Автор: Баринова Татьяна Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №14
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Моя педагогическая философия
Раздел: полное образование
Моя педагогическая философия
Баринова Т.Н.
Мировая сокровищница знаний пополняется с каждым годом. Прогресс
не стоит на месте: появляются новые технологии, методики, запускаются
новые
проекты,
коренным
образом
преобразуются
жизнь
человека
и
окружающий его мир. Всё это было бы не возможно без самой главной в
жизни человечества революции – научной. Знания помогли человеку освоить
просторы степей и пустынь, преодолеть преграды вечных льдов, проникнуть
в тайны мирового океана, и, наконец, выйти за рамки планеты – полететь в
открытый космос.
Есть мнение, что гениями не рождаются, ими становятся, и важную
роль, наравне с упорством характера, целеустремлённостью и природным
любопытством, здесь играет тяга к новым знаниям, постижению чего-то
нового, порой невероятно сложного, но всегда интересного.
Базис знаний закладывается человеку в раннем детстве. Родительское
воспитание, дающееся в соответствии с интересами и талантами ребёнка,
формирует характер мышления новой личности, нового гражданина своей
страны. Родители, будучи примером для своих детей, закладывают основы их
мировоззренческой психологии. Задача школы – развить и расширить эту
мировоззренческую психологию ребёнка, сформированную в раннем детстве.
И
оттого,
как
с
этой
задачей
справится
коллектив
учителей,
во
многом
зависит успех и внутренняя культура обучающегося.
Характер и методика ведения образовательного процесса постоянно
менялись и, несомненно, будут изменяться и в будущем. Главной причиной
этого являлись потребности человечества, стремление человеком окружить
себя благами цивилизации и, наконец, его природное любопытство. Именно
это самое любопытство породило экспериментальный метод исследования,
заставило человека не просто созерцать и описывать окружающий мир и
природные
явления,
а
проникать
в
тайны
непознанного,
доказывать,
моделировать, творить.
Объём получаемой человеком информации растёт с каждым годом,
пополняется
багаж
знаний.
Информационное
поле
взрастило
богатый
урожай, и усвоение этого урожая требует всё больших усилий. Если ещё в
середине
двадцатого
века
социальные
потребности
обучающегося
предполагали использование лектория и некоторых графических, аудио- и
видеопособий, то сегодня, единственным способом улучшить восприятие
информации
является
полная
модернизация
обучения.
На
помощь
1
человечеству
приходят
компьютерные
технологии,
перенося
аудио-
и
видеоинформацию
в
новый
формат,
более
доступный,
детальный,
масштабный.
До сегодняшнего времени в образовательном процессе недостаточно
обращали внимание на зрительную память человека, обделяя обучаемых
возможностью формировать и тренировать образность мышления, логически
соотносить теоретическую и реально полученную информацию на практике.
Новые цифровые технологии, и в особенности Интернет, не только
расширили доступ к информации, но и вывели её на качественно новый
уровень. Использование на уроках и во внеурочное время видеофильмов,
аудиотреков,
электронных
тестов,
программных
моделей,
интерактивных
разработок (в том числе и в «онлайн» режиме) даёт современному учителю
неоценимо
новые
возможности
в
формировании
полноценной
личности
ученика, развитии его интеллектуальных способностей, личностных качеств,
внутреннего духовного мира, жизненного кредо.
Задача любого учителя не просто дать знания ученику, а, зародив в его
разуме зерно сомнения, заставить быть всегда в научном поиске, логически
приходить к умозаключениям. Только таким образом сформированный ум
сможет
скорее
адаптироваться
в
современной
информационной
среде.
Одновременно с этим нельзя забывать, что человек – социальное и духовное
существо,
и
нельзя
относиться
к
ученику,
как
к
телесному
проявлению
разума. Важно формировать и духовную составляющую обучаемого, в чём
важную роль также предстоит сыграть новым методам и формам обучения и
подачи информации.
Необходимо также формировать слитность образования в России, то
есть адаптивность методик обучения на разных ступенях образовательного
процесса, соответствие форм и направления подготовки учащихся на ранних
этапах
обучения
вышестоящим
этапам.
Сегодня,
вчерашний
школьник,
выходя
во
взрослую
жизнь,
зачастую
оказывается
неадаптированным,
чуждым
новой
для
него
среде.
Поступая
в
ВУЗы,
переходя
на
новый
образовательный виток, школьники сталкиваются с абсолютно новыми для
них
условиями,
правилами,
методиками
обучения.
Отсутствие
слитности
образовательных
подходов
к
личности
и
по
сей
день
задерживает
формирование мировоззрения обучаемых, снижает их иммунитет к стрессам,
всё чаще являющимся спутниками нашей жизни.
Необходимо
ещё
в
дошкольной
среде
формировать
единую
линию
обучения,
применять
хорошо
зарекомендовавшие
себя
методики,
отбраковывая устаревшие и не прошедшие проверку, экспериментировать,
2
заставляя детей применять все свои лучшие качества и таланты для решения
поставленных неординарных задач.
В
школе
следует
чаще
применять
образность
подачи
материала,
использовать метод сравнения.
Особенно
важным
для
формирования
упорядоченности
мысли,
а,
следовательно,
и
воспринимаемой
информации,
является
применение
классификационной методики преподавания. Нужно научить детей не только
классифицировать предложенные объекты на основе какого-либо признака,
но и уметь самим предложить признак классификации объекта или явления.
Такой
способ
подачи
информации
показал
свою
исключительную
эффективность в моей педагогической практике. Процент воспринимаемого и
запоминаемого
материала,
по
сравнению
с
традиционной
методикой
преподавания, возрастал на 40 – 60% в зависимости от возрастной группы
обучаемых.
Важно разграничивать методику преподавания в разных возрастных
группах учащихся. Если в младших классах должна преобладать игровая
форма преподавания с использованием массы визуальных средств обучения,
в
том
числе
аудио-визуальных,
а
при
изучении
и
объяснении
терминов,
использовать
активно
сравнительный
метод.
В
классах
среднего
звена
следует
приучать
детей
к
классификации
предложенных
объектов,
что
позволяет им развивать логику мышления. В старших классах следует давать
больше творческих заданий, в том числе направленных на формирование
собственной
точки
зрения
по
тому,
или
иному
вопросу,
умения
аргументировать свою точку зрения.
Залог успеха страны – повышение образованности населения. Наступят
времена, когда в России будет гениократия, основывающаяся на власти науки
во имя будущего. Внедрение современных технологий в образовательный
процесс должно ускорить приход нового времени для нашей страны, вывести
экономику
на
такое
плато,
которое
было
бы
обеспечено
и
подкреплено
надёжным
фундаментом
человеческих
знаний,
умений
и
навыков,
сформированных, в том числе, и с помощью школы.
Что такое школа будущего? Ответ на этот вопрос, конечно, даст время.
Но
в
борьбе
за
благополучие
народа,
незыблемость
идеалов
и
величие
страны, лучше не упустить этого времени, поймать ленту времени за хвост,
используя передовые технологии и методики в образовательном процессе.
3
Учитель биологии и химии
МБОУ Одинцовская гимназия №14 Баринова Татьяна Николаевна
4