Автор: Мироненко Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 853
Населённый пункт: Зеленоград
Наименование материала: консультация для родителей и воспитателей ДОУ
Тема: «Использование нетрадиционных подручных предметов в упражнениях для профилактики и лечения плоскостопия»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ
«Использование нетрадиционных подручных предметов в
упражнениях для профилактики и лечения плоскостопия»
Охрана и укрепление
здоровья детей
дошкольного
возраста
–
задача,
которую
Федеральный
государственный образовательный
стандарт
дошкольного образования определяет, как одну из важнейших.
Решение этой задачи требует новых средств и методов физкультурно-
оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для создания условий
безопасной предметно-развивающей образовательной среды и осуществления
целого
комплекса
психолого
-
педагогических,
профилактических
и оздоровительных мероприятий.
Статистика выборочных углубленных обследований, проведенных НИИ
ГиОЗДиП
«НЦЗД»
РАМН
за
последние
5-7
лет,
показывает,
что
более
половины
воспитанников
ДОУ
Москвы
имеют
три
и
более
нарушений
здоровья, включая функциональные отклонения и хронические заболевания.
В Москве к 1-й группе здоровья можно отнести не более 5–7% детей (причем,
зачастую к 1-й группе здоровья относятся дети, имеющие функциональные
отклонения здоровья), ко 2-й группе – 40–45%, к 3-й – 50–55% дошкольников.
Неоспоримо, что основная задача дошкольных учреждений - организация
окружающей среды для развития потенциала, полученного ребенком при
рождении, и воспитание осознанной привычки к здоровому образу жизни.
Общеизвестный
факт,
что
основным
показателем
здоровья
является
состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Из
этого
следует
сделать
вывод:
вся
система
физического
воспитания
в
детском
саду
должна
быть,
прежде
всего,
ориентирована
на
развитие
и
совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем
организма.
С этой целью в детском саду ведется разноплановая работа по физическому
воспитанию и оздоровлению. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют
все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада,
родители.
Большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе
ежедневной, практической работы воспитателей, поскольку все режимные
моменты напрямую связаны с физическим развитием и здоровьем ребенка.
Грамотная организация физкультурного уголка в группе также имеет
немаловажное значение. Об этом подробнее.
Наши уголки оснащены разнообразным оборудованием, приобретенным в
специализированных
магазинах:
кегли,
шары,
обручи,
мячи
разного
диаметра,
скакалки,
кольцебросы,
массажные
мячи,
мешочки,
наборы
веревок
разной
длины
и
плетения,
дартц,
ракетки,
городки,
массажные
коврики и дорожки и т.п.
В своей работе мы также используем инвентарь, изготовленный своими
руками. Это массажные коврики и дорожки. В процессе ходьбы по такому
покрытию
стопа
устанавливается
в
разных
положениях,
стимулируя
различные группы мышц. Массажные коврики - эффективное средство для
профилактики и лечения плоскостопия.
Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами
организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите,
сходятся проекционные зоны всех органов и систем. Надавливая на активные
точки подошвы, мы стимулируем функции многих внутренних органов.
В данное время детское плоскостопие является одним из наиболее часто
встречающихся заболеваний, более 60 процентов детей, достигнув школьного
возраста,
приобретают
плоскостопие.
По
словам
врачей,
окончательно
поставить этот диагноз, возможно только к пяти-шести годам.
Часто родители не осознают серьезность этого заболевания. Когда стопа
перестает выполнять свою амортизирующую функцию, эту роль на себя
берут
позвоночник
и
суставы.
Появляются
боли
в
спине,
остеохондроз,
сколиоз, артроз суставов.
Существует
ряд
рекомендаций,
соблюдение
которых
предупредит
возникновение плоскостопия у детей: босохождение; выполнение комплекса
специальных
упражнений,
направленных
на
профилактику
плоскостопия;
обязательные
гигиенические
процедуры
и
массаж
ног;
предупреждение
чрезмерной утомляемости и своевременный отдых для ног; предупреждение
травматизма;
сохранение
правильной
осанки
в
течении
дня;
регулярное
наблюдение и консультации ортопеда; ношение правильной обуви.
Рефлекторный
массаж
стоп
–
действенная,
универсальная,
удобная,
доступная и безопасная система лечения. Массаж стопы оптимизирует работу
сердечно-сосудистой,
иммунной,
нервной
систем,
опорно-двигательного
аппарата; улучшает кровообращение, укрепляет голеностопный сустав, при
этом
у
детей
формируются
навыки
правильной
осанки,
в
итоге
–
оздоровляется весь организм в целом.
Кроме того, хождение по массажным коврикам для детей является веселой
игрой с массой положительных эмоций, средством общения со сверстниками,
способствует знакомству со свойствами различных материалов и накоплению
новых ощущений.
Для изготовления коврика, можно использовать:
-корпусы от фломастеров;
-деревянные костяшки от люстры;
-веревки с узелками;
-счетные палочки;
-детали конструктора;
-пластиковые и деревянные кольца, разных размеров;
-бусины и пуговицы разного диаметра;
-кусочки ткани различной фактуры и плотности (бархат, плюш,
искусственный мех, мешковина, фланель, лен и т.п.);
-тканевые шарики – покупные или сделанные самостоятельно. (такое изделие
отличается не только оригинальным внешним видом, но и теплой
поверхностью);
-различные крупы (гречка, фасоль, манка, горох, пшеничная крупа, перловка,
овес, гречка, фасоль, кукуруза и т.д. (в качестве наполнителя);
-камни;
-крышки от пластиковых бутылок;
-шишки, каштаны и желуди;
-морская галька, песок (обладают настоящим СПА-эффектом) и т.п.
Каждая часть коврика может отличается своей структурой и наполнением, и
вполне может использоваться самостоятельно. Между собой все части можно
скрепить
различными
способами:
шнуровкой,
замками
"молниями",
пуговицами, карабинами и т.д. Это очень удобно, так как вы можете собирать
последовательность слоев в любом порядке.
Последовательность крепления зависит лишь от ваших предпочтений:
можно разместить элементы в хаотичном порядке, а можно выложить какой-
либо геометрический рисунок. Крепить можно с помощью иголки и нитки
или на жидкие гвозди.
Прекрасным средством профилактики плоскостопия, снятия мышечного
напряжения,
правильного
формирования
стопы,
а
также
укрепления
иммунитета являются ежедневные занятия в течении нескольких минут с
использованием нетрадиционных средств. Благодаря этому дети реже болеют.
Для развития вестибулярного аппарата, двигательной концентрации и
умения
держать
равновесие,
а
также
для
укрепления
мышц
ног
можно
использовать следующие упражнения с подручными материалами:
сидя на стуле, постараться поднять при помощи пальцев ног с пола
любой
мелкий
предмет
(например,
киндер-игрушку,
деталь
конструктора,
комочек
бумаги,
крышку,
шишку,
каштан
и
др.) и
удерживать некоторое время;
сидя на стуле, перекладывать пальцами одной ноги предметы с места
на место или складывать их в емкость;
сидя
на
стуле,
пальцами
обеих
ног
взять
предметы
и
постараться
переложить их с места на место, меняя местами;
сидя
на
стуле, постараться
поднять
с
пола
карандаш
при
помощи
пальцев одной ноги и попытаться перехватить его пальцами другой
ноги или переложить в руку;
сидя
на
стуле, поднять
с
пола
карандаш
пальцами
одной
ноги
и
попытаться передать его товарищу;
сидя
на
стуле,
пальцами
одной
ноги
поднять
с
пола
карандаш
и
попытаться
что-то
изобразить
в
воздухе
или
нарисовать
на
листе
бумаги;
сидя на стуле, постараться пальцами ноги поднять с пола флажок и
помахать им;
сидя на стуле, поднять пальцами ноги мелкий предмет и постараться
отбросить его как можно дальше от себя;
сидя на стуле, поднять пальцами ноги мелкий предмет, подкинуть его
вверх и постараться поймать его сачком, тазиком и т.п.;
сидя на стуле, поднять пальцами ноги мелкий предмет и постараться
метнуть его в мишень;
сидя на стуле, пальцами обеих ног взять ленточку/жгут с узелками на
концах и растянуть ее на полу или в воздухе, приподняв ноги от пола;
сидя на стуле, друг напротив друга, дети берут пальцами ноги за разные
концы жгут с узелками и пытаются перетянуть его каждый в свою
сторону;
сидя на стуле, пальцами одной ноги взять жгут с узелками на концах и
постараться раскрутить его, выполняя вращательные движения ногой;
сидя на стуле, пальцами ноги взять веревку за один конец и попытаться
подкатить к себе машинку или подтянуть привязанную игрушку;
сидя на стуле, пальцами одной ноги "загрузить" игрушечную машинку
различными мелкими предметами;
сидя на стуле, пальцами одной ноги взять носовой платок, приподнять
и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать,
чтобы платки упали;
сидя на стуле с завязанными глазами, пальцами одной ноги попытаться
найти определенный предмет среди разложенных на полу;
сидя на стуле, прокатывать стопами ног различные предметы (палки,
кегли, обрезки пластиковых труб, катушки, втулки, бутылки и др.);
стоя на одной ноге, другой ногой взять мелкий предмет и постараться
удерживать его некоторое время;
стоя
на
одной
ноге,
другой
перекладывать
мелкие
предметы
через
ленточку;
стоя на одной ноге, другой перекладывать мелкие предметы из обруча в
обруч или из одной емкости в другую;
сидя или стоя на одной ноге сложить из карандашей или счетных
палочек фигуру.
Все
эти
упражнения
проводятся
в
свободное
время,
с
одним
или
несколькими
детьми,
с
использованием игрового
и
соревновательного
методов.
Этот
оздоровительный
комплекс
упражнений
также
способствуют
формированию
правильной
осанки.
Важно,
как
можно
раньше,
начать
профилактику
дефектов
осанки
или
коррекцию
имеющегося
вида
ее
нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной
утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.