Автор: Негрозова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №56"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час на тему"Дружба"
Раздел: начальное образование
Классный час на тему: «Дружба».
Цель:
1.Дать понятие дружбы.
2.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни
человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3.Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять
радости и печали.
4.Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
5.Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие «дружба»,
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
- приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к
другу и уметь доверять ему.
Оборудование: Компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, в
виде презентации ,компьютер, экран, , клипы на песню“Дружба крепкая”, “О
дружбе”.
На столах у детей разноцветные ладошки из цветной бумаги.
Листы с распечатанной памяткой для друзей. Белые голуби из альбомного листа
( подарок другу).
Ход классного часа.
-Ребята, к нам на классный час пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Улыбнитесь
нашим гостям и друг другу. С каким настроением мы начинаем наше занятие,
поделитесь со мной. Спасибо. Я надеюсь, что такое же настроение у вас будет и в
конце нашего классного часа. (Слайд)
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы сейчас узнаете.
Я попрошу вас составить слово из букв, которые находятся перед вами на доске:
рдубаж (Слайд )
-Ой, что это произошло с компьютером? Может вирус какой-нибудь? А, нет, это
проделки кого? ( Старухи Шапокляк)
- Кто может разгадать тему нашего занятия? (Дружба)
- Дружба – это тема сегодняшнего занятия. (Слайд)
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли
поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ
Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг
и постараемся сформулировать правила дружбы.
Этап осмысления. Фронтальная работа
Учитель: - Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство.
Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно
закончатся, а дружба остается навсегда.
Как вы, ребята, понимаете, что такое дружба “ДРУЖБА”, Зачем она нужна людям?
(высказывания детей).
Учитель: Давайте уточним значение слова «дружба».
Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю
Ожегова. В нём можно найти: (определение читает ученик)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов. (Слайд)
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим
понятием:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Детские писатели и поэты писали и пишут очень много произведений о дружбе.
Посмотрите на нашу выставку книг. Это только часть тех книг, которые имеются в
нашей школьной библиотеке. Посетите её и обязательно возьмите и почитайте книги
на данную тему.
Учитель: Ребята, у кого есть друг, поднимите руку? Наверное, у всех.
Учитель: Какие они – ваши друзья? Какими качествами обладают? Кто хочет
рассказать о своём друге? (Рассказы детей) (Слайд)
(Иванов Данил, Харитонова Ксюша)
Учитель: А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя
назвать настоящим другом и почему. ( Мореплавцев Артём)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ребята, а вы бы хотели иметь такого друга? Почему?
Учитель: Как вы думаете, может ли дружба распасться? И по каким причинам?
Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и
радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А для чего нужны друзья? ( Ответы детей)
Послушайте стихотворение (Николаева Катя и Зинова Саша)
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете.
Для хороших славных дел.
Ну,с такими друзьями и отдохнуть мы не прочь. Давайте встанем и немного
отдохнём. (Девочки - помощницы у доски) Физкультминутка
- Да, ребята, с другом можно столько хороших и полезных дел сделать. Чего далеко
ходить, вспомните сказку Э.Успенского про Крокодила Гену и Чебурашку. Сколько
полезных дел они сделали. Помните, как строили домик для друзей? (Слайд)
А теперь они просят нас озеленить территорию около домика. Нам нужно посадить
дерево Дружбы. Но это дерево будет непростое.
Мы поработаем в группах.
Послушайте задание. У каждой группы на столе лежат ладошки.
- Выберите из слов, записанных на листе и запишите на ладошках, которые лежат у
вас на столе, четыре самых важных слова, которыми можно охарактеризовать
настоящего друга (на каждой ладошке одно качество).
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
Учитель: Итак, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
На листе у каждой из групп:
добрый, вежливый, честный,
щедрый, сильный, внимательный,
заботливый, преданный, умеющий хранить секреты,
отзывчивый, трусливый, жадный,
хорошо учится, любезный, терпеливый,
льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
ленивый, строгий, общительный,
бескорыстный, трудолюбивый
Дети пишут.
(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву Дружбы и
называют качества необходимые для дружбы.)
- А сейчас вы будете зачитывать эти качества, и прикреплять их на доску.
- Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши
переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту
утешит и поддержит, окажет помощь.
- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом? (Мама) (Слайд)
-Да, вспомните пословицу: Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Мама - самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в
беде.
Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? (Слайд)
Животные - наши друзья.
Учитель: У кого дома есть четвероногий друг, поднимите руку?
Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать
настоящими друзьями. (Федотова Катя)
-Ребята, смотрите, опять появилась проказница старуха Шапокляк. Видать, что-то
задумала неладное? А я догадалась. Она добралась до героев мультфильмов и всех
рассорила. Нам срочно надо им помочь. Поиграем в игру «Кто с кем дружит»
- Отгадайте имена сказочных героев. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому
нужен?
1. Забавные бурундучки Чип и ... (... Дейл.)
2. Добрая Белоснежка и ... (семь гномов.)
3. Забавный Винни Пух и ... (Пятачок.)
4.Добрый Малыш и ... (Карлсон.)
6. Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка.)
Учитель: Ребята, а Чебурашка нам оставил задание. Давайте поработаем в парах.
На столах у вас лежат листы с надписью «Собери пословицу!» (Слайд)
Задание: собрать пословицы, записать на этом листе и объяснить, как вы её
понимаете.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь
Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (Слайд)
(Сигнальные карточки)
- Согласны?
Учитель. Молодцы, пословицы о дружбе вы хорошо знаете. А сможете ли вы
разобраться в сложившихся ситуациях? (работа в группах) (по рядам)
- на слайде написаны ситуации. Прочитайте, обсудите в группе. Представитель от
каждой группы выскажет мнение всей группы, остальные могут помогать.
Нравственные ситуации.
- Как ты поступишь?
1) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
2) Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
3) Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Вывод:
Только
взаимная
помощь
в
учебе,
труде,
взаимная
выручка
и
поддержка
в
преодолении
встречающихся
трудностей
в
учении
и
делах
будет
содействовать
укреплению
товарищеских
отношений.
Вы,
ребята,
должны
знать,
что
не
стоит
спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить
своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в
мелочах, в повседневных отношениях.
Составление “Правил дружбы”.
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом,
обсудили пословицы, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте
сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с
вашим другом.
Правила Друзей. (Памятка) (Слайд)
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду,
помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с
другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе
самое лучшее.
Останови друга, если он делает что–то плохое. Хорошо дружить – значить
говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе
не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по
пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй
друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в
этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
- Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей,
будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе
настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во
взрослую жизнь.
-А знаете, какая птица является символом мира и дружбы? (Голубь)
Каждый из вас вырезал для друга бумажного голубя, и подарит его своему другу.
- Классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы,
чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
- Чтобы понять понравилось ли вам на занятии, отобразите свое настроение на
смайлике. (Слайд )