая инфекция

в. эпидемический паротит

г. ветряная оспа

16. Появление тошноты, многократной рвоты, резкие боли в эпигастрии и

левом подреберье при эпидемическом паротите указывает на поражение

а. желудка

б. оболочек головного мозга

в. поджелудочной железы

г. печени

17. Ведущую роль в профилактике краснухи играет

а. вакцинация

б. разобщение контактных

в. введение иммуноглобулина

г. изоляция больных

18. При эпидемическом паротите поражаются

а. слюнные железы

б. центральная нервная система

в. поджелудочная железа, половые железы

г. всё вышеперечисленное

19. При серологическом обследовании пациентов с инфекционными

заболеваниями диагностическим считается нарастание титра антител

а. в 2 раза

б. в 4 раза

в. в 8 раз

г. в 10 и более раз

20. При ветряной оспе везикулы на коже обрабатывают:

а. 2% спиртовым раствором бриллиантового зеленого

б. 2% раствором перекиси водорода

в. 5% спиртовым раствором йода

г. камфорным спиртом

21. Увеличение затылочных и заднешейных лимфатических узлов –

характерный симптом:

а. краснухи

б. хронического тонзиллита

в. ветряной оспы

г. ангины

22. Дезинфекция, проводимая в очаге в присутствии источника инфекции,

называется:

а. физическая

б. заключительная

в. текущая

г. профилактическая

23. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин может

выбирать медицинскую организацию, не чаще чем один раз в:

а. три года

б. год

в. два года

г. четыре года

24. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний включает:

а. введение вакцин

б. мытье рук

в. проветривание помещений

г. повышение общей сопротивляемости организма

25. Источник инфекции при эпидемическом паротите:

а. домашние животные

б. вирусоноситель

в. больной человек с последних дней инкубационного периода

г. все вышеперечисленное

Вариант 2

1. Какая сыпь характерна для кори?

а. пятнисто-папулёзная, высыпающая этапно, оставляющая после себя

пигментацию

б. мелкоточечная, на гиперемированном фоне, исчезающая бесследно

в. везикулярная, подсыхающая с образованием корочки

г. «звёздчатая» геморрагическая, склонная к подсыпанию и быстрому

увеличению в размере

2. С цель подтверждения диагноза при кори делают

а. общий анализ мочи

б. серологические исследования

в. биохимический анализ крови

г. бактериологический посев с задней стенки глотки

3. Больному корью назначают диету

а. С ограничением соли и жидкости

б. химически и механически щадящую

в. с ограничением быстро усваивающихся углеводов

г. молочно-растительную, с обильным питьём

4. Назовите наиболее характерный синдром в первые дни заболевания корью

а. дизурический

б. катаральный

в. астено-невротический

г. диарейный

5. Для приобретённой краснухи характерно

а. умеренный катаральный синдром, умеренная интоксикация,

мелкопятнистая сыпь, увеличение затылочных и заднешейных

лимфатических узлов

б. острое начало, мелкоточечная сыпь, симптом Филатова (бледный

носогубный треугольник), ангина, крупно-пластинчатое шелушение кожи

пальцев

в. умеренная интоксикация, лихорадка, везикулярная сыпь на коже и

слизистых оболочках

г. острое начало, выраженная интоксикация, геморрагическая «звёздчатая»

или петехиальная сыпь

6. . Ребёнок перенёсший ветряную оспу может быть выписан в детское

учреждение

а. после полного очищения кожи от сухих корочек

б. не ранее 15 дней от начала высыпаний

в. не ранее 5 дней от момента появления последних элементов сыпи

г. не ранее 22 дня болезни

7.Отличительной особенностью инфекционных болезней является:

а. контагиозность

б. тяжесть течения

в. острое течение

г. переход в хроническую форму

8.При серологическом обследовании пациентов с инфекционными

заболеваниями диагностическим считается нарастание титра антител

а. в 2 раза

б. в 4 раза

в. в 8 раз

г. в 10 и более раз

9. Ведущую роль в профилактике кори играет

а. изоляция больных

б. разобщение контактных

в. введение иммуноглобулина

г. вакцинация

10. Вакцинация против эпидемического паротита проводится:

а. в родильном доме

б. в 1 год и в 6 лет

в. в 14 лет

г. в 3-4,5-6 месяцев

11. Сыворотка, применяемая при лечении дифтерии:

а. лошадиная антитоксическая

б. лошадиная антимикробная

в. человеческая антитоксическая

г. человеческая антимикробная

12. Основной метод лабораторной диагностики, позволяющий установить

возбудителя в материале больного:

а. серологический

б бактериологический

в. аллергологический

г. кожно-аллергический

13. Введение противокоревого иммуноглобулина формирует:

а. естественный активный иммунитет

б. естественный пассивный иммунитет

в искусственный активный иммунитет

г. искусственный пассивный иммунитет

14. Симптомы: резкая головная боль, рвота, неприносящаяя облегчения,

ригидность затылочных мышц, являются симптомами:

а. острого гастрита

б. поражение поджелудочной железы при эпидемическом паротите

в. катарального периода кори

г. серозного менингита при эпидемическом паротите

15. Продолжительность инкубационного периода при ветряной оспе:

а. от 2х до 10 дней

б. с 11 по 21 день

в. от 7 до 14 дней

г. до 35 дней

16. Характерные признаки начального периода кори:

а. появление пятнисто-папулёзной сыпи на лице и шее

б. появление менингеальных симптомов, поражения нервной системы

в. выраженный катаральные явления, конъюнктивит, светобоязнь

г. боли в пояснице, появление мочи цвета мясных помоев

17. Какой из вирусов имеет тропность к тканям дыхательных путей:

а. ветряная оспа

б. эпидемический паротит

в. корь

г. краснуха

18. Возможные осложнения ветряной оспы ( наиболее частое):

а. пневмония

б. миокардит

в. кератоконъюнктевит

г. лимфаденит

19. Этиотропное лечение эпидемического паротита

а. антибиотики пенициллинового ряда

б. виферон

в. аскорутин, трентал

г. нурофен, ибупрофен

20. Кому противопоказана вакцинация против краснухи

а. больные с низким иммунным статусом: врождённый иммунодефицит

б. получавшим длительное лечение цито статиками и глюкокротикойдами

в. дети, имевшие тяжелую вакцинальную реакцию после первой вакцинации

краснухи

г. все вышеперечисленное

21. Единицей учета вакцинных препаратов является:

а. доза

б. упаковка

в. миллилитр

г. ампула

22.Появление тошноты, многократной рвоты, резкие боли в эпигастрии и

левом подреберье при эпидемическом паротите указывает на поражение

а. желудка

б. поджелудочной железы

в. оболочек головного мозга

г. печени

23. Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний включает:

а. введение сывороток

б. вакцинацию

в. использование индивидуальных мер защиты

г. введение вакцин и сывороток

24.Увеличение затылочных и заднешейных лимфатических узлов –

характерный симптом:

а. ангина

б. хронического тонзиллита

в. ветряной оспы

г. краснуха

25. Для профилактики инфекции с аэрогенным механизмом передачи

необходимо:

а. проветривать помещение

б. строго соблюдать правила антисептики

в. тщательно мыть овощи перед употреблением

г. осуществлять борьбу с насекомыми

Задание №2

Блиц-опрос

Уважаемые студенты, внимательно прочитайте вопросы

и ответьте «да» или «нет»

1.

Для врождённой краснухи характерна триада симптомов: слепота, глухота,

порок сердца.

2.

Более тяжелое поражение плода характерно при контакте беременной

женщины с больным краснухой на поздних сроках беременности.

3.

При заболевании краснухой на коже появляется везикулярная сыпь.

4.

Одним из осложнений краснухи может быть энцефалит.

5.

Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются на слизистой оболочке щек

при заболевании корью.

6.

Вирус кори чрезвычайно летуч.

7.

При кори никогда не поражается слизистая оболочка глаз.

8.

У больного эпидемическим паротитом может развиться серозный менингит.

9.

Конъюнктивит и светобоязнь – характерные признаки эпидемического

паротита.

10. Первые элементы сыпи при ветряной оспе обычно появляются на

волосистой части головы и на лбу.

11. При кори сыпь ярко розовая точечная на гиперемированном фоне сгущается

в естественных складках.

12. После угасания коревой сыпи на коже остаётся пигментация.

13. После перенесенного эпидемического паротита возможно развитие сахарного

диабета.

14. Характерным осложнением ветряной оспы является орхит.

15. Больного краснухой выписывают в детский сад не ранее 21 дня с момента

появления сыпи.

16. Больного ветряной оспой необходимо ежедневно купать в бледно-розовом

растворе марганцево-кислого калия.

17. При кори у детей раннего возраста вероятно развитие крупа.

18. Больного корью необходимо с первого дня болезни лечить антибиотиками.

19. Первую вакцинацию против краснухи делают в 6 лет.

20. Появление опоясывающих болей в верхней трети живота у больного

эпидемическим паротитом является признаком развития панкреатита.

Задание №3

Решение ситуационных задач

№1

Женщина на приеме в женской консультации (срок беременности 8 недель)

рассказала, что накануне она была в гостях у подруги, имеющей 5 летнюю

дочь. Вечером у девочки появилась сыпь. В детском саду, который посещает

девочка, карантин по краснухе.

1.

Какая ещё информация нужна?

2.

Какое обследование надо назначить беременной женщине?

3.

Рекомендации беременной женщине

№2

В семье двое детей (6 лет и 4 года). Оба посещают детский сад. Старший

мальчик заболел ветряной оспой. Самочувствие больного не нарушено,

температура субфебрильная, на коже везикулярные высыпания в небольшом

количестве, есть единичные везикулы на слизистой рта.

1.

Какой уход и лечение нужны заболевшему?

2.

Может ли второй ребёнок посещать детский сад?

3.

Какая ещё нужна информация?

№3

В поликлинику обратилась мама с пятилетним мальчиком. При осмотре у

ребёнка не частый кашель, ринит, слезотечение, конъюнктивы

гиперемированы, выраженная светобоязнь, на слизистой щек напротив малых

коренных зубов беловатые пятна диаметром 0,2 см.с каймой гиперемии

вокруг. Зев умеренно гиперемирован, на мягком нёбе-энантема. Температура

тела 37,4. На коже верхней части лица единичные розовые пятнисто-

папулёзные элементы. В коридоре у кабинета врача находились: Орловы –

Дима, 7 лет, и Оля, 4 года, Бондарев Алеша 13 лет и 8-ми месячная Оксана с

мамой.

1.

Что с мальчиком?

2.

Какой уход и какое лечение ему необходимы?

3.

Какая ещё информация Вам нужна?

4.

Какие мероприятия следует провести в отношении контактных?

№4

Девочка, 1 год 4 месяца, подлежит вакцинации против кори, краснухи,

эпидемического паротита (ранее мать от вакцинации отказывалась). Со слов

матери, 2 недели назад, девочка перенесла заболевание с подъёмом

температуры до 37,9 сопровождавшееся обильной ярко-розовой

мелкопятнистой сыпью, сгущавшейся на лице, разгибательных поверхностях

рук и ног, пояснице и ягодицах. Семья в это время жила на даче, к врачам не

обращались. Мать ребёнка считает, что девочка перенесла краснуху. Просит

разобраться нужна ли вакцинация против краснухи и решить когда делать

вакцинацию против кори и эпидемического паротита.

1.

Какое обследование можно рекомендовать?

2.

Когда пригласить на прививки?

№5

В семье двое детей. Старшему 8 лет, он перенёс ветряную оспу, Выписан в

школу 2 дня назад. Младшему 1 год, он подлежит реакции Манту и

вакцинации против кори, краснухи и эпидемического паротита.

1. Можно ли младшего ребенка направлять на вакцинацию?

№6

В группе детского сада карантин по ветряной оспе. При осмотре выявлены

ещё два заболевших ребёнка.

1.

Разъясните неопытному воспитателю какие мероприятия необходимы.

2.

Определите сроки карантина?

№7

Ребенок, 13 лет, переносит эпидемический паротит, средней тяжести. На 8

день болезни самочувствие больного резко ухудшилось. Жалуется на

сильную головную боль, тошноту, 2 раза была рвота, температура поднялась

до 38,8

0

, отмечается ригидность затылочных мышц.

1. Что с ребёнком?

2. Какая помощь необходима?

№8

Мальчик 15 лет переносит эпидемический паротит. Жалуется на резкую боль

в промежности. При осмотре – мошонка отёчна, гиперемирована, правое

яичко увеличено и болезненно.

1.

Что с пациентом?

2.

Какая помощь ему нужна?

№9

Ребёнок перенёс 3 недели назад ветряную оспу. Родители отмечают, что он

стал быстро уставать, очень много пьёт (просыпается ночью и просит пить),

стал больше есть и при этом похудел, мочится обильно и гораздо чаще чем

раньше, появилось ночное недержание мочи.

1.

Чем обусловлено состояние ребенка?

2.

Какое обследование необходимо провести ребенку?

3.

Принципы лечения и ухода при данном состоянии?

№10

Мальчик, 2 года, болен ветряной оспой четвёртый день. Появилась гиперемия

конъюнктивы левого глаза, отечность век, слезотечение. Ребёнок постоянно

трёт глаза руками, жалуется на боль, жмурится.

1.

О каком заболевании можно думать в данном случае?

2.

Как помочь ребенку?

Задание №4

Игра

Уважаемые студенты, внимательно прочитайте фразу на карточке и

продолжите её. Выигрывает тот, кто раньше других доберётся до конца

таблицы.

1.

Возбудитель краснухи

Вирус – 12

Стрептококк – 20

2.

Прекрасно!

Вирус обладает выраженной

летучестью

При краснухе – 21

При кори – 19

3.

Неверно!

Вернись к № 11

4.

Неверно!

Вернись к № 12

5.

Верно!

Срок изоляции ребенка при

кори от начала высокий

5 дней – 32

17 дней – 27

6.

Нет!

Вернись к № 9

7.

Ошибка!

Вернись к № 19

8.

Правильно!

Вакцинация против кори

В 12 месяцев – 41

В 18 месяцев – 10

9.

Отлично!

Какие лимфатические узлы

увеличиваются при

краснухе

Затылочные , задне-шейные

– 23

Подчелюстные передне-

шейные – 6

10.

Неверно!

Вернись к № 8

11.

Верно!

Мелкие бедные пятнышки

напротив коренных зубов в

катаральный период кори

Пятна Бельског-Филатого-

Коплика – 22

Пятна Видергоффера-

Франка

12.

Верно!

Путь передачи краснухи

Воздушно-капельный-

вертикальный – 15

Контактно-бытовой – 4

13.

Прекрасно!

Вакцинация против

краснухи

В 1 год – 2

В 3 месяца – 16

14.

Ошибка!

Вернись к № 22

15.

Молодец!

Инкубационный период

краснухи

С 11 по 22 день – 9

С 2 по 5 день – 18

16.

Нет!

Вернись к № 13

17.

Неверно!

Вернись к № 26

18.

Подумай еще раз!

Вернись к № 15

19.

Правильно !

Инкубационный период

кори до 7 дней – 7

7 – 17 дней – 26

20.

Нет!

Вернись к № 1

21.

Ошибка!

Вернись к № 2

22.

23.

24.

Хорошо!

Первые элементы при сыпи

кори

На волосистой – 14

На лбу и за ушами – 36

Верно!

Характер сыпи при

краснухе

мелко-пятнистая, розовая –

38

пятнисто – папулезная – 30

Правильно!

Этапность высыпания сыпи

при кори № 29

при краснухе № 37

25. Нет!

Вернись к № 29

26.

Верно!

Светобоязнь, обильный

насморк, коньюктивит

первые признаки

При краснухе № 17

При кори № 11

27.

Ошибка!

Вернись к № 5

28.

Хорошо!

Выписка ребенка при кори

при легком течение

5 дней от начала высыпаний

– 5

3 дня он начала высыпаний

– 39

29.

Правильно!

Диагноз кори

подтверждается при

нарастании титра антител

В 4 раза п/ больше – 28

В 2 раза – 25

30.

Подумайте еще раз!

Вернись к № 23

31.

Неверно!

Вернись к № 32

32.

Отлично!

Контактные дети до 7 лет

подлежат разобщено

На 17 день – 8

На 21 день – 31

33.

Неправильно!

Вернись к № 36

34.

Хорошо!

Карантин на 21 день при

краснухе детям до 15 лет –

25

Детям до 7 лет – 13

35.

Нет!

Вернись к № 34

36.

Верно!

Сыпь при кори

Пятнисто-папулезная № 24

Мелкоточечная - № 3

37.

Подумай еще раз!

Вернись к № 24

38.

Молодец!

При заражении беременной

возникают уродства или

смерть

При краснухе – 34

При коре – 40

39.

Нет!

Вернись к № 28

40.

Ошибка!

Вернись к № 38

41.

Правильно!

Молодец!

Конец теста.

Эталоны ответов:

Задание №1

Решение тестовых заданий

Вариант 1

Вариант 2

1.Г

14.В

1.А

14.Г

2.А

15.В

2.Б

15.Б

3.Г

16.В

3.Г

16.В

4.Б

17.А

4.Б

17.В

5.Б

18.Г

5.А

18.В

6.А

19.Б

6.В

19.Б

7.А

20.А

7.Б

20.Г

8.В

21.А

8.Б

21.А

9.Б

22.В

9.Б

22.А

10.А

23.Б

10.Б

23.В

11.Г

24.А

11.А

24.Г

12.В

25.В

12.Б

25.А

13.Г

13.Г

Задание №2

Блиц - опрос

1- да, 2- нет, 3- нет, 4- да, 5- да, 6- да, 7- нет, 8- да, 9- нет, 10- да,

11- нет, 12- да, 13- да, 14- нет, 15- нет, 16- нет, 17- да, 18- нет, 19- нет, 20- да.

Задание №3

Решение ситуационных задач

Задача №1

1. Болела ли беременная краснухой, привита ли она.

2. Серологическое обследование на коревые At.

3. В зависимости от результатов обследования решить вопрос о прерывании

беременности.

Задача №2

1. Домашний режим, щадящая диета, симптоматическое лечение, полоскание

рта.

2. Карантин с 11 по 21 день от контакта.

3. Болел ли ветряной оспой младший ребёнок? Когда дети были разобщены?

Задача№ 3

1. Корь, катаральный период.

2. Постельный режим, щадящая диета, симптоматическое лечение.

3. Необходима информация о контактах- наличие прививок, перенесенные

заболевания.

4. Если есть непривитые старше одного года (не болевшие корью) провести

экстренную вакцинацию. Ребёнку до одного года ввести иммуноглобулин.

Задача №4

1. Серологическое.

2. Не ранее одного месяца после заболевания.

Задача №5

1.

Младший

ребёнок

может

быть

вакцинирован

не

ранее

21

дня

после

разобщения с братом.

Задача №6

1. Правила проведения карантина.

2.

Карантин

продлевается

до

21

дня

от

момента

изоляции

последнего

больного.

Задача №7

1. Серозный менингит.

2.

Госпитализация,

постельный

режим,

покой,

мочегонные

препараты,

симптоматическое лечение. При необходимости люмбальная пункция.

Задача №8

1. Орхит.

2. Госпитализация, постельный режим, обезболивающие,

противовоспалительные, суспензорий, противовирусные препараты.

Задача №9

1. Развивается сахарный диабет.

2. Анализ крови и мочи на сахар, ацетон.

3.

Госпитализация.

Подбор

дозы

инсулина.

Диета.

Режим

физических

нагрузок.

Задача №10

1.Кератоконъюнктивит.

2. Госпитализация. Наблюдение окулиста. Туалет глаз. Капли в глаза по

назначению окулиста.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1.

Ежова Н.В. и др. Педиатрия. Учебник. ИД «Оникс», 2014.

2.

Енгибарьянц Г.В. Педиатрия с детскими инфекциями. ОИЦ

«Академия», 2010.

3.

Тульчинская З.В., Соколова Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями. –

Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

4.

Исаева Л.А. Детские болезни. – М., 2014.

5.

Доскин В.А., Косенкова Т.В. Поликлиническая педиатрия. – М., 2012.

6.

Шабалов Н.П. Детские болезни. – М., 2019 г.

Дополнительные источники:

1.

Иванеев М.Д. Первичная помощь и реанимация новорожденных.

Практическое пособие. – С-Пб., 2010.

2.

Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. Под ред.

3.

А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.

4.

Вельтищев Ю.Е. и др. Неотложные состояния у детей (справочник). –

М.: Медицина, 2014.

Доскин В.А., Косенкова Т.В. Поликлиническая педиатрия. – М., 2012



В раздел образования