Автор: Абдуллина Марина Германовна
Должность: учитель-логопед,дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №1601
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебная программа
Тема: АОП для детей с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1601
имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»
(ГБОУ Школа № 1601 им. Героя Советского Союза Е.К. Лютикова)
Адаптированная образовательная программа
ФИО (число.месяц.год рождения.)
воспитанника группы № 2 д/о
сентябрь 2019г. – май 2020 г.
Ведущий специалист
учитель-дефектолог Абдуллина М.Г.. / ___________ /
Целевой раздел
Пояснительная записка
Ф. И.О. ребенка:
Возраст: г. р.
Школа: ГБОУ Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова города Москвы
Дошкольное отделение:
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. ведущего специалиста:
Учитель-дефектолог: Абдуллина Марина Германовна
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Учитель-логопед: Абдуллина Марина Германовна
Педагог-психолог:
Воспитатели:
Заключение и рекомендации ЦПМПК
№ от
Образовательная
программа:Адаптированная
основная
образовательная
программа
для
обучающихся с задержкой психического развития;
Уровень образования: дошкольный
Основная цель на текущий период в
н а п р а в л е н и и
р а з в и т и я
и
социализации ребенка (учебный год).
Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО, развитии и социальной
адаптации ребенка.
Общие задачи на период реализации
А О О П
( в
с о о т в е т с т в и и
с
рекомендациями ЦПМПК)
Педагог-психолог: формирование,коррекция
и развитие коммуникативных и социальных
компетенций,, компетенций
эмоциональной сферы ,развитие
произвольной регуляции
деятельности,пространственных представлений, игровой деятельности..
Учитель-логопед: развитие понимания обращенной речи, накопление и активизация словаря,
формирование простой фразы.
Учитель-дефектолог: формирование и развитие предметно-практической и конструктивной
д е я т е л ь н о с т и , с е н с о р н ы х
э т а л о н о в , э л е м е н т а р н ы х
м а т е м а т и ч е с к и х
представлений,познавательной сферы.
Режим пребывания ребенка в ОУ (в
группе дошкольного отделения)
Полный день, утром в приоритете занятия со специалистами;
Педагог-психолог – 2р. по 15 мин. (индивидуально)
Учитель-логопед – 2р. по 15 мин. ( индивидуально)
Учитель-дефектолог – 2р. по 20 мин. (вторник, пятница: индивидуально)
Кроме
индивидуальных
занятий
со
специалистами,
ребёнок
получает
непосредственно
образовательную деятельность в своей группе совместно с другими воспитанниками: музыка
(понедельник,среда)
физическая
культура
(вторник,
четверг),
физическая
культура
на
прогулке (пятница); рисование, конструирование, аппликация, лепка, чтение художественной
литературы и развитие речи (воспитатели в течение недели).
Педагог
по
физическому
воспитанию,
музыкальный
работник
и
воспитатели
проводят
непосредственно
игровую
деятельность
с
ребёнком
(в
группе,
в
спортивном
зале,
в
музыкальном зале) учитывая его индивидуальные особенности.
Программа
Обучение по АОП для воспитанника с ЗПР
Оценка особенностей развития ребенка с ЗПР с целью
определения планируемых результатов АОП
Область
Особенности ребенка
Особенности речевого развития
Ребёнок не всегда понимает обращённую к нему речь,только в знакомой для него ситуации
Ребёнок не способен выполнить элементарные словесные инструкции!
Не разговаривает,издаёт отдельные звуки.
Произносит несколько лепетных слов.
Особенности развития ВПФ
Понимание обращенной речи :не понимает обращённой к нему речи.
Двигательная активность: хаотично, непроизвольно выполняет разнообразные
движения. Моторно неловок, движения дискоординированы.
Внимание очень не устойчивое.,поверхностное.Не может концентровать внимание
на предложенном задании, только на непродолжительное время.Очень низкий
темп , работоспособности,большая утомляемость.
Память. Уровень развития зрительной и слуховой памяти не сформирован!
Восприятие зрительное-не сформировано зрительное сосредоточение( не может
долго удерживать в поле зрения неподвижный объект,лицо
взрослого,игрушку)Слуховое внимание к речи взрослого не сформировано.
Мышление: не развито.
Математические представления не сформированы.
Пространственно- временные представления не сформированы.
Особенности коммуникативной
сферы
Ребенок самостоятельно не идёт на контакт со сверстниками.
Характерологические
особенности
Не может управлять своим поведением, не умеет подчинять свое поведение
определенным правилам. Сталкиваясь с определенными рамками или трудностями
может заплакать или упасть на пол, таким образом выражая отказ от деятельности.
Интересы ребенка (заполняется
воспитателем/родителями)
Содержательный раздел
Предметные области
Дефициты ребенка
Планируемые результаты
Познавательное развитие
Не может собрать пирамидку из
трёх колец.
Не может отсчитать один
предмет.
Не считает и не показывает
цифры.
Не отвечает на вопросы «сколько
всего?», «который по счету?».
Научить отсчитывать от 1 до 5 предметов.
Узнавать и показывать цифры(от одного до 5)
Считать на пальцах в пределах 3-5,
пользуясь правильными приемами счета:
соотносить каждое числительное только с одним
предметом пересчитываемой группы; относить
последнее числительное ко всем пересчитанным
предметам.
Не сравнивает количество
предметов в группе на основе
счета.
Не выделяет четвертый лишний,
не умеет классифицировать
предметы по признаку,
не выстраивает причинно-
следственные связи,
не может самостоятельно
собрать разрезную картинку из 2-
3 элементов.
Не знает геометрические
фигуры
Не определяет положение
предметов в пространстве, по
отношению к себе;
не ориентируется в схеме
собственного тела.
Не называет времена года, дни
недели, месяцы.
Не определяет части суток, не
знает их признаков.
Не называет предметы, которые
его окружают, не знает их
назначение.
Не знает семейные и
государственные праздники.
Не называет диких и домашних
животных и птиц не знает какую
пользу они приносят.
Уметь правильно пользоваться количественными и
порядковыми числительными
уметь сравнивать множества, определяя их
равенство или неравенство.
Научиться уравнивать неравные группы двумя
способами, добавляя к меньшей группе один
(недостающий) предмет или убирая из большей
группы один (лишний) предмет .
Отсчитывать предметы из большего количества;
Научиться сравнивать два предмета по величине
(длине, ширине).
Узнавать и показывать геометрические фигуры круг,
квадрат, треугольник.
Научиться определять пространственные
направления от себя, двигаться в заданном
направлении (вперед — назад, направо — налево,
вверх — вниз);
Научиться определять пространственные
отношения: далеко — близко.
Развитие речи
Не говорящий ребёнок.
Не понимает обращённую к нему
речь
Ребёнок не проявляет речевую
активность.
Не вступает в контакт со
сверстниками и взрослыми.
Не понимает названия
предметов,действий.
Не может показать по просьбе
взрослого части тела куклы.части
и детали машинки.
Не понимает двухступенчатую
инструкцию.
Не может самостоятельно
показать предметы
изображённые на картинках.
Не произносит элементарные
звукоподражания различным
животным и птицам.
Запустить речь.
Научить произносить гласные звуки.
Произносить согласные.
Научить произносить слоги и простейшие
односложные слова.
Звукоподражать диким и домашним животным
изображённым на картинках.
Повторять слоги или отдельные односложные слова
в потешках и песенках.
Научить слушать сказки от начала и до конца.
Программа коррекционной работы
Необходимый
специалист
Основное направление
деятельности
Конкретные задачи на период
Расписание и
формы работы
Учитель-
дефектолог
Коррекция и
развитие
познавательной
1.
Формирование мыслительных операций
(анализа, синтеза,сравнения, обобщения,
выделения существенных признаков).
Развитие элементарного умозаключающего
мышления и гибкости мыслительных
3
р а з а
п о
1 5
минут
( индивидуально
)
сферы
процессов.
2.
Формирование элементарных
математических представлений;
Формирование навыков порядкового счета.
3.
Формирование знаний о независимости числа
от размера и пространственного
расположения обьекта.
4.
Развитие умения в сравнении множеств,
определения состава числа из единиц и двух
меньших чисел.
5.
Формирование представлений о форме, цвете,
величине предметов
6.
Формирование пространственно- временных
ориентиров.
7.
Формирование представлений об основных
свойствах и отношениях объектов
окружающего мира;
8.
Развитие восприятия, внимания, памяти,
наблюдательности, сенсорного развития.
9.
Формирование представлений об
окружающем мире;
10.Формировать умения устанавливать связи
между предметами и явлениями, делать
обобщения.
Педагог-психолог
Эмоционально-
личностное развитие
1.
Работа по определению ведущих парных
органов, в первую очередь руки.
2.
Формирование регуляторных функций на
уровне тела, двигательной произвольности.
3.
Формирование произвольной регуляции
2 р. по 15 мин.
( в т о р н и к
и
четверг:
индивидуально)
внимания.
4.
Формирование адекватного отношения к
собственной деятельности.
5.
Формирование культурно-нравственных
представлений.
6.
Формирование социальных представлений и
навыков.
Работа проводится через игровой и учебный
компоненты с формированием внешней и внутренней
мотивации.
Учитель-логопед
Коррекция и
развитие всех
компонентов речи
1Научить ребёнка понимать обращённую к нему
речь!
2. Научитьпроизносить гласные звуки
3.Научить произносить согласные раннего
онтогенеза.
.4Произносить слоги(открытые и закрытые) и
односложные слова.
5.Развивать пассивный словарь.
Уточнить и расширить словарный запас на основе
наблюдения и осмысления предметов и явлений
окружающей действительности.
6.Расширить объём правильно произносимых
существительных-названий предметов.по всем
изучаемым лексическим темам.
7.Формировать правильное речевое дыхание и
длительный речевой выдох ,воспитывать
2р.
по
15
мин.
(индивидуально
умеренный темп речи по подражанию педагогу и
в упражнениях на координацию речи с
движениями.
8.Активизировать движения речевого аппарата
9.Сформировать правильные уклады свистящих,
шипящих.
10.Совершенствовать умение различать на слух
короткие и длинные слова.
Предметная
область/направление
коррекционной работы
Планируемые результаты
Оценка*
I.2020
V.2020
Коррекция и развитие
познавательной сферы
Умеет считать в пределах 3.
Соотносит числительное с предметом пересчитываемой группы.
Умеет правильно пользоваться количественными и порядковыми
числительными, и показывать на пальцах на вопросы «Сколько?»,
«Который по счету?».
Умеет сравнивать множества, определяя их равенство или неравенство.
Умеет уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к
меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей
группы один (лишний) предмет.
Умеет отсчитывать предметы из большего количества.
Умеет сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте,
толщине).
Имеет представление о геометрических фигурах: круге, квадрате,
треугольнике, соотносит фигуры с предметами.
Умеет соотносить основные цвета с предметами.
Умеет определять пространственные направления относительно себя,
двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево,
вверх — вниз).
Научился определять пространственные отношения: далеко — близко,
справа- слева, внизу- вверху, впереди- сзади.
Может выстраивать последовательности (утро — день — вечер —
ночь).
Умеет устанавливать причинно- следственные связи.
Умеет ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги,
учебная доска, страница тетради, книги и т. д.).
Может собрать разрезную картинку из 2-3 частей
Может выявить закономерности для продолжения сериации предметов.
Может показать предметы (названные педагогом)в своём окружении.
Развитие речи
Понимает обращённую речь
Развитие всех
компонентов речи
Правильно выполняет следующие артикуляционные упражнения: «Улыбка»,
«Заборчик», «Лопатка», «Непослушный язычок», «Змейка», «Иголочка».
Воздушная струя целенаправленная и сильная.
Выполняет несколько упражнений пальчиковой гимнастики с помощью взрослого.
Внимательно слушает чистоговорки .
Звукопроизношение:
Гласные звуки
изолированно
Звуки раннего
онтогенеза
изолированно
Лексика:Усвоить лексический минимум
Уметь группировать слова по тематическому признаку
Словообразование:усвоить типовые словообразовательные модели
Морфология и синтаксис: усвоить базовую категорию языка-категорию
рода(м.ж.с.)
Фонетика:различать на слух гласные звуки
Эмоционально-
1.
Сформированность регуляторных функций на уровне
личностное развитие
двигательной активности.
2.
Сформированность произвольности когнитивных психических
процессов.
3.
Сформированность положительного отношения к окружающим.
4.
Продолжать формирование адекватной самооценки собственной
деятельности.
5.
Сформированность представлений и навыков культуры
поведения.
*0 баллов – планируемые результаты не достигнуты, 1 балл – результаты не однозначны/ достигнуты не полностью, 2 балла
– результаты достигнуты полностью (конечной целью является развитие до уровня возрастной нормы, если не указано
иного)
Организационный раздел
Материально-техническое
обеспечение
Отвечает общим требованиям
Финансово-экономические условия
В соответствии с п.2 ст. 99 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Направления деятельности
Условия реализации программы
Кадровые ресурсы
Сроки
контроля
выполнения
Обеспечение
специальных
условий
обучения,
условий
освоения
программы
Наличие
индивидуального
расписания
занятий
со
специалистами,
оценивание
усво ения
учебного
материа ла
п о
критериям,
обозначенным
в
настоящей
программе.
учитель-логопед,
педагог-психолог,
родители.
I.2020
V.2020
Вывод об успешности овладения содержанием программы делается на основании индивидуальной положительной динамики.
В соответствии со статьей 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 « Об образовании в Российской
Федерации»:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание
детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям
(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического
здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Рекомендации для родителей
Соблюдение четкого режима дня;
Систематическое посещение детского сада и коррекционных занятий;
Регулярные консультации со специалистами детского сада;
Выполнение рекомендаций/заданий специалистов;
Я ознакомлен (а) с Адаптированной образовательной программой своего ребёнка и возможными рисками. В случае невыполнения
условий и рекомендаций специалистов ответственность за развитие, воспитание и подготовку к школе (или освоение образовательной
программы) своего ребёнка беру на себя.
Ведущий специалист
учитель-дефектолог _____________ Абдуллина М.Г.
педагог- психолог ______________
воспитатель: _____________
Родители (законные представители) воспитанника: ______________/______________________/