Напоминание

«Солнечные ступеньки» (Формирование элементарных математических представлений дошкольников")


Автор: Татьяна Васильевна Шишкова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО «ЦРТДЮ «Искра» г.Орска»
Населённый пункт: Орск
Наименование материала: учебная программа
Тема: «Солнечные ступеньки» (Формирование элементарных математических представлений дошкольников")
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Искра» г.Орска»

Принята на заседании методического совета

ЦРТДЮ «Искра»

от «___» ___________20__ г.

Протокол № ______

Утверждаю

Директор МАУДО ЦРТДЮ «Искра»

В.Ю. Усков

«___» ___________20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Солнечные ступеньки»

(ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ)

Адресат программы – дети 6 –7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор: Шишкова Татьяна Васильевна,

педагог высшей квалификационной категории

г.Орск, 2019

1

1

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

..................................................................................................... 3

1.1.

Пояснительная записка

................................................................................................... 3

1.3.

Содержание программы

................................................................................................. 6

1.4.

Планируемые результаты:

............................................................................................ 22

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

........................................................ 23

3.

Список литературы

.............................................................................................................. 32

4.

Приложение

.......................................................................................................................... 33

2

2

1.

К о м п л е к с

о с н о в н ы х

х а р а к т е р и с т и к

д о п о л н и т е л ь н о й

общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.

Пояснительная записка

Обучению дошкольников началам математики отведено важное место. Это вызвано

целым

рядом

причин:

обилием

информации,

получаемой

ребёнком,

повышением

внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,

распространением в общеобразовательных школах программ с углубленным изучением

математики, и в связи с этим стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка

узнавать цифры, считать, решать задачи.

Программа

направлена

на

воспитание

в

детях

интереса

к

процессу

познания,

желания преодолевать трудности, формирование умения ориентироваться в окружающей

действительности.

Программа

«Солнечные

ступеньки»

способствует

по следовательному

формированию элементарных математических представлений детей 5-6 лет, обеспечивает

максимально доступный объём знаний и стимулирует поступательное интеллектуальное

развитие ребёнка.

Рабочая программа «Солнечные ступеньки» для подготовки детей 6-7 лет к школе

разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта

начального

общего

образования

второго

поколения,

на

основе

программы

«Преемственность»

(программа

по

подготовке

к

школе

детей

5-7

лет),

науч.

рук.

Н.А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования

РФ.

Нормативно-правовой

базой

программы

«Солнечные

ступеньки»

является

Федеральный

закон

от

29

декабря

2012

г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

и

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

Достоинством программы «Солнечные ступеньки» является ее реализация с помощью

тетрадей на печатной основе. Организация образовательной деятельности с использованием

тетрадей «Солнечные ступеньки» позволяет развивать произвольность, самостоятельность.

Обучающиеся учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться

нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое

мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Несомненным преимуществом

программы «Солнечные ступеньки» является ее дифференцированный характер. Программа

рассчитана на ее освоение детьми возрастной нормы, детьми с признаками одаренности и

детьми, испытывающими трудности в обучении. При освоении основной образовательной

программы дошкольного образования программа «Солнечные ступеньки» позволяет педагогу

организовать

индивидуальную

и

групповую

работу

с

детьми

по

развитию

признаков

одаренности. Для этого в комплекте предусмотрены задания повышенного уровня сложности.

По степени авторства программа является модифицированной; по уровню усвоения

– общекультурной.

Программа

ежегодно

обновляется

с

учетом

развития

науки,

техники,

культуры,

экономики, технологий и социальной сферы.

П о л н о т а

и

с т е п е н ь

о с в о е н и я

П р о г р а м м ы

я в л я ю т с я

о б ъ е к т а м и

внутриучрежденческого контроля.

Данная программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к

обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

3

3

Оформление

Программы

осуществляется

в

соответствии

с

Положением

о

дополнительной общеобразовательной программе МАУДО «ЦРТДЮ «Искра» г. Орска».

Направленность

программы

социально-педагогическая,

поскольку

она

ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к

взаимодействию

с

различными

социальными

институтами,

формирование

знаний

об

основных

сферах

современной

социальной

жизни,

создание

условий

для

развития

коммуникативной,

социально

успешной

личности. В

основе

её

содержания

лежит

формирование приёмов мыслительной деятельности, развитие познавательных процессов,

формирование познавательного интереса и умения планировать свою деятельность, что

характеризует личность, владеющую культурой социального самоопределения.

Актуальность

программы определяется

практической

значимостью

вопросов

преподавания основ математики в системе дополнительного образования.

Эффективность

такого преподавания во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит

ребёнок

в

дошкольном

возрасте.

Формирование

элементарных

математических

представлений

детей

дошкольного

возраста

оказывает

непосредственное

влияние

на

процесс

познания

окружающего

мира

через

развитие

мыслительной

деятельности

дошкольников

с

опорой

на

образную,

эмоционально-чувственную

сферу

мышления.

Программа

способствует

развитию

творческого

и

самостоятельного

мышления,

рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Отличительные

особенности.

В

программе

«Солнечные

ступеньки»

реализуется

основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным

и

эффективным,

если

оно

осуществляется

в

процессе

деятельности

ребенка,

насыщенной

математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием

заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей

этого возраста.

Программа «Солнечные ступеньки» направлена на развитие умений проводить

наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные

и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы,

проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки

форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен

принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего

в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и

особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их

к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой

является

и

задача

целенаправленного

и

систематического

развития

познавательных

способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:

восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

Адресат программы – дети дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие и не

посещающие дошкольные образовательные учреждения. В этом возрасте дети постепенно

начинают осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях

4

4

людей,

в

их

собственном

поведении

формируется

возможность саморегуляции,

углубляются

представления

об

основных

свойствах

предметов,

мотивационная

сфера

расширяется за счёт развития социальных по происхождению мотивов: познавательных,

просоциальных

(побуждающих

делать

добро),

а

также

мотивов

самореализации.

Существенно

увеличивается устойчивость внимания,

продолжается

развитие наглядно-

образного мышления,

появляется осознанная самостоятельность. Занятия по программе

способствуют социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению системы норм,

правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, формируют интерес к школьному

обучению.

Объем программы. Учебный план включает 72 учебных часа.

Форма обучения – очная.

Виды

занятий

по

программе. Основные

виды

обучения

коллективный

и

групповой, при этом активно используются индивидуальный подход к детям дошкольного

возраста и фронтальная работа. Широко применяется также игровая форма, включающая в

себя элементы соревнования, что способствует активизации познавательной деятельности

дошкольников. Используются занимательные задачи и задания, загадки, стихотворения,

пословицы и поговорки, считалки математической направленности.

Срок освоения программы. Содержание программы предполагает одногодичное

обучение.

Режим

занятий. Занятия

для

детей

проводятся

2

раза

в

нед е лю.

Продолжительность занятий составляет 30 минут.

1.2.

Цель

программы:

Интеллектуальное

развитие

старших

дошкольников

посредством формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

формирование

знаний

о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве

и

времени как основах математического развития;

формирование знаний о геометрических фигурах и их структурных элементах;

формирование умений и навыков конструирования и моделирования.

Развивающие:

развитие

логического

мышления,

приемов

умственной

деятельности (анализ,

синтез,

сравнение,

классификация,

аналогия,

обобщение),

познавательных

процессов

(памяти, внимания, воображения).

формирование интересов и мотивации учения;

адаптация старших дошкольников к процессу обучения.

Воспитательные:

воспитание

активности,

дисциплинированности,

аккуратности,

усидчивости;

ответственного отношения к учебной деятельности;

формирование коммуникативных качеств.

5

5

1.3.

Содержание программы

Учебный план

Первый год обучения

Раздел/тема

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теори

я

Практи

ка

1.

Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе

в клеточку.

1

0,5

0,5

Устный опрос и

выполнение

практических

заданий

2.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Сравнение предметов по форме. Больше,

меньше, столько же.

1

0,5

0,5

3.

Порядковый счет в пределах 10. Много,

ни одного. Цифра 0.

1

0,5

0,5

4.

Счет в пределах 10. Нахождение и

сравнение чисел-соседей

(предшествующее, последующее число).

Число и цифра 1.

1

0,5

0,5

5.

Число и цифра 2. Понятие «пара».

1

0,5

0,5

6.

Число и цифра 3.

1

0,5

0,5

7.

Число и цифра 3. Состав числа 3.

1

0,5

0,5

8.

Составление арифметических задач.

1

0,5

0,5

9.

Число и цифра 4.

1

0,5

0,5

10.

Число и цифра 4. Состав числа 4.

1

0,5

0,5

11.

Понятие «Точка». Составление чисел 2,

3, 4 из двух меньших

1

0,5

0,5

12.

Решение арифметических задач.

Знакомство со знаками «+», «-», «=».

1

0,5

0,5

13.

Число и цифра 5.

1

0,5

0,5

14.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

1

0,5

0,5

15.

Знаки <,>,=

1

0,5

0,5

16.

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

0,5

0,5

17.

Составление чисел 3, 4, 5, 6 из двух

меньших.

1

0,5

0,5

18.

Понятие «Прямые и кривые линии».

Знаки сравнения: =, #

1

0,5

0,5

19.

Составление арифметических задач.

1

0,5

0,5

20.

Число и цифра 7.

1

0,5

0,5

21.

Число и цифра 7. Состав числа 7.

1

0,5

0,5

22.

Состав числа 7. Примеры на сложение

вычитание.

1

0,5

0,5

23.

Понятия «Горизонтальные, вертикальные

и наклонные линии». Ученическая

линейка.

1

0,5

0,5

24.

Число и цифра 8.

1

0,5

0,5

25.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

1

0,5

0,5

26.

Понятие «Луч». Составление чисел 7, 8

из двух меньших».

1

0,5

0,5

6

6

27.

Порядковый счет

.

Деление на части

1

0,5

0,5

28.

Примеры на сложение

1

1

29.

Примеры на вычитание

1

1

30.

Логические задачи на умозаключения.

1

1

31.

Понятие «Отрезок». Отношение между

числами.

1

0,5

0,5

32.

Составные части задачи.

1

0,5

0,5

33.

Число и цифра 9.

1

0,5

0,5

34.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

1

0,5

0,5

35.

Понятие «Ломаная линия». Логические

задачи на классификацию.

1

0.5

0.5

36.

Ориентировка во времени.

Знакомство с часами.

1

0,5

0,5

37.

Ориентировка во времени.

Знакомство с мерами времени.

1

0,5

0,5

38.

Число 10. Понятие «Десяток»

1

0,5

0,5

39.

Число 10. Двузначные числа.

1

0,5

0,5

40.

Состав числа 10.

1

0,5

0,5

41.

Составление чисел 7, 8, 9, 10 из двух

меньших.

1

0,5

0,5

42.

Четные – нечетные числа. Логические

задачи (задания на развитие внимания,

памяти).

1

0,5

0,5

43.

Понятие «Угол». Логические задачи на

сериацию.

1

0,5

0,5

44.

Логические задачи на сравнение

1

0,5

0,5

45.

Понятие «Замкнутая линия». Логические

задачи на анализ и синтез.

1

0,5

0,5

46.

Примеры на сложение и вычитание.

Увеличение и уменьшение на 1.

1

1

47.

Соответствие между цифрой и

количеством предметов. Увеличение и

уменьшение на 2.

1

0,5

0,5

48.

Знакомство с понятием «симметрия».

Логические задачи на классификацию.

1

0,5

0,5

49.

Составление задач на сложение.

Увеличение и уменьшение на 3.

1

0,5

0,5

50.

Составление задач на сложение,

вычитание. Увеличение и уменьшение на

4.

1

0,5

0,5

51.

Понятие «Геометрическая фигура» –

«Круг», «Овал».

1

0,5

0,5

52.

Решение примеров.

Увеличение и

уменьшение на 5.

1

1

53.

Логические задачи на анализ и синтез.

Увеличение и уменьшение на 6.

1

0,5

0,5

54.

Равенство и неравенство групп

1

0,5

0,5

7

7

предметов. Увеличение и уменьшение на

7.

55.

Пространственные отношения: впереди,

сзади, справа, слева. Увеличение и

уменьшение на 8.

1

0,5

0,5

56.

Понятие «Геометрическая фигура» –

«Многоугольники», «Треугольники».

1

0,5

0,5

57.

Задачи и примеры на вычитание.

1

1

58.

Ориентация во времени. Части суток.

1

0,5

0,5

59.

Временные отношения. Решение

примеров на сложение и вычитание.

1

0,5

0,5

60.

Арифметические задачи на уменьшение

и увеличение.

1

0,5

0,5

61.

Пространственные отношения: короткий

– длинный, высокий – низкий, широкий

– узкий. Решение примеров на сложение

и вычитание.

1

0,5

0,5

62.

Понятие «Геометрическая фигура» –

«Квадрат», «Прямоугольник».

1

0,5

0,5

63.

Пространственные отношения: между,

посередине

1

0,5

0,5

64.

Порядковый и количественный счет.

1

0,5

0,5

65.

Понятие «Геометрическая фигура» –

«Трапеция»

1

0,5

0,5

66.

Числовой ряд

1

1

67.

Понятие «Геометрическая фигура» –

«Ромб»

1

0,5

0,5

68.

Логические задачи на установление

закономерностей

1

0,5

0,5

69.

Решение задач. Сравнение предметов по

1 – 2 признакам.

1

0,5

0,5

70.

Числа от 0 до 20. Прямой и обратный

счет. Сравнение предметов. Решение

задач.

1

1

71.

Объемные геометрические тела – «Шар,

куб, параллелепипед».

1

1

72.

Повторение.

1

1

Итого

72

31

41

Содержание учебного плана

Тема 1: Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку.

Теория:

знакомство с пространственным расположением предметов

повторение понятий: вверху, внизу, слева, справа

Практика:

упражнения по ориентации на листе

8

8

обводки по контору

работа по команде педагога: в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, на

верхней строке, на нижней строке отмечать точки

игра «Найди лишний предмет, одинаковые домики»

Тема

2: Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение предметов по форме.

Больше, меньше, столько же.

Теория:

знакомство с понятиями «больше», «меньше», «столько же»

Практика:

сравнение групп предметов и разделение предметов на группы

выполнение штриховки по образцу

решение логических задач (продолжение логического ряда)

Тема 3: Порядковый счет в пределах 10. Много, ни одного. Цифра 0.

Теория:

знакомство с числом 0

образование числа 0, его место в числовом ряду

Практика:

группирование предметов по одному или нескольким признакам из ряда предметов

разучивание стихотворения о цифре 0

написание цифры 0

игра «Продолжи ряд»

Тема 4: Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел-соседей (предшествующее,

последующее число). Число и цифра 1.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 1

знакомство с понятиями предшествующее, последующее число

знакомство со сторонами клетки

Практика:

заучивание стихотворения о цифре 1

написание цифры 1

решение логических задач (антонимические игры)

Тема 5: Число и цифра 2. Понятие «Пара».

Теория:

знакомство с числом и цифрой 2

знакомство с составом числа 2

Практика:

заучивание стихотворения о цифре 2

написание цифры 2

зрительный диктант «Дорисуй, чтобы предметов стало по два»

активизация зрительной памяти в ходе игры «Закрась правильно»

Тема 6: Число и цифра 3.

Теория:

знакомство с числом 3

знакомство с понятием «следующее число»

9

9

установление отношений между группами предметов

знакомство с понятиями «слева», «справа», «посередине»

Практика:

заучивание стихотворения о цифре 3

написание цифры 3

игра «Расставь знаки в соответствии с образцом»

Тема 7: Число и цифра 3. Состав числа 3.

Теория:

знакомство с составом числа 3

сравнение групп предметов

Практика:

выполнение упражнений на развитие внимания

решение логической задачи «Дорисуй недостающие фигуры»

дидактическая игра «Магазин»

Тема 8: Составление арифметических задач.

Теория:

знакомство с арифметической задачей

знакомство с понятиями: условие, вопрос, решение, ответ

упражнения в устном счете в пределах десяти

Практика:

математическая разминка (задачи на сообразительность).

устное решение задач «Зверюшкины загадки»

составление и решение задачи

Тема 9: Число и цифра 4.

Теория:

знакомство с числом 4

знакомство с геометрической фигурой: квадрат

времена года, стороны света, части суток.

Практика:

разучивание стихотворения о цифре 4

написание цифры 4

решение логической задачи «Найди закономерность и продолжи ряд»

дидактическая игра «Найди в каждом ряду лишний предмет»

Тема 10: Число и цифра 4. Состав числа 4.

Теория:

знакомство с составом числа 4

знакомство с предлогами: за, перед, между

Практика:

использование в речи предлогов: за, перед, между

решение примеров на сложение

нахождение в группе предметов «лишнего».

решение логических задач (задачи на развитие внимания, памяти)

Тема 11: Понятие «Точка».

Составление чисел 2, 3, 4 из двух меньших.

Теория:

состав чисел 2, 3, 4

10

10

знакомство с понятием: геометрическая фигура точка

формирование зрительного образа данного понятия

Практика:

игра «Найди точки на рисунке, обведи их цветными карандашами»

дидактическая игра «Нарисуй в пустых прямоугольниках точно такие же фигуры из

точек»

Тема 12: Решение арифметических задач. Знакомство со знаками «+», «-», «=».

Теория:

Повторение составных частей задачи: условие, вопрос, решение, ответ

Знакомство со знаками «+», «-», «=».

Практика:

составление арифметических задач по образцу

решение арифметических задач

графический диктант

Тема 13: Число и цифра 5.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 5

формирование представлений: дальше, ближе

знакомство с осенними месяцами

Практика:

нахождение и сравнение чисел-«соседей»

соотнесение числа, цифры и количества предметов (от 1 до 5)

разучивание стихотворения о цифре 5

Тема 14: Число и цифра 5. Состав числа 5.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 5

знакомство с составом числа 5

Практика:

выполнение упражнения на внимание «Найди и обведи все цифры 5»

игра «Составь число 5 по-разному»

логическая игра «Что перепутал художник?»

Тема 15: Знаки <,>,=

Теория:

знакомство с зимними месяцами

Практика:

повторение знаков сравнения

сравнение групп предметов и чисел с помощью знаков >, <, =

составление логических цепочек

игра «Напиши правильно знаки»

Тема 16: Число и цифра 6. Состав числа 6.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 6

знакомство с составом числа 6

формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера

Практика:

разучивание стихотворения о цифре 6

11

11

написание цифры 6

решение логических задач на установление закономерностей

составление чисел 3, 4, 5, 6 из двух меньших

Тема 17: Составление чисел 3, 4, 5, 6 из двух меньших

Теория:

состав чисел 3, 4, 5, 6

анализ и синтез предметов, состоящих из геометрических фигур

знакомство с понятиями: долго, дальше, потом, давно

Практика:

разучивание математической песенки о треугольнике

решение логических задач на установление закономерностей

запись решения примеров с помощью цифр и знаков +, =

Тема 18:

Понятие «Прямые и кривые линии». Знаки сравнения: =, ≠ .

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура линия

формирование зрительного образа данных понятий

Практика:

запись отношений между числами с помощью знаков =, ≠

игра «Обведи прямые и кривые линии разными карандашами»

дидактическая игра «Кто на что похож»

Тема 19: Составление арифметических задач

Теория:

составление арифметических задач по картинкам

Практика:

решение составленных арифметических задач

запись решения задач

Тема 20: Число и цифра 7.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 7

ориентирование во времени: название дней недели

Практика:

разучивание стихотворения о цифре 7

написание цифры 7

игра «Слушай и считай»

Тема 21: Число и цифра 7. Состав числа 7.

Теория:

знакомство с составом числа 7

Практика:

выкладывание из счётных палочек прямоугольника

игра «Сложи квадрат»

игра «Слушай и считай»

Тема 22: Состав числа 7. Примеры на сложение и вычитание.

Теория:

продолжение знакомства с составом числа 7

Практика:

12

12

решение и запись примеров на сложение и вычитание

решение арифметических задач

Тема

23:

Понятия

«Вертикальные,

горизонтальные

и

наклонные

линии».

Ученическая линейка.

Теория:

знакомство с линиями: вертикальная, горизонтальна и наклонная

формирование зрительного образа данных понятий

знакомство с ученической линейкой

Практика:

измерение отрезков линейкой

соединение двух точек в отрезок с помощью линейки

штриховка предметов заданными линиями и цветом

Тема 24: Число и цифра 8.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 8

формирование представлений: утро, день, вечер, ночь.

Практика:

разучивание стихотворения о цифре 8

соотнесение количества предметов с цифрой

решение логических задач (классификация предметов по признакам)

написание цифры 8

Тема 25: Число и цифра 8. Состав числа 8

Теория:

знакомство с составом числа 8

Практика:

запись состава числа 8

игра «Домик»

игра «Отгадай загадку»

игра «Соедини правильно»

Тема 26: Понятие «Луч». Составление чисел 7, 8 из двух меньших.

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура луч

формирование зрительного образа данного понятия

состав числа 7, 8

Практика:

игра «Найди на рисунке только лучи и обведи их»

игра «Дорисуй лучи у солнышка, у снежинки и паутинки»

Тема 27: Порядковый счёт. Деление на части.

Теория:

различение количественного и порядкового счёта в пределах 8

Практика:

деление предметов на 2, 4, 6 частей, способствование пониманию того, что часть

меньше целого, а целое больше части

игра «Раздели правильно»

игра «Дорисуй и напиши правильно»

13

13

Тема 28: Примеры на сложение.

Практика:

повторение знака «+»

решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8

решение арифметических задач на сложение

игра «Ориентировка в пространстве»

Тема 29: Примеры на вычитание.

Практика:

повторение знака «–»

решение примеров на вычитание в пределах 8

решение арифметических задач на вычитание

Тема 30: Логические задачи на умозаключения

Теория:

знакомство с логической формой мышления: умозаключения

Практика:

развитие логической формы мышления – умозаключения

решение логических задач на умозаключение

игра «А теперь ты сам считай»

Тема 31: Понятие «Отрезок». Отношение между числами.

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура отрезок

формирование зрительного образа данного понятия

понимание отношений между числами 7 и 8

знакомство с понятием: геометрическая фигура отрезок

формирование зрительного образа данного понятия

Практика:

сравнение чисел 7 и 8 с помощью знаков >, <

игра «Соедини точки»

игра «Дорисуй отрезки по точкам»

дидактическая игра «Рисование по точкам»

Тема 32: Составные части задачи

Теория:

знакомство с составными частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ

Практика:

составные части задачи: условие, вопрос, решение, ответ

решение арифметических задач

Тема 33: Число и цифра 9.

Теория:

знакомство с числом и цифрой 9

знакомство с названиями дней недели

Практика:

разучивание стихотворения о цифре 9

разучивание песенки о количестве дней в неделе

написание цифры 9

14

14

Тема 34: Число и цифра 9.Состав числа 9

Теория:

знакомство с составом числа 9

Практика:

запись состава числа 9

решение примеров на сложение и вычитание

игра «Дни недели»

Тема 35: Понятие «Ломаная линия». Логические задачи на классификацию.

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура ломаная линия

формирование зрительного образа данного понятия

Практика:

игра Закончи ломаные линии так, чтобы получились различные предметы»

игра «Соедини правильно»

решение логических задач на классификацию

Тема 36: Ориентировка во времени. Знакомство с часами.

Теория:

знакомство

с

видами

часов

(напольные,

уличные,

ходики-избушки,

ручные,

будильник, настенные и т.д.)

знакомство с часами (стрелки, циферблат), определение времени с точностью до

часа

Практика:

разучивание стихотворения о видах часов

решение логических задач на основе зрительно воспринимаемой информации

Тема 37: Ориентировка во времени. Знакомство с мерами времени.

Теория:

знакомство с мерами времени: минута, час

продолжение знакомства с часами (стрелки, циферблат), определение времени с

точностью до часа

установление различных временных отношений

Практика:

разучивание математических песенок о временных отношениях

решение логических задач на основе зрительно воспринимаемой информации

игра «Нарисуй стрелки на часах»

Тема 38: Число 10. Понятие «Десяток»

Теория:

знакомство с числом 10 и его записью

Практика:

написание числа 10

игра «Будь внимательным!»

Тема 39: Число 10. Двузначные числа.

Теория:

знакомство с понятием двузначное число

Практика:

игра «Соедини цифры по порядку»

15

15

логическое задание «Расставь значки в соответствии с цифрами»

Тема 40: Состав числа 10.

Теория:

знакомство с составом числа 10

Практика:

решение примеров на сложение и вычитание

игра «Будь внимательным!»

логическое задание «Найди закономерность и дорисуй»

Тема 41:

Составление чисел 9, 10 из двух меньших.

Теория:

знакомство с составом числа 9,10

Практика:

мысленное объединение в одну группу предметов по их основным свойствам –

обобщение

решение логических задач на обобщение

решение арифметических задач

Тема 42: Четные – нечетные числа. Логические задачи.

Теория:

знакомство с понятием «чётные» и «нечётные числа»

умение определять чётное число или нечётное

Практика:

игра «Раскрась мухомор и цветочек по четным и нечетным числам»

решение

логических

задач

«Какое

число

следующее»,

«Можно

ли

разделить

фигуры на две части с одинаковым количеством клеток»

Тема 43: Понятие «Угол». Логические задачи на сериацию.

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура угол

формирование зрительного образа данного понятия

Практика:

игра «Сделай по образцу»

дидактическая игра «Найди и выдели цветными карандашами все виды углов»

решение логических задач (на сериацию)

Тема 44: Логические задачи на сравнение

Теория:

знакомство с мыслительной операцией: сравнение

Практика:

сопоставление предметов с целью нахождения сходства и различия между ними

решение логических задач на установление закономерностей

сравнение чисел с помощью знаков больше, меньше

решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10

Тема 45: Понятие «Замкнутая линия». Логические задачи на анализ и синтез.

Теория:

знакомство с мыслительными операциями: анализ и синтез

16

16

Практика:

решение логических задач на анализ и синтез

решение логических задач на установление закономерностей

решение арифметических задач на сложение и вычитание

Тема 46: Примеры на сложение и вычитание. Увеличение и уменьшение на 1

Теория:

повторение знаков +, -, =

повторение правил решения примеров на сложение и вычитание

Практика:

решение примеров на сложение и вычитание

увеличение и уменьшение на 1

ориентировка в тетради с клетчатой разлиновкой

логические игры с предметными картинками

игра «Заполни цепочку»

игра «Соедини по порядку»

Тема

47:

Соответствие

между

цифрой

и

количеством

предметов.

Увеличение

и

уменьшение на 2.

Теория:

установление соответствия между цифрой и количеством предметов в пределах 10

Практика:

решение примеров на сложение и вычитание

увеличение и уменьшение на 2

игра «Кто в каком домике живёт?»

Тема 48: Понятие «Симметрия». Логические задачи на классификацию

Теория:

знакомство с понятием «симметрия»

знакомство с мыслительной операцией: классификацией

Практика:

классификация предметов по одному и нескольким признакам

определение признака для классификации

решение арифметических задач

Тема 49: Составление задач на сложение. Увеличение и уменьшение на 3.

Теория:

повторение составных частей задачи

правила составления задач на сложение по картинкам

Практика:

запись решения задач на сложение и ее чтение

Тема 50: Составление задач на вычитание. Увеличение и уменьшение на 4

Теория:

повторение составных частей задачи

составление задач на вычитание по картинкам

Практика:

запись решения задач на вычитание и ее чтение

рисование предметов из треугольников

игра «Исправь ошибку художника»

17

17

Тема 51: Понятие «Геометрическая фигура» – «Круг», «Овал».

Теория:

знакомство детей с понятиями: геометрическая фигура круг, овал

формирование зрительного образа данных понятий

Практика:

игра «Дорисуй круги на картинках»

дидактическая игра «Раскрась только те предметы, которые похожи на овалы»

решение логических задач

Тема 52: Решение примеров. Увеличение и уменьшение на 5. Арифметические задачи.

Практика:

решение примеров на сложение и вычитание на 5

игра «Нарисуй на каждом дереве яблок на 2 меньше, чем на предыдущем»

Тема 53: Логические задачи на анализ и синтез. Увеличение и уменьшение на 6.

Теория:

знакомство с мыслительными операциями: анализ и синтез

Практика:

решение логических задач на анализ и синтез

решение логических задач на установление закономерностей

решение арифметических задач на сложение и вычитание

Тема 54: Равенство и неравенство групп предметов. Увеличение и уменьшение на 7

Теория:

знакомство с понятиями равенство и неравенство

формирование умения детей сравнивать числа и правильно использовать знаки

сравнения «больше», «меньше», «равно»

Практика:

игра «Назови соседа»

игра «Поход в магазин»

решение арифметических задач на сложение и вычитание

Тема 55: Пространственные отношения: впереди, сзади, справа, слева. Увеличение и

уменьшение на 8.

Теория:

знакомство с пространственными отношениями: впереди, сзади, справа, слева

Практика:

установление пространственных отношений

решение логических задач на установление соответствия

графический диктант

установление отношений между числами в числовом ряду

Тема 56: Понятие «Геометрическая фигура» – «Многоугольники», «Треугольники».

Теория:

знакомство

детей

с

понятиями:

геометрические

фигуры

«Многоугольники»,

«Треугольники»

формирование зрительного образа данных понятий

Практика:

игра «Найди и раскрась только многоугольники»

дидактическая игра «Закрась треугольники по образцу»

18

18

решение логических задач

Тема 57: Задачи и примеры на вычитание.

Практика:

повторение чисел от 1 до 10

повторение геометрических фигур

счёт чисел от 1 до 10 и обратно

решение примеров на вычитание

решение задач на вычитание

игра «Помоги Незнайке вставить «–» в пример»

Тема 58: Ориентация во времени. Части суток

Теория:

знакомство с промежутками времени (частями суток)

правила установления различных временных отношений

Практика:

рисование

в

тетради

в

клетку

символических

изображений

предметов

из

геометрических фигур

игра «Когда это бывает...»

игра «Кого боится зайка?»

Тема 59: Временные отношения. Решение примеров на сложение и вычитание.

Теория:

знакомство с временными отношениями: раньше, позже...

правила установления различных временных отношений

Практика:

установление порядка событий с использованием временных отношений

игра «Угадай время года»

Тема 60: Арифметические задачи на уменьшение

Теория:

повторение составных частей задачи

Практика:

упражнения в составлении, записи и чтении задач на уменьшение

решение задач на уменьшение

игра «Дорисуй недостающую геометрическую фигуру»

Тема 61: Пространственные отношения: короткий – длинный, высокий – низкий,

широкий – узкий. Решение примеров на сложение и вычитание.

Теория:

знакомство с пространственными отношениями: длиннее и короче

Практика:

сравнение

длины

(непосредственное

и

опосредованное

с

помощью

мерки

и

линейки)

определение зависимости результата сравнения от величины мерки

Тема 62: Понятие «Геометрическая фигура» – «Квадрат», «Прямоугольник».

Теория:

знакомство

детей

с

понятием:

геометрические

фигуры

«Квадрат»,

«Прямоугольник».

формирование зрительного образа данных понятий

19

19

Практика:

игра «Найди и раскрась все квадраты»

дидактическая игра «Преврати прямоугольники в различные предметы»

решение логических задач

Тема 63: Пространственные отношения: между, посередине

Теория:

знакомство с пространственными отношениями: между, посередине

ориентирование относительно какого-либо предмета

Практика:

установление пространственных отношений: между, посередине

установление этих отношений на числовом ряду

Тема 64: Порядковый и количественный счет

Теория:

знакомство с ориентированием относительно себя и другого лица

знакомство с различием количественного и порядкового счёта

Практика:

написание цифр от 1 до 10

игра «Что растёт на нашей грядке?»

игра «Посчитай правильно»

Тема 65: Понятие «Геометрическая фигура» – «Трапеция»

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура – «Трапеция»

формирование зрительного образа данного понятия

Практика:

игра «Какая фигура в каждом ряду лишняя»

дидактическая игра «Раскрась фигурки в разные цвета»

решение логических задач

Тема 66: Числовой ряд

Практика:

выстраивание числового ряда

установление отношений на числовом ряду

понятия: «следующее число», «предыдущее число», «соседи числа» и т.д.

счёт чисел от 1 до 10 и обратно

работа на числовом ряду

решение примеров с помощью числового ряда

Тема 67: Понятие «Геометрическая фигура» – «Ромб»

Теория:

знакомство детей с понятием: геометрическая фигура – «Ромб»

формирование зрительного образа данного понятия

Практика:

игра «Выполни штриховку ромбов по образцу»

дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру в каждой рамке»

решение логических задач

Тема 68: Логические задачи на установление закономерностей

20

20

Теория:

правила сравнения групп предметов для установки признака закономерности

продолжение закономерности по установленному признаку

Практика:

решение логических задач

«Продолжи цепочку» (изменить 1 признак, 2 признака, 3 признака)

Тема 69: Решение задач. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам.

Теория:

правила соотнесения количества предметов с цифрой в пределах 10

правила установления отношений между группами предметов

повторение состава чисел в пределах 10

Практика:

игра «Посчитай и обведи цифру»

игра «Придумай вопросы к задаче»

решение арифметических задач

Тема 70: Числа от 0 до 20. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение

задач.

Теория:

правила соотнесения числа, цифры и количества предметов от 1 до 20

Практика:

решение логических задач на установление закономерностей

игра «Помоги зайчику соединить цифру с группой предметов»

игра «Смотри и считай»

Тема 71: Объемные геометрические тела – «Шар, куб, параллелепипед».

Теория:

знакомство детей с понятиями: геометрические тела – «Шар, куб, параллелепипед».

формирование зрительного образа данных понятий

Практика:

игра «Соедини линиями предметы и геометрические тела, на которые они похожи»

дидактическая игра «Дорисуй вторую половинку салфетки»

решение логических задач

Тема 72: Повторение

Практика:

решение примеров и задач

решение логических задач

игра «Фотографы»

игра "Угадай-ка"

1.4.

Планируемые результаты

:

К

концу

обучения

по

программе

«Солнечные

ступеньки»

обучающиеся

должны иметь

представление:

об использовании числового ряда для присчитывания и отсчитывания одной или

несколько единиц;

об измерении длины предметов с помощью мерки;

21

21

о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, прямоугольнике, круге;

о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых

фигур из частей;

о составе чисел первого десятка;

как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

о цифрах 0-9,

о знаках +, - =;

выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и

совокупностей;

сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар,

уравнивать совокупности предметов двумя способами;

объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности,

устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться

порядковыми и количественными числительными;

сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

соотносить цифру с количеством предметов;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

измерять

длину

предметов

непосредственно

и

с

помощью

мерки,

располагать

предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник;

разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в

клетку.

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

соотносить цифру с числом предметов;

пользоваться арифметическими знаками действий;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего

размера;

делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

ориентироваться на листке клетчатой бумаги;

проводить наблюдения;

сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и

несущественные характеристики;

понимать относительность свойств объекта;

делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

22

22

Календарный учебный график

Раздел/тема

Форма

проведения

Кол

ичес

тво

часо

в

Дата

Место

проведение

Примечан

ие

1.

Числа от 0 до 10. Ориентировка на

листе в клеточку.

традицион

ное

1

2.

Прямой и обратный счет в

пределах 10.Сравнение по форме.

Больше, меньше, столько же.

традицион

ное

1

3.

Порядковый счет в пределах 10.

Много, ни одного. Цифра 0.

традицион

ное

1

4.

Счет в пределах 10. Нахождение и

сравнение чисел – соседей

(предшествующее, последующее

число). Число и цифра 1.

традицион

ное

1

5.

Число и цифра 2. Понятие «Пара».

традицион

ное

1

6.

Число и цифра 3.

традицион

ное

1

7.

Число и цифра 3. Состав числа 3.

традицион

ное

1

8.

Составление арифметических

задач.

традицион

ное

1

9.

Число и цифра 4.

традицион

ное

1

10.

Число и цифра 4. Состав числа 4.

традицион

ное

1

11.

Понятие «Точка». Составление

чисел 2,3,4 из двух меньших.

традицион

ное

1

12.

Решение арифметических задач.

Знакомство со знаками «+», «-»,

«=».

традицион

ное

1

13.

Число и цифра 5.

традицион

ное

1

14.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

традицион

ное

1

15.

Знаки <,>,=

традицион

ное

1

16.

Число и цифра 6. Состав числа 6.

традицион

ное

1

23

23

17.

Составление чисел 3,4,5,6 из двух

меньших из двух меньших.

традицион

ное

1

18.

Понятие «Прямые и кривые

линии». Знаки сравнения =,#

традицион

ное

1

19.

Составление арифметических

задач.

традицион

ное

1

20.

Число и цифра 7.

традицион

ное

1

21.

Число и цифра 7. Состав числа 7.

традицион

ное

1

22.

Состав числа 7. Примеры на

сложение вычитание.

традицион

ное

1

23.

Понятия: «Горизонтальные,

вертикальные и наклонные линии».

Ученическая линейка.

традицион

ное

1

24.

Число и цифра 8.

традицион

ное

1

25.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

путешеств

ие

1

26.

Понятие «Луч». Составление чисел

7,8 из двух меньших.

традицион

ное

1

27.

Порядковый счет.

Деление на

части

практическ

ое

1

28.

Примеры на сложение

практическ

ое

1

29.

Примеры на вычитание

традицион

ное

1

30.

Логические задачи на

умозаключения.

традицион

ное

1

31.

Понятие «Отрезок». Отношение

между числами.

традицион

ное

1

32.

Составные части задачи.

традицион

ное

1

33.

Число и цифра 9.

традицион

ное

1

34.

Число и цифра 9. Состав числа 9.

традицион

ное

1

35.

Понятие «Ломаная линия».

Логические задачи на

классификацию.

традицион

ное

1

36.

Ориентировка во времени.

Знакомство с часами.

игра

1

37.

Ориентировка во времени.

Знакомство с мерами времени.

игра

1

38.

Число 10. Понятие «Десяток»

традицион

ное

1

39.

Число 10. Двузначные числа.

традицион

ное

1

24

24

40.

Состав числа 10.

традицион

ное

1

41.

Составление чисел 7, 8, 9, 10 из

двух меньших.

традицион

ное

1

42.

Четные – нечетные числа.

Логические задачи.

традицион

ное

1

43.

Понятие «Угол». Логические

задачи на сериацию.

традицион

ное

1

44.

Логические задачи на сравнение.

традицион

ное

1

45.

Понятие «Замкнутая линия».

Логические задачи на анализ и

синтез.

традицион

ное

1

46.

Примеры на сложение и вычитание

.Увеличение и уменьшение на 1.

традицион

ное

1

47.

Соответствие между цифрой и

количеством предметов.

Увеличение и уменьшение на 2.

традицион

ное

1

48.

Понятие: «Симметрия».

Логические задачи на

классификацию.

путешеств

ие

1

49.

Решение примеров. Увеличение и

уменьшение на 3. Упражнения на

развитие логики.

практическ

ое

1

50.

Составление задач на сложение,

вычитание. Увеличение и

уменьшение на 4.

традицион

ное

1

51.

Понятие «Геометрическая фигура»

- «Круг», «Овал».

путешеств

ие

1

52.

Соответствие между цифрой и

количеством предметов.

Увеличение и уменьшение на 5.

практическ

ое

1

53.

Логические задачи на анализ и

синтез.

Увеличение и уменьшение

на 6.

традицион

ное

1

54.

Понятие: «Равенство»

Увеличение

и уменьшение на 7.

традицион

ное

1

55.

Решение примеров на сложение.

Состав чисел 7 и 8.

традицион

ное

1

56.

Понятие «Геометрическая

фигура»- «Многоугольники»,

«Треугольники».

сказка

1

57.

Задачи и примеры на вычитание.

практическ

ое

1

58.

Ориентация во времени. Части

суток.

игра

1

59.

Временные отношения. Решение

путешеств

1

25

25

примеров на сложение и

вычитание.

ие

60.

Арифметические задачи на

уменьшение и увеличение.

практическ

ое

1

61.

Пространственные отношения:

короткий-длинный, высокий –

низкий, широкий-узкий. Решение

примеров на сложение и

вычитание.

игра

1

62.

Понятие «Геометрическая фигура»

- «Квадрат», «Прямоугольник».

путешеств

ие

1

63.

Пространственные отношения:

между, посередине.

традицион

ное

1

64.

Порядковый и количественный

счет.

традицион

ное

1

65.

Понятие «Геометрическая фигура»

-«Трапеция»

путешеств

ие

1

66.

Числовой ряд.

практическ

ое

1

67.

Понятие «Геометрическая фигура»

-«Ромб»

путешеств

ие

1

68.

Логические задачи на

установление закономерностей.

традицион

ное

1

69.

Решение задач. Сравнение

предметов по 1 – 2 признакам.

традицион

ное

1

70.

Числа от 0 до 20. прямой и

обратный счет. Сравнение

предметов. Решение задач.

традицион

ное

1

71.

Объемные геометрические тела –

«Шар, куб, параллелепипед».

путешеств

ие

1

72.

Повторение

традицион

ное

1

Условия реализации программы

Материально-техническое

обеспечение. Занятия

по

реализации

программы

проводятся

в

учебном

кабинете,

соответствующем

санитарно-гигиеническим

требованиям.

Оснащение и оборудование, используемое для реализации программы

Наименование

Количество

1.

Линейка демонстрационная с числами от 1 до 10

1

2.

Таблицы

2

3.

Сюжетные картинки

5

4.

Демонстрационные плакаты

11

5.

Карточки (счет десятками)

14

6.

Фигуры геометрические деревянные

3

7.

Карточки с точками

25

8.

Часы картонные "Кошка"

1

9.

Цифры магнитные от 0 до 9

2

26

26

10.

Наборное полотно с тремя полочками

1

11.

Плакат "Геометрические фигуры"

1

12.

Набор карточек от 1 до 10

14

13.

Набор знаков <, >, =, +,-

5

14.

Набор "счетная лесенка"

1

15.

Папки-раскладушки с дидактическим материалом

14

16.

Развивающие прописи

14

17.

Счетные линейки

20

18.

Пеналы с геометрическими фигурами

14

19.

Веер с цифрами от 1 до 20

14

20.

Палочки счетные

14

21.

Мяч

1

22.

Абак счетный

14

23.

Уточки, бабочки

300

24.

Счетные палочки(пучки-десятки)

14

25.

Карточки с примерами на "+" и "-".

80

26.

Карточки "Составь задачу"

34

27.

Цифры металлические. (набор)

5

28.

"Солнечные

ступеньки",

серия

"Рабочие

тетради

дошкольника"

Математика (часть 1, часть 2)

2

29.

«Солнечные

ступеньки»,

серия

"Рабочие

тетради

дошкольника"

Знакомство с геометрией (часть 1, часть 2)

2

27

27



В раздел образования