Автор: Корсакова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №18
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Роль пленэрной практики как средства развития профессиональных и личностных качеств учащихся»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
«Детская школа искусств №18»
«Роль пленэрной практики как средства развития
профессиональных и личностных качеств учащихся»
Автор: Корсакова Татьяна Васильевна
Новосибирск 2019
Неотъемлемой частью любой человеческой деятельности является
развитие. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий,
расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно
развивается.
Этот же процесс развития применим к любой человеческой деятельности,
в том числе и пленэру, который оказывает свои незаменимые услуги на уроках
живописи и станковой композиции в детской школе искусств: цветовое решение
в работах становится богаче, дети начинают понимать значение света, тона и
колорита в решении световоздушной среды. Закрепляются теоретические и
практические знания по художественным дисциплинам, полученных в процессе
обучения.
Помимо этого, одной из главных задач в школьном возрасте является
развитие интеллектуально-творческих способностей, коммуникабельности,
гибкости и глубины ума. Учащийся должен выступать по отношению к своей
работе одновременно как художник, как зритель и как критик. В конце периода
обучения ученик должен владеть основными навыками и операциями
творческого поиска. Заключительный этап, приходящийся на старшие классы
школы, должен быть посвящен развитию творческих способностей, как
целостного образования средствами изобразительного искусства.
Занятия по живописи, рисунку и композиции на пленэре направлены на
развитие у учащихся широкой пространственной ориентации, способности
воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а её
изображение - в двухмерном пространстве на плоскости. Учащиеся должны
уметь отображать в работах целостное восприятие натуры с учетом общего
тонового и цветового состояния освещённости, применять в этюдах метод
работы отношениями, сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и
насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб.
Изучение природы и рост профессионального мастерства являются глубоко
взаимосвязанными процессами в формировании личности ученика. В
результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел
новой творческой работы.
Во время прохождения практики, выполняя на пленэре зарисовки с натуры, а
также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения,
учащиеся закрепляют и развивают навыки живописной и графической техники
изобразительного творчества, композиционного решения изображения,
полученные на аудиторных занятиях.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность,
передавая при этом световоздушную перспективу и естественную
освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального
творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной
природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам
(рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для
дальнейшего развития этих навыков.
При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог
должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности
его психики. Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над
композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над
пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия,
плавности.
Занятия пленэром позволяют учащимся совершенствовать от года к году
профессиональные знания и умения, изучить свой родной край: его
растительный и животный мир, характерные особенности пейзажа, памятники
архитектуры.
На пленэре ребята сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных
необходимостью передавать большое пространство; изменчивостью освещения,
погодных условий; с неудобствами в организации рабочего места. Поэтому
проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и
четко организовано.
Характер занятий на пленэре должен быть личностно- ориентированным.
В процессе обучения учитель должен опираться на индивидуальные
особенности школьника, а для этого надо изучать личность каждого ученика,
его взаимоотношения с одноклассниками, родителями. Отношение к обучению
должно выражаться творческим взаимодействием учителя и ученика: обучение
должно протекать без принуждения, идея постановки трудной цели и внушение
уверенности её преодоления, самоанализ (индивидуальное и коллективное
подведение итогов деятельности учащихся), личностный подход к воспитанию,
сотрудничество с родителями. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в
том, чтобы помогать учиться. В занятиях пленэром важна педагогика
сотрудничества, которая предполагает хорошее знание индивидуальных
особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Работая, учитель
должен помнить о том, что внимание должно уделяться каждому ученику и
радоваться даже самому маленькому успеху ребёнка. Хорошее слово учителя –
один из главных инструментов для создания доброжелательного
психологического климата на занятиях, где каждый ученик чувствует
себя личностью. Он ощущает внимание учителя лично к нему. Необходимо
помнить, что обучать надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел
отстаивать свою точку зрения, установку на дальнейшую деятельность.
Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном развитии
может осуществляться только в непосредственном сотрудничестве учителя,
родителей и самих детей. Способности всех детей различны, искусственно
форсировать их развитие невозможно, тем более, достигая при этом больших
успехов, чем сама создавшая их природа. Учителю необходимо проявить
мудрость и терпение и в случае малейшей удачи поощрить ребёнка. Как
принято считать, мы воспитываем личным примером и сотрудничеством.
Процесс обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Учить надо
так, чтобы ученику удобно было учиться, а для этого надо искать способы, с
помощью которых можно осуществить это учение. Педагогика
сотрудничества позволяет учить хорошо всех, предоставляя возможность
каждому ученику учиться на пределе своих сил, а это ведёт к развитию ребёнка.
Очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что
характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми во
многом определяет результативность. В таком общении формируется
творческая, самостоятельная личность. Сотрудничая с детьми, необходимо не
только ставить перед ними учебную проблему, но и самому являться активным
участником диалога, мудрым помощником.
Природа - это неиссякаемый источник творческих идей. Важно
научиться видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных
образов, замечать качества натуры - пластику форм, силуэты, линии,
ритмы, гармонию цветовых сочетаний.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность,
передавая при этом свет- воздушную перспективу и естественную
освещенность. Здесь появляется возможность применить полученные на уроках
знания в новой обстановке. Обогащаются представления о природных
явлениях и формах.
Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над
композицией; изучают объекты живой природы, особенности работы над
пейзажем; познают способы передачи большого
пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры; законы линейной
и воздушной перспективы, равновесия, плановости. Учащиеся
изображают природные мотивы, городские и сельские пейзажи.
Планирование и реализация программы "Пленэр" основывается на
принципах реалистического искусства: принципы художественной педагогики
применяются в процессе обучения живописи на пленэре в специфическом виде
и осуществляются, в том числе, по принципу индивидуально-личностного
подхода.
Основные отношения в процессе обучения живописи на пленэре существенно
обусловлены средой, которая при определенных местных условиях оказывает
положительное или отрицательное воздействие.
При этом, учитывая характер, темперамент, способности, привычки
ребёнка, в учебной практике нашли также применение и совершенствуются
такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание
определенных представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и
возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе),
индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с
последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных
сторон этюдов, упражнения, способствующие развитию художественного
мышления, овладению навыком выразительной передачи объекта, "быстрого
схватывания формы", формированию восприятия величины, формы и
цвета, мысленному изображению ранее наблюдаемых объектов в пленэре;
постановка индивидуальных и коллективных задач по содержанию каждой
темы и отдельных заданий.
В живописи на пленэре применяют акварель, гуашь, пастель, карандаши и
мягкие материалы. Их выбор обусловлен определенным временем (года, дня),
материалом, бумага, холст, картон, техникой исполнения этюда.
Задания по пленэру выступают в качестве реального условия развития
художественных навыков и способностей детей, становятся их интересом,
настоящим увлечением. При этом формируются и развиваются личностные
качества школьников.
Во время пленэра закрепляются и углубляются профессиональные знания
и навыки по живописи, рисунку и композиции, через индивидуальные задания
развивается творческая активность и инициатива, художественные потребности
и эстетический вкус ребёнка.
При этом особое внимание уделяется развитию эстетического вкуса в
процессе рисования памятников архитектуры, создаются оптимальные условия
для воспитания гражданской ответственности за сохранение экологической
среды, культурного наследия народа, архитектурных памятников. Развитие
творческой самостоятельности в выборе пейзажного мотива, сюжета для
композиционных разработок, материалов для их осуществления; углубление
профессиональных знаний и навыков, поиск мотивов и
сюжетов, воспитывающих нравственность школьника, вызывающих его интерес
к художественному краеведению, к трудовой и духовной жизни людей.
Пленэр особенно ценен тем, что формируется характер юного художника
в жизни, в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в
напряжении духовных, нравственных и физических сил.
Литература:
1.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль,
1976. 158 с.
2.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. -480 с.
3.
Как нарисовать воду. М.: Изд. «АСТ»;
4.
Как писать пастелью. М.: Изд. «АСТ»;
5.
Как рисовать пейзаж. М.: Изд. «АСТ»;
6.
Кузин
В.С.
Методика
преподавания
ИЗО
искусства
в
1-3
кл.,
М.
Просвещение, 1983.
7.
Кузин
В.С.
Основы
обучения
изобразительному
искусству
в
общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
8.
Кузин В.С. Психология. М: АГАР, 1999.
9.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2005
10. Пленэр. М. 1996.