Напоминание

Диалог с природой как основа нравственности


Автор: Скоромных Наталья Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Горскинский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Гурьевский р–он село Горскино
Наименование материала: статья
Тема: Диалог с природой как основа нравственности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Диалог с природой как основа нравственности»

Прежде чем вести с детьми природный диалог, следует заглянуть в его тайники,

внутреннюю структуру, чтобы выяснить – кто, с кем, посредством чего? Ведь диалог

подразумевает наличие субъекта (человека), который, осознав себя в мире, огляделся и

задал вопрос: что это? Но при этом человек глядит на что – то. Он является объектом

изучения. Однако не следует забывать, что это что – то в свою очередь смотрит на нас

и нас тоже изучает.

Посредством чего же происходит самопознание?

Мы задаем внешние или внутренние вопросы и отвечаем на них – это и есть

элементы и этапы познания, а их результаты облекаются в СЛОВО. Таким образом,

можно увидеть, что субъект и объект имеют опосредованное общение. Интересно, что

слова субъект и объект переводятся с латыни соответственно как внутреннее и

внешнее. Значит, слово – тот мостик, по которому они соотносятся друг с другом,

составляя единое в мироздании.

Таким образом мы выясняем то, с чем именно вступает в контакт отдельная

личность, - сам человек, общество и природа, которые в различных сочетаниях и

представляют ближайшую Вселенную.

Но с чего начинается само изучение, непосредственный путь познания? С первого

шага. А в музыке? С ноты. А в речи? Со звука. Иначе говоря, с некой элементарной

частицы, которая, изменяясь и переплетаясь с другими, составит в последствии текст

познания.

Разберем слово «элемент». Оно происходит от латинского. Что имеет три значения:

первоначальный, основной, простой.

Первоначальный – стоящий у начала, истока чего – либо.

Основной – участвующий в выстраивании нового, ложащийся в основание,

основательный.

Простой – слово, имеющее приставку про - , а корень – сть, что означает

существующий, т. е. нечто идущее впереди созданного; в церковно – славянском есть

слово прости. Что означает стойте прямо, потому что простой – это прямой.

А что может быть создано с помощью простейших элементов? Конечно, текст.

Обращаясь к переводу латинского, обнаруживаем: это не что иное, как ткань.

Ткань (текст) повествования в литературе, ткань музыкального, пластического

произведения, ткань химических уравнений. Но элемент и ткань соединяет нечто, чему

нетрудно дать определение, - путь, движение, развитие, работа, сам процесс, создания

текста, к которому можно прийти, выполняя определенные правила или знания законы

создания. А эти законы определяются весьма просто: любовь. Диалог, свобода

творчества.

Результатом любого знания с ребенком и должно стать создание «текста» на основе

этих законов. Но наша задача понять, как может строиться диалог с окружающим и

внутренним миром человека на основе нравственности и как на основе этого диалога

формируется экологическое сознание личности.

Начнем опять с общепринятого, чтобы понять, чего в нем не хватает для достижения

поставленных целей. А не хватает самого человека. По одному из определений,

экология – « наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в

естественной среде обитания». В идеале экология стремится раскрыть и понять все

многообразия взаимосвязей между населяющими землю животными, растениями и

средой их обитания.

Экология изучает:

- абиотические факторы, наиболее благоприятные для организмов;

- внутри и межвидовые биотические факторы;

- этологические (поведенческие) факторы;

- место обитания;

- основы среды жизни на земле.

Увидели ли вы в определении и перечни человека? Присутствие его тела, души,

духа? И если под экологическим воспитанием мы понимаем единство экологического

сознания и поведения, гармоничного с природой, то очевидно, что будучи

отстраненным наблюдателем, а не частью природы, человека не имеет никакого резона

ее охранять и беречь.

Ненормально, что информационное общество, в котором растут дети, разделило и

развело в разные стороны человека и природу даже по определению.

Мы же говорим о создании таких условий, в которых каждый самостоятельно

взрастит в себе те нравственные позиции по отношению к природе и людям, которые

гарантируют не разрушение и конкуренцию, а процветание и сотрудничество.



В раздел образования