Напоминание

"Построение занятий в системе дополнительного образования с учетом здоровьесберегающего аспекта"


Автор: Гаянова Инна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр искусств"
Населённый пункт: г. Салават , Башкортостан.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Построение занятий в системе дополнительного образования с учетом здоровьесберегающего аспекта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Построение занятий в системе дополнительного образования с учетом

здоровьесберегающего аспекта».

Наиболее важным показателем рациональной организации учебно-

воспитательного процесса являются:

1.

Организация занятий на основе принципов здоровьесбережения;

2.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Теперь рассмотрим, как организовать учебный процесс, чтобы сохранить

здоровье учащихся и свое собственное.

В организации учебного процесса нет мелочей. Абсолютно все

сказывается на здоровье ребенка: и мебель, и освещение, и наличие и

продолжительность перемен, использование технических средств и

соблюдение норм САНПина. Рассмотрим, что необходимо учитывать при

организации занятия в системе дополнительного образования на принципах

здоровьесбережения.

1.

Правильная организация занятия.

Здесь главная цель-научить ученика запрашивать необходимую

информацию и получать требуемый ответ. Для этого необходимо

сформировать устойчивый интерес, мотивацию к познанию и

обучению. Включенность учащегося в обсуждаемую проблему,

хороший уровень работоспособности, развитые коммуникативные

навыки, проявление и тренировка познавательной активности служат

индикатором его психофизиологического состояния. При правильной

организации занятия мотивация к обучению, взаимный интерес в

процессе занятия повышены.

2.

Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств

Индивидуальности- функциональной асимметрией мозга,

распределение психических функций между полушариями.

Выделяются различные типы функциональной организации двух

полушарий мозга в зависимости от того какое из них доминирует.

Левополушарные –для них характерен словесно-логический стиль

познавательных процессов, склонность к абстрагированию. Таким

обучающимся необходимы ясные, четкие инструкции, изложение

материала от частного к целому, неоднократное повторение.

Правополушарные: развито конкретно-образное мышление и

воображение. Здесь необходима связь информации с практикой, анализ

от целого к частному, творческие задания, задачи зрительно-

пространственного анализа, эмоции.

Равнополушарные: у них отсутствует ярко выраженное доминирование

одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации

различают:

-аудиальное восприятие (использование вариаций голоса громкость

пауза высота.

- визуальные восприятие ( выделение цветом, письменные упражнения,

использование таблиц, наглядных пособий и т.д.)

-кинестетическое восприятие ( использование жестов, прикосновений,

передача информации в игре и т.д)

Знание этих характеристик позволит педагогу излагать учебный

материал на доступном для всех языке, облегчая процесс запоминания.

3 Учет зоны работоспособности.

Работоспособность- это способность развивать максимум энергии и умение

экономно расходуя её, достигать поставленной цели при качественном

выполнении умственной и физической работы. Биоритмы работоспособности

имеют свои пики и спады как в течении дня, так и разные дни недели.

Существуют общие закономерности динамики работоспособности:

-врабатывание,

-период оптимальной работоспособности;

-предутомление;

-утомление.

Продолжительность фаз работоспособности зависит:

1.

Возраст. Чем младше ребенок, тем короче период оптимальной

работоспособности.

2.

Состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями, часто и

длительно болеющих отмечается низкая и неустойчивая

работоспособность, быстрое проявление утомления.

3.

Функциональная зрелость организма. Зрелость коры и регуляторных

структур мозга определяет возможности к организации деятельности.

4.

Распределение интенсивности умственной деятельности.

Основной объем изучаемого материала должен приходиться на первые

30 минут.

Как быстро и без потерь снять возникающее утомление?

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной

активности детей и словарным запасом, развитием речи, мышлением.

При выполнении физических упражнений в организме вырабатывается

синтез биологически активных соединений, которые благотворно

влияют на настроение, повышают умственную и физическую

работоспособность.

Существуют следующие виды упражнений, которые можно

использовать как физминутки на занятии:

-упражнения для снятия общего и локального напряжения;

-упражнения для кистей;

-гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко;

-упражнения корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика; и т.д.

Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к

улучшению психо-эмоционального состояния детей, к изменению

отношения к себе и своему здоровью.



В раздел образования