Напоминание

Урок в 4-м классе. "Преданья старины глубокой" в соответствии с ФГОС


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок в 4-м классе. "Преданья старины глубокой" в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ СОШ №4 г. Липецка

Учитель: Пушняк Екатерина Викторовна

Предмет: музыка.

Класс: 4, общеобразовательный, ФГОС.

Программно-методическое обеспечение: Учебник. Музыка. 4 класс : Е.Д.

Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: «Преданья старины глубокой

»

Тип: урок общеметодологической направленности.

Технология деятельностного подхода.

Форма урока: исследование.

Цель: расширение и углубление представлений о былине

Регулятивные УУД:

-уметь строить речевые высказывания в устной форме о музыкальных

образах, элементах музыкального языка и речи;

-уметь находить способы решения новой учебной задачи: моделирование

через выстраивание элементов музыкального языка (интонаций) нового

музыкального произведения

Познавательные УУД:

- анализировать , используя средства выразительности;

-

сравнивать музыкальные образы, проводить аналогии с изображениями

героев на картинках;

-

обобщать на основе нахождения общих черт (в содержании и средствах

выразительности).

Коммуникативные УУД:

-

сотрудничать с учащимися: в обсуждении учебных задач, исполнении

песенного репертуара, поддерживать атмосферу исследования.

Личностные:

-

ориентироваться в нравственном содержании различных музыкальных

образов, давать оценку в музыкальных произведениях, связывая их с

жизненными ситуациями.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, фортепиано, презентация к

уроку.

Раздаточный материал: тексты былины, арии, русской народной песни

Ключевые слова: линия-мелодия, образ, колорит, сюжет, распевы,

поступенное движение, переменный размер

Эпиграф:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А.С. Пушкин

Ход урока

п/л

Этапы урока

Методические

приемы

Логика

разворачивания

содержания

Деятельность

уч-ся

1

Этап мотивации

Музыкальная

попевка-

приветствие, не

связанная с темой

урока (например

«Доброе утро» Д.

Кабалевского

Повторное

проигрывание

попевки-

приветствия на

фортепиано

Вокально-хоровая

Работа

(фронтальная)

Метод

музыкальных

размышлений

Проблемная

ситуация

Постановка задачи

перед

исполнением:

донести

контрастный

характер

исполнения

Чтение учителем

эпиграфа.

-Как выдумаете, о

какой музыке

сегодня будем

говорить, что

слушать?

Может ли такая

мелодия быть

былиной?

Как же мы будем

сегодня работать

на уроке, чтобы с

уверенностью

сказать, что не

всякая мелодия

может быть

былиной?

Учащиеся

исполняют,

показывая в

контрасте стаккато

и легато

Дети высказывают

предположения,

опираясь на стихи

А.С. Пушкина,

выбирают жанр –

былину.

(слайд №1,

заставка:

Васнецов

«Гусляры»)

Формулируют

тему урока

(слайд №2: тема

урока,

иллюстративный

ряд)

Учащиеся

предполагают, что

не может, но

затрудняются с

аргументацией

Будем слушать,

исполнять,

анализировать

Кем для этого

придется стать?

Музыкантами

(исполнителями,

композиторами,

слушателями,

критиками)

2

Этап актуализации

знаний

Исполнение

«Былины об Илье

Муромце»

А. Бородин.

Симфония

«Богатырская»,

Великий

колокольный звон

из оперы М. П.

Мусоргского

«Борис Годунов»

Метод вокально –

хоровой работы

Групповая работа

Метод анализа и

самоанализа

Перед

прослушиванием

учитель распределяет

задания (работа по

парам)

Пользуясь

раздаточным

материалом,

исполним по

цепочке

Легко ли

исполнялось?

(индивидуальное

задание)

Слово учителя о

роли былин в

русской культуре

(поэзии, живописи),

об использовании

былинных напевов в

инструментальной

музыке, о

подражании

инструментов с/о

инструментам

народным

Перед нами сложная

задача: подобрать

музыкальную

иллюстрацию к

картине Васнецова.

Мы внимательные

слушатели,

Учащиеся

исполняют с

предварительной

настройкой и

прослушиванием

мелодии

Нет (объясняют

сложность

исполнения

характерными

чертами для

былины:

протяжностью,

поступенностью,

наличием распевов,

переменным

размером)

(слайд №3;

Васнецов

«Богатыри»)

Под звучание

музыки А. Бородина

учащиеся

дирижируют,

высказывают свое

мнение,

аргументируя его

Сопоставление

музыки и живописи

(проверка усвоения

материала прошлых

уроков по темам

«Былина»,

«Колокольные

звоны»)

исполнители и

критики.

На этом этапе

работы учитель

акцентирует

внимание учащихся

на разности (или

схожести) образа,

замысла художника,

композитора.

через понятия:

линия-мелодия,

колорит, интонация.

Аналогичная работа

проводится при

слушании

колокольного

звона.

Аргументация с

опорой на знание

типов колокольного

звона

3

Этап

фиксирования

затруднений

Прослушивание

записи тембров

арфы, гитары,

домры, гуслей

Расширение и

углубление

представлений о

былине

Слуховой тест

(восприятие нового

музыкального

материала)

Звучанием какого

инструмента

сопровождается

былина?

Если вы настоящие

музыканты, то

справитесь со

следующей задачей:

Определите, под

каким номером

слухового теста

звучат гусли.

А какой инструмент

используют

композиторы для

подражания гуслям?

Ответ

иллюстрируется

изображением

гуслей на слайде №

4

Учащиеся выбирают

среди

предложенных

звучащих примеров

(арфа, гитара,

домра, гусли)

необходимый.

(слайд №5 с

изображением

инструментов с/о)

Ответы учащихся,

аргументация

учеником –

экспертом

трудностей

(похожесть тембров

инструментов)

4

Этап закрепления

во внешней речи

Метод создания

художественного

контекста (выход на

- с кем прощается

богатырь, покидая

дом, когда идет на

С матерью, с

семьей.

Прослушивание

фрагментов:

Р.н.п. «Матушка,

матушка, что во

поле пыльно?»,

Ария Ивана

Сусанина, былина о

Добрыне Никитиче

(раздаточный

материал с

текстом)

жизненные ситуации)

Творческий

эксперимент через

интонационное

постижение

(восприятие нового

материала)

Моделирование

сюжета через

интонации (создание

новой былины)

Метод вокально-

бой за Землю

Русскую?

- а когда чувствует

смерть близкую,

силы его покидают, к

кому обращается в

свой предсмертный

час?

- как будут сказывать

былину гусляры

после смерти

богатыря?

А теперь мы

превращаемся в

композиторов:

выберите из трех

звучащих

фрагментов

фрагменты с

интонацией

молитвы, плача,

сказывания (учитель

играет мелодии на

фортепиано)

Как вы думаете,

могут ли эти

интонации звучать в

репродукции

Васнецова?

О чем же должна

быть былина и с

каким сюжетом

должна быть

живопись?

Выстройте эти

интонации согласно

придуманному

сюжету

Еще раз обратимся к

Молится,

обращается к Богу.

Со слезами,

оплакивая.

Ответы учащихся с

последующей

вокализацией

каждого фрагмента

с нужной

интонацией

(групповое

исполнение)

Нет, не могут.

Музыка и живопись

должны быть о

смерти былинного

героя

Индивидуальное

задание ( с

аргументацией

последовательности

интонаций)

Класс исполняет

5

Этап включения

изученного в

систему знаний

Работа с

поэтическим

материалом

(стихотворение Б.

Дубровина)

хоровой работы

(фронтальная работа,

возможен сольный

показ выразительного

исполнения одним

учащимся)

Метод проблемной

ситуации

(индивидуальное

задание)

Метод музыкального

обобщения

прослушанным

мелодиям

Учитель подводит к

выводу о диалоге

эпох

Выберите слова,

выражения,

ассоциирующиеся с

былиной

(ассоциаты)

А теперь вернемся к

началу урока.

Обобщите свои

представления о

былине? (задание

звучит после

проигрывания

попевки,

прозвучавшей в

начале урока)

Мне хотелось бы

напомнить вам

замечательные

фрагмент арии

Ивана Сусанина и

русской народной

песни

В композиторской

музыке М. Глинки

Иван Сусанин –

былинный герой,

так как его подвиг –

это подвиг

богатыря, народ

сохранил память о

его подвиге.

Примеры ответов:

«Извечные маги

вызывают виденья

веков»,

«века вереницей»,

«былое снится», «в

грядущее тянется»,

«вечность

заполнят», «напевы

струны»

(слайд № 6: текст Б.

Дубровина)

Мы поняли, что

былина может быть

похожа и на

русскую народную

песню, и на

молитву; не каждый

инструмент

созвучен былине;

былина может

«звучать» в

живописи. Былина

хранит память о

поступках героев.

строки:

«Вечность – это

некое прошлое,

живущее в

настоящем, и

которое откликнется

в будущем»

6

Этап рефлексии

Оценивание

Домашнее задание

(варианты)

Оцените свою

работу на уроке

- подобрать

инструменты,

шумовые эффекты,

распределить

интонации к

фрагменту любой

полюбившейся

былины (групповой

проект)

- спеть фрагмент

былины

(вокализировать

текст)

-нарисовать

иллюстрацию к

былине,

прозвучавшей на

уроке

Учащиеся дают

оценку своей

работе, определяют

для себя, в роли

кого было

интереснее (или

сложнее) работать:

в роли исполнителя,

певца, слушателя…

Приложение

1.Как не стало-то Добрынюшки Никитича.

2.Матушка, матушка!

3.Господь, в душе моей ты не оставь меня.

4.То не белая береза к земле клонится,

Не шелковая трава приклоняется.

5. Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А.С.Пушкин

6. На серебряной тонкой бумаге

Под серебряной мглой облаков

Музыканты - извечные маги

Вызывают виденья веков.

И проходят века вереницей,

И валторны и скрипки звучат:

То былое в мелодиях снится,

То в грядущее тянется взгляд.

И то грозно, то ласково медлят,

Словно вечность заполнят собой,

Вздохи бронзы и выдохи меди

И напевы струны золотой.

Б.Дубровин



В раздел образования