Напоминание

Формирование вычислительных навыков при работе по учебно-методическому комплекту «Планета Знаний»


Автор: Акулова Ирина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ №14 г. Биробиджан
Населённый пункт: г.Биробиджан
Наименование материала: статья
Тема: Формирование вычислительных навыков при работе по учебно-методическому комплекту «Планета Знаний»
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование вычислительных навыков при работе по учебно-

методическому комплекту «Планета Знаний»

Изучение арифметических действий предполагает овладение учащимися

вычислительными приёмами, доведенными до автоматизма, до вычислительного навыка.

Поэтому формирование вычислительных навыков одна из главных задач в обучении

математике в начальной школе.

Актуальность выбора темы: Формирование вычислительных навыков при работе по УМК

«Планета Знаний» обусловлено требованиями федерального государственного стандарта

начального общего образования - при изучении математики в начальных классах

необходимо формировать прочные, осознанные вычислительные навыки, доведенные до

автоматизма.

Цель: рассмотреть возможности формирования вычислительных навыков при работе по

УМК «Планета Знаний»

Задачи:

определить пути формирования вычислительных приемов и навыков

рассмотреть упражнения в УМК «Планета Знаний», способствующие усвоению учащимися

арифметических действий

В курсе математики начальных классов выделены четыре раздела: десяток, сотня,

тысяча, многозначные числа.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительным приёмом,

доведенным до автоматизма. В свою очередь, вычислительный приём – это способ

нахождения результата арифметического действия. Поэтому приобрести вычислительный

навык – это значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует

выполнить, чтобы найти результат арифметического действия.

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем

предметным линиям УМК «Планета знаний», является постановка перед детьми вопроса,

который предоставляет возможность высказывать различные точки зрения. Поиск

решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.ч.1,

С.6 Тема «Как мы будем считать», на с.88 «Сколько ног у осьминога» (знакомство с

составом числа 8), с.114 «Больше или меньше? На сколько» и т.д.

Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:

регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать

информацию, делать логические выводы и т.п.).

Итак, в первой части учебника представлен материал, который знакомит учащихся с

числами от 1 до 10 и их составом. Также в каждой части учебника есть проверочные

задания, математический тренажёр и проекты.

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-

исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их

проверку, обсудить результаты и сделать вывод. Например, изучая тему «Складываем

числа» ч.1, с.71з.4.

Рассматриваем рисунки и выясняем: сколько яблок? Сколько слив? Сколько груш?

После чего рассматриваем схему из кружков. Сравниваем её с первым рисунком и

выясняем, что обозначают кружки разного цвета. Затем рисуем схемы к остальным

рисункам и записываем равенства.

При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» необходимо обеспечить

усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания в

пределах первого десятка; сформировать прочные вычислительные навыки; добиться

запоминания наизусть результатов сложения и вычитания, а также состава чисел из

слагаемых. Кроме этого, учащиеся должны научиться решать простые задачи на

сложение и вычитание различных видов (нахождение суммы, остатка, увеличение и

уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение, нахождение

неизвестного слагаемого).

После изучения действия сложения и вычитания дети знакомятся с правилами проверки

результатов действий сложения и вычитания.

Также дети знакомятся с правилами взаимосвязи компонентов сложения и вычитания,

которые являются обобщением представлений ребенка о способах проверки сложения и

вычитания.

Во второй части учебника за 1 класс учащиеся знакомятся с числами до 100 и с

вычислениями в пределах 20.

Во втором классе идёт наращивание материала. Происходит знакомство с двумя

большими темами, которые помогают приобрести вычислительный навык. Это «Сложение

и вычитание до 20» и «Вычисления в пределах 100». А затем «Учимся умножать и

делить».

Основными задачами изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 100» являются:

1. Знакомство с вычислительными приемами и формирование умения применять их при

сложении и вычитании в пределах 100.

2. Закрепление навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10.

3. Формирование навыков табличного сложения чисел в пределах 20.

4. Усвоение связи между компонентами и результатом действия вычитания.

Основой вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100 является знание

разрядного состава двузначного числа и умение представлять его в виде суммы

разрядных слагаемых, знание свойств арифметических действий и навыки табличного

сложения и вычитания чисел в пределах 10.

Изучение младшими школьниками умножения и деления в пределах 100 включает ряд

вопросов теории, на основе которой изучаются табличное умножение и деление,

внетабличное умножение и деление, деление с остатком и особые случаи умножения и

деления (с 1 и 0).

В результате изучения умножения и деления в пределах 100 учащиеся должны усвоить:

- понятия о действиях умножения и деления;

- связь между компонентами и результатами действий умножения и деления, некоторые

свойства действий;

- знать наизусть таблицу умножения и деления, усвоить ряд вычислительных приёмов.

В разделе «Тысяча» изучаются сначала устные, а затем письменные приёмы сложения и

вычитания.

При изучении сложения и вычитания в пределах 1000 широко опираются на знания и

умения детей, сформированные при изучении темы «Сотня», часто использую приёмы

сравнения и аналогии.

Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000 изучаются одновременно и

рассматривается в следующем порядке:

1.На подготовительном этапе рассматриваются простейшие случаи, непосредственно

связанные с применением знаний по нумерации (700 + 40; 870 – 1; 400 + 200)

2. На 1 этапе раскрываются случаи, где сложение выполняется на основе правила

прибавления суммы к числу, а вычитание – на основе правила вычитания суммы из числа

(560 + 40; 600 – 40)

3. На 2 этапе рассматриваются случаи сложения и вычитания, основанные на

использовании правил прибавления суммы к числу и вычитания суммы из числа.

(430 + 210; 540 - 430)

Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000 раскрываются вслед за

устными приёмами. Усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных

чисел является условием успешного применения их к числам любой величины. Сначала

изучают письменные приемы сложения, а затем вычитания.

В разделе «Тысяча» рассматривают только устные приёмы умножения и деления, которые

сводятся к табличному умножению и делению разрядных чисел. Используя аналогию с

умножением и делением в пределах 100, учитель может добиться самостоятельного

объяснения учащимися этих приемов вычислений. При изучении

темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» основными задачами учителя

являются обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях сложения и

вычитания, закрепить навыки устного сложения и вычитания, выработать осознанные и

прочные навыки письменных вычислений.

Приемы умножения и деления многозначных чисел существенно различны и значительно

сложнее приемов сложения и вычитания многозначных чисел. Поэтому приемы

умножения и деления многозначных чисел вводятся перемежаясь, при этом выделяются

три этапа:

I этап — умножение и деление на однозначное число;

II этап — умножение и деление на разрядные числа;

III этап — умножение и деление на двузначное и трехзначное число.

На каждом из данных этапов сначала изучается умножение, а затем деление. Такой

порядок изучения умножения и деления многозначных чисел создает благоприятные

условия для усвоения, как особенностей каждого действия, так и существующих связей

между умножением и делением.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он

поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на

несколько тем.

Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального

общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с

дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и

обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе —

принцип

вариативности — который реализуется через деление материала учебников на

инвариантную и

вариативную части.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его

всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный

для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение

предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках

ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить

упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы

научились» (3-4 классы).

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме;

задания на

дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий

индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие

познавательного интереса учащихся.

Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач

с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического

образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию

навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное

усвоение письменных алгоритмов вычислений.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение

и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел

(таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100;

сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число;

умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к

таблице умножения (например, 240 : 30).

Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения

формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое

внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется

прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом

используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в

результате и определение последней цифры результата и другие.

Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися

рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности

применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа

вычислений.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению

текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение.

Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией.

Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из

рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают

диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах. Работу с

информацией я показала на открытом уроке по

теме: «Умножение и деление на 2, 3, 4.

Закрепление»

во 2 классе

Качество знаний моих учеников во 2 классе (2018-2019 уч.год) составляло:

2 четверть – 74%

3 четверть – 80%

4 четверть – 83%

За год качество знаний 80%, успеваемость 100%

В 3 классе (2019-2020 уч. год)

1 четверть – качество знаний 82 %, успеваемость 100%

2 четверть - качество знаний 82 %, успеваемость 100%

Вывод.

Учебники по математике УМК «Планета Знаний» предоставляют широкие возможности

учащимся для освоения рациональных способов вычислений и формированию

максимального уровня освоения вычислительных навыков. Известно, что применение

этих способов и навыков повышает эффективность вычислительной деятельности, делает

вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности

школьников.

Приложение

Перечень учебников и учебных пособий

МАТЕМАТИКА

1 класс

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 1 класс. Учебник. В 2 ч.

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2

М.Г.Нефедова. Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезной материал

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Обучение в 1 классе по учебникам «Математика». Методическое

пособие

2 класс

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Обучение во 2 классе по учебникам «Математика». Методическое

пособие

3 класс

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

М.Г.Нефедова. Математика. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Обучение в 3 классе по учебникам «Математика». Методическое

пособие

4 класс

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2

М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Обучение в 4 классе по учебникам «Математика». Методическое

пособие



В раздел образования