Автор: Антипова Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Еметкинская СОШ"
Населённый пункт: д. Емёткино
Наименование материала: Статья
Тема: Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
Раздел: среднее образование
Урок-размышление
по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»
Автор: Антипова Ольга Витальевна
МБОУ “Еметкинская СОШ”, Еметкино
Аннотация: На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к
природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Мы - хозяева нашей
природы, а она кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы обязаны ее сохранить и
показать природу нашего детства нашим детям Сказка-быль с волшебным названием
«Кладовая солнца» - одно из самых известных произведений М.М. Пришвина. «В одном
селе, возле Блудова болота...» — сказочный зачин, открывающий нам повествование. И
тут же даются весьма конкретные, не сказочные время, место и обстоятельства, при
которых происходит все действие. Человек и природа взаимосвязаны. В сказке-были М.М.
Пришвина «Кладовая солнце» природа оживает, сама становится действующим лицом. Но
главная мысль писателя такова, что человек является хозяином всех природных благ, но не
каждому эти блага открываются. Это произведение учит детей быть добрыми и умными
потребителями земных ресурсов.
Ключевые слова: Тропа, природа.
Тематическая рубрика: Средняя школа
Тема: Тропа Насти (по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока:
образовательная: на основе прочитанного научиться выделять черты характера главной
героини, анализировать поступки , её поведение в
природе,
повторить теорию
литературы
развивающая: учиться работать с художественным текстом.
воспитательная: развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.
Планируемые результаты
Метапредметные
результаты:
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование
умений
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное.
Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять
его
принадлежность
к
одному
из
литературных
родов
и
жанров.
Владение
литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические
мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.
Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства.
Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение,
стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного
опыта.
Тип урока: урок - размышление
Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах
Оборудование: презентация и мультимедийный проектор
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин
Ход урока
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята.
Хотелось бы начать наше знакомство с нескольких вопросов, не совсем обычных, а
хитрых. Говорят, вы ребята умные, значит, справитесь. Итак: зачем вода в стакане? От
чего гусь плавает? Почему вы в школу идёте?
А какие синонимы есть у слова дорога? Тропа, стёжка, путь.
А теперь предскажем вам судьбу: представьте дорогу, тропу, стёжку...
Так значит, когда мы говорим о дороге, тропе..., то исходя из текста, смысла, можем иметь
дело с контекстуальными синонимами, в данном случае дорога – судьба.
И поговорим сейчас об одном из героев, а вернее, героине повести «Кладовая солнца»
Насте.
Кто автор повести?
И мы продолжаем разговор о М.Пришвине - об одном из своеобразнейших писателей.
Он ни на кого не похож. Возможно, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет
учителей. Это неверно. Учитель у Пришвина есть - это русский народ. В повестях и
рассказах писателя все объединено человеком - неспокойным, думающим, с открытой и
смелой
душой. Великая
любовь Пришвина
к природе
родилась из его
любви к
человеку…
Сегодня на уроке в центре нашего внимания будет Настя.
Тема нашего урока звучит так: Тропа Насти
Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, чтобы
ответить на вопрос: что она
потеряла и что приобрела, а чтобы ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти
-Для
начала
давайте
порассуждаем, какое значение имеет слово
«тропа», какие
ассоциации возникают с этим слово. Подберите синонимы к этому слову.
( тропа - дорожка, по которой идут люди; тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка)
Выберите из предложенных рисунков тот, который
посчитаете соотносится с вашим
представлением, обоснуйте свой выбор.
Далее мы будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к работе немного отдохнём: повернитесь к соседу направо и
похлопайте в ладоши 2 раза, потом – налево и потрите ушки своего соседа. А сейчас я вас
похвалю, а вы покивайте головой, согласитесь, какие вы хорошие. Молодцы, спасибо! А
теперь с новыми силами приступим к работе.
1 группа. Портрет Насти.
Вопросы:
Найдите в тексте
описание Насти. С помощью каких
изобразительно-выразительных
средств дается это описание?
(эпитет - золотая курочка, сравнения-веснушки, как золотые монетки.)
-Какие отношения были с братиком Митрашей?
- Какая ассоциация возникает, когда говорим о Насте? (солнышко, в тексте – катилась в
избу).
2 группа. Ссора детей у Лежачего камня.
- Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему брату,
в ней заговорила гордыня).
-Как
природа
себя
ведет?
Писатель
наделяет
явления
природы
признаками
живых
существ: (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках. Сосна и ель
зарычали, завыли). Это олицетворение.
- Прочитайте последнее предупреждение природы. (Серая хмарь плотно надвинулась и
закрыла солнце). Что хочет сказать природа?
3 группа. Настя на палестинке. Встреча со змеёй.
- Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её
охватывает
жадность). Почему лось не принял Настю за человека?
-Что заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
Прочитайте
отрывок.
Почему
Настя
чувствует
себя
другой?
(она
словно
прозрела,
вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела)
-Автор вводит в произведение образ пня. Что общего и что отличает его от Насти
(общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью
собирала ягоды для себя).
Работа с классом
-Что сделала Настя с клюквой, которую собрала на палестинке? Почему?
Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:
Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?
1гр. Что Настя потеряла? Что приобрела?
2гр. Что бы вы сказали Насте, если бы встретились с ней?
3р. Какие уроки вы вынесли из произведения? (она потеряла себя, забыв о
Митраше . Приобрела тоже себя, поняв, что только вместе с братом они единое целое,
только любовь и забота друг о друге, помогут им перенести все тяготы судьбы)
Вернемся к эпиграфу:
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе. Сам же только о людях и думаю»
Как вы понимаете эти слова?
Итог
урока: М.Пришвин
проводит
своих
героев
через
испытания,
которые
они
выдержали. Каждому из нас придется решать много жизненных задач, идти своей
дорогой или
тропкой, но
самое
главное – это
не
потерять
себя, не
потерять
человеческое достоинство.
И хотелось бы предложить вам в завершении нашего разговора о повести Пришвина и его
героях такое домашнее задание
Тропа Митраши работа парами.
Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
Как описание природы помогает понять состояние героя?
Выберите
и
проиллюстрируйте
понравившиеся
эпизоды
повести
«Кладовая
солнца»
Рефлексия:
Что вам понравилось на уроке?
Что было непонятно? Узнали ли что-то новое?
А теперь поблагодарим себя! Какие мы молодцы! Спасибо за урок!