Напоминание

"Математическое развитие посредством дидактических игр с младшими дошкольниками"


Автор: Жаркова Надежда Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 77
Населённый пункт: Г. Томск , Томская область .
Наименование материала: Статья
Тема: "Математическое развитие посредством дидактических игр с младшими дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Математическое развитие младших дошкольников

через дидактические игры»

Проблема обучения математике в современной жизни

приобретает все большее значение. Это объясняется бурным развитием

математической науки и проникновением в различные области знаний.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом, " она

приводит в порядок ум ", т. к. наилучшим образом формирует приемы

мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Математика

помогает развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует

настойчивость , терпение, творческий потенциал личности ,Важно

,чтобы ребенок становился человеком думающим, имеющим

собственное мнение . Дети среднего возраста испытывают небольшие

трудности при овладении математическими представлениями.

Большинству детей присуще глобальное восприятие величины, им

сложно выделить в предметах отдельные предметы: длину, ширину,

высоту, толщину, правильно показать их и словесно обозначить, т. как

глазомер у них еще недостаточно развит и обследовательскими

способами действий они не владеют. Это требует поиска эффективных

средств, для развития математических представлений. На мой взгляд,

именно , дидактические игры могут стать этим средством. Благодаря

играм можно сконцентрировать внимание и организовать даже самых

не собранных детей. Сначала их увлекают только игровые действия, а

затем и то , чему учит игра. Дидактическая игра - это любые действия с

учебным материалом, и не игровой прием на обязательном учебном

занятии. Это полноценная и достаточно содержательная для детей

деятельность.

Дидактическая игра дает возможность решать различные

педагогические задачи и игровой форме, наиболее доступной и

привлекательной для детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить

нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно

поддерживая, сохраняя, положительное отношение к математическому

заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребенка

приковано к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает

трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в

новую для него обстановку.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает

приподнятое настроение, так как она доступна ребёнку и интересна.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют

его деятельность, обеспечивают решение задач, связанных с развитием

произвольного внимания, памяти и формирование способности

сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Важно, чтобы

ребенок становился человеком думающим, имеющим собственное

мнение.

Мышление детей среднего дошкольного возраста ( 4 - 5 года )

позволяет им использовать речь, называть знакомые вещи, выделять те

отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его

внимание взрослые ( цвет, размер, большой, маленький ). Однако

характерными для их мышления остаются "практические пробы "

руками (наглядно - действенное мышление). Поэтому я, в основном,

использую игры, в которых дети непосредственно действуют с

игровыми пособиями и предметами ("цветные ленточки" - знакомство с

понятиями короткий, длинный, узкий, широкий; " Разноцветные шары

", " Геометрические фигуры ", " Шнуровки " и др.). При выявлении

математических свойств, проводиться на основе сравнения предметов,

характеризующихся противоположными свойствами. Использую

предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые

знакомы детям, без лишних деталей, и различаются не более чем 1-2

признаками. точности восприятия использую движения, обведения

рукой модели геометрической фигуры ( по контуру ), это помогает

детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем,

широкой полоски, ленточки ( при сравнении по длине)- установить

соотношение предметов именно по данному признаку. В дидактической

игре сочетаю умственную задачу с активными действиями и

движениями детей, благодаря чему решение поставленных задач

осуществляется без перегрузки и напряжения ( игры " Транспорт", "

Поездка на автобусе "), при этом правила объясняю по ходу самой игры

. Для развития у детей интереса к познанию использую разнообразные

сюжеты, тогда занятие превращается в увлекательную сказку, в которой

дети помогают ёжику( игры " Прогулка в лесу", " Полотенце для Кати ",

" Домик Мишки"), мирят поссорившиеся геометрические фигуры и

отправляются с ними в путешествие ( " Блоки Дьениша", " Палочки

Кюизера" и т. д. )

В математике главное - логически рассуждать, находить скрытые

для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и т. д.

Именно поэтому , начинаю не со счета, а с понимания математических

отношений : больше, меньше , поровну. Для этого провожу игры: "

Ягоды для мишки ", - игры направленные на сравнение групп

предметов, на основе составления пар. " Кто быстрее ", " Прогулка по

лесу ", " Разноцветные дорожки "- длина, ширина и т.д. Начиная с

самых первых занятий, предлагаю детям задания, способствующие

развитию творческого мышления . Такой подход раскрепощает детей,

снимает страх перед ошибкой. Однако речь детей младшего

дошкольного возраста не достаточно развита, чтобы объяснить свой

выбор, здесь им необходима помощь педагога. С большим интересом

дети принимают игры, основанные на внесении, например "Магазин ",

" Куклы пришли в гости ", " Поездка на дачу ", " Транспорт ". В этих

играх дети играют определённые роли. Роль увлекает их, а увлеченные

игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя

решают дидактическую задачу. Для активизации мыслительной

деятельности использую следующие приемы:

- доступная мотивация дидактических игр, формирование

интереса, положительного отношения к содержанию;

- опора на имеющийся опыт детей;

- применение средств активизации речевой деятельности;

- приемы сравнения, обобщения;

- творческий характер некоторых заданий.

Особую роль в организации игры я придаю характеру

взаимодействия взрослого и ребенка. В общении с детьми не допускаю

надзирательный тон, одностороннюю беседу, когда взрослый, в силу

своего возрастного и образовательного статуса, занимает позицию над

ребёнком, поучает. Считаю научить ребенка не бояться ошибок,

проявлять упорство в преодолении трудностей и т. д.

Роль педагога - умело и незаметно подводить ребенка к

значимому для него результату. Учитывая индивидуальные

способности своих воспитанников, при выполнении заданий я

предоставляю больше самостоятельности быстрым и активным детям.

Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального

благополучия ребенка, отсутствие у них страха, перед неудачей.

Поэтому необходимым условием работы с детьми является создание

атмосферы доброжелательности, ситуации успеха, положительная

оценка, подкрепляющая стремление ребенка, что- то сделать или

узнать, что-то новое.

Список литературы:

1.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1955.

2.БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. -

М.:Просвещение,1991.

3.ПетерсонЛ.Г.Практический курс математики для дошкольников:

методические рекомендации-М.,2012.

4.Богуславская З.М. Психологические особенности

познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической

игры. - М.,1966.



В раздел образования