Автор: Татьяна Васильевна Шишкова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО «ЦРТДЮ «Искра» г.Орска»
Населённый пункт: Орск
Наименование материала: учебная программа
Тема: «Солнечные ступеньки» (Формирование элементарных математических представлений дошкольников")
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Искра» г.Орска»
Принята на заседании методического совета
ЦРТДЮ «Искра»
от «___» ___________20__ г.
Протокол № ______
Утверждаю
Директор МАУДО ЦРТДЮ «Искра»
В.Ю. Усков
«___» ___________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Солнечные ступеньки»
(ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ)
Адресат программы – дети 6 –7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор: Шишкова Татьяна Васильевна,
педагог высшей квалификационной категории
г.Орск, 2019
1
1
Содержание
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
..................................................................................................... 3
1.1.
Пояснительная записка
................................................................................................... 3
1.3.
Содержание программы
................................................................................................. 6
1.4.
Планируемые результаты:
............................................................................................ 22
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
........................................................ 23
3.
Список литературы
.............................................................................................................. 32
4.
Приложение
.......................................................................................................................... 33
2
2
1.
К о м п л е к с
о с н о в н ы х
х а р а к т е р и с т и к
д о п о л н и т е л ь н о й
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
Обучению дошкольников началам математики отведено важное место. Это вызвано
целым
рядом
причин:
обилием
информации,
получаемой
ребёнком,
повышением
внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
распространением в общеобразовательных школах программ с углубленным изучением
математики, и в связи с этим стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка
узнавать цифры, считать, решать задачи.
Программа
направлена
на
воспитание
в
детях
интереса
к
процессу
познания,
желания преодолевать трудности, формирование умения ориентироваться в окружающей
действительности.
Программа
«Солнечные
ступеньки»
способствует
по следовательному
формированию элементарных математических представлений детей 5-6 лет, обеспечивает
максимально доступный объём знаний и стимулирует поступательное интеллектуальное
развитие ребёнка.
Рабочая программа «Солнечные ступеньки» для подготовки детей 6-7 лет к школе
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта
начального
общего
образования
второго
поколения,
на
основе
программы
«Преемственность»
(программа
по
подготовке
к
школе
детей
5-7
лет),
науч.
рук.
Н.А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования
РФ.
Нормативно-правовой
базой
программы
«Солнечные
ступеньки»
является
Федеральный
закон
от
29
декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
и
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
Достоинством программы «Солнечные ступеньки» является ее реализация с помощью
тетрадей на печатной основе. Организация образовательной деятельности с использованием
тетрадей «Солнечные ступеньки» позволяет развивать произвольность, самостоятельность.
Обучающиеся учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться
нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое
мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Несомненным преимуществом
программы «Солнечные ступеньки» является ее дифференцированный характер. Программа
рассчитана на ее освоение детьми возрастной нормы, детьми с признаками одаренности и
детьми, испытывающими трудности в обучении. При освоении основной образовательной
программы дошкольного образования программа «Солнечные ступеньки» позволяет педагогу
организовать
индивидуальную
и
групповую
работу
с
детьми
по
развитию
признаков
одаренности. Для этого в комплекте предусмотрены задания повышенного уровня сложности.
По степени авторства программа является модифицированной; по уровню усвоения
– общекультурной.
Программа
ежегодно
обновляется
с
учетом
развития
науки,
техники,
культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
П о л н о т а
и
с т е п е н ь
о с в о е н и я
П р о г р а м м ы
я в л я ю т с я
о б ъ е к т а м и
внутриучрежденческого контроля.
Данная программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к
обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
3
3
Оформление
Программы
осуществляется
в
соответствии
с
Положением
о
дополнительной общеобразовательной программе МАУДО «ЦРТДЮ «Искра» г. Орска».
Направленность
программы
– социально-педагогическая,
поскольку
она
ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к
взаимодействию
с
различными
социальными
институтами,
формирование
знаний
об
основных
сферах
современной
социальной
жизни,
создание
условий
для
развития
коммуникативной,
социально
успешной
личности. В
основе
её
содержания
лежит
формирование приёмов мыслительной деятельности, развитие познавательных процессов,
формирование познавательного интереса и умения планировать свою деятельность, что
характеризует личность, владеющую культурой социального самоопределения.
Актуальность
программы определяется
практической
значимостью
вопросов
преподавания основ математики в системе дополнительного образования.
Эффективность
такого преподавания во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит
ребёнок
в
дошкольном
возрасте.
Формирование
элементарных
математических
представлений
детей
дошкольного
возраста
оказывает
непосредственное
влияние
на
процесс
познания
окружающего
мира
через
развитие
мыслительной
деятельности
дошкольников
с
опорой
на
образную,
эмоционально-чувственную
сферу
мышления.
Программа
способствует
развитию
творческого
и
самостоятельного
мышления,
рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Отличительные
особенности.
В
программе
«Солнечные
ступеньки»
реализуется
основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным
и
эффективным,
если
оно
осуществляется
в
процессе
деятельности
ребенка,
насыщенной
математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием
заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей
этого возраста.
Программа «Солнечные ступеньки» направлена на развитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные
и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы,
проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их
к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой
является
и
задача
целенаправленного
и
систематического
развития
познавательных
способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
Адресат программы – дети дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие и не
посещающие дошкольные образовательные учреждения. В этом возрасте дети постепенно
начинают осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях
4
4
людей,
в
их
собственном
поведении
формируется
возможность саморегуляции,
углубляются
представления
об
основных
свойствах
предметов,
мотивационная
сфера
расширяется за счёт развития социальных по происхождению мотивов: познавательных,
просоциальных
(побуждающих
делать
добро),
а
также
мотивов
самореализации.
Существенно
увеличивается устойчивость внимания,
продолжается
развитие наглядно-
образного мышления,
появляется осознанная самостоятельность. Занятия по программе
способствуют социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению системы норм,
правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, формируют интерес к школьному
обучению.
Объем программы. Учебный план включает 72 учебных часа.
Форма обучения – очная.
Виды
занятий
по
программе. Основные
виды
обучения
–
коллективный
и
групповой, при этом активно используются индивидуальный подход к детям дошкольного
возраста и фронтальная работа. Широко применяется также игровая форма, включающая в
себя элементы соревнования, что способствует активизации познавательной деятельности
дошкольников. Используются занимательные задачи и задания, загадки, стихотворения,
пословицы и поговорки, считалки математической направленности.
Срок освоения программы. Содержание программы предполагает одногодичное
обучение.
Режим
занятий. Занятия
для
детей
проводятся
2
раза
в
нед е лю.
Продолжительность занятий составляет 30 минут.
1.2.
Цель
программы:
Интеллектуальное
развитие
старших
дошкольников
посредством формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
формирование
знаний
о
множестве,
числе,
величине,
форме,
пространстве
и
времени как основах математического развития;
формирование знаний о геометрических фигурах и их структурных элементах;
формирование умений и навыков конструирования и моделирования.
Развивающие:
развитие
логического
мышления,
приемов
умственной
деятельности (анализ,
синтез,
сравнение,
классификация,
аналогия,
обобщение),
познавательных
процессов
(памяти, внимания, воображения).
формирование интересов и мотивации учения;
адаптация старших дошкольников к процессу обучения.
Воспитательные:
воспитание
активности,
дисциплинированности,
аккуратности,
усидчивости;
ответственного отношения к учебной деятельности;
формирование коммуникативных качеств.
5
5
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Первый год обучения
№
Раздел/тема
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теори
я
Практи
ка
1.
Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе
в клеточку.
1
0,5
0,5
Устный опрос и
выполнение
практических
заданий
2.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Сравнение предметов по форме. Больше,
меньше, столько же.
1
0,5
0,5
3.
Порядковый счет в пределах 10. Много,
ни одного. Цифра 0.
1
0,5
0,5
4.
Счет в пределах 10. Нахождение и
сравнение чисел-соседей
(предшествующее, последующее число).
Число и цифра 1.
1
0,5
0,5
5.
Число и цифра 2. Понятие «пара».
1
0,5
0,5
6.
Число и цифра 3.
1
0,5
0,5
7.
Число и цифра 3. Состав числа 3.
1
0,5
0,5
8.
Составление арифметических задач.
1
0,5
0,5
9.
Число и цифра 4.
1
0,5
0,5
10.
Число и цифра 4. Состав числа 4.
1
0,5
0,5
11.
Понятие «Точка». Составление чисел 2,
3, 4 из двух меньших
1
0,5
0,5
12.
Решение арифметических задач.
Знакомство со знаками «+», «-», «=».
1
0,5
0,5
13.
Число и цифра 5.
1
0,5
0,5
14.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
1
0,5
0,5
15.
Знаки <,>,=
1
0,5
0,5
16.
Число и цифра 6. Состав числа 6.
1
0,5
0,5
17.
Составление чисел 3, 4, 5, 6 из двух
меньших.
1
0,5
0,5
18.
Понятие «Прямые и кривые линии».
Знаки сравнения: =, #
1
0,5
0,5
19.
Составление арифметических задач.
1
0,5
0,5
20.
Число и цифра 7.
1
0,5
0,5
21.
Число и цифра 7. Состав числа 7.
1
0,5
0,5
22.
Состав числа 7. Примеры на сложение
вычитание.
1
0,5
0,5
23.
Понятия «Горизонтальные, вертикальные
и наклонные линии». Ученическая
линейка.
1
0,5
0,5
24.
Число и цифра 8.
1
0,5
0,5
25.
Число и цифра 8. Состав числа 8.
1
0,5
0,5
26.
Понятие «Луч». Составление чисел 7, 8
из двух меньших».
1
0,5
0,5
6
6
27.
Порядковый счет
.
Деление на части
1
0,5
0,5
28.
Примеры на сложение
1
1
29.
Примеры на вычитание
1
1
30.
Логические задачи на умозаключения.
1
1
31.
Понятие «Отрезок». Отношение между
числами.
1
0,5
0,5
32.
Составные части задачи.
1
0,5
0,5
33.
Число и цифра 9.
1
0,5
0,5
34.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
1
0,5
0,5
35.
Понятие «Ломаная линия». Логические
задачи на классификацию.
1
0.5
0.5
36.
Ориентировка во времени.
Знакомство с часами.
1
0,5
0,5
37.
Ориентировка во времени.
Знакомство с мерами времени.
1
0,5
0,5
38.
Число 10. Понятие «Десяток»
1
0,5
0,5
39.
Число 10. Двузначные числа.
1
0,5
0,5
40.
Состав числа 10.
1
0,5
0,5
41.
Составление чисел 7, 8, 9, 10 из двух
меньших.
1
0,5
0,5
42.
Четные – нечетные числа. Логические
задачи (задания на развитие внимания,
памяти).
1
0,5
0,5
43.
Понятие «Угол». Логические задачи на
сериацию.
1
0,5
0,5
44.
Логические задачи на сравнение
1
0,5
0,5
45.
Понятие «Замкнутая линия». Логические
задачи на анализ и синтез.
1
0,5
0,5
46.
Примеры на сложение и вычитание.
Увеличение и уменьшение на 1.
1
1
47.
Соответствие между цифрой и
количеством предметов. Увеличение и
уменьшение на 2.
1
0,5
0,5
48.
Знакомство с понятием «симметрия».
Логические задачи на классификацию.
1
0,5
0,5
49.
Составление задач на сложение.
Увеличение и уменьшение на 3.
1
0,5
0,5
50.
Составление задач на сложение,
вычитание. Увеличение и уменьшение на
4.
1
0,5
0,5
51.
Понятие «Геометрическая фигура» –
«Круг», «Овал».
1
0,5
0,5
52.
Решение примеров.
Увеличение и
уменьшение на 5.
1
1
53.
Логические задачи на анализ и синтез.
Увеличение и уменьшение на 6.
1
0,5
0,5
54.
Равенство и неравенство групп
1
0,5
0,5
7
7
предметов. Увеличение и уменьшение на
7.
55.
Пространственные отношения: впереди,
сзади, справа, слева. Увеличение и
уменьшение на 8.
1
0,5
0,5
56.
Понятие «Геометрическая фигура» –
«Многоугольники», «Треугольники».
1
0,5
0,5
57.
Задачи и примеры на вычитание.
1
1
58.
Ориентация во времени. Части суток.
1
0,5
0,5
59.
Временные отношения. Решение
примеров на сложение и вычитание.
1
0,5
0,5
60.
Арифметические задачи на уменьшение
и увеличение.
1
0,5
0,5
61.
Пространственные отношения: короткий
– длинный, высокий – низкий, широкий
– узкий. Решение примеров на сложение
и вычитание.
1
0,5
0,5
62.
Понятие «Геометрическая фигура» –
«Квадрат», «Прямоугольник».
1
0,5
0,5
63.
Пространственные отношения: между,
посередине
1
0,5
0,5
64.
Порядковый и количественный счет.
1
0,5
0,5
65.
Понятие «Геометрическая фигура» –
«Трапеция»
1
0,5
0,5
66.
Числовой ряд
1
1
67.
Понятие «Геометрическая фигура» –
«Ромб»
1
0,5
0,5
68.
Логические задачи на установление
закономерностей
1
0,5
0,5
69.
Решение задач. Сравнение предметов по
1 – 2 признакам.
1
0,5
0,5
70.
Числа от 0 до 20. Прямой и обратный
счет. Сравнение предметов. Решение
задач.
1
1
71.
Объемные геометрические тела – «Шар,
куб, параллелепипед».
1
1
72.
Повторение.
1
1
Итого
72
31
41
Содержание учебного плана
Тема 1: Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку.
Теория:
знакомство с пространственным расположением предметов
повторение понятий: вверху, внизу, слева, справа
Практика:
упражнения по ориентации на листе
8
8
обводки по контору
работа по команде педагога: в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, на
верхней строке, на нижней строке отмечать точки
игра «Найди лишний предмет, одинаковые домики»
Тема
2: Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение предметов по форме.
Больше, меньше, столько же.
Теория:
знакомство с понятиями «больше», «меньше», «столько же»
Практика:
сравнение групп предметов и разделение предметов на группы
выполнение штриховки по образцу
решение логических задач (продолжение логического ряда)
Тема 3: Порядковый счет в пределах 10. Много, ни одного. Цифра 0.
Теория:
знакомство с числом 0
образование числа 0, его место в числовом ряду
Практика:
группирование предметов по одному или нескольким признакам из ряда предметов
разучивание стихотворения о цифре 0
написание цифры 0
игра «Продолжи ряд»
Тема 4: Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел-соседей (предшествующее,
последующее число). Число и цифра 1.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 1
знакомство с понятиями предшествующее, последующее число
знакомство со сторонами клетки
Практика:
заучивание стихотворения о цифре 1
написание цифры 1
решение логических задач (антонимические игры)
Тема 5: Число и цифра 2. Понятие «Пара».
Теория:
знакомство с числом и цифрой 2
знакомство с составом числа 2
Практика:
заучивание стихотворения о цифре 2
написание цифры 2
зрительный диктант «Дорисуй, чтобы предметов стало по два»
активизация зрительной памяти в ходе игры «Закрась правильно»
Тема 6: Число и цифра 3.
Теория:
знакомство с числом 3
знакомство с понятием «следующее число»
9
9
установление отношений между группами предметов
знакомство с понятиями «слева», «справа», «посередине»
Практика:
заучивание стихотворения о цифре 3
написание цифры 3
игра «Расставь знаки в соответствии с образцом»
Тема 7: Число и цифра 3. Состав числа 3.
Теория:
знакомство с составом числа 3
сравнение групп предметов
Практика:
выполнение упражнений на развитие внимания
решение логической задачи «Дорисуй недостающие фигуры»
дидактическая игра «Магазин»
Тема 8: Составление арифметических задач.
Теория:
знакомство с арифметической задачей
знакомство с понятиями: условие, вопрос, решение, ответ
упражнения в устном счете в пределах десяти
Практика:
математическая разминка (задачи на сообразительность).
устное решение задач «Зверюшкины загадки»
составление и решение задачи
Тема 9: Число и цифра 4.
Теория:
знакомство с числом 4
знакомство с геометрической фигурой: квадрат
времена года, стороны света, части суток.
Практика:
разучивание стихотворения о цифре 4
написание цифры 4
решение логической задачи «Найди закономерность и продолжи ряд»
дидактическая игра «Найди в каждом ряду лишний предмет»
Тема 10: Число и цифра 4. Состав числа 4.
Теория:
знакомство с составом числа 4
знакомство с предлогами: за, перед, между
Практика:
использование в речи предлогов: за, перед, между
решение примеров на сложение
нахождение в группе предметов «лишнего».
решение логических задач (задачи на развитие внимания, памяти)
Тема 11: Понятие «Точка».
Составление чисел 2, 3, 4 из двух меньших.
Теория:
состав чисел 2, 3, 4
10
10
знакомство с понятием: геометрическая фигура точка
формирование зрительного образа данного понятия
Практика:
игра «Найди точки на рисунке, обведи их цветными карандашами»
дидактическая игра «Нарисуй в пустых прямоугольниках точно такие же фигуры из
точек»
Тема 12: Решение арифметических задач. Знакомство со знаками «+», «-», «=».
Теория:
Повторение составных частей задачи: условие, вопрос, решение, ответ
Знакомство со знаками «+», «-», «=».
Практика:
составление арифметических задач по образцу
решение арифметических задач
графический диктант
Тема 13: Число и цифра 5.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 5
формирование представлений: дальше, ближе
знакомство с осенними месяцами
Практика:
нахождение и сравнение чисел-«соседей»
соотнесение числа, цифры и количества предметов (от 1 до 5)
разучивание стихотворения о цифре 5
Тема 14: Число и цифра 5. Состав числа 5.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 5
знакомство с составом числа 5
Практика:
выполнение упражнения на внимание «Найди и обведи все цифры 5»
игра «Составь число 5 по-разному»
логическая игра «Что перепутал художник?»
Тема 15: Знаки <,>,=
Теория:
знакомство с зимними месяцами
Практика:
повторение знаков сравнения
сравнение групп предметов и чисел с помощью знаков >, <, =
составление логических цепочек
игра «Напиши правильно знаки»
Тема 16: Число и цифра 6. Состав числа 6.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 6
знакомство с составом числа 6
формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера
Практика:
разучивание стихотворения о цифре 6
11
11
написание цифры 6
решение логических задач на установление закономерностей
составление чисел 3, 4, 5, 6 из двух меньших
Тема 17: Составление чисел 3, 4, 5, 6 из двух меньших
Теория:
состав чисел 3, 4, 5, 6
анализ и синтез предметов, состоящих из геометрических фигур
знакомство с понятиями: долго, дальше, потом, давно
Практика:
разучивание математической песенки о треугольнике
решение логических задач на установление закономерностей
запись решения примеров с помощью цифр и знаков +, =
Тема 18:
Понятие «Прямые и кривые линии». Знаки сравнения: =, ≠ .
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура линия
формирование зрительного образа данных понятий
Практика:
запись отношений между числами с помощью знаков =, ≠
игра «Обведи прямые и кривые линии разными карандашами»
дидактическая игра «Кто на что похож»
Тема 19: Составление арифметических задач
Теория:
•
составление арифметических задач по картинкам
Практика:
•
решение составленных арифметических задач
•
запись решения задач
Тема 20: Число и цифра 7.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 7
ориентирование во времени: название дней недели
Практика:
разучивание стихотворения о цифре 7
написание цифры 7
игра «Слушай и считай»
Тема 21: Число и цифра 7. Состав числа 7.
Теория:
знакомство с составом числа 7
Практика:
выкладывание из счётных палочек прямоугольника
игра «Сложи квадрат»
игра «Слушай и считай»
Тема 22: Состав числа 7. Примеры на сложение и вычитание.
Теория:
продолжение знакомства с составом числа 7
Практика:
12
12
решение и запись примеров на сложение и вычитание
решение арифметических задач
Тема
23:
Понятия
«Вертикальные,
горизонтальные
и
наклонные
линии».
Ученическая линейка.
Теория:
знакомство с линиями: вертикальная, горизонтальна и наклонная
формирование зрительного образа данных понятий
знакомство с ученической линейкой
Практика:
измерение отрезков линейкой
соединение двух точек в отрезок с помощью линейки
штриховка предметов заданными линиями и цветом
Тема 24: Число и цифра 8.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 8
формирование представлений: утро, день, вечер, ночь.
Практика:
разучивание стихотворения о цифре 8
соотнесение количества предметов с цифрой
решение логических задач (классификация предметов по признакам)
написание цифры 8
Тема 25: Число и цифра 8. Состав числа 8
Теория:
знакомство с составом числа 8
Практика:
запись состава числа 8
игра «Домик»
игра «Отгадай загадку»
игра «Соедини правильно»
Тема 26: Понятие «Луч». Составление чисел 7, 8 из двух меньших.
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура луч
формирование зрительного образа данного понятия
состав числа 7, 8
Практика:
игра «Найди на рисунке только лучи и обведи их»
игра «Дорисуй лучи у солнышка, у снежинки и паутинки»
Тема 27: Порядковый счёт. Деление на части.
Теория:
различение количественного и порядкового счёта в пределах 8
Практика:
деление предметов на 2, 4, 6 частей, способствование пониманию того, что часть
меньше целого, а целое больше части
игра «Раздели правильно»
игра «Дорисуй и напиши правильно»
13
13
Тема 28: Примеры на сложение.
Практика:
повторение знака «+»
решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8
решение арифметических задач на сложение
игра «Ориентировка в пространстве»
Тема 29: Примеры на вычитание.
Практика:
повторение знака «–»
решение примеров на вычитание в пределах 8
решение арифметических задач на вычитание
Тема 30: Логические задачи на умозаключения
Теория:
знакомство с логической формой мышления: умозаключения
Практика:
развитие логической формы мышления – умозаключения
решение логических задач на умозаключение
игра «А теперь ты сам считай»
Тема 31: Понятие «Отрезок». Отношение между числами.
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура отрезок
формирование зрительного образа данного понятия
понимание отношений между числами 7 и 8
знакомство с понятием: геометрическая фигура отрезок
формирование зрительного образа данного понятия
Практика:
сравнение чисел 7 и 8 с помощью знаков >, <
игра «Соедини точки»
игра «Дорисуй отрезки по точкам»
дидактическая игра «Рисование по точкам»
Тема 32: Составные части задачи
Теория:
знакомство с составными частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ
Практика:
составные части задачи: условие, вопрос, решение, ответ
решение арифметических задач
Тема 33: Число и цифра 9.
Теория:
знакомство с числом и цифрой 9
знакомство с названиями дней недели
Практика:
разучивание стихотворения о цифре 9
разучивание песенки о количестве дней в неделе
написание цифры 9
14
14
Тема 34: Число и цифра 9.Состав числа 9
Теория:
знакомство с составом числа 9
Практика:
запись состава числа 9
решение примеров на сложение и вычитание
игра «Дни недели»
Тема 35: Понятие «Ломаная линия». Логические задачи на классификацию.
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура ломаная линия
формирование зрительного образа данного понятия
Практика:
игра Закончи ломаные линии так, чтобы получились различные предметы»
игра «Соедини правильно»
решение логических задач на классификацию
Тема 36: Ориентировка во времени. Знакомство с часами.
Теория:
знакомство
с
видами
часов
(напольные,
уличные,
ходики-избушки,
ручные,
будильник, настенные и т.д.)
знакомство с часами (стрелки, циферблат), определение времени с точностью до
часа
Практика:
разучивание стихотворения о видах часов
решение логических задач на основе зрительно воспринимаемой информации
Тема 37: Ориентировка во времени. Знакомство с мерами времени.
Теория:
знакомство с мерами времени: минута, час
продолжение знакомства с часами (стрелки, циферблат), определение времени с
точностью до часа
установление различных временных отношений
Практика:
разучивание математических песенок о временных отношениях
решение логических задач на основе зрительно воспринимаемой информации
игра «Нарисуй стрелки на часах»
Тема 38: Число 10. Понятие «Десяток»
Теория:
знакомство с числом 10 и его записью
Практика:
написание числа 10
игра «Будь внимательным!»
Тема 39: Число 10. Двузначные числа.
Теория:
знакомство с понятием двузначное число
Практика:
игра «Соедини цифры по порядку»
15
15
логическое задание «Расставь значки в соответствии с цифрами»
Тема 40: Состав числа 10.
Теория:
знакомство с составом числа 10
Практика:
решение примеров на сложение и вычитание
игра «Будь внимательным!»
логическое задание «Найди закономерность и дорисуй»
Тема 41:
Составление чисел 9, 10 из двух меньших.
Теория:
знакомство с составом числа 9,10
Практика:
мысленное объединение в одну группу предметов по их основным свойствам –
обобщение
решение логических задач на обобщение
решение арифметических задач
Тема 42: Четные – нечетные числа. Логические задачи.
Теория:
знакомство с понятием «чётные» и «нечётные числа»
умение определять чётное число или нечётное
Практика:
игра «Раскрась мухомор и цветочек по четным и нечетным числам»
решение
логических
задач
«Какое
число
следующее»,
«Можно
ли
разделить
фигуры на две части с одинаковым количеством клеток»
Тема 43: Понятие «Угол». Логические задачи на сериацию.
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура угол
формирование зрительного образа данного понятия
Практика:
игра «Сделай по образцу»
дидактическая игра «Найди и выдели цветными карандашами все виды углов»
решение логических задач (на сериацию)
Тема 44: Логические задачи на сравнение
Теория:
знакомство с мыслительной операцией: сравнение
Практика:
сопоставление предметов с целью нахождения сходства и различия между ними
решение логических задач на установление закономерностей
сравнение чисел с помощью знаков больше, меньше
решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10
Тема 45: Понятие «Замкнутая линия». Логические задачи на анализ и синтез.
Теория:
знакомство с мыслительными операциями: анализ и синтез
16
16
Практика:
решение логических задач на анализ и синтез
решение логических задач на установление закономерностей
решение арифметических задач на сложение и вычитание
Тема 46: Примеры на сложение и вычитание. Увеличение и уменьшение на 1
Теория:
повторение знаков +, -, =
повторение правил решения примеров на сложение и вычитание
Практика:
решение примеров на сложение и вычитание
увеличение и уменьшение на 1
ориентировка в тетради с клетчатой разлиновкой
логические игры с предметными картинками
игра «Заполни цепочку»
игра «Соедини по порядку»
Тема
47:
Соответствие
между
цифрой
и
количеством
предметов.
Увеличение
и
уменьшение на 2.
Теория:
установление соответствия между цифрой и количеством предметов в пределах 10
Практика:
решение примеров на сложение и вычитание
увеличение и уменьшение на 2
игра «Кто в каком домике живёт?»
Тема 48: Понятие «Симметрия». Логические задачи на классификацию
Теория:
знакомство с понятием «симметрия»
знакомство с мыслительной операцией: классификацией
Практика:
классификация предметов по одному и нескольким признакам
определение признака для классификации
решение арифметических задач
Тема 49: Составление задач на сложение. Увеличение и уменьшение на 3.
Теория:
повторение составных частей задачи
правила составления задач на сложение по картинкам
Практика:
запись решения задач на сложение и ее чтение
Тема 50: Составление задач на вычитание. Увеличение и уменьшение на 4
Теория:
повторение составных частей задачи
составление задач на вычитание по картинкам
Практика:
запись решения задач на вычитание и ее чтение
рисование предметов из треугольников
игра «Исправь ошибку художника»
17
17
Тема 51: Понятие «Геометрическая фигура» – «Круг», «Овал».
Теория:
знакомство детей с понятиями: геометрическая фигура круг, овал
формирование зрительного образа данных понятий
Практика:
игра «Дорисуй круги на картинках»
дидактическая игра «Раскрась только те предметы, которые похожи на овалы»
решение логических задач
Тема 52: Решение примеров. Увеличение и уменьшение на 5. Арифметические задачи.
Практика:
решение примеров на сложение и вычитание на 5
игра «Нарисуй на каждом дереве яблок на 2 меньше, чем на предыдущем»
Тема 53: Логические задачи на анализ и синтез. Увеличение и уменьшение на 6.
Теория:
знакомство с мыслительными операциями: анализ и синтез
Практика:
решение логических задач на анализ и синтез
решение логических задач на установление закономерностей
решение арифметических задач на сложение и вычитание
Тема 54: Равенство и неравенство групп предметов. Увеличение и уменьшение на 7
Теория:
знакомство с понятиями равенство и неравенство
формирование умения детей сравнивать числа и правильно использовать знаки
сравнения «больше», «меньше», «равно»
Практика:
игра «Назови соседа»
игра «Поход в магазин»
решение арифметических задач на сложение и вычитание
Тема 55: Пространственные отношения: впереди, сзади, справа, слева. Увеличение и
уменьшение на 8.
Теория:
знакомство с пространственными отношениями: впереди, сзади, справа, слева
Практика:
установление пространственных отношений
решение логических задач на установление соответствия
графический диктант
установление отношений между числами в числовом ряду
Тема 56: Понятие «Геометрическая фигура» – «Многоугольники», «Треугольники».
Теория:
знакомство
детей
с
понятиями:
геометрические
фигуры
«Многоугольники»,
«Треугольники»
формирование зрительного образа данных понятий
Практика:
игра «Найди и раскрась только многоугольники»
дидактическая игра «Закрась треугольники по образцу»
18
18
решение логических задач
Тема 57: Задачи и примеры на вычитание.
Практика:
повторение чисел от 1 до 10
повторение геометрических фигур
счёт чисел от 1 до 10 и обратно
решение примеров на вычитание
решение задач на вычитание
игра «Помоги Незнайке вставить «–» в пример»
Тема 58: Ориентация во времени. Части суток
Теория:
знакомство с промежутками времени (частями суток)
правила установления различных временных отношений
Практика:
рисование
в
тетради
в
клетку
символических
изображений
предметов
из
геометрических фигур
игра «Когда это бывает...»
игра «Кого боится зайка?»
Тема 59: Временные отношения. Решение примеров на сложение и вычитание.
Теория:
знакомство с временными отношениями: раньше, позже...
правила установления различных временных отношений
Практика:
установление порядка событий с использованием временных отношений
игра «Угадай время года»
Тема 60: Арифметические задачи на уменьшение
Теория:
повторение составных частей задачи
Практика:
упражнения в составлении, записи и чтении задач на уменьшение
решение задач на уменьшение
игра «Дорисуй недостающую геометрическую фигуру»
Тема 61: Пространственные отношения: короткий – длинный, высокий – низкий,
широкий – узкий. Решение примеров на сложение и вычитание.
Теория:
знакомство с пространственными отношениями: длиннее и короче
Практика:
сравнение
длины
(непосредственное
и
опосредованное
с
помощью
мерки
и
линейки)
определение зависимости результата сравнения от величины мерки
Тема 62: Понятие «Геометрическая фигура» – «Квадрат», «Прямоугольник».
Теория:
знакомство
детей
с
понятием:
геометрические
фигуры
–
«Квадрат»,
«Прямоугольник».
формирование зрительного образа данных понятий
19
19
Практика:
игра «Найди и раскрась все квадраты»
дидактическая игра «Преврати прямоугольники в различные предметы»
решение логических задач
Тема 63: Пространственные отношения: между, посередине
Теория:
знакомство с пространственными отношениями: между, посередине
ориентирование относительно какого-либо предмета
Практика:
установление пространственных отношений: между, посередине
установление этих отношений на числовом ряду
Тема 64: Порядковый и количественный счет
Теория:
знакомство с ориентированием относительно себя и другого лица
знакомство с различием количественного и порядкового счёта
Практика:
написание цифр от 1 до 10
игра «Что растёт на нашей грядке?»
игра «Посчитай правильно»
Тема 65: Понятие «Геометрическая фигура» – «Трапеция»
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура – «Трапеция»
формирование зрительного образа данного понятия
Практика:
игра «Какая фигура в каждом ряду лишняя»
дидактическая игра «Раскрась фигурки в разные цвета»
решение логических задач
Тема 66: Числовой ряд
Практика:
выстраивание числового ряда
установление отношений на числовом ряду
понятия: «следующее число», «предыдущее число», «соседи числа» и т.д.
счёт чисел от 1 до 10 и обратно
работа на числовом ряду
решение примеров с помощью числового ряда
Тема 67: Понятие «Геометрическая фигура» – «Ромб»
Теория:
знакомство детей с понятием: геометрическая фигура – «Ромб»
формирование зрительного образа данного понятия
Практика:
игра «Выполни штриховку ромбов по образцу»
дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру в каждой рамке»
решение логических задач
Тема 68: Логические задачи на установление закономерностей
20
20
Теория:
правила сравнения групп предметов для установки признака закономерности
продолжение закономерности по установленному признаку
Практика:
решение логических задач
«Продолжи цепочку» (изменить 1 признак, 2 признака, 3 признака)
Тема 69: Решение задач. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам.
Теория:
правила соотнесения количества предметов с цифрой в пределах 10
правила установления отношений между группами предметов
повторение состава чисел в пределах 10
Практика:
игра «Посчитай и обведи цифру»
игра «Придумай вопросы к задаче»
решение арифметических задач
Тема 70: Числа от 0 до 20. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение
задач.
Теория:
правила соотнесения числа, цифры и количества предметов от 1 до 20
Практика:
решение логических задач на установление закономерностей
игра «Помоги зайчику соединить цифру с группой предметов»
игра «Смотри и считай»
Тема 71: Объемные геометрические тела – «Шар, куб, параллелепипед».
Теория:
знакомство детей с понятиями: геометрические тела – «Шар, куб, параллелепипед».
формирование зрительного образа данных понятий
Практика:
игра «Соедини линиями предметы и геометрические тела, на которые они похожи»
дидактическая игра «Дорисуй вторую половинку салфетки»
решение логических задач
Тема 72: Повторение
Практика:
решение примеров и задач
решение логических задач
игра «Фотографы»
игра "Угадай-ка"
1.4.
Планируемые результаты
:
К
концу
обучения
по
программе
«Солнечные
ступеньки»
обучающиеся
должны иметь
представление:
об использовании числового ряда для присчитывания и отсчитывания одной или
несколько единиц;
об измерении длины предметов с помощью мерки;
21
21
о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, прямоугольнике, круге;
о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых
фигур из частей;
о составе чисел первого десятка;
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
о цифрах 0-9,
о знаках +, - =;
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей;
сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать совокупности предметов двумя способами;
объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности,
устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными;
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
соотносить цифру с количеством предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
измерять
длину
предметов
непосредственно
и
с
помощью
мерки,
располагать
предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник;
разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
соотносить цифру с числом предметов;
пользоваться арифметическими знаками действий;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего
размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
проводить наблюдения;
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
понимать относительность свойств объекта;
делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
22
22
Календарный учебный график
№
Раздел/тема
Форма
проведения
Кол
ичес
тво
часо
в
Дата
Место
проведение
Примечан
ие
1.
Числа от 0 до 10. Ориентировка на
листе в клеточку.
традицион
ное
1
2.
Прямой и обратный счет в
пределах 10.Сравнение по форме.
Больше, меньше, столько же.
традицион
ное
1
3.
Порядковый счет в пределах 10.
Много, ни одного. Цифра 0.
традицион
ное
1
4.
Счет в пределах 10. Нахождение и
сравнение чисел – соседей
(предшествующее, последующее
число). Число и цифра 1.
традицион
ное
1
5.
Число и цифра 2. Понятие «Пара».
традицион
ное
1
6.
Число и цифра 3.
традицион
ное
1
7.
Число и цифра 3. Состав числа 3.
традицион
ное
1
8.
Составление арифметических
задач.
традицион
ное
1
9.
Число и цифра 4.
традицион
ное
1
10.
Число и цифра 4. Состав числа 4.
традицион
ное
1
11.
Понятие «Точка». Составление
чисел 2,3,4 из двух меньших.
традицион
ное
1
12.
Решение арифметических задач.
Знакомство со знаками «+», «-»,
«=».
традицион
ное
1
13.
Число и цифра 5.
традицион
ное
1
14.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
традицион
ное
1
15.
Знаки <,>,=
традицион
ное
1
16.
Число и цифра 6. Состав числа 6.
традицион
ное
1
23
23
17.
Составление чисел 3,4,5,6 из двух
меньших из двух меньших.
традицион
ное
1
18.
Понятие «Прямые и кривые
линии». Знаки сравнения =,#
традицион
ное
1
19.
Составление арифметических
задач.
традицион
ное
1
20.
Число и цифра 7.
традицион
ное
1
21.
Число и цифра 7. Состав числа 7.
традицион
ное
1
22.
Состав числа 7. Примеры на
сложение вычитание.
традицион
ное
1
23.
Понятия: «Горизонтальные,
вертикальные и наклонные линии».
Ученическая линейка.
традицион
ное
1
24.
Число и цифра 8.
традицион
ное
1
25.
Число и цифра 8. Состав числа 8.
путешеств
ие
1
26.
Понятие «Луч». Составление чисел
7,8 из двух меньших.
традицион
ное
1
27.
Порядковый счет.
Деление на
части
практическ
ое
1
28.
Примеры на сложение
практическ
ое
1
29.
Примеры на вычитание
традицион
ное
1
30.
Логические задачи на
умозаключения.
традицион
ное
1
31.
Понятие «Отрезок». Отношение
между числами.
традицион
ное
1
32.
Составные части задачи.
традицион
ное
1
33.
Число и цифра 9.
традицион
ное
1
34.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
традицион
ное
1
35.
Понятие «Ломаная линия».
Логические задачи на
классификацию.
традицион
ное
1
36.
Ориентировка во времени.
Знакомство с часами.
игра
1
37.
Ориентировка во времени.
Знакомство с мерами времени.
игра
1
38.
Число 10. Понятие «Десяток»
традицион
ное
1
39.
Число 10. Двузначные числа.
традицион
ное
1
24
24
40.
Состав числа 10.
традицион
ное
1
41.
Составление чисел 7, 8, 9, 10 из
двух меньших.
традицион
ное
1
42.
Четные – нечетные числа.
Логические задачи.
традицион
ное
1
43.
Понятие «Угол». Логические
задачи на сериацию.
традицион
ное
1
44.
Логические задачи на сравнение.
традицион
ное
1
45.
Понятие «Замкнутая линия».
Логические задачи на анализ и
синтез.
традицион
ное
1
46.
Примеры на сложение и вычитание
.Увеличение и уменьшение на 1.
традицион
ное
1
47.
Соответствие между цифрой и
количеством предметов.
Увеличение и уменьшение на 2.
традицион
ное
1
48.
Понятие: «Симметрия».
Логические задачи на
классификацию.
путешеств
ие
1
49.
Решение примеров. Увеличение и
уменьшение на 3. Упражнения на
развитие логики.
практическ
ое
1
50.
Составление задач на сложение,
вычитание. Увеличение и
уменьшение на 4.
традицион
ное
1
51.
Понятие «Геометрическая фигура»
- «Круг», «Овал».
путешеств
ие
1
52.
Соответствие между цифрой и
количеством предметов.
Увеличение и уменьшение на 5.
практическ
ое
1
53.
Логические задачи на анализ и
синтез.
Увеличение и уменьшение
на 6.
традицион
ное
1
54.
Понятие: «Равенство»
Увеличение
и уменьшение на 7.
традицион
ное
1
55.
Решение примеров на сложение.
Состав чисел 7 и 8.
традицион
ное
1
56.
Понятие «Геометрическая
фигура»- «Многоугольники»,
«Треугольники».
сказка
1
57.
Задачи и примеры на вычитание.
практическ
ое
1
58.
Ориентация во времени. Части
суток.
игра
1
59.
Временные отношения. Решение
путешеств
1
25
25
примеров на сложение и
вычитание.
ие
60.
Арифметические задачи на
уменьшение и увеличение.
практическ
ое
1
61.
Пространственные отношения:
короткий-длинный, высокий –
низкий, широкий-узкий. Решение
примеров на сложение и
вычитание.
игра
1
62.
Понятие «Геометрическая фигура»
- «Квадрат», «Прямоугольник».
путешеств
ие
1
63.
Пространственные отношения:
между, посередине.
традицион
ное
1
64.
Порядковый и количественный
счет.
традицион
ное
1
65.
Понятие «Геометрическая фигура»
-«Трапеция»
путешеств
ие
1
66.
Числовой ряд.
практическ
ое
1
67.
Понятие «Геометрическая фигура»
-«Ромб»
путешеств
ие
1
68.
Логические задачи на
установление закономерностей.
традицион
ное
1
69.
Решение задач. Сравнение
предметов по 1 – 2 признакам.
традицион
ное
1
70.
Числа от 0 до 20. прямой и
обратный счет. Сравнение
предметов. Решение задач.
традицион
ное
1
71.
Объемные геометрические тела –
«Шар, куб, параллелепипед».
путешеств
ие
1
72.
Повторение
традицион
ное
1
Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение. Занятия
по
реализации
программы
проводятся
в
учебном
кабинете,
соответствующем
санитарно-гигиеническим
требованиям.
Оснащение и оборудование, используемое для реализации программы
№
Наименование
Количество
1.
Линейка демонстрационная с числами от 1 до 10
1
2.
Таблицы
2
3.
Сюжетные картинки
5
4.
Демонстрационные плакаты
11
5.
Карточки (счет десятками)
14
6.
Фигуры геометрические деревянные
3
7.
Карточки с точками
25
8.
Часы картонные "Кошка"
1
9.
Цифры магнитные от 0 до 9
2
26
26
10.
Наборное полотно с тремя полочками
1
11.
Плакат "Геометрические фигуры"
1
12.
Набор карточек от 1 до 10
14
13.
Набор знаков <, >, =, +,-
5
14.
Набор "счетная лесенка"
1
15.
Папки-раскладушки с дидактическим материалом
14
16.
Развивающие прописи
14
17.
Счетные линейки
20
18.
Пеналы с геометрическими фигурами
14
19.
Веер с цифрами от 1 до 20
14
20.
Палочки счетные
14
21.
Мяч
1
22.
Абак счетный
14
23.
Уточки, бабочки
300
24.
Счетные палочки(пучки-десятки)
14
25.
Карточки с примерами на "+" и "-".
80
26.
Карточки "Составь задачу"
34
27.
Цифры металлические. (набор)
5
28.
"Солнечные
ступеньки",
серия
"Рабочие
тетради
дошкольника"
Математика (часть 1, часть 2)
2
29.
«Солнечные
ступеньки»,
серия
"Рабочие
тетради
дошкольника"
Знакомство с геометрией (часть 1, часть 2)
2
27
27