Напоминание

Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии.


Автор: Шепелева Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 153
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: cnfnmz
Тема: Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей у дошкольников посредством

пластилинографии.

Воспитатель: Шепелева Екатерина Александровна, МБДОУ 153.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше

внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития

талантливой, творческой личности. Показаны различные аспекты творчески

развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной

деятельности в целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н.

Доронова, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А.

Флёрина, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина). Наметились новые пути в развитии

художественной деятельности, нетрадиционные технологии, позволяющие

отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение

детьми определенных навыков в рисовании и лепке.

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность

через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как

развитию личности ребенка, так и в целом творческому потенциалу ребенка.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин,

который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что с

помощью пластилина можно не только лепить, но и рисовать.

Для развития творческой активности, пробуждения интереса к

изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную

технику работы с пластилином — «Пластилинография».

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства.

Представляет собой создания лепных картин с изображением более или

менее выпуклых, полу-объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал – пластилин. Возможно использование

комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером,

семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике

пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к

созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности

графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются

пластилинографией.

Пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и умению

владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаз,

правильно пользоваться пластилином и стеком. А так же развивает детское

воображение, художественное и пространственное мышление, будит

фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном

овладении методикой рисования пластилином можно выполнять

коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки.

Основными целями и задачами обучения детей

данной технике являются:

Обучающие:

- пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них

желание сделать что-то своими руками;

- научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать,

выделять главное, существенное;

- закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания,

размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

- формировать навыки ориентироваться на листе картона;

- возбудить фантазию и воображение;

- ознакомление с окружающим миром.

Воспитательные:

- воспитать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление

доводить начатое дело до конца;

- воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе,

сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);

- формировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

- развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь);

- развитие творческих способностей;

- развить самостоятельность, аккуратность;

- обогащение словарного запаса;

- развитие моторики и глазомера;

- развитие коммуникативных навыков.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам,

связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не

навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем,

многочисленные исследования в области детского изобразительного

творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.Б.

Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без

целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать

творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к

изобразительной деятельности.

Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в

изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и

обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным

игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами

изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»

(Г.Г. Григорьева).

Занятия по пластилинографии организую с учетом возрастных,

физиологических и психологических особенностей своих воспитанников. На

каждом занятии решаю не только практические задачи, но и воспитательно-

образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность

ребёнка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.

Дети получают знания, умения, навыки, идёт знакомство с миром разных

предметов; расширяются возможности изобразительной деятельности детей

по принципу « от простого к сложному ».

При работе с пластилином может возникнуть ряд отрицательных моментов:

долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять,

подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на

бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующих

советов:

твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей

водой из-под крана (но не заливать кипятком);

при работе с пластилином использовать как основу не тонкие листы

бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при

выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления

предмета на горизонтальной поверхности;

чтобы картон со временем не потерял своей привлекательности,

следует основу, с предварительно нарисованным контуром или без него

покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать

на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний

пластилин, не оставляя следов;

на рабочем столе ребенка обязательно должна лежать тканевая

салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после

выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их

водой с мылом.

В воспитании, ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и

несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном

подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению

психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций.

При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий

потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого

давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в

собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может

стать необычным решением задачи творческого развития детей.



В раздел образования