Напоминание

"Семья и школа"


Автор: Денисова Инесса Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа№55 с УИОУП"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Семья и школа"
Раздел: начальное образование





Назад




«Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание,

сотрудничество»

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. И на

начальном этапе безусловно.

Семьи, из которых дети приходят в школу, неоднородны. Хорошо, если

отношения в семье нормальные, там царит доброжелательная атмосфера. А если

нет?!

Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители

хотят, стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его. Семья и

школа должны работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его

образование и развитие.

Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они

есть на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было

комфортно, чтобы в школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок

почувствовал себя успешным в каком-то деле.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

познавательная сфера жизни школьников;

поддержка физического здоровья учащихся;

развитие их творческого потенциала;

поддержка одарённых детей;

социальная поддержка учащихся;

профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение

ребёнка, поощряя или осуждая определённые стереотипы, поддерживая ребёнка

или применяя к нему наказания.

Семья помогает ребёнку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей

жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые

научились справляться с проблемами общения, научились находить

компромиссы, прощать, радоваться, лучше других детей адаптируются к новой

обстановке и адекватно реагируют на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности

ребёнка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное

включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную

досуговую деятельность, сделать родителей настоящими помощниками

педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими

ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и

отношение к ней их детей.

С помощью родителей дети составляют свое генеалогическое древо. Следующее

задание урока окружающего мира: нарисовать герб своей семьи.

Мало какая

семья в наше время имеет собственный герб, все-таки исторически это больше

характерно для знатных или старинных дворянских родов. И, вдруг, в нашем

классе есть предок дворянского рода!

А какую работу провели дети, участвуя в проекте «История моей семьи»!

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и

родителей является изучение воспитательного потенциала семьи, той

атмосферы, в которой ученик растёт и развивается. Мною составляется

социальный паспорт класса, который позволяет выработать стратегию

взаимодействия школы и родителей. В классе 27 детей, 26 семей. Многодетных

семей – 2, с двумя детьми – 16. Полных семей – 19. В классе 14 девочек и 13

мальчиков. Все живут в отдельных благоустроенных квартирах. 80% родителей

имеют высшее образование.

Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции:

общешкольные и классные дела (традиционные праздники, концерты,

конкурсные программы, спортивные мероприятия и т.д.); информационная среда

школы (школьные стенды, классные уголки, сайт школы).

Обязательно привлекать родителей к воспитательной работе в классе, к их

соучастию в классных делах. Общие мероприятия нужны всем. Родителям –

чтобы они видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе.

Детям – чтобы они чувствовали, что родители интересуются их жизнью, их

успехами, чувствовали значимость своей семьи.

Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и

живёт их ребёнок в коллективе, а иногда и открыть для себя много нового и в

себе, и в своём ребёнке. Только благодаря совместным делам родители могут

стать нам, учителям, союзниками, так как перестанут относиться к школе как

сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном

подходе в воспитании ребёнка.

Родители организуют экскурсии и походы, помогают в оборудовании и ремонте

кабинета, оказывают помощь в подготовке костюмов, декораций, постановке

танцевальных номеров и т.д.

Взяв новый класс, стараюсь добиваться максимальной посещаемости

родительских собраний. Надо убедить родителей в том, что встречи до или

после собрания не так эффективны, как совместный разговор с родителями во

время родительского собрания и, как следствие, принятые решения,

удовлетворяющие большинство присутствующих.

На первой встрече с родителями ( вводное собрание) знакомлю с традициями

школы, с требованиями учебного заведения .

Задачи собрания: помочь родителям к изменению статуса ребёнка в

семье. Строить систему отношений с родителями необходимо с изучения

запросов родителей.

Составляем с родителями вопросы, по которым они хотели бы получить совет.

Тема следующего собрания «Трудности адаптационного

периода первоклассников» проходит в форме игры «Корзина чувств» (родители

делятся впечатлениями детей о школе». Предлагаю практические советы по

адаптации ребёнка к школе.

Некоторые темы родительских собраний посмотрите на следующих слайдах

На собраниях необходимо знакомить родителей с динамикой обучения,

воспитания и развития их детей, больше рассказывать о положительных сдвигах

в коллективе и об индивидуальных успехах каждого ученика. Не забывать

говорить родителям спасибо за помощь. При необходимости – приглашать

учителей-предметников на собрание.

Как же организовать деловое сотрудничество с родителями?

Это целая система ежегодных мероприятий:

составление социального паспорта класса, изучение семей учащихся,

условий их жизни и т.д.;

проведение родительских собраний;

выборы родительского комитета класса;

анкетирование родителей;

проведение родительского всеобуча;

проведение групповых и индивидуальных консультаций;

предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;

проведение Дней открытых дверей для родителей;

привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к

организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности (проведение

совместных мероприятий: праздников, конкурсов, спортивных соревнований,

организация поездок и походов, участие в благотворительных, экологических и

патриотических акциях).

Партнёрское взаимодействие школы и семьи – это и есть сотрудничество.

Часто в гостях в школе наши родители, помогают советами, учат правильно себя

вести в различных ситуациях.

И опять возвращаемся к важнейшей роли, которую играет классный

руководитель в жизни классного коллектива.

Быть хорошим классным руководителем, значит:

- взять на себя большую ответственность;

- уметь слушать и понимать;

- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его интеллектуальном,

психическом, физическом и нравственном состоянии;

- помогать во всём (в учении, в общении со сверстниками и учителями, в

общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии);

- руководить классом и поддерживать дисциплину;

- заменить (на время) маму и папу, подругу или друга;

- быть всегда на стороне справедливости.

В общении с детьми и их родителями хороший классный руководитель должен

следовать следующим правилам:

Не быть назойливым. Помнить: у каждого ребёнка и родителя свой мир

интересов, увлечений, печалей и радостей.

Войти в ситуацию, постараться понять, что чувствует ребёнок и родитель.

Только тогда решать, что делать дальше.

Самому совершать добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и

родители учатся у нас.

Доставлять ребёнку радость общения с тобой! Хвалить! Указывать на

успехи!

Избегать обвинений.

Покорить в себе гордыню. Уметь признаться, что и ты чего-то не знаешь.

Развивать в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут

незаурядными личностями.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником,

единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен

обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и

вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать

следующим правилам:

Любить! Уважать! Помогать! Объяснять! Учить! Доверять! Спрашивать!

Благодарить!

И в завершении хочется сказать, что всю проделанную работу с детьми и

родителями я начинаю с себя! Ведь я – связующий элемент в этом треугольнике.

Только предъявляя высокие и жёсткие требования к себе, учитель получает

моральное право что-то требовать от других!



В раздел образования