Автор: Денисова Инесса Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа№55 с УИОУП"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Семья и школа"
Раздел: начальное образование
«Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание,
сотрудничество»
Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. И на
начальном этапе безусловно.
Семьи, из которых дети приходят в школу, неоднородны. Хорошо, если
отношения в семье нормальные, там царит доброжелательная атмосфера. А если
нет?!
Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители
хотят, стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его. Семья и
школа должны работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его
образование и развитие.
Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они
есть на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было
комфортно, чтобы в школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок
почувствовал себя успешным в каком-то деле.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
познавательная сфера жизни школьников;
поддержка физического здоровья учащихся;
развитие их творческого потенциала;
поддержка одарённых детей;
социальная поддержка учащихся;
профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение
ребёнка, поощряя или осуждая определённые стереотипы, поддерживая ребёнка
или применяя к нему наказания.
Семья помогает ребёнку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей
жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые
научились справляться с проблемами общения, научились находить
компромиссы, прощать, радоваться, лучше других детей адаптируются к новой
обстановке и адекватно реагируют на происходящие вокруг перемены.
Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности
ребёнка, его будущее духовное и душевное благополучие.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное
включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную
досуговую деятельность, сделать родителей настоящими помощниками
педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими
ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и
отношение к ней их детей.
С помощью родителей дети составляют свое генеалогическое древо. Следующее
задание урока окружающего мира: нарисовать герб своей семьи.
Мало какая
семья в наше время имеет собственный герб, все-таки исторически это больше
характерно для знатных или старинных дворянских родов. И, вдруг, в нашем
классе есть предок дворянского рода!
А какую работу провели дети, участвуя в проекте «История моей семьи»!
Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и
родителей является изучение воспитательного потенциала семьи, той
атмосферы, в которой ученик растёт и развивается. Мною составляется
социальный паспорт класса, который позволяет выработать стратегию
взаимодействия школы и родителей. В классе 27 детей, 26 семей. Многодетных
семей – 2, с двумя детьми – 16. Полных семей – 19. В классе 14 девочек и 13
мальчиков. Все живут в отдельных благоустроенных квартирах. 80% родителей
имеют высшее образование.
Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции:
общешкольные и классные дела (традиционные праздники, концерты,
конкурсные программы, спортивные мероприятия и т.д.); информационная среда
школы (школьные стенды, классные уголки, сайт школы).
Обязательно привлекать родителей к воспитательной работе в классе, к их
соучастию в классных делах. Общие мероприятия нужны всем. Родителям –
чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе.
Детям – чтобы они чувствовали, что родители интересуются их жизнью, их
успехами, чувствовали значимость своей семьи.
Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и
живёт их ребёнок в коллективе, а иногда и открыть для себя много нового и в
себе, и в своём ребёнке. Только благодаря совместным делам родители могут
стать нам, учителям, союзниками, так как перестанут относиться к школе как
сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном
подходе в воспитании ребёнка.
Родители организуют экскурсии и походы, помогают в оборудовании и ремонте
кабинета, оказывают помощь в подготовке костюмов, декораций, постановке
танцевальных номеров и т.д.
Взяв новый класс, стараюсь добиваться максимальной посещаемости
родительских собраний. Надо убедить родителей в том, что встречи до или
после собрания не так эффективны, как совместный разговор с родителями во
время родительского собрания и, как следствие, принятые решения,
удовлетворяющие большинство присутствующих.
На первой встрече с родителями ( вводное собрание) знакомлю с традициями
школы, с требованиями учебного заведения .
Задачи собрания: помочь родителям к изменению статуса ребёнка в
семье. Строить систему отношений с родителями необходимо с изучения
запросов родителей.
Составляем с родителями вопросы, по которым они хотели бы получить совет.
Тема следующего собрания «Трудности адаптационного
периода первоклассников» проходит в форме игры «Корзина чувств» (родители
делятся впечатлениями детей о школе». Предлагаю практические советы по
адаптации ребёнка к школе.
Некоторые темы родительских собраний посмотрите на следующих слайдах
На собраниях необходимо знакомить родителей с динамикой обучения,
воспитания и развития их детей, больше рассказывать о положительных сдвигах
в коллективе и об индивидуальных успехах каждого ученика. Не забывать
говорить родителям спасибо за помощь. При необходимости – приглашать
учителей-предметников на собрание.
Как же организовать деловое сотрудничество с родителями?
Это целая система ежегодных мероприятий:
составление социального паспорта класса, изучение семей учащихся,
условий их жизни и т.д.;
проведение родительских собраний;
выборы родительского комитета класса;
анкетирование родителей;
проведение родительского всеобуча;
проведение групповых и индивидуальных консультаций;
предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
проведение Дней открытых дверей для родителей;
привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к
организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности (проведение
совместных мероприятий: праздников, конкурсов, спортивных соревнований,
организация поездок и походов, участие в благотворительных, экологических и
патриотических акциях).
Партнёрское взаимодействие школы и семьи – это и есть сотрудничество.
Часто в гостях в школе наши родители, помогают советами, учат правильно себя
вести в различных ситуациях.
И опять возвращаемся к важнейшей роли, которую играет классный
руководитель в жизни классного коллектива.
Быть хорошим классным руководителем, значит:
- взять на себя большую ответственность;
- уметь слушать и понимать;
- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном,
психическом, физическом и нравственном состоянии;
- помогать во всём (в учении, в общении со сверстниками и учителями, в
общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);
- руководить классом и поддерживать дисциплину;
- заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;
- быть всегда на стороне справедливости.
В общении с детьми и их родителями хороший классный руководитель должен
следовать следующим правилам:
Не быть назойливым. Помнить: у каждого ребёнка и родителя свой мир
интересов, увлечений, печалей и радостей.
Войти в ситуацию, постараться понять, что чувствует ребёнок и родитель.
Только тогда решать, что делать дальше.
Самому совершать добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и
родители учатся у нас.
Доставлять ребёнку радость общения с тобой! Хвалить! Указывать на
успехи!
Избегать обвинений.
Покорить в себе гордыню. Уметь признаться, что и ты чего-то не знаешь.
Развивать в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут
незаурядными личностями.
Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником,
единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен
обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и
вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать
следующим правилам:
Любить! Уважать! Помогать! Объяснять! Учить! Доверять! Спрашивать!
Благодарить!
И в завершении хочется сказать, что всю проделанную работу с детьми и
родителями я начинаю с себя! Ведь я – связующий элемент в этом треугольнике.
Только предъявляя высокие и жёсткие требования к себе, учитель получает
моральное право что-то требовать от других!