Автор: Жаркова Надежда Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 77
Населённый пункт: Г. Томск , Томская область .
Наименование материала: Статья
Тема: "Математическое развитие посредством дидактических игр с младшими дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
«Математическое развитие младших дошкольников
через дидактические игры»
Проблема обучения математике в современной жизни
приобретает все большее значение. Это объясняется бурным развитием
математической науки и проникновением в различные области знаний.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом, " она
приводит в порядок ум ", т. к. наилучшим образом формирует приемы
мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Математика
помогает развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует
настойчивость , терпение, творческий потенциал личности ,Важно
,чтобы ребенок становился человеком думающим, имеющим
собственное мнение . Дети среднего возраста испытывают небольшие
трудности при овладении математическими представлениями.
Большинству детей присуще глобальное восприятие величины, им
сложно выделить в предметах отдельные предметы: длину, ширину,
высоту, толщину, правильно показать их и словесно обозначить, т. как
глазомер у них еще недостаточно развит и обследовательскими
способами действий они не владеют. Это требует поиска эффективных
средств, для развития математических представлений. На мой взгляд,
именно , дидактические игры могут стать этим средством. Благодаря
играм можно сконцентрировать внимание и организовать даже самых
не собранных детей. Сначала их увлекают только игровые действия, а
затем и то , чему учит игра. Дидактическая игра - это любые действия с
учебным материалом, и не игровой прием на обязательном учебном
занятии. Это полноценная и достаточно содержательная для детей
деятельность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные
педагогические задачи и игровой форме, наиболее доступной и
привлекательной для детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить
нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно
поддерживая, сохраняя, положительное отношение к математическому
заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребенка
приковано к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает
трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в
новую для него обстановку.
Дидактическая игра будит детское воображение, создает
приподнятое настроение, так как она доступна ребёнку и интересна.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют
его деятельность, обеспечивают решение задач, связанных с развитием
произвольного внимания, памяти и формирование способности
сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Важно, чтобы
ребенок становился человеком думающим, имеющим собственное
мнение.
Мышление детей среднего дошкольного возраста ( 4 - 5 года )
позволяет им использовать речь, называть знакомые вещи, выделять те
отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его
внимание взрослые ( цвет, размер, большой, маленький ). Однако
характерными для их мышления остаются "практические пробы "
руками (наглядно - действенное мышление). Поэтому я, в основном,
использую игры, в которых дети непосредственно действуют с
игровыми пособиями и предметами ("цветные ленточки" - знакомство с
понятиями короткий, длинный, узкий, широкий; " Разноцветные шары
", " Геометрические фигуры ", " Шнуровки " и др.). При выявлении
математических свойств, проводиться на основе сравнения предметов,
характеризующихся противоположными свойствами. Использую
предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые
знакомы детям, без лишних деталей, и различаются не более чем 1-2
признаками. точности восприятия использую движения, обведения
рукой модели геометрической фигуры ( по контуру ), это помогает
детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем,
широкой полоски, ленточки ( при сравнении по длине)- установить
соотношение предметов именно по данному признаку. В дидактической
игре сочетаю умственную задачу с активными действиями и
движениями детей, благодаря чему решение поставленных задач
осуществляется без перегрузки и напряжения ( игры " Транспорт", "
Поездка на автобусе "), при этом правила объясняю по ходу самой игры
. Для развития у детей интереса к познанию использую разнообразные
сюжеты, тогда занятие превращается в увлекательную сказку, в которой
дети помогают ёжику( игры " Прогулка в лесу", " Полотенце для Кати ",
" Домик Мишки"), мирят поссорившиеся геометрические фигуры и
отправляются с ними в путешествие ( " Блоки Дьениша", " Палочки
Кюизера" и т. д. )
В математике главное - логически рассуждать, находить скрытые
для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и т. д.
Именно поэтому , начинаю не со счета, а с понимания математических
отношений : больше, меньше , поровну. Для этого провожу игры: "
Ягоды для мишки ", - игры направленные на сравнение групп
предметов, на основе составления пар. " Кто быстрее ", " Прогулка по
лесу ", " Разноцветные дорожки "- длина, ширина и т.д. Начиная с
самых первых занятий, предлагаю детям задания, способствующие
развитию творческого мышления . Такой подход раскрепощает детей,
снимает страх перед ошибкой. Однако речь детей младшего
дошкольного возраста не достаточно развита, чтобы объяснить свой
выбор, здесь им необходима помощь педагога. С большим интересом
дети принимают игры, основанные на внесении, например "Магазин ",
" Куклы пришли в гости ", " Поездка на дачу ", " Транспорт ". В этих
играх дети играют определённые роли. Роль увлекает их, а увлеченные
игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя
решают дидактическую задачу. Для активизации мыслительной
деятельности использую следующие приемы:
- доступная мотивация дидактических игр, формирование
интереса, положительного отношения к содержанию;
- опора на имеющийся опыт детей;
- применение средств активизации речевой деятельности;
- приемы сравнения, обобщения;
- творческий характер некоторых заданий.
Особую роль в организации игры я придаю характеру
взаимодействия взрослого и ребенка. В общении с детьми не допускаю
надзирательный тон, одностороннюю беседу, когда взрослый, в силу
своего возрастного и образовательного статуса, занимает позицию над
ребёнком, поучает. Считаю научить ребенка не бояться ошибок,
проявлять упорство в преодолении трудностей и т. д.
Роль педагога - умело и незаметно подводить ребенка к
значимому для него результату. Учитывая индивидуальные
способности своих воспитанников, при выполнении заданий я
предоставляю больше самостоятельности быстрым и активным детям.
Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального
благополучия ребенка, отсутствие у них страха, перед неудачей.
Поэтому необходимым условием работы с детьми является создание
атмосферы доброжелательности, ситуации успеха, положительная
оценка, подкрепляющая стремление ребенка, что- то сделать или
узнать, что-то новое.
Список литературы:
1.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1955.
2.БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. -
М.:Просвещение,1991.
3.ПетерсонЛ.Г.Практический курс математики для дошкольников:
методические рекомендации-М.,2012.
4.Богуславская З.М. Психологические особенности
познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической
игры. - М.,1966.