Автор: Дельникова Галина Акимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2109
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: классный час
Тема: Уважайте правила движения.
Раздел: начальное образование
Дельникова Галина Акимовна
ГБОУ СОШ №2047 г. Москва
Учитель начальных классов
Вид, названия мероприятия: профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма «Уважайте правила движения», классное
мероприятие обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского
дорожного травматизма среди школьников. Подведение итогов по теме, обобщение и систематизация
знаний учащихся. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной
активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Задачи урока: Подведение итогов по теме в игровой форме.
• Образовательные:
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы;
закрепление правил дорожного движения;
формирование умений коллективной работы.
• Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать нормы социального поведения детей;
воспитать уважительное отношение к предмету.
• Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с дорожными знаками, цветные
карандаши или фломастеры, карточки с заданиями, конверт с частями дорожных знаков для задания
«Собери знак», шаблоны-заготовки для «Художественного» конкурса.
Ход мероприятия
1.Организационный момент. Разминка.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а
вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Слово учителя.
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили,
автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё
больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать
причиной несчастий.
Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто
не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем
не страшна.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас
приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из
вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения.
Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях
профилактики детского – дорожного травматизма.
Выступление детей. Стихи.
Ученик 1.
Не только в городе огромном,
Но и в поселке небольшом
Знают взрослые и дет
Важный жизненный закон:
Ученик 2
При переходе помогает
Он тебе, ему и мне.
А закон тот называют
Очень просто — ПДД!
Ученик 3
В жизни, в пути не однажды
Знак тебе встретится каждый.
Требуют знаки дорожные:
Будьте всегда осторожными!
Ученик 4
Где поворачивает транспорт,
Быть невнимательным опасно.
Не просто так сигнал мигает —
Он пешеходам помогает.
Ученик 5
Правила дорожного движения —
Это часть таблицы уважения:
Нужно всем участникам движения
Соблюдать законы уважения
Ученик 6
Если правила движенья
Выполняют все вокруг
Будут живы, будут целы
Я и ты, мой юный друг.
2.
«
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…»
(из истории дорожного движения)- Рассказывают заранее
подготовленные дети.
1 ученик. «В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для
тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на
различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили
лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали
строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в
переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его
приподняли над проезжей частью.»
2 ученик. « Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка
движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её
обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не
попасть в беду.»
3 ученик. « У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень быстро
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный-
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения. ( Я. Пишумов)
Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?
…Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных
дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен
в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было
столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был
установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик.»
Учитель.
Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)
3. Игра- конкурс дорожных наук.
-Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не
соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья,
бережет их жизни. Сейчас вы покажете знаете ли вы ПДД.
Сегодня ребята, у нас мероприятие – викторина. Цель нашего мероприятия – проверить, как вы
усвоили правила дорожного движения. Сейчас послушайте правила викторины: вы должны
разделиться на две команды (командирам вешается эмблема “Светофор” и “Автомобиль”) и выбрать
командира. Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон.
Победитель тот, у кого больше жетонов.
Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира.
Итак,
первое задание
:
“Азбука дорог ”
«Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!»
Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослый,
На ту сторону ведет - ….(пеш. переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро не возможно,
Знают люди все на свете:
в этом месте ходят…… (дети)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской…….. (помощи)
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить
Должен знать и ты, и он
В этом месте… (телефон)
.Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)
Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой,
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипед)
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)
Если ты устал в дороге,
Если ехать далеко,
Отдохни шофер немного,
Место здесь отведено. (Место отдыха)
На дороге знак стоит
Строгим тоном говорит:
Запрещаю в этом месте –
Ехать на велосипеде! (проезд на В. запрещен)
С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери ни ворот –
То…. (подземный переход)
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Ну, подумайте немножко… (Пешеходная дорожка)
Что за лестница вверху?
Ты идешь как по мосту.
От машин тебя спасет
Наш … (Надземный переход)
Круглый знак с обводом красным –
Это значит здесь опасно.
Тут, поймите, запрещенье… (Пешеходного движенья)
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак…. (Автобусная остановка)
Второе задание. “Знатоки ПДД”
Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.
Вопросы для команды “Автомобиль”.
1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (опасно для жизни)
2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус? (спереди)
3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (с 14 лет)
4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части? (ездят машины)
5. Что означает желтый сигнал светофора? (предупреждает о включении другого цвета)
А теперь вопросы для команды “Светофор”.
1. Как и где лучше переходить улицу? (пешеходный переход)
2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили? (опасно для жизни)
3. Где следует ожидать автобус, троллейбус? (на остановке)
4. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (по левой стороне обочины дороги)
5. Что означает красный сигнал светофора? (стоп)
А теперь
третье задание
“Музыкальная разминка”.
Вам необходимо исполнить песни, или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, машинах,
пешеходах.
Дети поют частушки .
1. И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны!
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
2. Тут шалить – мешать народу
Запрещается.
Быть примерным пешеходом
Разрешается…
3. Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ, не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
4. Ехать “зайцем”, как известно,
Запрещается.
Уступить старушке место
Разрешается…
5. Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
6. Переход при красном свете
Запрещается.
При зеленом даже детям
Разрешается…
Задание четвертое. “Собери знак”.
Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак,
получит жетон. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько
частей).
Учитель: Если случается дорожно-транспортное происшествие, или человеку стало плохо, мы
должны уметь оказать первую медицинскую помощь
Задание пятое. “Скорая помощь”.
У каждой команды конверт, где 3 карточки с вопросами, вы отвечаете на них. ( Командам выдаются
жетоны за правильные ответы).
Карточка 1.
Какое лекарственное средство можно использовать в качестве дезинфицирующего средства при
капиллярном кровотечении?
1. Подорожник, берёзовый лист.
2. Корень валерианы, цветы ландыша.
3. Листья мать-и-мачехи. (Ответ № 1.)
Карточка 2.
Какое средство для автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли при переломе?
1. Валидол.
2. Анальгин и охлаждающий пакет-контейнер.
3. Энтеродез. (Ответ № 2.)
Карточка 3.
Для чего нужен валидол в автомобильной аптечке?
1. Для приёма при высокой температуре тела.
2. Для приёма при болях в области перелома.
3. Для приёма при болях в области сердца. Ответ № 3.
Карточка 4.
Как оказать помощь пострадавшему при болях в области сердце?
1. Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина.
2. Дать понюхать нашатырный спирт.
3. Дать принять под язык таблетку валидола или нитроглицерина, дать внутрь 15 капель корвалола в
50 мл. воды. Ответ №
Карточка 5.
Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт).
1. Для обработки ран.
2. Для наложения согревающего компресса.
3. Для вдыхания при обмороке и угаре. Ответ № 3.
Карточка 6.
Где нужно определять пульс, если пострадавший без сознания?
1. На лучевой артерии
2. На бедренной артерии.
3. На сонной артерии. Ответ № 3.
Задание шестое. “Художественное”.
Командам даётся 5-7 минут, чтобы дорисовать дорожные знаки. (За каждый правильно
нарисованный знак выдаётся жетон).
«Дорисуй дорожный знак»
1.
(перекресток со светофором )
2.
(пункт первой медицинской помощи)
3.
(въезд запрещен)
4.
(остановка запрещена)
ИГРА с участниками команд. «Это я, это я, это все мои друзья!»
(Ведущий читает стихи, дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!»)
У. Кто из вас идет вперед только там, где «Переход»?
Д. Это я, это я, это все мои друзья!
У. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Дети мочат.
У. Знает кто, что красный свет – это ,значит, хода нет?
Д. Это я, это я, это все мои друзья!
У. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой.
Дети мочат.
У. Кто из вас в трамвае тесном уступает взрослым место?
Д. Это я, это я, это все мои друзья!
4. Заключение. Подведение итогов. Награждение победителей.
Учитель: Правда, ребята, если каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше
были бы слёзы и боль. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:
(на доску вешаю правила для пешехода)
Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
Переходи только на зелёный сигнал светофора.
Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.
За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку.
Всегда обрати внимание на знаки и светофору….
Учитель:
Верю, что настанет день,
Когда любой прохожий
Будет показывать детям
Только пример хороший!!!
В конце викторины все участники викторины исполняют песню на мотив
песни «Голубой вагон»
1. Если вы отправились куда – то в путь
Не забудьте вспомнить ПДД.
Соблюдая строго эти правила
Отведёте руку вы беде.
Припев: Помните, помните на дороге, в пути,
Другом для вас всегда служит светофор.
Если зелёный свет вспыхнет вдруг, впереди
Смело вперёд иди, а машинам – стоп!
2. Но, а если, красный бойко подмигнёт
Непременно ты, остановись.
Не спеши, дружок, прошу, не торопись,
Огонька зелёного дождись!
Припев : Помните, помните на дороге, в пути,
Другом для вас всегда служит светофор.
Если зелёный свет вспыхнет вдруг, впереди
Смело вперёд иди, а машинам – стоп!
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Правила дорожного движения. М, 2004.
2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987.
3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.
4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004.
5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985.
6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,199.7
Используемая методическая литература:
1. Правила дорожного движения. М, 2004.
2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987.
3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.
4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004.
5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985.
6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997.