Автор: Гаянова Инна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр искусств"
Населённый пункт: г. Салават , Башкортостан.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Построение занятий в системе дополнительного образования с учетом здоровьесберегающего аспекта"
Раздел: дополнительное образование
«Построение занятий в системе дополнительного образования с учетом
здоровьесберегающего аспекта».
Наиболее важным показателем рациональной организации учебно-
воспитательного процесса являются:
1.
Организация занятий на основе принципов здоровьесбережения;
2.
Использование здоровьесберегающих технологий.
Теперь рассмотрим, как организовать учебный процесс, чтобы сохранить
здоровье учащихся и свое собственное.
В организации учебного процесса нет мелочей. Абсолютно все
сказывается на здоровье ребенка: и мебель, и освещение, и наличие и
продолжительность перемен, использование технических средств и
соблюдение норм САНПина. Рассмотрим, что необходимо учитывать при
организации занятия в системе дополнительного образования на принципах
здоровьесбережения.
1.
Правильная организация занятия.
Здесь главная цель-научить ученика запрашивать необходимую
информацию и получать требуемый ответ. Для этого необходимо
сформировать устойчивый интерес, мотивацию к познанию и
обучению. Включенность учащегося в обсуждаемую проблему,
хороший уровень работоспособности, развитые коммуникативные
навыки, проявление и тренировка познавательной активности служат
индикатором его психофизиологического состояния. При правильной
организации занятия мотивация к обучению, взаимный интерес в
процессе занятия повышены.
2.
Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств
Индивидуальности- функциональной асимметрией мозга,
распределение психических функций между полушариями.
Выделяются различные типы функциональной организации двух
полушарий мозга в зависимости от того какое из них доминирует.
Левополушарные –для них характерен словесно-логический стиль
познавательных процессов, склонность к абстрагированию. Таким
обучающимся необходимы ясные, четкие инструкции, изложение
материала от частного к целому, неоднократное повторение.
Правополушарные: развито конкретно-образное мышление и
воображение. Здесь необходима связь информации с практикой, анализ
от целого к частному, творческие задания, задачи зрительно-
пространственного анализа, эмоции.
Равнополушарные: у них отсутствует ярко выраженное доминирование
одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации
различают:
-аудиальное восприятие (использование вариаций голоса громкость
пауза высота.
- визуальные восприятие ( выделение цветом, письменные упражнения,
использование таблиц, наглядных пособий и т.д.)
-кинестетическое восприятие ( использование жестов, прикосновений,
передача информации в игре и т.д)
Знание этих характеристик позволит педагогу излагать учебный
материал на доступном для всех языке, облегчая процесс запоминания.
3 Учет зоны работоспособности.
Работоспособность- это способность развивать максимум энергии и умение
экономно расходуя её, достигать поставленной цели при качественном
выполнении умственной и физической работы. Биоритмы работоспособности
имеют свои пики и спады как в течении дня, так и разные дни недели.
Существуют общие закономерности динамики работоспособности:
-врабатывание,
-период оптимальной работоспособности;
-предутомление;
-утомление.
Продолжительность фаз работоспособности зависит:
1.
Возраст. Чем младше ребенок, тем короче период оптимальной
работоспособности.
2.
Состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями, часто и
длительно болеющих отмечается низкая и неустойчивая
работоспособность, быстрое проявление утомления.
3.
Функциональная зрелость организма. Зрелость коры и регуляторных
структур мозга определяет возможности к организации деятельности.
4.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
Основной объем изучаемого материала должен приходиться на первые
30 минут.
Как быстро и без потерь снять возникающее утомление?
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной
активности детей и словарным запасом, развитием речи, мышлением.
При выполнении физических упражнений в организме вырабатывается
синтез биологически активных соединений, которые благотворно
влияют на настроение, повышают умственную и физическую
работоспособность.
Существуют следующие виды упражнений, которые можно
использовать как физминутки на занятии:
-упражнения для снятия общего и локального напряжения;
-упражнения для кистей;
-гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко;
-упражнения корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика; и т.д.
Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к
улучшению психо-эмоционального состояния детей, к изменению
отношения к себе и своему здоровью.