Напоминание

"Разноцветный мир"


Автор: Мухина Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №55
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разноцветный мир"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мухина С. В.

Проект

«Разноцветный мир»

Саранск 2017

Актуальность проекта

Ранний

возраст

-

чрезвычайно

ответственный

период

в

жизни

ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как

личности.

С

развитием

сенсорных

восприятий,

у

ребёнка

формируется познавательные связи и начинает развиваться речь.

Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его

нервно – психические связи блокируются, происходит задержка

нервно – психического развития, развития речи.

Сенсорное

развитие

ребенка

-

это

развитие

его

восприятия

и

формирования представлений о внешних свойствах предметов (их

форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Сенсорное

развитие

ребенка

начинается

с

первых

дней

жизни.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные,

слуховые,

вкусовые.

В

раннем

возрасте

ребенку

необходимо

предоставлять

богатые

и

разнообразные

внешние

впечатления,

развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 2-3 году жизни

у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме,

величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают

знакомить с 4-ми основными цветами: красным, желтым, синим,

зеленым.

После

того,

как

дети

научатся

без

труда

узнавать

и

различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым,

черным, оранжевым и фиолетовым цветами.Цвет является одним из

самых

эмоционально

насыщенных

знаков.

Знакомство

с

цветом

является важным компонентом процесса обучения, так как является

областью и эмоционального, и сенсорного развития.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего

возраста

отводиться

дидактической

игре,

так

как

ребенок

практически все в этом мире познает через игру. Дидактические

игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного

развития детей.

Цель проекта

Создать условия для ознакомления детей об объектах окружающего

мира через расширение знаний о цвете.

Задачи проекта

1. Формировать у детей представления о цвете

2.Особенности восприятия цвета использования детьми младшего

дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе

совместного творчества детей и родителей.

4

. Дидактическая

игра

как

одно

из

средств

формирования

представлений

о

сенсорных

эталонах

цвета

у

детей

младшего

дошкольного возраста.

Учреждение, представивший проект:

МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»

Тип проекта:

краткосрочный

Объект исследования :

Процесс формирования представлений о сенсорных эталонах цвета

у детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

На первом этапе

– организационномизучение и анализ научно -

исследовательской, методической литературы.

На

втором

этапе

– практическомзаключается

во

внедрении

и

апробировании

условий,

обеспечивающих

эффективное

использование

дидактиче ских

игр

для

ф о рм и р о ва н и я

представлений

о

сенсорных

эталонах

цвета

у

детей

младшего

дошкольного возраста.

На

третьем

этапе

итоговом

анализ

и

оценка

полученных

результатов.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Сформировать у детей представление о цвете.

2. Вовлечение родителей в педагогический процесс

Практическая значимость проекта:

в

ходе

проекта

были

созданы

условия,

обеспечивающие

эффективное использование дидактических игр;

• у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;

• родители получили методические рекомендации по созданию

условий

проведения

дидактических

игр,

консультации

по

приобретению и изготовлению дидактических игр и игрушек;

• в ходе проекта с помощью воспитателей и

родителей были

изготовлены игры и пособия:

"Цветные счетные палочки"

Лото"Изучаем цвета"

"Разложи карандаши по стаканчикам"

"Подбери по цвету"

"Цветное домино"

"Подбери ниточку"

"Игры с прищепками"

Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих

эффективное использование дидактических игр для формирования

представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

Разработка дидактического материала и дидактических игр;

Разработка методических рекомендаций для родителей.

План реализации проекта

Период

Цели

Методические приёмы

- Учить сравнивать

цвета по принципу

«такой — не такой»,

подбирать пары

одинаковых по цвету

предметов.

Учить различать

цвета по принципу

«такой — не такой»;

сортировать

предметы по цвету.

1. «Цветные палочки»

2. «Разноцветные палочки»

Учить сортировать

предметы в

соответствие с их

формой, методом

зрительного

соотнесения.

Учить детей

различать цвета по

принципу «такой —

не такой»; знакомить

с названиями цветов.

Закрепление знания

цветов: красный,

желтый, синий,

зеленый.

Дать представление

о фиолетовом и

оранжевом цвете,

формировать умение

выделять цвета

среди остальных

изученных.

3. Д.и. «Разложи фигурки по домикам

4. «Ниточки для шариков»

5. "Воздушные шары"

6. "Подбери по цвету"

Работа с родителями:

1. Разработка системы сенсорного развития детей раннего

возраста.

2. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

3. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

4. Родители принимают активное участие в изготовлении пособий

и оборудования по сенсорному развитию.

Итоговое мероприятие:

Открытое занятие для педагогов внутри ДОО « Удивительный мир

сенсорики»

Предполагаемый результат:

В результате нашей работы произойдет повышение уровня

педагогической компетенции воспитателей. Педагоги научатся

приемам привлечения внимания малышей, взаимодействия с

детьми раннего возраста. От умения взрослого обустроить жизнь

игрушек в группе зависит интерес детей к игровым пособиям и

желание в последующем действовать и играть с ними. Произойдет

знакомство детей с разнообразными свойствами предметов :

величиной, формой, цветом. Дети научатся играть самостоятельно.

Постепенно будет развиваться мелкая моторика рук.

Вывод:

Проект поспособствовал развитию сенсорных представлений,

помог познакомить малышей и закрепить у них представления об

основных цветах. Разнообразные ситуации, применяемые в данном

проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность,

формируют внимание.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие

эффективное использование дидактических игр, апробированы

новые игры. Родители получили методические рекомендации по

созданию условий проведения дидактических игр, консультации по

приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с

помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для

себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут

сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а

интересным и занимательным!

Рассмотрены пути, формирования сенсорных эталонов цвета у

детей младшего дошкольного возраста. Выделены условия

обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и

формирования представлений о сенсорных эталонах цвета. Этими

условиями являются: последовательность и систематичность

использования дидактических игр; повторность их проведения с

постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный

подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая

среда.

Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку

расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также

создать условия для развития самостоятельной познавательной

активности. Данный проект предоставил каждому ребенку

возможность не только получить знания, но и развивать творческие

способности, формировать коммуникативные навыки, формировать

начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Список используемой литературы:

1. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие

для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е.

изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

2. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского

сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева;

под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.

3. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]:

пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.:

Просвещение, 1983. –. 96 с.

4. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства:/ А. Бейлина //

Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.

5. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Для

воспитателей дет.сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.:

Просвещение, 1992г. – 96с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для

воспитателей дет.сада. – 2-е изд./А.К Бондаренко. – М.:

Просвещение, 1991г. – 169с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под

ред.М.А.Васильевой

8. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному

развитию детей 2 – 3-ого года жизни: Методические рекомендации./

О.П.Рожков, с. 127 – 190.

9. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук:

Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. –

Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

10. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Из

опыта работы /Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. М.:

Просвещение, 1983. – 64с.

11. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми

дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная

педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского

сада./ Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева,

Т.Г. Васильева; под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – С.

3– 15; 28 – 54.

13.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Детство: Примерная

основана общеобразовательная программа дошкольного

образования. СПб.: Детство – Пресс, 2011. - с. 28

14.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.- с. 152

15.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.:

Просвещение,1983.- с. 39

16.Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском

саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969. - с. 123

17.Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей

раннего возраста:. – Просвещение, 2010. - с. 140



В раздел образования