Автор: Баранчук Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДО ДДТ№1 г.Иркутска
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Значимость личностно-ориентированного обучение дошкольника
Раздел: дополнительное образование
Т.В. Баранчук
Значимость личностно-ориентированного обучение
дошкольника
Статья определяет значимость математического материала для
умственного развития дошкольника, где главная роль отводится решению
таких задач, которые позволят ребенку лучше адаптироваться к обучению в
общеобразовательной школе.
Ключевые слова:
мыслительные операции, формирование
умственных
действий, теоретические основы развития мышления дошкольников;
.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и
Планом
её
реализации
на
2015-2020
годы,
а
также
воплощение
профе ссиональной
компетенции
через
развитие
т во рч е с ко й
индивидуальности,
формирование
восприимчивости
к
педагогическим
инновациям,
способности
адаптироваться
в
меняющейся
педагогической
среде, от профессионального уровня педагога напрямую зависит социальное
и духовное развитие ребёнка.
В
настоящее
время
одной
из
задач
учреждения
дополнительного
образования
является
подготовка
детей
к
школе.
Дошкольное
детство
является
стартом
развития
личности.
Именно
в
этот
период
идет
формирование
универсальных
способностей,
без
которых
не
может
состояться человек, как таковой. Одной из основных задач этого возрастного
этапа
является
развивающее,
личностно-ориентированное
обучение
дошкольников, которое обеспечивает включенность ребенка в практическую
деятельность.
Для
реализации
этой
задачи
подходит,
как
нельзя
лучше,
дополнительное
образование.
Его
возможности
в
становлении
личности
дошкольника
очень
велики,
тем
более
что
существует
проблема
слабой
подготовки
к
обучению
детей
дошкольными
учреждениями.
Желание
и
заинтересованность
родителей
в
раннем
развитии
своих
детей,
а
также
выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс - все
это обусловило спрос на дополнительные образовательные программы. Это, в
свою очередь, активизировало процесс создания программно-методической
продукции для обеспечения эффективного и качественного дополнительного
образования дошкольников. Вопрос о необходимости подготовки детей к
обучению
в
школе
в
последнее
время
стал
очень
актуальным.
Многие
учреждения
в
регионах
России,
в
том
числе
в
нашем
городе,
имеют
собственный
опыт
в
области
подготовки
детей
к
обучению
в
общеобразовательной школе. Такие группы есть и в Доме творчества. Очень
часто взрослые задают вопрос: «А надо ли готовить детей к школе?». Все
чаще
мы
слышим,
что
программа
первого
класса
сложна
и
объемна,
и
ребенку,
не
владеющему
первоначальными
навыками
грамоты
и
элементарными математическими представлениями, освоить курс первого
класса
очень
сложно.
Поэтому
лучше,
если
ребенок
придет
в
школу
подготовленным.
Он
легче
включится
в
процесс
обучения,
ему
будет
комфортнее, а обучение будет в радость. Нельзя учить детей, заставляя их
делать,
то,
что
они
не
хотят.
Целью
работы
педагога
дополнительного
образования
является
создание
детям
возможности
быть
активными,
уверенными в себе, обеспечить им ситуацию успеха, средствами разработки
и внедрения оптимальной модели интеграции общего и дополнительного
образования
детей, и роль первого для ребёнка педагога очень велика.
Поэтому
педагог
должен
постоянно
расти,
самосовершенствоваться,
применять новые технологии в своей деятельности, так как от этого зависит
качество подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе. В 1
классе учитель опирается на знания ребенка, полученные в дошкольном
образовательном учреждении. Согласно статистике 25 % детей приходят в
школу
неподготовленными.
Чтобы
дети
были
подготовлены
к
школе,
необходимо
создать
условия
для
развития
ребенка.
Следует
развивать
у
ребенка
любознательность,
познавательные
интересы
и
способность
осознанно воспринимать новую информацию. Способность четко, логически
мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В
этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и
рабочий, продавец и юрист, и многие другие.
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с
детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы
развития
мыслительных
операций
являются
основными
в
подготовке
дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем
дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо
сформированы
мыслительные
операции,
необходимые
для
успешного
усвоения
знаний
в
школе.
Мышление
таких
детей
находится
на
низком
уровне,
а
конкретных
программ
для
развития
мыслительных
операций
довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и
форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях и
учреждениях дополнительно образования. И здесь на первый план выходят
логические
игры
и
упражнения,
как
основной
вид
деятельности
детей
дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических
задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных
операций у дошкольника.
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое
значение в развитии мыслительных операций дошкольников.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом
логические
задачи
и
упражнения
влияют
на
развитие
мыслительных
операций у старших дошкольников. Соответственно были выделены объект –
процесс развития мыслительных операций у старших дошкольников при
решении
логических
задач
и
упражнений
и
предмет
исследования
-
логические
задачи
и
упражнения,
как
средства
развития
мыслительных
операций у старших дошкольников.
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель –
определение
условий
эффективного
использования
логических
задач
и
упражнений
в
развитии
мыслительных
операций
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
Мы
предположили,
что
логические
задачи
и
упражнения
будут
способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников
при соблюдении следующих условий:
- логические задачи и упражнения должны быть в соответствии возраста
детей;
-
логические
задачи
и
упражнения
будут
использоваться
не
только
на
специальных занятиях по математике, но и в повседневной деятельности
детей.
Были определены задачи исследования:
- изучить теоретические основы развития мышления дошкольников;
-выявить
особенности
развития
мыслительных
операций
у
старших
дошкольников;
-раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников;
-разработать
и
апробировать
программу
по
развитию
мыслительных
операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования
логических задач и упражнений.
Для
проведения
исследовательской
работы
нами
были
определены
следующие методы:
-теоретический
анализ
педагогической,
психологической
литературы,
связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
- наблюдение за процессом развития мыслительных операций у старших
дошкольников;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный);
- тестирование;
Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста
и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие
отечественные
и
зарубежные
педагоги
и
психологи.
Среди
них
можно
отметить
таких
как
Л.А.
Венгер,
Л.С.
Выготский,
Д.Б.
Эльконин,
Н.П.
Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие.
Список использованных источников:
1. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. –
2002. – №3. – С.62 – 65.
2.
Гальперин
П.Я.
Психология
мышления
и
учение
о
поэтапном
формировании умственных действий.- М., 2006.- 277 с.
3. Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного
возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59
4. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред.
А.М. Леушиной. - Минск, 1982. - 145 с.
5. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие
и воспитание дошкольников.- М: Академия, 2002-208с.
6. Шеляховская Н.К., Дацюк Т.Н. О проявлении и развитии математического
мышления дошкольников // Резервы познавательной деятельности учащихся
и развивающее обучение: Сб. науч. тр. – М., 1990. – С.76 – 86