Напоминание

Моя педагогическая философия


Автор: Баринова Татьяна Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №14
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: Моя педагогическая философия
Раздел: полное образование





Назад




Моя педагогическая философия

Баринова Т.Н.

Мировая сокровищница знаний пополняется с каждым годом. Прогресс

не стоит на месте: появляются новые технологии, методики, запускаются

новые

проекты,

коренным

образом

преобразуются

жизнь

человека

и

окружающий его мир. Всё это было бы не возможно без самой главной в

жизни человечества революции – научной. Знания помогли человеку освоить

просторы степей и пустынь, преодолеть преграды вечных льдов, проникнуть

в тайны мирового океана, и, наконец, выйти за рамки планеты – полететь в

открытый космос.

Есть мнение, что гениями не рождаются, ими становятся, и важную

роль, наравне с упорством характера, целеустремлённостью и природным

любопытством, здесь играет тяга к новым знаниям, постижению чего-то

нового, порой невероятно сложного, но всегда интересного.

Базис знаний закладывается человеку в раннем детстве. Родительское

воспитание, дающееся в соответствии с интересами и талантами ребёнка,

формирует характер мышления новой личности, нового гражданина своей

страны. Родители, будучи примером для своих детей, закладывают основы их

мировоззренческой психологии. Задача школы – развить и расширить эту

мировоззренческую психологию ребёнка, сформированную в раннем детстве.

И

оттого,

как

с

этой

задачей

справится

коллектив

учителей,

во

многом

зависит успех и внутренняя культура обучающегося.

Характер и методика ведения образовательного процесса постоянно

менялись и, несомненно, будут изменяться и в будущем. Главной причиной

этого являлись потребности человечества, стремление человеком окружить

себя благами цивилизации и, наконец, его природное любопытство. Именно

это самое любопытство породило экспериментальный метод исследования,

заставило человека не просто созерцать и описывать окружающий мир и

природные

явления,

а

проникать

в

тайны

непознанного,

доказывать,

моделировать, творить.

Объём получаемой человеком информации растёт с каждым годом,

пополняется

багаж

знаний.

Информационное

поле

взрастило

богатый

урожай, и усвоение этого урожая требует всё больших усилий. Если ещё в

середине

двадцатого

века

социальные

потребности

обучающегося

предполагали использование лектория и некоторых графических, аудио- и

видеопособий, то сегодня, единственным способом улучшить восприятие

информации

является

полная

модернизация

обучения.

На

помощь

1

человечеству

приходят

компьютерные

технологии,

перенося

аудио-

и

видеоинформацию

в

новый

формат,

более

доступный,

детальный,

масштабный.

До сегодняшнего времени в образовательном процессе недостаточно

обращали внимание на зрительную память человека, обделяя обучаемых

возможностью формировать и тренировать образность мышления, логически

соотносить теоретическую и реально полученную информацию на практике.

Новые цифровые технологии, и в особенности Интернет, не только

расширили доступ к информации, но и вывели её на качественно новый

уровень. Использование на уроках и во внеурочное время видеофильмов,

аудиотреков,

электронных

тестов,

программных

моделей,

интерактивных

разработок (в том числе и в «онлайн» режиме) даёт современному учителю

неоценимо

новые

возможности

в

формировании

полноценной

личности

ученика, развитии его интеллектуальных способностей, личностных качеств,

внутреннего духовного мира, жизненного кредо.

Задача любого учителя не просто дать знания ученику, а, зародив в его

разуме зерно сомнения, заставить быть всегда в научном поиске, логически

приходить к умозаключениям. Только таким образом сформированный ум

сможет

скорее

адаптироваться

в

современной

информационной

среде.

Одновременно с этим нельзя забывать, что человек – социальное и духовное

существо,

и

нельзя

относиться

к

ученику,

как

к

телесному

проявлению

разума. Важно формировать и духовную составляющую обучаемого, в чём

важную роль также предстоит сыграть новым методам и формам обучения и

подачи информации.

Необходимо также формировать слитность образования в России, то

есть адаптивность методик обучения на разных ступенях образовательного

процесса, соответствие форм и направления подготовки учащихся на ранних

этапах

обучения

вышестоящим

этапам.

Сегодня,

вчерашний

школьник,

выходя

во

взрослую

жизнь,

зачастую

оказывается

неадаптированным,

чуждым

новой

для

него

среде.

Поступая

в

ВУЗы,

переходя

на

новый

образовательный виток, школьники сталкиваются с абсолютно новыми для

них

условиями,

правилами,

методиками

обучения.

Отсутствие

слитности

образовательных

подходов

к

личности

и

по

сей

день

задерживает

формирование мировоззрения обучаемых, снижает их иммунитет к стрессам,

всё чаще являющимся спутниками нашей жизни.

Необходимо

ещё

в

дошкольной

среде

формировать

единую

линию

обучения,

применять

хорошо

зарекомендовавшие

себя

методики,

отбраковывая устаревшие и не прошедшие проверку, экспериментировать,

2

заставляя детей применять все свои лучшие качества и таланты для решения

поставленных неординарных задач.

В

школе

следует

чаще

применять

образность

подачи

материала,

использовать метод сравнения.

Особенно

важным

для

формирования

упорядоченности

мысли,

а,

следовательно,

и

воспринимаемой

информации,

является

применение

классификационной методики преподавания. Нужно научить детей не только

классифицировать предложенные объекты на основе какого-либо признака,

но и уметь самим предложить признак классификации объекта или явления.

Такой

способ

подачи

информации

показал

свою

исключительную

эффективность в моей педагогической практике. Процент воспринимаемого и

запоминаемого

материала,

по

сравнению

с

традиционной

методикой

преподавания, возрастал на 40 – 60% в зависимости от возрастной группы

обучаемых.

Важно разграничивать методику преподавания в разных возрастных

группах учащихся. Если в младших классах должна преобладать игровая

форма преподавания с использованием массы визуальных средств обучения,

в

том

числе

аудио-визуальных,

а

при

изучении

и

объяснении

терминов,

использовать

активно

сравнительный

метод.

В

классах

среднего

звена

следует

приучать

детей

к

классификации

предложенных

объектов,

что

позволяет им развивать логику мышления. В старших классах следует давать

больше творческих заданий, в том числе направленных на формирование

собственной

точки

зрения

по

тому,

или

иному

вопросу,

умения

аргументировать свою точку зрения.

Залог успеха страны – повышение образованности населения. Наступят

времена, когда в России будет гениократия, основывающаяся на власти науки

во имя будущего. Внедрение современных технологий в образовательный

процесс должно ускорить приход нового времени для нашей страны, вывести

экономику

на

такое

плато,

которое

было

бы

обеспечено

и

подкреплено

надёжным

фундаментом

человеческих

знаний,

умений

и

навыков,

сформированных, в том числе, и с помощью школы.

Что такое школа будущего? Ответ на этот вопрос, конечно, даст время.

Но

в

борьбе

за

благополучие

народа,

незыблемость

идеалов

и

величие

страны, лучше не упустить этого времени, поймать ленту времени за хвост,

используя передовые технологии и методики в образовательном процессе.

3

Учитель биологии и химии

МБОУ Одинцовская гимназия №14 Баринова Татьяна Николаевна

4



В раздел образования