Напоминание

«Использование нетрадиционных подручных предметов в упражнениях для профилактики и лечения плоскостопия»


Автор: Мироненко Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 853
Населённый пункт: Зеленоград
Наименование материала: консультация для родителей и воспитателей ДОУ
Тема: «Использование нетрадиционных подручных предметов в упражнениях для профилактики и лечения плоскостопия»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей и воспитателей ДОУ

«Использование нетрадиционных подручных предметов в

упражнениях для профилактики и лечения плоскостопия»

Охрана и укрепление

здоровья детей

дошкольного

возраста

задача,

которую

Федеральный

государственный образовательный

стандарт

дошкольного образования определяет, как одну из важнейших.

Решение этой задачи требует новых средств и методов физкультурно-

оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для создания условий

безопасной предметно-развивающей образовательной среды и осуществления

целого

комплекса

психолого

-

педагогических,

профилактических

и оздоровительных мероприятий.

Статистика выборочных углубленных обследований, проведенных НИИ

ГиОЗДиП

«НЦЗД»

РАМН

за

последние

5-7

лет,

показывает,

что

более

половины

воспитанников

ДОУ

Москвы

имеют

три

и

более

нарушений

здоровья, включая функциональные отклонения и хронические заболевания.

В Москве к 1-й группе здоровья можно отнести не более 5–7% детей (причем,

зачастую к 1-й группе здоровья относятся дети, имеющие функциональные

отклонения здоровья), ко 2-й группе – 40–45%, к 3-й – 50–55% дошкольников.

Неоспоримо, что основная задача дошкольных учреждений - организация

окружающей среды для развития потенциала, полученного ребенком при

рождении, и воспитание осознанной привычки к здоровому образу жизни.

Общеизвестный

факт,

что

основным

показателем

здоровья

является

состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

Из

этого

следует

сделать

вывод:

вся

система

физического

воспитания

в

детском

саду

должна

быть,

прежде

всего,

ориентирована

на

развитие

и

совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем

организма.

С этой целью в детском саду ведется разноплановая работа по физическому

воспитанию и оздоровлению. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют

все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада,

родители.

Большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе

ежедневной, практической работы воспитателей, поскольку все режимные

моменты напрямую связаны с физическим развитием и здоровьем ребенка.

Грамотная организация физкультурного уголка в группе также имеет

немаловажное значение. Об этом подробнее.

Наши уголки оснащены разнообразным оборудованием, приобретенным в

специализированных

магазинах:

кегли,

шары,

обручи,

мячи

разного

диаметра,

скакалки,

кольцебросы,

массажные

мячи,

мешочки,

наборы

веревок

разной

длины

и

плетения,

дартц,

ракетки,

городки,

массажные

коврики и дорожки и т.п.

В своей работе мы также используем инвентарь, изготовленный своими

руками. Это массажные коврики и дорожки. В процессе ходьбы по такому

покрытию

стопа

устанавливается

в

разных

положениях,

стимулируя

различные группы мышц. Массажные коврики - эффективное средство для

профилактики и лечения плоскостопия.

Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами

организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите,

сходятся проекционные зоны всех органов и систем. Надавливая на активные

точки подошвы, мы стимулируем функции многих внутренних органов.

В данное время детское плоскостопие является одним из наиболее часто

встречающихся заболеваний, более 60 процентов детей, достигнув школьного

возраста,

приобретают

плоскостопие.

По

словам

врачей,

окончательно

поставить этот диагноз, возможно только к пяти-шести годам.

Часто родители не осознают серьезность этого заболевания. Когда стопа

перестает выполнять свою амортизирующую функцию, эту роль на себя

берут

позвоночник

и

суставы.

Появляются

боли

в

спине,

остеохондроз,

сколиоз, артроз суставов.

Существует

ряд

рекомендаций,

соблюдение

которых

предупредит

возникновение плоскостопия у детей: босохождение; выполнение комплекса

специальных

упражнений,

направленных

на

профилактику

плоскостопия;

обязательные

гигиенические

процедуры

и

массаж

ног;

предупреждение

чрезмерной утомляемости и своевременный отдых для ног; предупреждение

травматизма;

сохранение

правильной

осанки

в

течении

дня;

регулярное

наблюдение и консультации ортопеда; ношение правильной обуви.

Рефлекторный

массаж

стоп

действенная,

универсальная,

удобная,

доступная и безопасная система лечения. Массаж стопы оптимизирует работу

сердечно-сосудистой,

иммунной,

нервной

систем,

опорно-двигательного

аппарата; улучшает кровообращение, укрепляет голеностопный сустав, при

этом

у

детей

формируются

навыки

правильной

осанки,

в

итоге

оздоровляется весь организм в целом.

Кроме того, хождение по массажным коврикам для детей является веселой

игрой с массой положительных эмоций, средством общения со сверстниками,

способствует знакомству со свойствами различных материалов и накоплению

новых ощущений.

Для изготовления коврика, можно использовать:

-корпусы от фломастеров;

-деревянные костяшки от люстры;

-веревки с узелками;

-счетные палочки;

-детали конструктора;

-пластиковые и деревянные кольца, разных размеров;

-бусины и пуговицы разного диаметра;

-кусочки ткани различной фактуры и плотности (бархат, плюш,

искусственный мех, мешковина, фланель, лен и т.п.);

-тканевые шарики – покупные или сделанные самостоятельно. (такое изделие

отличается не только оригинальным внешним видом, но и теплой

поверхностью);

-различные крупы (гречка, фасоль, манка, горох, пшеничная крупа, перловка,

овес, гречка, фасоль, кукуруза и т.д. (в качестве наполнителя);

-камни;

-крышки от пластиковых бутылок;

-шишки, каштаны и желуди;

-морская галька, песок (обладают настоящим СПА-эффектом) и т.п.

Каждая часть коврика может отличается своей структурой и наполнением, и

вполне может использоваться самостоятельно. Между собой все части можно

скрепить

различными

способами:

шнуровкой,

замками

"молниями",

пуговицами, карабинами и т.д. Это очень удобно, так как вы можете собирать

последовательность слоев в любом порядке.

Последовательность крепления зависит лишь от ваших предпочтений:

можно разместить элементы в хаотичном порядке, а можно выложить какой-

либо геометрический рисунок. Крепить можно с помощью иголки и нитки

или на жидкие гвозди.

Прекрасным средством профилактики плоскостопия, снятия мышечного

напряжения,

правильного

формирования

стопы,

а

также

укрепления

иммунитета являются ежедневные занятия в течении нескольких минут с

использованием нетрадиционных средств. Благодаря этому дети реже болеют.

Для развития вестибулярного аппарата, двигательной концентрации и

умения

держать

равновесие,

а

также

для

укрепления

мышц

ног

можно

использовать следующие упражнения с подручными материалами:

сидя на стуле, постараться поднять при помощи пальцев ног с пола

любой

мелкий

предмет

(например,

киндер-игрушку,

деталь

конструктора,

комочек

бумаги,

крышку,

шишку,

каштан

и

др.) и

удерживать некоторое время;

сидя на стуле, перекладывать пальцами одной ноги предметы с места

на место или складывать их в емкость;

сидя

на

стуле,

пальцами

обеих

ног

взять

предметы

и

постараться

переложить их с места на место, меняя местами;

сидя

на

стуле, постараться

поднять

с

пола

карандаш

при

помощи

пальцев одной ноги и попытаться перехватить его пальцами другой

ноги или переложить в руку;

сидя

на

стуле, поднять

с

пола

карандаш

пальцами

одной

ноги

и

попытаться передать его товарищу;

сидя

на

стуле,

пальцами

одной

ноги

поднять

с

пола

карандаш

и

попытаться

что-то

изобразить

в

воздухе

или

нарисовать

на

листе

бумаги;

сидя на стуле, постараться пальцами ноги поднять с пола флажок и

помахать им;

сидя на стуле, поднять пальцами ноги мелкий предмет и постараться

отбросить его как можно дальше от себя;

сидя на стуле, поднять пальцами ноги мелкий предмет, подкинуть его

вверх и постараться поймать его сачком, тазиком и т.п.;

сидя на стуле, поднять пальцами ноги мелкий предмет и постараться

метнуть его в мишень;

сидя на стуле, пальцами обеих ног взять ленточку/жгут с узелками на

концах и растянуть ее на полу или в воздухе, приподняв ноги от пола;

сидя на стуле, друг напротив друга, дети берут пальцами ноги за разные

концы жгут с узелками и пытаются перетянуть его каждый в свою

сторону;

сидя на стуле, пальцами одной ноги взять жгут с узелками на концах и

постараться раскрутить его, выполняя вращательные движения ногой;

сидя на стуле, пальцами ноги взять веревку за один конец и попытаться

подкатить к себе машинку или подтянуть привязанную игрушку;

сидя на стуле, пальцами одной ноги "загрузить" игрушечную машинку

различными мелкими предметами;

сидя на стуле, пальцами одной ноги взять носовой платок, приподнять

и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать,

чтобы платки упали;

сидя на стуле с завязанными глазами, пальцами одной ноги попытаться

найти определенный предмет среди разложенных на полу;

сидя на стуле, прокатывать стопами ног различные предметы (палки,

кегли, обрезки пластиковых труб, катушки, втулки, бутылки и др.);

стоя на одной ноге, другой ногой взять мелкий предмет и постараться

удерживать его некоторое время;

стоя

на

одной

ноге,

другой

перекладывать

мелкие

предметы

через

ленточку;

стоя на одной ноге, другой перекладывать мелкие предметы из обруча в

обруч или из одной емкости в другую;

сидя или стоя на одной ноге сложить из карандашей или счетных

палочек фигуру.

Все

эти

упражнения

проводятся

в

свободное

время,

с

одним

или

несколькими

детьми,

с

использованием игрового

и

соревновательного

методов.

Этот

оздоровительный

комплекс

упражнений

также

способствуют

формированию

правильной

осанки.

Важно,

как

можно

раньше,

начать

профилактику

дефектов

осанки

или

коррекцию

имеющегося

вида

ее

нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной

утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.



В раздел образования