Автор: Земскова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ № 2
Населённый пункт: г. Новоульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа для ученика VII вида
Тема: Адаптированная рабочая программа по чтению
Раздел: начальное образование
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с легкой умственной
отсталостью по чтению составлена для ученика 2 класса Кирчикова Матвея на основании
учебно-методических документов:
адаптированной образовательной программы МОУ «Новоульяновская СШ № 2»;
примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М:
«Просвещение» 2013 г.;
учебника Т.Н. Ильиной «Чтение» в двух частях для 2 класса специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,
2019г.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
На
основании
учебного
плана
МОУ
Новоульяновская
СШ
№2
на
изучение
учебного предмета «Чтение »» отведено 34 часа в год (1 час в неделю)
Форма обучения: обучение на дому.
Цель рабочей программы по предмету «Чтение»– развитие речи обучающегося ,
особенно её коммуникативной функции и формирование эмоционального отношения к
действительности и нравственных позиций поведения.
Рабочая программа по предмету «Чтение» во 2 классе решает следующие задачи:
воспитание у ребёнка интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
уточнение
и
обогащение
представлений
об
окружающей
действительности,
и
овладение
на
этой
основе
языковыми
средствами
(слово,
словосочетание,
предложение);
формирование
основ
навыка
полноценного
чтения
художественных
текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
формирование у ребёнка техники чтения: правильного и выразительного чтения,
обеспечение
постепенного
перехода
от
послогового
чтения
к
чтению
целыми
словами.
1. Планируемые результаты освоения обучающимся программы учебного предмета
«Чтение»
Рабочая
программа для
2
класса
направлена
на
достижение
учащимся
определенных л и ч н о с т н ы х
и
п р е д м е т н ы х результатов, а
т а к ж е
н а
формирование базовых учебных действий.
Изучение
предмета
«Чтение»
во
2
классе
направлено
на
формирование
следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
осознавать себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договорённости
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Коммуникативные учебные умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель – ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем
обращаться за помощью и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
Регулятивные учебные способности:
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–
за парты и т.д.)
принимать
цели
и
произвольно
включаться
в
деятельность,
следовать
предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку
деятельности,
оценивать
её
с
учётом
предложенных
критериев,
корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов
Познавательные учебные умения:
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном
материале
пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями;
писать и выполнять арифметические действия
работать
с
несложной
по
содержанию
и
структуре
информацией
(понимать
изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных
носителях)
Предметные результаты
В рабочей программе 2 класса по предмету «Чтение» предусмотрено два уровня
овладения
предметными
результатами: минимальный
и
достаточный. Достаточный
уровень
освоения
предметных
результатов
не
является
обязательным
для
всех
обучающихся.
Минимальный
уровень
освоения
предметных
результатов
является
обязательным
для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью.
Отсутствие
достижения этого
уровня не является препятствием к продолжению образования по
данному варианту программы.
Предполагается, что к концу обучения во 2 классе учащийся будет уметь:
Минимальный уровень:
слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя
или с опорой на картинку
читать по слогам короткие тексты
соотносить прочитанный текст с иллюстрацией
читать наизусть 2-3 небольших стихотворения
Достаточный уровень:
слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ
соотносить прочитанный текст с иллюстрацией
читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом
двусложных слов, простых по семантике и структуре
пересказывать
по
вопросам,
картинно-символическому
плану,
серии
картинок
прочитанный или прослушанный текст
выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса
Личностные результаты
Включают
овладение
обучающимся
социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающегося в различных средах:
умение вступать в контакт с педагогом
способность работать в коллективе (ученик-ученик)
слушать и понимать инструкцию педагога
обращаться за помощью и принимать помощь педагога
2. Содержание учебного предмета «Чтение» (34 ч.)
Зазвенел звонок – начался урок 4 ч
Урок знаний. По Н. Саксонской. «Осень в школе». Р. Сеф. «Я могу считать до ста. По В.
Берестову. «Где лево, где право» По В. Драгунскому «Школьные слова». По М. Яснову «Я
учусь писать». Л. Толстой «Таня знала буквы»
Осенние страницы 3 ч
По Г. Скребицкому «Художник-Осень».С. Козлов «В эту осень» (отрывок).В. Викторов
«Здравствуй, осень».
Сказка за сказкой 3 ч
Русская народная сказка «Вершки и корешки». Русская народная сказка «Лиса и кувшин».
Русская народная сказка «Рак и Лиса»
Мир животных 5 ч
Р. Сеф «Кто любит собак». А. Введенский «Загадка». В. Лифшиц «Кролик». Ю. Коринец
«Лапки». Е. Благинина «Котенок»
Птицы – наши друзья 1 ч
Г. Ладонщиков «Спор на скворечне».
Зимние страницы 4 часа
Н. Егоров «По ягоды на лыжах». По Е. Кузнецовой «Семка и Мороз». С. Маршак «Белая
страница». В. Сухомлинский «Зайчик и рябина».
Все сделаем сами и своими руками 3 ч
М.
Коцюбинский
«Десять
помощников».
Е.
Пермяк
«Первая
рыбка».
И.
Мазнин
«Странное»
Буду делать хорошо и не буду плохо 3 ч
А. Кузнецова «Подружки». А. Барто «Рыцари». Н. Сладков «Жалейкин и пруд».
Ежели вы вежливы 2 ч
Н. Красильников «Доброе утро». Л. Каминский «Как Маша яблоко ела».
Весенние страницы 3 ч
Ю. Коринец «Март». Л. Барбас «Поздравление». По Г. Скребицкому «Художник-Весна». Е.
Серова «Подснежник». Н. Сладков «Любитель цветов».
Посмеемся, улыбнемся 2 ч
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». Ю. Кушак «Банька».
Летние страницы 1 ч
По В. Хомченко «Гнездо в траве».
3. Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Зазвенел звонок – начался урок
4
2
Осенние страницы
3
3
Сказка за сказкой
3
4
Мир животных
5
5
Птицы – наши друзья
1
6
Зимние страницы
4
7
Все сделаем сами и своими руками
3
8
Буду делать хорошо и не буду плохо
3
9
Ежели вы вежливы
2
10
Весенние страницы
3
11
Посмеемся, улыбнемся
2
12
Летние страницы
1
34
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
проведения
Тема урока
Кол-
во
часов
по
плану
факт
Раздел Зазвенел звонок – начался урок 4 часа
1
Урок знаний. По Н. Саксонской. «Осень в школе».
1
2
Р. Сеф. «Я могу считать до ста. По В. Берестову. «Где лево, где
право»
1
3
По В. Драгунскому «Школьные слова».
1
4
По М. Яснову «Я учусь писать». Л. Толстой «Таня знала
буквы»
1
Раздел Осенние страницы 3 часа
5
По Г. Скребицкому «Художник-Осень».
1
6
С. Козлов «В эту осень» (отрывок).
1
7
В. Викторов «Здравствуй, осень».
1
Раздел Сказка за сказкой 3 часа
8
Русская народная сказка «Вершки и корешки».
1
9
Русская народная сказка «Лиса и кувшин».
1
10
Русская народная сказка «Рак и Лиса»
1
Раздел Мир животных 5 часа
11
Р. Сеф «Кто любит собак».
1
12
А. Введенский «Загадка».
1
13
В. Лифшиц «Кролик»
1
14
Ю. Коринец «Лапки».
1
15
Е. Благинина «Котенок»
1
Раздел Птицы – наши друзья 1 час
16
Г. Ладонщиков «Спор на скворечне».
1
Раздел Зимние страницы 4 часа
17
Н. Егоров «По ягоды на лыжах».
1
18
По Е. Кузнецовой «Семка и Мороз».
1
19
С. Маршак «Белая страница»
20
В. Сухомлинский «Зайчик и рябина».
1
Раздел Все сделаем сами и своими руками 3 часа
21
М. Коцюбинский «Десять помощников».
1
22
Е. Пермяк «Первая рыбка».
1
23
И. Мазнин «Странное»
1
Раздел Буду делать хорошо и не буду плохо 3 часа
24
А. Кузнецова «Подружки».
1
25
А. Барто «Рыцари».
1
26
Н. Сладков «Жалейкин и пруд».
1
Раздел Ежели вы вежливы 2 часа
27
Н. Красильников «Доброе утро».
1
28
Л. Каминский «Как Маша яблоко ела».
1
Раздел Весенние страницы 3 часа
29
Ю. Коринец «Март». Л. Барбас «Поздравление».
1
30
По Г. Скребицкому «Художник-Весна». Е. Серова
«Подснежник».
1
31
Н. Сладков «Любитель цветов».
1
Раздел Посмеемся, улыбнемся 2 часа
32
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета».
1
33
Ю. Кушак «Банька».
1
Раздел Летние страницы 1 час