Напоминание

проект «Приобщение дошкольников к русским народным традициям»


Автор: Лазарева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с "Оленёнок"
Населённый пункт: поселок Нижний Куранах, Алданский р-он , Республика(Саха(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект «Приобщение дошкольников к русским народным традициям»
Раздел: дошкольное образование





Назад




В проекте представлена система работы по организации с детьми дошкольного возраста духовно-

нравственного воспитания, культурного и творческого развития на основе традиций русской

культуры. А так же взаимодействие с родителями по созданию в детском саду уютной домашней

обстановки с предметно-развивающей средой.

Тип проекта: творчески - игровой.

Участники проекта:

учитель-логопед

дети

Родители

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г. - май2019г).

Актуальность темы:

Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний

об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. На ценностях родной

культуры у детей следует формировать духовный мир ребенка, отношение к своим

родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. По мнению

Д.С.Лихачева, именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой

частью души ребенка, началом, порождающим личность, чтобы в дальнейшем ребёнок

смог освоить, сохранить, развить и передать дальше своё культурное наследие, не утратив

своей исторической самобытности. Именно поэтому приобщение новых поколений к

традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом

современности.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни

обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование

личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды

деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и

дома.

Вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа

в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живём.

Цель проекта: Создание условий для полноценного развития личности и творческих

способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной

культуры.

Задачи проекта:

Пробудить интерес детей и их родителей к истории и культуре России.

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в

песнях, припевках, колядках, обрядах.

Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

Сформировать чувство национального достоинства.

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций

векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском

саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой на основе традиций

русской культуры.

Гипотеза. Соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает

ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ. Приобщение к участию в

народных праздниках и обрядах дает детям возможность на практике познать культурно-

исторический опыт своего народа. Реализация проекта позволит объединить усилия

дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и

формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям.

Ожидаемые результаты.

Дети имеют представление о русских-народных традициях. О семейных традициях

празднования Рождества Христова, Масленицы, Пасхи Господней.

Проявляют интерес к изучению русской народной культуры.

Используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные

игры , используя считалки и правила.

Имеют элементарное представление о русском народном костюме.

Бережно относятся к предметам быта и произведениям народного творчества.

Родители создали «Банк идей- добрых семейных традиций» , которые могут использовать

в своей семье, или на их основе создать собственные.

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по

приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и народным

традициям.

Итоговое мероприятие:

Праздник «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси».

Выставка совместных творческих работ «Пасху радостно встречаем».

План деятельности.

Этапы проекта.

Деятельность

Деятельность

педагога

детей

семьи/социальных

партнёров

1Организационно-

подготовительный

Диагностика.

Обоснование

актуальности темы,

определение цели и

задач проекта;

подбор литературы;

прогнозирование

Обсуждение

воспитателя с

детьми вопросов,

связанных с

проведением

проекта.

Анкетирование

родителей.

результатов.

2.Планирование

Составление

перспективных

планов работы с

детьми и

взаимодействию с

родителями.

Вживание в

ситуацию,

планирование

задач,

распределение

обязанностей.

Вживание в ситуацию,

планирование задач,

распределение

обязанностей.

3.Деятельностнй/

продуктивный

Непосредственная

деятельность по

проекту (проведение

бесед, народных

праздников),

индивидуальная

работа с детьми,

поэтапная оценка.

Деятельность по

плану. Внесение

дополнений.

Знакомство с

устным народным

творчеством

русского народа.

Привлечение

родителей к

предстоящим

мероприятиям;

индивидуальные

консультации по

участию.

4.Завершающий

Совместная с детьми

деятельность,

самоанализ

проделанной работы,

внесение корректив и

планирование

перспективы.

Диагностика.

Подготовка

презентации для

выступления «Из

опыта работы».

Участие в

праздниках,

обрядах.

Участие в праздниках.

Совместная

деятельность с

детьми, выставки:

«Подскажите-ка

друзья, где здесь

мама, а где я?»,

«Рождественская

елочка», «Пасху

радостно встречаем».

Оформление газет,

альбомов «История

твоего имени»,

«Семейные

традиции».

Мониторинг.

Анкетирование родителей на тему: «В каждой семье свои традиции» (Знакомство с

опытом воспитания детей в семьях).

Диагностика детей на выявление имеющихся знаний о народных традициях и обрядах.

Литература.

Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа

дошкольного образования / А.В.Бородина.- М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2015.- 64с.

Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста /

А.В.Бородина.-М.,2015.

Пасха Христова /А.В.Бородина.-М.,2015.

Рождество Христово /А.В.Бородина.-М.,2015.

Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии

обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных

учреждений/ Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.М.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.-

СПб.:Детство-Пресс, 2004-400с.

Приложение.

1.

Развлечение «Пасхальные игры - старинные обычаи на Руси» для детей старшей группы.

Цели:

-Познакомить детей с церковным православным праздником Пасхи Господней, с семейными

традициями празднования Пасхи.

-Пробудить положительные эмоции, чувства радости, душевного расположения при знакомстве с

праздником Пасхи.

-Воспитывать почтительное отношение к храмам, иконам, православной вере.

Ход развлечения:

В зал входит Хозяюшка, здоровается с детьми: «Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте,

красны девицы! Поздравляю вас с самым большим христианским праздником. Вы, конечно,

знаете, какой праздник наступил?

-Праздник Пасхи!

(Включить колокольный звон.)

Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Хозяюшка - Пасху называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Праздник богат

обычаями и традициями. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше

старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть,

как солнце «заиграет», а дети обращались к солнцу с закличками.

(Дети читают заклички о солнышке. )

1. Солнышко - ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

2. Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек!

3. Солнышко, обогрей,

Малых деток пожалей!

Выйдут детки погулять,

Будут бегать и играть.

Хозяюшка - В старину говорили, Пасха пришла - весну принесла. И вправду весну принесла, всё

распускается, птицы возвращаются. Все букашки проснулись. Дождались мы весны. А кто стихи о

весне знает и нам их прочитает.

1. Христос воскрес!

Забудьте санки,

Смотрите, как хлопочет грач.

Мы скоро будем на полянке

Бросать огромный звонкий мяч.

2. Христос воскрес!

Сегодня нужно

На ручейке построить мост.

Мы жить со всеми будем дружно,

Мы разорять не будем гнезд.

3. Христос воскрес!

На праздник Бога

Весь мир полюбим горячей,

Всем нужно счастья много-много,

Все просят солнечных лучей.

4. Христос воскрес!

Шумите травы.

Всем солнце светит с высоты,

Мы не сорвем вас для забавы,

Мы не нарушим красоты.

Песня «В гости к нам пришла весна…»

1. Ручейки звенят: «Динь - дон! », и повсюду слышен звон.

Распускаются цветы, радуемся я и ты!

2. Солнышко сильнее греет,

Птичьи песенки слышны,

И листочки зеленеют:

Праздник пасхи - день весны!

Хозяюшка: Праздник Пасхи длится целую неделю. Она не похожа ни на какую другую в году, и

называется она Светлой. И какая бы погода не стояла в эти дни на дворе: и тепло и солнце и даже

дождик славят воскресение Иисуса Христа.

По всей России Пасху отмечали как день великой радости. На Пасху верующие люди обязательно

ходят в церковь, где проходит Пасхальная служба. (слайды церквей). Главный символ Пасхальной

службы- это БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, его верующие считают божественным, исцеляющим.

3. Поселились птицы в гнездах,

Снег растаял, как свеча

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича!

4. Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес.

И, меня целуя, папа

Говорит: «Христос воскрес! »

Хозяюшка -Скажите, ребята, а какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола?

(ответы детей: пасха, куличи, крашеные яйца). Праздник богат вкусным угощением. Да, ещё

символами Пасхи являются КУЛИЧИ И КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА.

- «Дорого яичко к Христову дню! » — говорит православный русский народ. Без крашеного яйца

нельзя представить себе Светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг

другу? Может быть, началось это оттого, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых.

Вот снесет курочка яичко, и оно похоже на камушек, словно неживое. А в нем жизнь – живой

цыпленочек, который вот-вот вылупится из яйца. А ведь и правда, лучшего подарка в память о

воскресшем Спасителе нельзя и представить. Как прост этот подарок и как дорог!

ЯЙЦО-СИМВОЛ ЖИЗНИ!

Ребята, как называются окрашенные в один цвет яйца? («Крашенки») А яйца, расписанные

узорами? («Писанки»). А яйца, расписанные пятнами? («Крапинки») .

Крашеные яйца и пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись».

- Ребята, а какие традиции, русской пасхи существуют в вашей семье? Как вы встречали пасху у

себя дома? (В домах люди убираются, моют окна, пекут куличики, красят яички, надевают

нарядную одежду и идут в храм, На Пасху люди дом украшают веточками вербы. Верба- дерево

целебное. Если им друг друга похлестать, то целый год болеть не будешь. Бабушки пушинки вербы

в куличи запекали. Кому такой кулич достанется, тому целый год удача будет.

Хозяюшка: В Светлую неделю каждый, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню и

позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон. Такой звон называется

Пасхальным благовестом.

5. Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола

Чтобы праздник был раздольный,

Чтоб душа запеть могла!

Хозяюшка: Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес!

Все хором: Воистину воскрес!

Аудиозапись «Пасхальный благовест».

Хозяюшка - Пасхальная неделя полна играми, плясками, развлечениями. Не бывало раньше ни

одной Пасхи без катания на качелях. В каждом дворе устанавливались качели для детей, а в

общественных местах и для взрослых. На качелях катались все желающие. Особенно веселились

молодые парни и девушки, они водили веселые хороводы и пели частушки.

Хозяюшка: А еще на Пасху Руси всегда устраивали веселые детские игры, давайте, и мы с вами

поиграем!

Игра- головоломка «Радужное лукошко».

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой кладутся вырезанные фигурки. Фигурки —

это части яиц. Задача команды — как можно быстрее собрать радужное лукошко.

-Особым развлечением, свойственным именно Пасхе, является игра «Катание яиц».

(Дети по очереди подходят к горке и прокатывают яичко) .

-Вторая игра называется «Чье яйцо дольше крутится».

(По команде дети раскручивают свои яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель)

Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке».

-А сейчас я все приглашаю за наш пасхальный стол к чаю - самовару с ароматными пасхальными

куличами, да яичками.

И пусть нам всегда сопутствует удача, в наших душах сохранится радостное настроение.

Приглашаю всех на чаепитие.



В раздел образования