Напоминание

"Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"


Автор: Козлова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 детский сад
Населённый пункт: Владимирская область, Собинский район, город Лакинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным

грамматически неправильным детским словам?

Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука

другим. К примеру, при освоении произнесения звука (ш) ребенок заменяет им звук (с): «ширость»

вместо «сырость».

Необходимо

поправлять

неправильное

произнесение

ребенком

звуков. Чем

раньше

слово,

употребляемое

в

несоответствующей

форме,

попадает

в

лексикон

ребенка,

тем

сложнее

в

дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют

искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и

не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые

в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же,

мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить

при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное

слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же

поправить

ребенка:

«Так

не

говорят,

ты

ошибся.

Нужно

сказать…»

Вы

должны

очень

четко

произнести слово и попросить ребенка повторить его вслед за вами.

Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для

ребенка формы.

К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует

одну

стандартную

форму

глагола.

Исследователи

детской

речи

отметили,

что

когда

ребенок

усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на

другие.

* Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам.

Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.

Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и

сделаем поезд», - предлагает четырехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь

мало стулов».

Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени

прилагательных.

Вообще,

следует

отметить,

что

речь

детей

бедна

прилагательными.

Прилагательные составляют всего 3- 4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для

непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с

предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с

которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой,

добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над

ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам

доверие.

Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам и качествам предметов (большой, маленький,

круглый, синий, шершавый, гладкий

и т. д.) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

Желаем успехов!



В раздел образования