Автор: Мухина Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №55
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разноцветный мир"
Раздел: дошкольное образование
Мухина С. В.
Проект
«Разноцветный мир»
Саранск 2017
Актуальность проекта
Ранний
возраст
-
чрезвычайно
ответственный
период
в
жизни
ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как
личности.
С
развитием
сенсорных
восприятий,
у
ребёнка
формируется познавательные связи и начинает развиваться речь.
Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его
нервно – психические связи блокируются, происходит задержка
нервно – психического развития, развития речи.
Сенсорное
развитие
ребенка
-
это
развитие
его
восприятия
и
формирования представлений о внешних свойствах предметов (их
форме, цвете, величине, запахе, вкусе).
Сенсорное
развитие
ребенка
начинается
с
первых
дней
жизни.
Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные,
слуховые,
вкусовые.
В
раннем
возрасте
ребенку
необходимо
предоставлять
богатые
и
разнообразные
внешние
впечатления,
развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 2-3 году жизни
у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме,
величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают
знакомить с 4-ми основными цветами: красным, желтым, синим,
зеленым.
После
того,
как
дети
научатся
без
труда
узнавать
и
различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым,
черным, оранжевым и фиолетовым цветами.Цвет является одним из
самых
эмоционально
насыщенных
знаков.
Знакомство
с
цветом
является важным компонентом процесса обучения, так как является
областью и эмоционального, и сенсорного развития.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего
возраста
отводиться
дидактической
игре,
так
как
ребенок
практически все в этом мире познает через игру. Дидактические
игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного
развития детей.
Цель проекта
Создать условия для ознакомления детей об объектах окружающего
мира через расширение знаний о цвете.
Задачи проекта
1. Формировать у детей представления о цвете
2.Особенности восприятия цвета использования детьми младшего
дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе
совместного творчества детей и родителей.
4
. Дидактическая
игра
как
одно
из
средств
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
цвета
у
детей
младшего
дошкольного возраста.
Учреждение, представивший проект:
МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»
Тип проекта:
краткосрочный
Объект исследования :
Процесс формирования представлений о сенсорных эталонах цвета
у детей младшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
На первом этапе
– организационномизучение и анализ научно -
исследовательской, методической литературы.
На
втором
этапе
– практическомзаключается
во
внедрении
и
апробировании
условий,
обеспечивающих
эффективное
использование
дидактиче ских
игр
для
ф о рм и р о ва н и я
представлений
о
сенсорных
эталонах
цвета
у
детей
младшего
дошкольного возраста.
На
третьем
этапе
–итоговом
анализ
и
оценка
полученных
результатов.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Сформировать у детей представление о цвете.
2. Вовлечение родителей в педагогический процесс
Практическая значимость проекта:
в
ходе
проекта
были
созданы
условия,
обеспечивающие
эффективное использование дидактических игр;
• у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;
• родители получили методические рекомендации по созданию
условий
проведения
дидактических
игр,
консультации
по
приобретению и изготовлению дидактических игр и игрушек;
• в ходе проекта с помощью воспитателей и
родителей были
изготовлены игры и пособия:
"Цветные счетные палочки"
Лото"Изучаем цвета"
"Разложи карандаши по стаканчикам"
"Подбери по цвету"
"Цветное домино"
"Подбери ниточку"
"Игры с прищепками"
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих
эффективное использование дидактических игр для формирования
представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Разработка методических рекомендаций для родителей.
План реализации проекта
Период
Цели
Методические приёмы
- Учить сравнивать
цвета по принципу
«такой — не такой»,
подбирать пары
одинаковых по цвету
предметов.
Учить различать
цвета по принципу
«такой — не такой»;
сортировать
предметы по цвету.
1. «Цветные палочки»
2. «Разноцветные палочки»
Учить сортировать
предметы в
соответствие с их
формой, методом
зрительного
соотнесения.
Учить детей
различать цвета по
принципу «такой —
не такой»; знакомить
с названиями цветов.
Закрепление знания
цветов: красный,
желтый, синий,
зеленый.
Дать представление
о фиолетовом и
оранжевом цвете,
формировать умение
выделять цвета
среди остальных
изученных.
3. Д.и. «Разложи фигурки по домикам
4. «Ниточки для шариков»
5. "Воздушные шары"
6. "Подбери по цвету"
Работа с родителями:
1. Разработка системы сенсорного развития детей раннего
возраста.
2. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
3. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
4. Родители принимают активное участие в изготовлении пособий
и оборудования по сенсорному развитию.
Итоговое мероприятие:
Открытое занятие для педагогов внутри ДОО « Удивительный мир
сенсорики»
Предполагаемый результат:
В результате нашей работы произойдет повышение уровня
педагогической компетенции воспитателей. Педагоги научатся
приемам привлечения внимания малышей, взаимодействия с
детьми раннего возраста. От умения взрослого обустроить жизнь
игрушек в группе зависит интерес детей к игровым пособиям и
желание в последующем действовать и играть с ними. Произойдет
знакомство детей с разнообразными свойствами предметов :
величиной, формой, цветом. Дети научатся играть самостоятельно.
Постепенно будет развиваться мелкая моторика рук.
Вывод:
Проект поспособствовал развитию сенсорных представлений,
помог познакомить малышей и закрепить у них представления об
основных цветах. Разнообразные ситуации, применяемые в данном
проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность,
формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие
эффективное использование дидактических игр, апробированы
новые игры. Родители получили методические рекомендации по
созданию условий проведения дидактических игр, консультации по
приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с
помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для
себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут
сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а
интересным и занимательным!
Рассмотрены пути, формирования сенсорных эталонов цвета у
детей младшего дошкольного возраста. Выделены условия
обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и
формирования представлений о сенсорных эталонах цвета. Этими
условиями являются: последовательность и систематичность
использования дидактических игр; повторность их проведения с
постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный
подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая
среда.
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку
расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также
создать условия для развития самостоятельной познавательной
активности. Данный проект предоставил каждому ребенку
возможность не только получить знания, но и развивать творческие
способности, формировать коммуникативные навыки, формировать
начальные предпосылки исследовательской деятельности.
Список используемой литературы:
1. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие
для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е.
изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
2. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского
сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева;
под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.
3. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]:
пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.:
Просвещение, 1983. –. 96 с.
4. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства:/ А. Бейлина //
Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.
5. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Для
воспитателей дет.сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.:
Просвещение, 1992г. – 96с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для
воспитателей дет.сада. – 2-е изд./А.К Бондаренко. – М.:
Просвещение, 1991г. – 169с.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под
ред.М.А.Васильевой
8. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному
развитию детей 2 – 3-ого года жизни: Методические рекомендации./
О.П.Рожков, с. 127 – 190.
9. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук:
Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. –
Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
10. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Из
опыта работы /Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. М.:
Просвещение, 1983. – 64с.
11. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми
дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная
педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.
12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников: пособие для воспитателя детского
сада./ Л.А Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева,
Т.Г. Васильева; под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – С.
3– 15; 28 – 54.
13.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Детство: Примерная
основана общеобразовательная программа дошкольного
образования. СПб.: Детство – Пресс, 2011. - с. 28
14.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.- с. 152
15.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.:
Просвещение,1983.- с. 39
16.Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском
саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969. - с. 123
17.Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей
раннего возраста:. – Просвещение, 2010. - с. 140