Автор: Козлова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 детский сад
Населённый пункт: Владимирская область, Собинский район, город Лакинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным
грамматически неправильным детским словам?
Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука
другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость»
вместо «сырость».
Необходимо
поправлять
неправильное
произнесение
ребенком
звуков. Чем
раньше
слово,
употребляемое
в
несоответствующей
форме,
попадает
в
лексикон
ребенка,
тем
сложнее
в
дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют
искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и
не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые
в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же,
мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить
при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное
слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же
поправить
ребенка:
«Так
не
говорят,
ты
ошибся.
Нужно
сказать…»
Вы
должны
очень
четко
произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.
Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для
ребенка формы.
К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует
одну
стандартную
форму
глагола.
Исследователи
детской
речи
отметили,
что
когда
ребенок
усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на
другие.
* Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.
Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.
Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и
сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь
мало стулов».
Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени
прилагательных.
Вообще,
следует
отметить,
что
речь
детей
бедна
прилагательными.
Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для
непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с
предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с
которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой,
добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над
ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам
доверие.
Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький,
круглый, синий, шершавый, гладкий
и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).
Желаем успехов!