Автор: Асабина Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 г. Белебея, Республики Башкортостан
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Белебей
Наименование материала: статья
Тема: формирование школьного хореографического коллектива
Раздел: дополнительное образование
Тема: Формирование школьного хореографического
коллектива
Не важно, какими путями пришел человек в хореографию, главное, чтобы в его
душе жила любовь к искусству, чтобы он чувствовал танец и умел передавать
это ощущение зрителю
Школьный
хореографический
коллектив
является
действительным
средством эстетического воспитания подрастающего поколения, учитель должен
направить
свою
деятельность
на
развитие
способностей
у
воспитанников
воспринимать,
чувствовать
и
понимать
прекрасное,
творчески
самостоятельно
действовать, приобщаясь тем самым к художественным ценностям.
Готовясь
к
работе
с
детским
коллективом,
руководитель
должен
четко
представлять его цель и задачи, которые сводятся к профессиональному и общему
развитию ребенка.
Приобщение к искусству танца в широком смысле включает ознакомление
детей с классикой танца, с самобытностью национальных танцев, с музыкально
-ритмическим складом мелодий.
С
профессиональной
точки
зрения
хореография
учит
детей
красоте,
и
выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу,
выносливость,
легкость,
смелость.
А
также,
благодаря
систематическому
образованию и воспитанию, приобретается танцевальная культура, развиваются
музыкальные
способности,
что
помогают
более
тонкому
восприятию
профессионального искусства и всего прекрасного.
Работая над профессиональными качествами кружковцев, руководитель не
должен забывать об общем развитием личности ребенка. Чередование различных
заданий,
видов
танцевальной
деятельности
требует
от
детей
внимания,
сообразительности,
быстрой
реакции,
организованности,
проявления
волевых
усилий, что не может не влиять на общую культуру поведения.
Танец,
волнуя
исполнителей,
вызывает
яркие
эмоциональные
реакции,
формирует
способность
чувствовать
характер,
сопереживать
и
проявлять
свое
отношение,
отличать
хорошее
от
плохого,
доброе
от
злого.
Все
это
создает
необходимые
условия
для
воспитания
нравственных
качеств
участников
коллектива.
Необходимо учитывать и познавательное значение танцевального искусства,
так как в нем отложены жизненные явления, характеры и образы, обогащающие
ребенка новыми представлениями и знаниями.
Хореографический коллектив должен стать хорошей школой общения, где
закладываются
основы
дружбы,
взаимопонимания,
взаимовыручки,
ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать
радость коллективного труда.
Руководителю
необходимо
понимать,
что
занятия
в
танцевальном
коллективе
направлены
не
только
на
создание
пластического
образа
или
хореографического
произведения,
но
и
являются
источником
формирования
личности.
1
I этап: Формирование коллектива
Поведение личности в коллективе во многом определяют интересы, мотивы.
На
начальной
стадии
формирования
коллектива,
когда
еще
нет
крепкой
связи между членами группы, целью является «научиться танцевать», но нужно
помнить, что у некоторых участников могут быть и другие мотивы прихода в
коллектив: «интересно провести свободное время», «стремление к общению со
сверстниками»
или
просто
«пришла
с
подругой».
Знание
мотивов
позволит
руководителю правильно определить цель деятельности и воспитательные задачи,
все
это
поможет
найти
форму
коллектива
и
избежать
усредненного
педагогического воздействия на участников.
Работа
коллектива
начинается
с
записи
детей
в
коллектив.
Практикой
доказано, что целесообразно принимать с первого класса. В этом возрасте ребенок
физически
крепнет,
становится
наиболее
подвижным,
у
него
хорошая
координация в ходьбе, беге, прыжках, появляются элементы творчества во всех
видах детской деятельности.
При
создании
коллектива
необходимо
обратить
внимание
н а
организационные
моменты.
Рекомендуется
в
период
записи
детей
активно
использовать выступление перед родителями. Встречаясь с родителями, следует
рассказать
о
хореографическом
искусстве,
подчеркнуть
его
комплексное
воздействие на ребенка: физическое, эстетическое, нравственное.
Необходимо
ознакомить
родителей
с
основными
целями,
задачами
и
перспективами создаваемого коллектива. Дети записываются только при наличии
справки о состоянии здоровья, заверенной врачом.
Группы формируются по возрасту: 6-8 лет - младшая, 9 - 11 лет - средняя, 12 - 16
лет - старшая.
В
период
записи
производится
просмотр
детей,
где
проверяется
музыкальный слух, координация, умение импровизировать, а также физические
данные (шаг, прыжок, «выворотность», гибкость и т. д.).
На первом этапе решаются такие воспитательные задачи, как формирование
навыков культуры поведения, дисциплинированности. Работая в коллективе, живя
его интересами, участники развивают у себя чувство ответственности за общее
дело,
коллективизм.
Занятия
помогают
некоторым
из
них
выявлять
свои
организаторские, педагогические, творческие и другие способности.
Специфика воспитания в школьном хореографическом коллективе состоит в
том, что оно развивается в соответствии с этапами развития коллектива.
На
первом
этапе
воспитание
участников
единолично
осуществляет
руководитель. Его основные функции:
- исполнительско - организационная;
- воспитательная;
- функция планирования;
- учебно - педагогическая;
- функция психологического руководства.
Огромное
значение
имеет
первое
занятие.
Здесь
руководитель
знакомит
участников коллектива с основными правилами поведения в танцевальном классе,
рассказывает о внешнем виде и гигиене танцора, вводит в мир танца. Атмосфера
первого занятия, его празднично - рабочее настроение должны стать хорошим
2
стартом для всего учебно воспитательного процесса.
Желательно посещать с участниками концерты, спектакли с последующим
обсуждением.
Это
способствует
повышению
уровня
культуры.
Результаты
и
общественные поручения должны усложняться по мере развития коллектива. На
первом этапе это может быть подбор костюмов, подготовка сцены, выбор грима,
прически и т. д.
Методы
воспитания
начальной
стадии
формирования
школьного
танцевального коллектива - убеждение, беседа, ответы руководителя на вопросы
участника. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей членов коллектива, а его содержание и форма - соответствовать
уровню развития личности.
Личность
представляет
собой
совокупность
общественных
отношений,
и
поэтому успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывают удовлетворение
личности ребенка своей деятельностью. Метод поощрения побуждает к действию,
дает толчок к мысли, чувству.
Поощрение
представляет
собой
способ
выражения
общественной
положительной
оценки
поведения
и
деятельности
отдельного
участника
или
коллектива в целом. Именно в общественном признании образа действия члена
коллектива
и
заключается
его
стимулирующая
роль.
Успехи,
замеченные
и
поощряемые
другими,
вызываю!
у
личности
удовлетворение,
так
как
человек
испытывает уверенность в свих силах, подъем духа, всплеск энергии.
Таким
образом,
первый
этап
формирования
и
развития
школьного
танцевального коллектива невозможен без знания характеристик кружковцев, их
индивидуально — психологических различий и мотивации их деятельности, так
как
именно
их
личностными
качествами
определяется
положение
личности
в
коллективе.
Дифференцированный
подход
дает
возможность
индивидуализировать
воспитательную работу и тем самым повысит её эффективность.
Программа педагогической деятельности руководителя строится поэтапно.
Первый
этап
формирования
и
развития
школьного
хореографического
коллектива можно определить как ценностно - ориентированный.
Система
воспитания
на
этом
этапе
должна
обеспечивать
удовлетворение
интересов и потребностей различных групп участников.
Руководитель
школьного
танцевального
коллектива
может
широко
использовать разнообразный материал. Знакомство с
основными
элементами
классического,
народного,
историке
-
бытового
и
современного
танца
способствует
приобретению в процессе
занятий специальных
навыков
воспитывает благородство и изящество исполнения движений, формирует общую
культуру.
Эффективны
методы
вовлечения
в
деятельность,
убеждения
и
поощрения, а форма - организация широкого общения участников между собой и с
руководителем.
II этап: от формирования к развитию
3
хореографического
коллектива
Второй этап формирования развития школьного танцевального коллектива
можно
определить
как
этап
развития
инициативности
и
самодеятельности.
В
процессе
занятий
в
коллективе
есть
возможность
корректировать
движение
мотивов
прихода
в
коллектив.
Первоначально
они
порой
неосознанны
участниками, а позднее на первый план выдвигаются такие мотивы, как: «так как
танец — мое любимое занятие, хочу получить более серьезные знания в этой
области»,
но
ведущими
остаются
мотивы:
«желание
интересно
провести
свободное время» и «выступать на сцене».
На этом этапе выделяются три типовых группы участников.
Приход
в
коллектив
первых
случаен,
у
вторых
интерес
к
хореографии
сугубо
личный.
Третья
группа
участников
желает
серьезно
заниматься
хореографий, заниматься в коллективе, приносить пользу окружающим. На этом
этапе
в
проце ссе
занятий
сглаживаются
границы
разного
у р о вн я
подготовленности.
Некоторые
члены
коллектива,
имевшие
незначительные
навыки в хореографии, в силу своего упорства могут подняться до уровня более
опытных участников.
В
процессе
развития
коллектива,
когда
его
члены
приобретают
определенные
навыки,
знания,
когда
происходит
восприятие
общей
цели
как
общественно
и
личностно
значимой,
особый
упор
должен
делаться
на
организацию
самовоспитания
каждого,
на
умение
осознать
достоинство
и
недостатки
как
свои,
так
и
товарищей
по
коллективу,
то
есть
формируется
самовоспитание.
Взаимопонимание
осуществляется
в
общении
участников
и
руководителей
друг
с
другом,
в
выработке
общих
норм
поведения,
этики
взаимоотношений,
взаимоконтроле
за
дисциплиной,
умении
подчинять
свои
личные интересы общественным. Так занимающиеся в коллективе со времени её
основания оказывают влияние на новичков, вводя их в жизнь коллектива, знакомя с
его уже сложившимися правилами и традициями. В свою очередь, и новички,
освоившись, также начинают выступать субъектами воспитания по отношению к
«старым» участникам. И в этом суть развития коллектива.
На
этом
этапе,
когда
уже
сформирован
основной
состав,
участники
приобрели
некоторые
знания,
опыт
и
навыки,
могут
возникнуть
конфликты между руководителем и участниками, обусловленные несоответствием
индивидуально - психологических качеств руководителя в сфере его
деятельности или его творческой несостоятельностью. Если на ранних этапах
деятельности участников удовлетворяют примитивное решение постановки, так
как
с
более
сложным
они справиться не могут, то с приобретением навыков
исполнительства, определенных знаний
в
области
хореографии
им
становятся неинтересны предлагаемые установки. Если руководитель не
в состоянии создавать оригинальные произведения,
формировать
интересный
репертуар,
возникают
конфликтные ситуации.
Руководитель
—
основной
организатор
учебно
-
воспитательного процесса.
От
его
преданности
избранному делу, его таланта, изобретательности и знаний записи I успех 15 деле
воспитания личности ребенка. Педагог, работающий с детьми,
должен
обладать
чувством предельной деятельности к себе. Каждое произнесенное слово, каждый
взгляд, любая интонация и даже манера двигаться -все имеет значение. Общение
4
должно быть построено на уважении, взаимной симпатии и взаимном интересе.
На
втором
папе
развития
коллектива
поощрение
является
оценка
деятельности участников руководи гелем. Поощрением коллектива - награждение
грамотами
и
дипломами.
Таким
образом,
достижению
педагогической
цели
данного
этапа
формирования
школьного
хореографического
коллектива
-развитию
инициативности
и
самодеятельности
-
способствует
приобщение
участников к созданию отдельных движений, этюдов, танцев.
Заключение
Важным
условием
совершенствования
воспитательной
работы
в
хореографических
коллективах
является
непрерывность
и
систематичность
её
организации. Поэтому программу педагогической деятельности следует строить
поэтапно, осуществляя па каждом последовательное педагогическое воздействие.
Основные этапы формирования школьного коллектива:
- ценностно - ориентационный;
- развитие инициативности и самодеятельности;
- превращение участника коллектива в субъект самовоспитания;
-
превращение руководимой деятельности в осознанно направленный
процесс сотворчества с руководителем коллектива.
Для
развития
личности
наиболее
важным
является
целенаправленное
руководство
межличностными
отношениями
в
коллективе,
представляющими
сложную
структуру
и
оказывающими
значительное
влияние
на
формирование
личностных
качеств
участников.
Нарушение
этих
требований
становится
причиной
конфликтных
ситуаций
и
конфликтов,
своевременное
разрешение
которых необходимо для сохранения жизнеспособного коллектива.
Последовательная
система
развития
личности
немыслима
без
учета
возрастной специфики, зрелости сознания, без углубления содержания, изменения
стиля
своего
воспитательного
процесса
в
соответствии
с
качественно
изменяющимся составом коллектива.
В
основе
педагогического
мастерства
лежит
глубокое
овладение
теоретическими
знаниями,
вдумчивое
и
старательное
отношение
к
делу
воспитания,
творческое
усвоение
лучших
образцов
во спитательной
деятельности.
Для
практической
педагогической
деятельности
одинаково
нужны
теоретические знания, умения и талант.
Теоретические
знания
приобретаются,
а
умения
вырабатываются,
прежде
всего, личным опытом, но и талант - качество прирожденное - совершенствуется
в процессе педагогической практики.
5