Напоминание

Значимость личностно-ориентированного обучение дошкольника


Автор: Баранчук Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДО ДДТ№1 г.Иркутска
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Значимость личностно-ориентированного обучение дошкольника
Раздел: дополнительное образование





Назад




Т.В. Баранчук

Значимость личностно-ориентированного обучение

дошкольника

Статья определяет значимость математического материала для

умственного развития дошкольника, где главная роль отводится решению

таких задач, которые позволят ребенку лучше адаптироваться к обучению в

общеобразовательной школе.

Ключевые слова:

мыслительные операции, формирование

умственных

действий, теоретические основы развития мышления дошкольников;

.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей и

Планом

её

реализации

на

2015-2020

годы,

а

также

воплощение

профе ссиональной

компетенции

через

развитие

т во рч е с ко й

индивидуальности,

формирование

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям,

способности

адаптироваться

в

меняющейся

педагогической

среде, от профессионального уровня педагога напрямую зависит социальное

и духовное развитие ребёнка.

В

настоящее

время

одной

из

задач

учреждения

дополнительного

образования

является

подготовка

детей

к

школе.

Дошкольное

детство

является

стартом

развития

личности.

Именно

в

этот

период

идет

формирование

универсальных

способностей,

без

которых

не

может

состояться человек, как таковой. Одной из основных задач этого возрастного

этапа

является

развивающее,

личностно-ориентированное

обучение

дошкольников, которое обеспечивает включенность ребенка в практическую

деятельность.

Для

реализации

этой

задачи

подходит,

как

нельзя

лучше,

дополнительное

образование.

Его

возможности

в

становлении

личности

дошкольника

очень

велики,

тем

более

что

существует

проблема

слабой

подготовки

к

обучению

детей

дошкольными

учреждениями.

Желание

и

заинтересованность

родителей

в

раннем

развитии

своих

детей,

а

также

выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс - все

это обусловило спрос на дополнительные образовательные программы. Это, в

свою очередь, активизировало процесс создания программно-методической

продукции для обеспечения эффективного и качественного дополнительного

образования дошкольников. Вопрос о необходимости подготовки детей к

обучению

в

школе

в

последнее

время

стал

очень

актуальным.

Многие

учреждения

в

регионах

России,

в

том

числе

в

нашем

городе,

имеют

собственный

опыт

в

области

подготовки

детей

к

обучению

в

общеобразовательной школе. Такие группы есть и в Доме творчества. Очень

часто взрослые задают вопрос: «А надо ли готовить детей к школе?». Все

чаще

мы

слышим,

что

программа

первого

класса

сложна

и

объемна,

и

ребенку,

не

владеющему

первоначальными

навыками

грамоты

и

элементарными математическими представлениями, освоить курс первого

класса

очень

сложно.

Поэтому

лучше,

если

ребенок

придет

в

школу

подготовленным.

Он

легче

включится

в

процесс

обучения,

ему

будет

комфортнее, а обучение будет в радость. Нельзя учить детей, заставляя их

делать,

то,

что

они

не

хотят.

Целью

работы

педагога

дополнительного

образования

является

создание

детям

возможности

быть

активными,

уверенными в себе, обеспечить им ситуацию успеха, средствами разработки

и внедрения оптимальной модели интеграции общего и дополнительного

образования

детей, и роль первого для ребёнка педагога очень велика.

Поэтому

педагог

должен

постоянно

расти,

самосовершенствоваться,

применять новые технологии в своей деятельности, так как от этого зависит

качество подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе. В 1

классе учитель опирается на знания ребенка, полученные в дошкольном

образовательном учреждении. Согласно статистике 25 % детей приходят в

школу

неподготовленными.

Чтобы

дети

были

подготовлены

к

школе,

необходимо

создать

условия

для

развития

ребенка.

Следует

развивать

у

ребенка

любознательность,

познавательные

интересы

и

способность

осознанно воспринимать новую информацию. Способность четко, логически

мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В

этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и

рабочий, продавец и юрист, и многие другие.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с

детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы

развития

мыслительных

операций

являются

основными

в

подготовке

дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем

дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо

сформированы

мыслительные

операции,

необходимые

для

успешного

усвоения

знаний

в

школе.

Мышление

таких

детей

находится

на

низком

уровне,

а

конкретных

программ

для

развития

мыслительных

операций

довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и

форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях и

учреждениях дополнительно образования. И здесь на первый план выходят

логические

игры

и

упражнения,

как

основной

вид

деятельности

детей

дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических

задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных

операций у дошкольника.

В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое

значение в развитии мыслительных операций дошкольников.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом

логические

задачи

и

упражнения

влияют

на

развитие

мыслительных

операций у старших дошкольников. Соответственно были выделены объект –

процесс развития мыслительных операций у старших дошкольников при

решении

логических

задач

и

упражнений

и

предмет

исследования

-

логические

задачи

и

упражнения,

как

средства

развития

мыслительных

операций у старших дошкольников.

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель –

определение

условий

эффективного

использования

логических

задач

и

упражнений

в

развитии

мыслительных

операций

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Мы

предположили,

что

логические

задачи

и

упражнения

будут

способствовать развитию мыслительных операций у старших дошкольников

при соблюдении следующих условий:

- логические задачи и упражнения должны быть в соответствии возраста

детей;

-

логические

задачи

и

упражнения

будут

использоваться

не

только

на

специальных занятиях по математике, но и в повседневной деятельности

детей.

Были определены задачи исследования:

- изучить теоретические основы развития мышления дошкольников;

-выявить

особенности

развития

мыслительных

операций

у

старших

дошкольников;

-раскрыть особенности интеллектуального развития дошкольников;

-разработать

и

апробировать

программу

по

развитию

мыслительных

операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования

логических задач и упражнений.

Для

проведения

исследовательской

работы

нами

были

определены

следующие методы:

-теоретический

анализ

педагогической,

психологической

литературы,

связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

- наблюдение за процессом развития мыслительных операций у старших

дошкольников;

- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,

контрольный);

- тестирование;

Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста

и роли в нем логических игр и упражнений уделяли свое внимание многие

отечественные

и

зарубежные

педагоги

и

психологи.

Среди

них

можно

отметить

таких

как

Л.А.

Венгер,

Л.С.

Выготский,

Д.Б.

Эльконин,

Н.П.

Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие.

Список использованных источников:

1. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. –

2002. – №3. – С.62 – 65.

2.

Гальперин

П.Я.

Психология

мышления

и

учение

о

поэтапном

формировании умственных действий.- М., 2006.- 277 с.

3. Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного

возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59

4. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред.

А.М. Леушиной. - Минск, 1982. - 145 с.

5. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие

и воспитание дошкольников.- М: Академия, 2002-208с.

6. Шеляховская Н.К., Дацюк Т.Н. О проявлении и развитии математического

мышления дошкольников // Резервы познавательной деятельности учащихся

и развивающее обучение: Сб. науч. тр. – М., 1990. – С.76 – 86



В раздел образования