Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок в 4-м классе. "Преданья старины глубокой" в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ №4 г. Липецка
Учитель: Пушняк Екатерина Викторовна
Предмет: музыка.
Класс: 4, общеобразовательный, ФГОС.
Программно-методическое обеспечение: Учебник. Музыка. 4 класс : Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: «Преданья старины глубокой
»
Тип: урок общеметодологической направленности.
Технология деятельностного подхода.
Форма урока: исследование.
Цель: расширение и углубление представлений о былине
Регулятивные УУД:
-уметь строить речевые высказывания в устной форме о музыкальных
образах, элементах музыкального языка и речи;
-уметь находить способы решения новой учебной задачи: моделирование
через выстраивание элементов музыкального языка (интонаций) нового
музыкального произведения
Познавательные УУД:
- анализировать , используя средства выразительности;
-
сравнивать музыкальные образы, проводить аналогии с изображениями
героев на картинках;
-
обобщать на основе нахождения общих черт (в содержании и средствах
выразительности).
Коммуникативные УУД:
-
сотрудничать с учащимися: в обсуждении учебных задач, исполнении
песенного репертуара, поддерживать атмосферу исследования.
Личностные:
-
ориентироваться в нравственном содержании различных музыкальных
образов, давать оценку в музыкальных произведениях, связывая их с
жизненными ситуациями.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фортепиано, презентация к
уроку.
Раздаточный материал: тексты былины, арии, русской народной песни
Ключевые слова: линия-мелодия, образ, колорит, сюжет, распевы,
поступенное движение, переменный размер
Эпиграф:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
А.С. Пушкин
Ход урока
№
п/л
Этапы урока
Методические
приемы
Логика
разворачивания
содержания
Деятельность
уч-ся
1
Этап мотивации
Музыкальная
попевка-
приветствие, не
связанная с темой
урока (например
«Доброе утро» Д.
Кабалевского
Повторное
проигрывание
попевки-
приветствия на
фортепиано
Вокально-хоровая
Работа
(фронтальная)
Метод
музыкальных
размышлений
Проблемная
ситуация
Постановка задачи
перед
исполнением:
донести
контрастный
характер
исполнения
Чтение учителем
эпиграфа.
-Как выдумаете, о
какой музыке
сегодня будем
говорить, что
слушать?
Может ли такая
мелодия быть
былиной?
Как же мы будем
сегодня работать
на уроке, чтобы с
уверенностью
сказать, что не
всякая мелодия
может быть
былиной?
Учащиеся
исполняют,
показывая в
контрасте стаккато
и легато
Дети высказывают
предположения,
опираясь на стихи
А.С. Пушкина,
выбирают жанр –
былину.
(слайд №1,
заставка:
Васнецов
«Гусляры»)
Формулируют
тему урока
(слайд №2: тема
урока,
иллюстративный
ряд)
Учащиеся
предполагают, что
не может, но
затрудняются с
аргументацией
Будем слушать,
исполнять,
анализировать
Кем для этого
придется стать?
Музыкантами
(исполнителями,
композиторами,
слушателями,
критиками)
2
Этап актуализации
знаний
Исполнение
«Былины об Илье
Муромце»
А. Бородин.
Симфония
«Богатырская»,
Великий
колокольный звон
из оперы М. П.
Мусоргского
«Борис Годунов»
Метод вокально –
хоровой работы
Групповая работа
Метод анализа и
самоанализа
Перед
прослушиванием
учитель распределяет
задания (работа по
парам)
Пользуясь
раздаточным
материалом,
исполним по
цепочке
Легко ли
исполнялось?
(индивидуальное
задание)
Слово учителя о
роли былин в
русской культуре
(поэзии, живописи),
об использовании
былинных напевов в
инструментальной
музыке, о
подражании
инструментов с/о
инструментам
народным
Перед нами сложная
задача: подобрать
музыкальную
иллюстрацию к
картине Васнецова.
Мы внимательные
слушатели,
Учащиеся
исполняют с
предварительной
настройкой и
прослушиванием
мелодии
Нет (объясняют
сложность
исполнения
характерными
чертами для
былины:
протяжностью,
поступенностью,
наличием распевов,
переменным
размером)
(слайд №3;
Васнецов
«Богатыри»)
Под звучание
музыки А. Бородина
учащиеся
дирижируют,
высказывают свое
мнение,
аргументируя его
Сопоставление
музыки и живописи
(проверка усвоения
материала прошлых
уроков по темам
«Былина»,
«Колокольные
звоны»)
исполнители и
критики.
На этом этапе
работы учитель
акцентирует
внимание учащихся
на разности (или
схожести) образа,
замысла художника,
композитора.
через понятия:
линия-мелодия,
колорит, интонация.
Аналогичная работа
проводится при
слушании
колокольного
звона.
Аргументация с
опорой на знание
типов колокольного
звона
3
Этап
фиксирования
затруднений
Прослушивание
записи тембров
арфы, гитары,
домры, гуслей
Расширение и
углубление
представлений о
былине
Слуховой тест
(восприятие нового
музыкального
материала)
Звучанием какого
инструмента
сопровождается
былина?
Если вы настоящие
музыканты, то
справитесь со
следующей задачей:
Определите, под
каким номером
слухового теста
звучат гусли.
А какой инструмент
используют
композиторы для
подражания гуслям?
Ответ
иллюстрируется
изображением
гуслей на слайде №
4
Учащиеся выбирают
среди
предложенных
звучащих примеров
(арфа, гитара,
домра, гусли)
необходимый.
(слайд №5 с
изображением
инструментов с/о)
Ответы учащихся,
аргументация
учеником –
экспертом
трудностей
(похожесть тембров
инструментов)
4
Этап закрепления
во внешней речи
Метод создания
художественного
контекста (выход на
- с кем прощается
богатырь, покидая
дом, когда идет на
С матерью, с
семьей.
Прослушивание
фрагментов:
Р.н.п. «Матушка,
матушка, что во
поле пыльно?»,
Ария Ивана
Сусанина, былина о
Добрыне Никитиче
(раздаточный
материал с
текстом)
жизненные ситуации)
Творческий
эксперимент через
интонационное
постижение
(восприятие нового
материала)
Моделирование
сюжета через
интонации (создание
новой былины)
Метод вокально-
бой за Землю
Русскую?
- а когда чувствует
смерть близкую,
силы его покидают, к
кому обращается в
свой предсмертный
час?
- как будут сказывать
былину гусляры
после смерти
богатыря?
А теперь мы
превращаемся в
композиторов:
выберите из трех
звучащих
фрагментов
фрагменты с
интонацией
молитвы, плача,
сказывания (учитель
играет мелодии на
фортепиано)
Как вы думаете,
могут ли эти
интонации звучать в
репродукции
Васнецова?
О чем же должна
быть былина и с
каким сюжетом
должна быть
живопись?
Выстройте эти
интонации согласно
придуманному
сюжету
Еще раз обратимся к
Молится,
обращается к Богу.
Со слезами,
оплакивая.
Ответы учащихся с
последующей
вокализацией
каждого фрагмента
с нужной
интонацией
(групповое
исполнение)
Нет, не могут.
Музыка и живопись
должны быть о
смерти былинного
героя
Индивидуальное
задание ( с
аргументацией
последовательности
интонаций)
Класс исполняет
5
Этап включения
изученного в
систему знаний
Работа с
поэтическим
материалом
(стихотворение Б.
Дубровина)
хоровой работы
(фронтальная работа,
возможен сольный
показ выразительного
исполнения одним
учащимся)
Метод проблемной
ситуации
(индивидуальное
задание)
Метод музыкального
обобщения
прослушанным
мелодиям
Учитель подводит к
выводу о диалоге
эпох
Выберите слова,
выражения,
ассоциирующиеся с
былиной
(ассоциаты)
А теперь вернемся к
началу урока.
Обобщите свои
представления о
былине? (задание
звучит после
проигрывания
попевки,
прозвучавшей в
начале урока)
Мне хотелось бы
напомнить вам
замечательные
фрагмент арии
Ивана Сусанина и
русской народной
песни
В композиторской
музыке М. Глинки
Иван Сусанин –
былинный герой,
так как его подвиг –
это подвиг
богатыря, народ
сохранил память о
его подвиге.
Примеры ответов:
«Извечные маги
вызывают виденья
веков»,
«века вереницей»,
«былое снится», «в
грядущее тянется»,
«вечность
заполнят», «напевы
струны»
(слайд № 6: текст Б.
Дубровина)
Мы поняли, что
былина может быть
похожа и на
русскую народную
песню, и на
молитву; не каждый
инструмент
созвучен былине;
былина может
«звучать» в
живописи. Былина
хранит память о
поступках героев.
строки:
«Вечность – это
некое прошлое,
живущее в
настоящем, и
которое откликнется
в будущем»
6
Этап рефлексии
Оценивание
Домашнее задание
(варианты)
Оцените свою
работу на уроке
- подобрать
инструменты,
шумовые эффекты,
распределить
интонации к
фрагменту любой
полюбившейся
былины (групповой
проект)
- спеть фрагмент
былины
(вокализировать
текст)
-нарисовать
иллюстрацию к
былине,
прозвучавшей на
уроке
Учащиеся дают
оценку своей
работе, определяют
для себя, в роли
кого было
интереснее (или
сложнее) работать:
в роли исполнителя,
певца, слушателя…
Приложение
1.Как не стало-то Добрынюшки Никитича.
2.Матушка, матушка!
3.Господь, в душе моей ты не оставь меня.
4.То не белая береза к земле клонится,
Не шелковая трава приклоняется.
5. Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
А.С.Пушкин
6. На серебряной тонкой бумаге
Под серебряной мглой облаков
Музыканты - извечные маги
Вызывают виденья веков.
И проходят века вереницей,
И валторны и скрипки звучат:
То былое в мелодиях снится,
То в грядущее тянется взгляд.
И то грозно, то ласково медлят,
Словно вечность заполнят собой,
Вздохи бронзы и выдохи меди
И напевы струны золотой.
Б.Дубровин