Напоминание

Интегрированный модуль.


Автор: Светлана Анатольевна Киселева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: п.Демянск Новгородская обл.
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности для 2 класса. «Наши добрые дела»
Тема: Интегрированный модуль.
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко»

Рассмотрена Утверждена

методическим советом приказ директора

протокол № от .08.2019г. № от .08.2019г.

Утверждена Согласовано:

педагогическим советом зам.директора по УВР:

протокол № от .08.2019г. Алексеевой И.И.

.08.2019г

Программа

внеурочной деятельности

для 2 класса.

«Наши добрые дела»

Срок реализации : 2019-2020 учебный год.

Составитель программы:

Киселёва С.А.,

учитель начальных классов.

п.Демянск.

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности «Наши добрые дела»

Рабочая

программа разработана

на

основе

примерной

основной

программы

с

учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса

и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

Направленность программы «Наши добрые дела» социальная, она предназначена для

организации внеурочной деятельности для обучающихся 6-8 лет (1класса).

Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой

деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Общественно-

полезная деятельность» и «Художественное творчество» объединены в связи с

интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации

внеурочной деятельности.

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в

течение

жизни,

начиная

с

детства.

Школьник

приобщается

к труду

через

самообслуживание,

бытовой

и

учебный труд

и общественно

– полезный

труд.

Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл.

Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения,

но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

Общественно

– полезная

работа

строится

на

основе

инициативы

и

заинтересованности

школьников,

способствует

формированию

коллективного

мнения,

учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять

распоряжения других.

Цель:

- социализация личности младшего школьника,

формирование позитивного отношения

ученика к базовым ценностям нашего общества, раскрытие его творческого потенциала

через вовлечение в общественно - полезную деятельность и участие в коллективных

творческих делах.

Задачи:

- привлечь детей к активному участию в делах класса;

- учить детей навыкам общественной работы;

- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

- создать атмосферу сотрудничества между всеми участниками программы;

- обучить умению работать индивидуально и в группе;

-

формирование

умения

планирования

последовательности

выполнения

действий

и

осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

- развить природные задатки и способности детей;

- создать условия для развития доброжелательности, доверия и внимательности к людям,

готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

-

развивать

мелкую

моторику

рук

в

процессе

освоения

различных

технологических

приемов;

- развивать мышление, воображение, фантазию, художественный вкус.

Актуальность и новизна программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических

условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и

эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей,

существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми,

воспитывает трудолюбие, уважение к своему труду и людям труда.

Новизна данной программы в синтезе различных направлений деятельности –

творческой, познавательной, краеведческой, общественно-полезной. Таким образом,

педагог может создать условия для самореализации каждого ребенка, а обучающиеся

найдут возможность для проявления себя в актуальной для них сфере деятельности.

Программа

«Наши

добрые

дела»

логично

продолжает

и

дополняет

деятельность

по

реализации Программы духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на

ступени

начального

общего

образования,

способствует

достижению

ожидаемых

результатов по воспитанию обучающихся.

В качестве оценки воспитательного результата освоения программы возможно

использование методики д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.

Сроки реализации программы.

Содержание программы рассчитано на детей 6-8 лет (1-х классов).

Срок реализации программы – 1год.

Продолжительность занятий – 2 часа в неделю.

Режим занятий.

Программа реализуется 2 часа в неделю, по одному часу два раза. Для реализации

программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма

проведения занятий могут быть изменены по усмотрению учителя. Кроме того, возможно

перемещение часов программы с одного месяца в другой в зависимости от календарных

дат, потребностей класса, интересов детей.

Для решения поставленных

задач используются наиболее эффективные формы

работы

с

детьми

младшего

школьного

возраста:

мастерские

«Самоделкина»;

игры-

путешествия; экскурсии по посёлку и по области; конкурсы; посещение краеведческого

музея, концерты, субботники и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим

воспитательным

потенциалом,

реализация

которого

является

задачей

педагога,

организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными

образовательными стандартами.

Работа по реализации программы ведется в рамках 6 тематических модулей:

Модуль 1. «Добрые дела для моего класса».

Модуль 2. "Наши руки не знают скуки".

Модуль 3. "В мире прекрасного".

Модуль 4. "Твори добро"

Модуль 5. Проектная деятельность. «Все профессии важны – все профессии нужны».

Модуль 6 "Я познаю мир". Туристско-краеведческая деятельность.

Каждый модуль программы направлен на формирование нравственных отношений и

жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др. Данная программа

реализуется

учителем

начальной

школы.

В

подготовке

и

реализации

программы

задействованы

все

участники

образовательного

процесса,

прослеживается

тесное

сотрудничество

с

внешкольными

образовательными

и

культурными

учреждениями

поселка.

Разделы программы

Тема

Кол-во

часов

Содержание

1

«Добрые дела для моего класса»

Цель: формирование позитивного

отношения школьников к труду, как одной

из важных базовых ценностей нашего

общества и к социальной реальности в

целом через получение детьми опыта

самостоятельного общественного

действия.

Задачи:

-заложить понимание ребёнком культуры

труда, этики трудовых отношений;

- заложить ощущение и осознание

причастности к миру трудящихся

взрослых;

- осуществление проектной деятельности;

- привитие трудовых навыков и умений.

12

- З н а к о м с т в о

с

п р а в и л а м и

поведения

на

занятиях,

во

время

проведения

экскурсий. Символика

н а ш е г о

к л а с с а .

У ч а с т и е

в

оформлении классного уголка.

-Операция «Чистокласс»

- Ремонт книг в классной библиоте-

ке.

-Уход за комнатными растениями в

классе.

-Дни именинника.

2

«Твори добро»

Цели:

учить детей видеть и чувствовать

мир; воспитывать нравственность.

утверждать в детских душах твердые

ориентиры добра, истины, красоты

9

-Операция «Сувенир». Работа мастерской

по

изготовлению

сувениров

для

мам,

к

празднику

матери,

пап

и

дедушек,

к

23

февраля, мам и бабушек, к 8 марта. -«Слава

героям»,

участие

в

акции

«Открытка

ветерану».

- « Тв о р и ,

в ы д у м ы в а й ,

п р о б у й » .

Изготовление ёлочных украшений.

Р а б от а

м а с т е р с ко й

Д ед а

М о р о з а :

оформление

актового

зала,

к л а с с а ,

рекреации к новогоднему празднику.

3

"В мире прекрасного".

Цель: формирование позитивного

отношения к базовым ценностям

общества (человек, семья, Отечество,

природа, мир, знания, труд, культура).

Задачи:

- приобретение школьниками социальных

знаний о ситуации межличностного

взаимодействия;

- овладение способами самопознания,

рефлексии;

- освоение способов поведения человека в

различных ситуациях;

17

-Подготовка к выступлениям и

концертам.

-Формирование исполнительского

мастерства.

-Подготовка учащихся на конкурсы

чтецов;

-Просмотр и обсуждение фильмов

и мультфильмов.

- получение опыта самостоятельного

общественного действия;

- приобщение школьников к миру

прекрасного;

- развитие творческих способностей

детей.

4

«Наши руки не знают скуки»

Цель: -приобрести общественно-

организаторские умения, почувствовать

ответственность не только за свою, но и за

общую работу;

-создание привлекательного пространства

вокруг себя;

-реализация общественно-значимых

инициатив.

Задачи:

-привлечь всех детей к активному участию

в делах класса;

-учить детей навыкам общественной

работы;

-воспитывать ответственное отношение к

поручению коллектива;

-развивать организационные и

коммуникативные компетенции;

-сделать территорию школы комфортной

для учебы и отдыха.

6

- И з г о т о в л е н и е

п о д е л о к

и з

природного

материала

«Золотая

осень».

Организация

творческой

выставки.

-Участие в трудовом десанте «Как

прекрасен

школьный

двор»

по

уборке

школьной

территории

от

опавшей листвы и мусора.

-Оформление

выставки

«Правила

дорожного движения!»

- И з г о т о в л е н и е

п о д е л о к

н а

противопожарную тему «С огнем не

шути – жизнь свою береги!»

5

« В с е

п р о ф е с с и и

в а ж н ы

в с е

профессии нужны»

Цель: формирование элементарных

представлений

о людях разных

профессий.

Задачи:

- познание специфики различных

профессий;

- осуществление исследовательской и

проектной деятельности школьников по

данной тематике;

- поиск и конструирование нового знания

– знания своего, искомого;

- учить уважать иные точки зрения,

соотносить их со своей собственной;

4

- Знакомство с профессиями наших

предков и современными

профессиями людей;

- Знакомство с книгами о

профессиях .

-Создание проекта "Кем я хочу

стать в будущем."

- Подготовка и участие в

практической конференции.

-Экскурсии на предприятия

посёлка.

6

"Я познаю мир". Туристско-

краеведческая деятельность.

Цель: приобретение школьником

социальных знаний о памятниках истории

и культуры своего края, традициях и

обычаях местных жителей, формирование

понимания социальной реальности и

повседневной жизни.

18

-Изучение истории родного края;

-Знакомство

с

людьми

родного

посёлка;

- У ч а с т и е

в

п р о е к т н о й

и

исследовательской деятельности.

-Проведение экскурсий в природу;

-Проведение экскурсий по посёлку;

-Экскурсии

и

посиделки

в

Задачи:

- знакомить с правилами поведения

человека в природе;

- формировать позитивное отношение к

окружающей среде;

- дать знания о специфике походной

жизни в коллективе, этике поведения в

музее, читальном зале;

- расширить представление о себе как о

жителе того или иного края;

- создать условия для приобретения опыта

общения с представителями других

социальных групп, других поколений.

краеведческом музее;

-Экскурсии к памятникам истории и

культуры посёлка.

6 Итого

66 ч.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Ф о р м ы

и

м е с т о

проведения.

1.

сентябрь

Знакомство со школьной

территорией. Сбор листьев для

урока технологии.

Экскурсия

2.

сентябрь

Экскурсия по школе в целях

знакомства с людьми разных

профессий (столовая, бухгалтерия,

медпункт)

Э к с к у р с и я

с

последующим

обсуждением и заданием

нарисовать рисунки "Все

профессии

важны

-

все

профессии нужны"

3.

сентябрь

Изготовление

сувенира

бабушке

(дедушке) ко Дню пожилого человека.

Закладка для книг.

Занятие-мастерская

4.

сентябрь

Развлекательно-познавательное

м е р о п р и я т и е

" П р а в и л а

д л я

воспитанных школьников"

Б е с е д а

п о

т е м е

с

просмотром

фрагментов

из "Ералаша"

5.

октябрь

Оформление

классного

уголка

(распределение

обязанностей,

и з г о т о в л е н и е

к а р т о ч е к

"Именинник")

Комбинированное

занятие

(технология,

изо)

6.

октябрь

И з г о т о в л е н и е

п од е л о к

н а

противопожарную тему «С огнем

не шути – жизнь свою береги!»

Составление памятки.

Занятие

7.

октябрь

Трудовой десант «Мусор нам

мешает!» (уборка спортивной

площадки от мусора) с

экскурсией в спортивную школу

Трудовой

де сант

н а

спортивную площадку.

Экскурсия

8.

ноябрь

Подготовка к концерту ко Дню Матери.

Р е п е т и ц и я

с т и х о в ,

сценок, песен.

9.

ноябрь

Просмотр и обсуждение мультфильма

"Айога" и "Кукушка"

Занятие в классе

10.

ноябрь

Праздник «Дорогие наши мамы»

Концерт

11.

Ноябрь

День

именинника

(че ст вован и е,

вручение подарков)

Ц е н т р

н а р о д н о г о

т в о р ч е с т в а ,

я р к о е

представление

12.

декабрь

Изготовление украшений для

оформления класса к новогод-нему

празднику и работа над традиционным

общешкольным конкурсом.

Занятие-мастерская

13.

декабрь

Участие в рождественском марафоне.

Беседа перед стартом

рождественского

марафона "Твори добро"

с последующим

подведением итогов

14.

декабрь

И з г о т о в л е н и е

п од е л о к

н а

противопожарную тему «С огнем

не шути – жизнь свою береги!»

Техника

безопасности

во

время

новогодних праздников.

Занятие, беседа.

15.

декабрь

Санитарный день в кабинете, уход за

растениями

Уборка в классе

16.

январь

Подготовка к песенному фестивалю.

Выбор

песни

и

работа

над образом.

17.

февраль

Операция "Сувенир" к 23 февраля

Занятие-мастерская

18.

февраль

Подготовка

к

открытому

уроку,

посвящённого 23 февраля

Репетиция в классе

19.

февраль

Открытый

урок-концерт

"Мой

папа

самый лучший, он всё может!"

Открытый урок-концерт

20.

Февраль

День

именинника

(че ст вован и е,

вручение подарков)

Ц е н т р

н а р о д н о г о

т в о р ч е с т в а ,

я р к о е

представление

21.

февраль

Подготовка

и

участие

в

песенном

фестивале

Репетиция,

работа

над

образом

и

участие

в

концерте.

22.

Февраль

март

Подготовка и участие в

практической конференции

по теме "Каша - Мать наша"

Работа

в

классе,

дома,

репетиция выступления.

23.

конец

февраля

-

начало

марта

Подготовка к концерту к 8 марта.

Р е п е т и ц и я

с т и х о в ,

сценок, песен.

24.

март

Открытки-самоделки «8 марта»

Занятие-мастерская

25.

март

Концерт "Леди Совершенство"

Концерт

26.

апрель

Оформление выставки

и беседа

«Правила

дорожного

движения!

Скоро лето»

Выставка и беседа

27.

апрель

Разработка проекта "Кем я хочу стать

в будущем."

(1погру-

жение

+1защита

)

Занятие

в

класс е

и

работа дома.

28.

апрель

Экскурсия на хлебозавод

Экскурсия

29.

апрель

Трудовой десант «Мусор нам мешает!»

(уборка

спортивной

площадки

от

мусора)

Трудовой

де сант

н а

спортивную площадку

30.

апрель

Поездка

в

с.Лычково

к

памятнику

ленинградским детям.

Выездная экскурсия.

31.

май

Подарок воину. Праздничная

открытка ко Дню Победы.

Занятие-мастерская

32.

май

Просмотр и обсуждение фильма

ко дню Победы "Девочка ищет

отца" с возложением цветов к

памятнику выпускникам и

педагогам школы.

Диспут

33.

май

Санитарный день в кабинете,

уход за растениями

Уборка в классе

34.

май

Конкурс рисунков «Наши добрые

дела».

Итоговое занятие, планы на

следующий год. Награждение.

Занятие

с

элементами

шоу.

35.

май

День

именинника

(че ст вован и е,

вручение подарков)

Ц е н т р

н а р о д н о г о

т в о р ч е с т в а ,

я р к о е

представление

36.

май

Поход на оз.Мосылинское

Поход

37.

В течение

года

Т е м а т и ч е с к и е

п о с и д е л к и

в

краеведческом музее.

Познавательное

мероприятие в

краеведческом музее.

38.

В течение

года

Посещение выездных выставок,

проходящих в краеведческом музее.

Познавательное

м е р о п р и я т и е

в

краеведческом музее.

Диагностирование личностных качеств

Изучение сформированности личностных качеств можно

проводить, используя

диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.

Основные отношения

Показатели

воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до

нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1 .

О т н о ш е н и е

к

родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному

отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под

руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2.

Гордость

за

свою

страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества,

рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении

старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3.

Служение

своими

силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует

других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при

организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4.

Забота

о

своей

школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не

испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5.

Познавательная

активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6 .

С т р е м л е н и е

ре а лизоват ь

с в о и

интеллектуальные

способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает

товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной

деятельности участвует при наличии побуждения со стороны

учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8.

Организованность

в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,

аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,

аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под

контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует

творчество в труде

товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с

интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе,

организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и

творчество не проявляет.

10.

Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и

побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

1 1 .

Б е р е ж н о е

о т н о ш е н и е

к

результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует

других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному

имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного

имущества.

1 2 .

О с о з н а н и е

значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и

помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при

выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13.

Ува ж и т е л ь н о е

отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к

ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14.

Д руже л ю б н о е

о т н о ш е н и е

к

сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к

сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны

товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и

настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия

контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

1 6 .

Ч е с т н о с т ь

в

о т н о ш е н и я х

с

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит

проявления лжи и обмана со стороны других

т о в а р и щ а м и

и

взрослыми

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.

Развитая

добрая

воля

3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее,

поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой

воли сверстников;

2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,

нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18.

Самоуважение,

соблюдение

правил

культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует

этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не

заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность

и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует

этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20.

Требовательность

к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в

хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших

делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в

хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных

поступках.

Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, актив класса.

Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.

доброжелательный, толерантный, умеющий слушать и слышать партнера,

умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

окружающих;

готовый самостоятельно действовать, помогать окружающему миру;

Анализ

психологических

и

нравственных

качеств

ребенка,

отслеживаемых

по

данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект

ее

становления.

Содержательная

сторона,

направленность

действий

и

поступков

характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей

диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель может моделировать

воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы

к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Список использованной литературы:

1.

Григорьев

Д.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический

конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

2.

Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование. М.: Просвещение, 2010.

3.

Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.



В раздел образования