Автор: Светлана Анатольевна Киселева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: п.Демянск Новгородская обл.
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности для 2 класса. «Наши добрые дела»
Тема: Интегрированный модуль.
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко»
Рассмотрена Утверждена
методическим советом приказ директора
протокол № от .08.2019г. № от .08.2019г.
Утверждена Согласовано:
педагогическим советом зам.директора по УВР:
протокол № от .08.2019г. Алексеевой И.И.
.08.2019г
Программа
внеурочной деятельности
для 2 класса.
«Наши добрые дела»
Срок реализации : 2019-2020 учебный год.
Составитель программы:
Киселёва С.А.,
учитель начальных классов.
п.Демянск.
Пояснительная записка
к программе внеурочной деятельности «Наши добрые дела»
Рабочая
программа разработана
на
основе
примерной
основной
программы
с
учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса
и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Направленность программы «Наши добрые дела» социальная, она предназначена для
организации внеурочной деятельности для обучающихся 6-8 лет (1класса).
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой
деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Общественно-
полезная деятельность» и «Художественное творчество» объединены в связи с
интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации
внеурочной деятельности.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в
течение
жизни,
начиная
с
детства.
Школьник
приобщается
к труду
через
самообслуживание,
бытовой
и
учебный труд
и общественно
– полезный
труд.
Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл.
Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения,
но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно
– полезная
работа
строится
на
основе
инициативы
и
заинтересованности
школьников,
способствует
формированию
коллективного
мнения,
учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять
распоряжения других.
Цель:
- социализация личности младшего школьника,
формирование позитивного отношения
ученика к базовым ценностям нашего общества, раскрытие его творческого потенциала
через вовлечение в общественно - полезную деятельность и участие в коллективных
творческих делах.
Задачи:
- привлечь детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
- создать атмосферу сотрудничества между всеми участниками программы;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
-
формирование
умения
планирования
последовательности
выполнения
действий
и
осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- развить природные задатки и способности детей;
- создать условия для развития доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
-
развивать
мелкую
моторику
рук
в
процессе
освоения
различных
технологических
приемов;
- развивать мышление, воображение, фантазию, художественный вкус.
Актуальность и новизна программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических
условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и
эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей,
существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми,
воспитывает трудолюбие, уважение к своему труду и людям труда.
Новизна данной программы в синтезе различных направлений деятельности –
творческой, познавательной, краеведческой, общественно-полезной. Таким образом,
педагог может создать условия для самореализации каждого ребенка, а обучающиеся
найдут возможность для проявления себя в актуальной для них сфере деятельности.
Программа
«Наши
добрые
дела»
логично
продолжает
и
дополняет
деятельность
по
реализации Программы духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на
ступени
начального
общего
образования,
способствует
достижению
ожидаемых
результатов по воспитанию обучающихся.
В качестве оценки воспитательного результата освоения программы возможно
использование методики д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.
Сроки реализации программы.
Содержание программы рассчитано на детей 6-8 лет (1-х классов).
Срок реализации программы – 1год.
Продолжительность занятий – 2 часа в неделю.
Режим занятий.
Программа реализуется 2 часа в неделю, по одному часу два раза. Для реализации
программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма
проведения занятий могут быть изменены по усмотрению учителя. Кроме того, возможно
перемещение часов программы с одного месяца в другой в зависимости от календарных
дат, потребностей класса, интересов детей.
Для решения поставленных
задач используются наиболее эффективные формы
работы
с
детьми
младшего
школьного
возраста:
мастерские
«Самоделкина»;
игры-
путешествия; экскурсии по посёлку и по области; конкурсы; посещение краеведческого
музея, концерты, субботники и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим
воспитательным
потенциалом,
реализация
которого
является
задачей
педагога,
организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными
образовательными стандартами.
Работа по реализации программы ведется в рамках 6 тематических модулей:
Модуль 1. «Добрые дела для моего класса».
Модуль 2. "Наши руки не знают скуки".
Модуль 3. "В мире прекрасного".
Модуль 4. "Твори добро"
Модуль 5. Проектная деятельность. «Все профессии важны – все профессии нужны».
Модуль 6 "Я познаю мир". Туристско-краеведческая деятельность.
Каждый модуль программы направлен на формирование нравственных отношений и
жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др. Данная программа
реализуется
учителем
начальной
школы.
В
подготовке
и
реализации
программы
задействованы
все
участники
образовательного
процесса,
прослеживается
тесное
сотрудничество
с
внешкольными
образовательными
и
культурными
учреждениями
поселка.
Разделы программы
№
Тема
Кол-во
часов
Содержание
1
«Добрые дела для моего класса»
Цель: формирование позитивного
отношения школьников к труду, как одной
из важных базовых ценностей нашего
общества и к социальной реальности в
целом через получение детьми опыта
самостоятельного общественного
действия.
Задачи:
-заложить понимание ребёнком культуры
труда, этики трудовых отношений;
- заложить ощущение и осознание
причастности к миру трудящихся
взрослых;
- осуществление проектной деятельности;
- привитие трудовых навыков и умений.
12
- З н а к о м с т в о
с
п р а в и л а м и
поведения
на
занятиях,
во
время
проведения
экскурсий. Символика
н а ш е г о
к л а с с а .
У ч а с т и е
в
оформлении классного уголка.
-Операция «Чистокласс»
- Ремонт книг в классной библиоте-
ке.
-Уход за комнатными растениями в
классе.
-Дни именинника.
2
«Твори добро»
Цели:
учить детей видеть и чувствовать
мир; воспитывать нравственность.
утверждать в детских душах твердые
ориентиры добра, истины, красоты
9
-Операция «Сувенир». Работа мастерской
по
изготовлению
сувениров
для
мам,
к
празднику
матери,
пап
и
дедушек,
к
23
февраля, мам и бабушек, к 8 марта. -«Слава
героям»,
участие
в
акции
«Открытка
ветерану».
- « Тв о р и ,
в ы д у м ы в а й ,
п р о б у й » .
Изготовление ёлочных украшений.
Р а б от а
м а с т е р с ко й
Д ед а
М о р о з а :
оформление
актового
зала,
к л а с с а ,
рекреации к новогоднему празднику.
3
"В мире прекрасного".
Цель: формирование позитивного
отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура).
Задачи:
- приобретение школьниками социальных
знаний о ситуации межличностного
взаимодействия;
- овладение способами самопознания,
рефлексии;
- освоение способов поведения человека в
различных ситуациях;
17
-Подготовка к выступлениям и
концертам.
-Формирование исполнительского
мастерства.
-Подготовка учащихся на конкурсы
чтецов;
-Просмотр и обсуждение фильмов
и мультфильмов.
- получение опыта самостоятельного
общественного действия;
- приобщение школьников к миру
прекрасного;
- развитие творческих способностей
детей.
4
«Наши руки не знают скуки»
Цель: -приобрести общественно-
организаторские умения, почувствовать
ответственность не только за свою, но и за
общую работу;
-создание привлекательного пространства
вокруг себя;
-реализация общественно-значимых
инициатив.
Задачи:
-привлечь всех детей к активному участию
в делах класса;
-учить детей навыкам общественной
работы;
-воспитывать ответственное отношение к
поручению коллектива;
-развивать организационные и
коммуникативные компетенции;
-сделать территорию школы комфортной
для учебы и отдыха.
6
- И з г о т о в л е н и е
п о д е л о к
и з
природного
материала
«Золотая
осень».
Организация
творческой
выставки.
-Участие в трудовом десанте «Как
прекрасен
школьный
двор»
по
уборке
школьной
территории
от
опавшей листвы и мусора.
-Оформление
выставки
«Правила
дорожного движения!»
- И з г о т о в л е н и е
п о д е л о к
н а
противопожарную тему «С огнем не
шути – жизнь свою береги!»
5
« В с е
п р о ф е с с и и
в а ж н ы
–
в с е
профессии нужны»
Цель: формирование элементарных
представлений
о людях разных
профессий.
Задачи:
- познание специфики различных
профессий;
- осуществление исследовательской и
проектной деятельности школьников по
данной тематике;
- поиск и конструирование нового знания
– знания своего, искомого;
- учить уважать иные точки зрения,
соотносить их со своей собственной;
4
- Знакомство с профессиями наших
предков и современными
профессиями людей;
- Знакомство с книгами о
профессиях .
-Создание проекта "Кем я хочу
стать в будущем."
- Подготовка и участие в
практической конференции.
-Экскурсии на предприятия
посёлка.
6
"Я познаю мир". Туристско-
краеведческая деятельность.
Цель: приобретение школьником
социальных знаний о памятниках истории
и культуры своего края, традициях и
обычаях местных жителей, формирование
понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
18
-Изучение истории родного края;
-Знакомство
с
людьми
родного
посёлка;
- У ч а с т и е
в
п р о е к т н о й
и
исследовательской деятельности.
-Проведение экскурсий в природу;
-Проведение экскурсий по посёлку;
-Экскурсии
и
посиделки
в
Задачи:
- знакомить с правилами поведения
человека в природе;
- формировать позитивное отношение к
окружающей среде;
- дать знания о специфике походной
жизни в коллективе, этике поведения в
музее, читальном зале;
- расширить представление о себе как о
жителе того или иного края;
- создать условия для приобретения опыта
общения с представителями других
социальных групп, других поколений.
краеведческом музее;
-Экскурсии к памятникам истории и
культуры посёлка.
6 Итого
66 ч.
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Ф о р м ы
и
м е с т о
проведения.
1.
сентябрь
Знакомство со школьной
территорией. Сбор листьев для
урока технологии.
1ч
Экскурсия
2.
сентябрь
Экскурсия по школе в целях
знакомства с людьми разных
профессий (столовая, бухгалтерия,
медпункт)
1ч
Э к с к у р с и я
с
последующим
обсуждением и заданием
нарисовать рисунки "Все
профессии
важны
-
все
профессии нужны"
3.
сентябрь
Изготовление
сувенира
бабушке
(дедушке) ко Дню пожилого человека.
Закладка для книг.
1ч
Занятие-мастерская
4.
сентябрь
Развлекательно-познавательное
м е р о п р и я т и е
" П р а в и л а
д л я
воспитанных школьников"
1ч
Б е с е д а
п о
т е м е
с
просмотром
фрагментов
из "Ералаша"
5.
октябрь
Оформление
классного
уголка
(распределение
обязанностей,
и з г о т о в л е н и е
к а р т о ч е к
"Именинник")
1ч
Комбинированное
занятие
(технология,
изо)
6.
октябрь
И з г о т о в л е н и е
п од е л о к
н а
противопожарную тему «С огнем
не шути – жизнь свою береги!»
Составление памятки.
1ч
Занятие
7.
октябрь
Трудовой десант «Мусор нам
мешает!» (уборка спортивной
площадки от мусора) с
экскурсией в спортивную школу
1ч
Трудовой
де сант
н а
спортивную площадку.
Экскурсия
8.
ноябрь
Подготовка к концерту ко Дню Матери.
4ч
Р е п е т и ц и я
с т и х о в ,
сценок, песен.
9.
ноябрь
Просмотр и обсуждение мультфильма
"Айога" и "Кукушка"
1ч
Занятие в классе
10.
ноябрь
Праздник «Дорогие наши мамы»
1ч
Концерт
11.
Ноябрь
День
именинника
(че ст вован и е,
вручение подарков)
2ч
Ц е н т р
н а р о д н о г о
т в о р ч е с т в а ,
я р к о е
представление
12.
декабрь
Изготовление украшений для
оформления класса к новогод-нему
празднику и работа над традиционным
общешкольным конкурсом.
3ч
Занятие-мастерская
13.
декабрь
Участие в рождественском марафоне.
1ч
Беседа перед стартом
рождественского
марафона "Твори добро"
с последующим
подведением итогов
14.
декабрь
И з г о т о в л е н и е
п од е л о к
н а
противопожарную тему «С огнем
не шути – жизнь свою береги!»
Техника
безопасности
во
время
новогодних праздников.
2ч
Занятие, беседа.
15.
декабрь
Санитарный день в кабинете, уход за
растениями
1ч
Уборка в классе
16.
январь
Подготовка к песенному фестивалю.
1ч
Выбор
песни
и
работа
над образом.
17.
февраль
Операция "Сувенир" к 23 февраля
2ч
Занятие-мастерская
18.
февраль
Подготовка
к
открытому
уроку,
посвящённого 23 февраля
1ч
Репетиция в классе
19.
февраль
Открытый
урок-концерт
"Мой
папа
самый лучший, он всё может!"
1ч
Открытый урок-концерт
20.
Февраль
День
именинника
(че ст вован и е,
вручение подарков)
2ч
Ц е н т р
н а р о д н о г о
т в о р ч е с т в а ,
я р к о е
представление
21.
февраль
Подготовка
и
участие
в
песенном
фестивале
2ч
Репетиция,
работа
над
образом
и
участие
в
концерте.
22.
Февраль
март
Подготовка и участие в
практической конференции
по теме "Каша - Мать наша"
4ч
Работа
в
классе,
дома,
репетиция выступления.
23.
конец
февраля
-
начало
марта
Подготовка к концерту к 8 марта.
3ч
Р е п е т и ц и я
с т и х о в ,
сценок, песен.
24.
март
Открытки-самоделки «8 марта»
1ч
Занятие-мастерская
25.
март
Концерт "Леди Совершенство"
1ч
Концерт
26.
апрель
Оформление выставки
и беседа
«Правила
дорожного
движения!
Скоро лето»
1ч
Выставка и беседа
27.
апрель
Разработка проекта "Кем я хочу стать
в будущем."
2ч
(1погру-
жение
+1защита
)
Занятие
в
класс е
и
работа дома.
28.
апрель
Экскурсия на хлебозавод
1ч
Экскурсия
29.
апрель
Трудовой десант «Мусор нам мешает!»
(уборка
спортивной
площадки
от
мусора)
1ч
Трудовой
де сант
н а
спортивную площадку
30.
апрель
Поездка
в
с.Лычково
к
памятнику
ленинградским детям.
4ч
Выездная экскурсия.
31.
май
Подарок воину. Праздничная
открытка ко Дню Победы.
1ч
Занятие-мастерская
32.
май
Просмотр и обсуждение фильма
ко дню Победы "Девочка ищет
отца" с возложением цветов к
памятнику выпускникам и
педагогам школы.
2ч
Диспут
33.
май
Санитарный день в кабинете,
уход за растениями
1ч
Уборка в классе
34.
май
Конкурс рисунков «Наши добрые
дела».
Итоговое занятие, планы на
следующий год. Награждение.
1ч
Занятие
с
элементами
шоу.
35.
май
День
именинника
(че ст вован и е,
вручение подарков)
2ч
Ц е н т р
н а р о д н о г о
т в о р ч е с т в а ,
я р к о е
представление
36.
май
Поход на оз.Мосылинское
4ч
Поход
37.
В течение
года
Т е м а т и ч е с к и е
п о с и д е л к и
в
краеведческом музее.
3ч
Познавательное
мероприятие в
краеведческом музее.
38.
В течение
года
Посещение выездных выставок,
проходящих в краеведческом музее.
3ч
Познавательное
м е р о п р и я т и е
в
краеведческом музее.
Диагностирование личностных качеств
Изучение сформированности личностных качеств можно
проводить, используя
диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.
Основные отношения
Показатели
воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до
нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1 .
О т н о ш е н и е
к
родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному
отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под
руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2.
Гордость
за
свою
страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества,
рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении
старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3.
Служение
своими
силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует
других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при
организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4.
Забота
о
своей
школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не
испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5.
Познавательная
активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6 .
С т р е м л е н и е
ре а лизоват ь
с в о и
интеллектуальные
способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает
товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной
деятельности участвует при наличии побуждения со стороны
учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8.
Организованность
в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,
аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно,
аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под
контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует
творчество в труде
товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с
интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе,
организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и
творчество не проявляет.
10.
Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и
побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
1 1 .
Б е р е ж н о е
о т н о ш е н и е
к
результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует
других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному
имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного
имущества.
1 2 .
О с о з н а н и е
значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и
помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при
выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13.
Ува ж и т е л ь н о е
отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к
ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14.
Д руже л ю б н о е
о т н о ш е н и е
к
сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к
сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны
товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и
настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия
контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
1 6 .
Ч е с т н о с т ь
в
о т н о ш е н и я х
с
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит
проявления лжи и обмана со стороны других
т о в а р и щ а м и
и
взрослыми
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17.
Развитая
добрая
воля
3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее,
поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой
воли сверстников;
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях,
нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18.
Самоуважение,
соблюдение
правил
культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует
этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не
заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность
и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует
этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20.
Требовательность
к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в
хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших
делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в
хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных
поступках.
Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, актив класса.
Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.
доброжелательный, толерантный, умеющий слушать и слышать партнера,
умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих;
готовый самостоятельно действовать, помогать окружающему миру;
Анализ
психологических
и
нравственных
качеств
ребенка,
отслеживаемых
по
данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект
ее
становления.
Содержательная
сторона,
направленность
действий
и
поступков
характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей
диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель может моделировать
воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы
к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
Список использованной литературы:
1.
Григорьев
Д.В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический
конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
2.
Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М.: Просвещение, 2010.
3.
Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.