Автор: Скоромных Наталья Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Горскинский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Гурьевский р–он село Горскино
Наименование материала: статья
Тема: Диалог с природой как основа нравственности
Раздел: дошкольное образование
«Диалог с природой как основа нравственности»
Прежде чем вести с детьми природный диалог, следует заглянуть в его тайники,
внутреннюю структуру, чтобы выяснить – кто, с кем, посредством чего? Ведь диалог
подразумевает наличие субъекта (человека), который, осознав себя в мире, огляделся и
задал вопрос: что это? Но при этом человек глядит на что – то. Он является объектом
изучения. Однако не следует забывать, что это что – то в свою очередь смотрит на нас
и нас тоже изучает.
Посредством чего же происходит самопознание?
Мы задаем внешние или внутренние вопросы и отвечаем на них – это и есть
элементы и этапы познания, а их результаты облекаются в СЛОВО. Таким образом,
можно увидеть, что субъект и объект имеют опосредованное общение. Интересно, что
слова субъект и объект переводятся с латыни соответственно как внутреннее и
внешнее. Значит, слово – тот мостик, по которому они соотносятся друг с другом,
составляя единое в мироздании.
Таким образом мы выясняем то, с чем именно вступает в контакт отдельная
личность, - сам человек, общество и природа, которые в различных сочетаниях и
представляют ближайшую Вселенную.
Но с чего начинается само изучение, непосредственный путь познания? С первого
шага. А в музыке? С ноты. А в речи? Со звука. Иначе говоря, с некой элементарной
частицы, которая, изменяясь и переплетаясь с другими, составит в последствии текст
познания.
Разберем слово «элемент». Оно происходит от латинского. Что имеет три значения:
первоначальный, основной, простой.
Первоначальный – стоящий у начала, истока чего – либо.
Основной – участвующий в выстраивании нового, ложащийся в основание,
основательный.
Простой – слово, имеющее приставку про - , а корень – сть, что означает
существующий, т. е. нечто идущее впереди созданного; в церковно – славянском есть
слово прости. Что означает стойте прямо, потому что простой – это прямой.
А что может быть создано с помощью простейших элементов? Конечно, текст.
Обращаясь к переводу латинского, обнаруживаем: это не что иное, как ткань.
Ткань (текст) повествования в литературе, ткань музыкального, пластического
произведения, ткань химических уравнений. Но элемент и ткань соединяет нечто, чему
нетрудно дать определение, - путь, движение, развитие, работа, сам процесс, создания
текста, к которому можно прийти, выполняя определенные правила или знания законы
создания. А эти законы определяются весьма просто: любовь. Диалог, свобода
творчества.
Результатом любого знания с ребенком и должно стать создание «текста» на основе
этих законов. Но наша задача понять, как может строиться диалог с окружающим и
внутренним миром человека на основе нравственности и как на основе этого диалога
формируется экологическое сознание личности.
Начнем опять с общепринятого, чтобы понять, чего в нем не хватает для достижения
поставленных целей. А не хватает самого человека. По одному из определений,
экология – « наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в
естественной среде обитания». В идеале экология стремится раскрыть и понять все
многообразия взаимосвязей между населяющими землю животными, растениями и
средой их обитания.
Экология изучает:
- абиотические факторы, наиболее благоприятные для организмов;
- внутри и межвидовые биотические факторы;
- этологические (поведенческие) факторы;
- место обитания;
- основы среды жизни на земле.
Увидели ли вы в определении и перечни человека? Присутствие его тела, души,
духа? И если под экологическим воспитанием мы понимаем единство экологического
сознания и поведения, гармоничного с природой, то очевидно, что будучи
отстраненным наблюдателем, а не частью природы, человека не имеет никакого резона
ее охранять и беречь.
Ненормально, что информационное общество, в котором растут дети, разделило и
развело в разные стороны человека и природу даже по определению.
Мы же говорим о создании таких условий, в которых каждый самостоятельно
взрастит в себе те нравственные позиции по отношению к природе и людям, которые
гарантируют не разрушение и конкуренцию, а процветание и сотрудничество.