Автор: Гоголева Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 15
Населённый пункт: Нижегородская обд., Кулебаки
Наименование материала: консультацмя
Тема: " Театр в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Театр в детском саду»
Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для
раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, а также
различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической
и
диалогической
речи,
и
это
повышает
коммуникативные
навыки
малышей. Театрализация предполагает:
работу над выразительностью реплик персонажей;
расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с
профессиями, животными, явлениями природы);
стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе
игры;
формирование социальных навыков поведения;
приобщение дошкольников к чтению;
развитие режиссёрских навыков;
воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития
характера персонажа.
Как организовать театральный уголок в детском саду
Уголок
театрализации
-
это
часть
развивающей
среды
в
оснащении
группы,
призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы
продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В
стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые
персонажи для фланелеграфа;
ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая
выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани,
картона, бумаги и т. д.);
маски;
костюмы;
книги;
фонотека;
стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение
театрального
уголка
—
обеспечить
условия
для
полноценной
работы,
связанной
с
театрализацией. Но
в
каждой
возрастной
группе
есть
свой
определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид
театра.
1.
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы
создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из
полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются
пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять
движениями собственных пальчиков.
2.
Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными
игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов,
цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача
— тренировать координацию, мелкую моторику.
3.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся
работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой
посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и
декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы
кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования,
работать над развитием координации, мелкой моторикой.
4.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в
движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена
игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные
эмоции.
5.
Подготовительная к школе группа. Работа в качестве актёра костюмированного
театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя,
повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых
дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным
реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и
платковыми куклами.
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной
постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных
кукол
использовать
для
организационной
части
какого-либо
занятия
со
старшими
дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны
уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
пальчиковый театр (этюды на руках);
настольный театр (различные виды);
театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
пальчиковый театр (этюды на руках);
настольный театр (различные виды);
кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
пальчиковый театр (этюды на руках);
куклы перчатки (пластические этюды на руках);
куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
пальчиковый театр (этюды на руках);
куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
куклы-марионетки (постановка этюдов);
ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Где разместить театральный уголок
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено,
выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает
довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в
комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки
можно
организовать
единый
художественно-творческий
уголок.
При
этом
нельзя
забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими
и для театрализации);
сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-
воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы,
времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с
использованием атрибутов театрального уголка);
эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть
чистыми и опрятными).
Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с
полками, на которых можно располагать материалы и кукол.
Как оформить театральный уголок
Необходимо
продумать
не
только
содержательную
сторону
наполнения
(какие
куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы
могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и
полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь
детей.
Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями
документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
тренировке памяти, процессов мышления;
выработке социально-культурных и познавательных навыков;
речевому и физическому развитию;
воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.
Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:
1.
Название дошкольного образовательного учреждения.
2.
Название группы и уголка.
3.
Авторы-оформители.
4.
Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и
костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по
усмотрению методического совета детского сада:
o
костюмерная;
o
гримёрная;
o
мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов;
o
зона для зрителей;
o
книги, аудио- и видеоматериалы;
o
ширма;
o
шкаф для хранения кукол;
o
участок, представляющий результативность работы группы в области
театрализации.
5.
Наполнение каждой зоны.
6.
Возраст детей.
7.
Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для
группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами
будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового
театра — вполне посильной.
8.
Методические
рекомендации.
Указания,
касающиеся
регулярности,
с
которой
нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а
также продолжительности занятий (в старшей группе 20–25 минут). Кроме того,
перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной
возрастной
группы,
список
упражнений
для
развития
навыков
театрального
мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).
Примеры названий театрального уголка
Правильное оформление уголка включает уместно подобранное название. Оно
необязательно должно перекликаться с названием группы, достаточно того, чтобы
отражало соответствующую деятельность:
«Группа … представляет»;
«Сказочный остров»;
«Театралы»;
«Бабушкины сказки»;
«И снова сказка нас зовёт»;
«Сказка».
Работа в театральном уголке
Деятельность,
связанная
с
театрализацией,
в
детском
саду
реализуется
несколькими видами игровой активности:
1.
Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа
интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже
очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости,
марионетки).
2.
Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол.
Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и
жесты для вхождения в образ героя.
3.
Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами.
Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за
ширмы или с персонажем в руках.
4.
Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная
деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой
сложной разновидностью игры.
Театральный
уголок,
в
котором
есть
всё
необходимое
для
соответствующей
деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих
способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной
программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только
исследовать
окружающий
мир,
но
и
учиться
жить
с
ним
в
согласии.
Кроме
того,
театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и
для их личностного роста - а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.