Напоминание

Подвижные игры русских, башкирских и английских и школьников, их схожесть и различия


Авторы: Шатлова Олеся Анатольевна, Зинатуллина Лиана Наилевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №147
Населённый пункт: городского округа г.Уфы Республики Башкортостан
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Подвижные игры русских, башкирских и английских и школьников, их схожесть и различия
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 147 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Подвижные игры русских, башкирских и английских и школьников,

их схожесть и различия»

Авторы: Поливанова Таисия,

Кутдусов Ринальд,

Шатлов Владимир

Руководители: Шатлова Олеся Анатольевна

учитель начальных классов

Зинатуллина Лиана Наилевна

учитель английского языка

УФА – 2019

1

Введение

Детство не бывает без игры. Все дети любят играть. Но сегодня многие

игры забыли. Из наших игр исчезли шутки, приговорки, считалочки. Дети

стали меньше играть в подвижные игры, в дворовые игры. Мы не знаем, в

какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки, потому что

взрослые много времени отдают работе. В школе задают много уроков, почти

в каждом доме появился компьютер, каждый второй имеет какой-то гаджет,

который очень увлекает и отнимает много времени. Дети часто играют в

одиночку. А как можно найти настоящих друзей, не общаясь друг с другом?

Играя вместе, мы учимся дружить. Наши общие игры – это общение, много

интересных идей, знакомство с окружающим нас миром.

И тем более, мы совсем не знаем игры, в которые играют наши

ровесники в других республиках, регионах и странах. У разных народов мира

есть свои игры, не похожие на игры остальных народов, но есть игры,

хорошо известные детям всего мира. Мы надеемся, что изучение игр наших

ровесников других народов поможет нам ближе познакомиться с культурой

изучаемого языка. В этом мы видим актуальность данной темы.

Итак,

мы

решили

изучить

детские

подвижные

игры

русских,

башкирских, и британских школьников. И выяснить, есть ли игры, в которые

играют все дети.

Наша цель: сравнить подвижные игры русских, башкирских и британских

детей.

Наши задачи:

1. Выяснить что такое подвижная игра, ее значение в жизни детей.

2. Изучить подвижные игры детей русских, башкирских и британских.

3. Определить и сравнить подвижные игры, в которые играют дети этих

народностей.

Гипотеза: Если мы будем знать, в какие игры играют наши ровесники

русские,

башкиры,

англичане,

то

нам

будет

намного

легче

общаться,

2

составляя диалоги и монологи, а возможно стать и друзьями по переписке.

Мы

можем

выучить

понравившиеся

нам

игры

и

играть

в

них,

а

также

рассказать о наших играх другим детям.

В работе мы использовали следующие методы исследования: изучение

Интернет - источников по изучению различных видов игр, анализ материалов

и

публицистики;

обработка

исследовательского

материала

изучение

специальной литературы, метод опроса, сравнительный метод.

Объект исследования: учащиеся школы №147 города Уфы.

Предмет исследования: традиционные игры разных народов.

3

1.

Теоретические основы исследования игр

1.1 Что такое подвижная игра

Очень часто взрослые удивляются: как можно прыгать и скакать весь

день? Ничего удивительного в этом нет. Природа заложила в детях такое

поведение. Мы растем, познаем мир, бегаем, прыгаем, скачем для того, чтобы

наши мышцы укреплялись, мы росли сильными и здоровыми. Сидя на одном

месте этого добиться нельзя. Поэтому, дети выбрали наиболее полезный

способ – подвижные игры.

Подвижная игра – это активность детей с выполнением заданий и

обязательными для всех правилами. П.Ф. Лесгафт сказал, что подвижная игра

– это упражнение, благодаря которому дети готовятся к жизни. Играя, дети

расширяют свои знания об окружающем мире, развивают ловкость, сноровку

и смекалку. Играя, мы узнаем, что плохо, а что хорошо. Играя, мы учимся как

надо и как не надо себя вести. Мы уважаем тех, кто играет честно, кто

следует правилам и кто побеждает. Играя, мы всегда стремимся к успеху и к

победе.

В

играх

развивается

фантазия

и

воображение.

Очень

часто

мы

меняем

правила

знакомых

нам

игр

и

сами

придумываем

новые

игры.

Существуют игры, традиции которых переходят от более старших детей к

более младшим, живут в пределах одного или нескольких поколений детей. В

обычной школе раз в несколько лет появляется новое поколение детей, которые

вводят игровые традиции.

4

1.2. Подвижные игры в жизни детей.

Игры разные важны, игры разные нужны. Но нас интересует значение

подвижных игр.

Подвижные игры, прежде всего, развивают нас физически, укрепляются

наши мышцы. Мы упражняемся в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и

т.д., то есть укрепляют наше здоровье.

Подвижные игры не означают то, что, бегая и прыгая, не надо думать.

Когда мы стремимся к победе, мы обдумываем пути ее достижения. Мы

просчитываем наперед все наши шаги, а значит, развиваем логику.

Подвижные игры оказывают большое влияние на развитие личности. В

этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, ловкость и др.

Совместные действия в играх сближают друзей, учат правильно общаться,

доставляют нам радость от достижения успеха. В игре бывают не только

победители, но и побежденные.

Мы учимся как правильно вести себя в

случае проигрыша (не обижаться, а собрать все силы, чтобы победить в

следующий раз).

Игра в подвижные игры по правилам приучает нас с пользой проводить

свободное время, отвлекает от совершения плохих поступков.

Некоторые игры пришли к нам из детства наших родителей (прятки,

жмурки, салки, латки, догонялки, классики, «Ручеек», «Бояре, а мы к вам

пришли»).

А

это

значит,

мы

приобщаемся

к

истории

и

культуре

наших

предков. Но многие игры забыты. А о зарубежных подвижных играх мы даже

не

имеем

представления.

Поэтому,

очень

интересно

познакомиться

с

подвижными играми детей России и Англии.

Теперь можно сделать вывод, что подвижные игры интересны, полезны,

необходимы для всех детей. Играя, мы превращаем нашу неуемную энергию

в полезные знания и умения, которые пригодятся нам во взрослой жизни.

Таким образом, в этом разделе мы показали суть нашего исследования.

5

2. Особенности подвижных игр британских и российских школьников

2.1. Российские подвижные игры

Каждые шесть лет в обычной школе появляется новое поколение детей,

которые придумывают новые игры. И есть игры, в которые играли наши

бабушки и родители. Мы провели исследование популярности игр в нашей

школе. В

России

были

популярны

предметные

игры

с

правилами

«Догонялки»,

«Жмурки»,

«Козел»,

«Казаки-разбойники»,

«Вышибала»,

«Пуговицы»,

«Испорченный

телефон»,

«Халихало,

стоп»,

«Классики»,

«Резиночки»,

«Съедобное-несъедобное»,

«Са лки»,

«Картошка»,

«Штандер-мандер».

Они были известны детям всей страны. Сегодня мы

знаем некоторые из них. Но добавились и свои игры, которые родились в

школе и на улице.

Итак, рассмотрим некоторые из этих игр подробнее.

Жмурки.

Еще

одна

классика

дворовых

игр.

Одному

игроку

завязываются

глаза,

и

в

таком

виде

он

пытается

поймать

остальных

играющих.

Обычно

игра

проходит

на

строго

определенной

территории,

покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то

играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например,

хлопать

в

ладоши

или

звонить

в

колокольчик),

что

бы

водящий

смог

с

ориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы

сразу с нескольких сторон. Игрок, которого водящий коснулся, меняется с

ним местами. Если место не позволяет играть по приведенным правилам, то

можно играть в комнатный вариант.

Вышибалы. Чем больше игроков, тем увлекательнее эта игра. Играющие

делятся на «вышибаемых» и «вышибающих». Вышибающие встают с двух

сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих:

6

перебрасываясь

мячом

попасть

им

в

вышибаемых

игроков.

Те,

в

свою

очередь, должны пытаться увернуться.

Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут «спасти»

его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек,

то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в

игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен

увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его

команда

возвращается

в

игру,

в

противном

случае

команды

меняются

местами.

Резиночки.

Используется

обычная

резинка,

связанная

за

концы

в

кольцо.

Резинка

натягивается

между

ногами

двух

играющих,

третий

выполняет

прыжки.

Играют,

как

правило,

втроем

или

вчетвером.

Если

меньше, то используют любые подручные средства (пенек, забор, столб),

натягивая резиночку между ними. Бывает 6 высот-уровней сложности: по

щиколотку, по колено, по бедра, до талии, до груди, до шеи. Цель игры, как и

при

прыжках

через

скакалку

выполнить

определенную

комбинацию

прыжков. Игрок, безошибочно выполнивший комбинацию на одной высоте,

переходит к другой. В случае ошибки он меняется местами со «столбом»

Прыгают,

пока

не

ошибутся.

Игра

начинается

с

самых

простых

прыжков

и

постепенно

усложняется.

Каждая

комбинация

прыжков

отрабатывается на всех высотах. Каждая фигура в комбинации носила свое

название: «карандаш», «березка», «тяпы» и т.д.

Классики. Очень древняя игра в настоящее время хорошо известная во

всем

мире.

На

асфальте

мелом

рисуется

табличка

в

два

столбца

с

последовательно расположенными в них числами, например, от одного до 10.

Сверху

к

таблице

пририсовывается

полукруг,

внутри

которого

написано

«огонь». При попадании на это поле игрок «сгорает", то есть его попытка

считается неудачной. Для игры необходим так же биток – может подойти

легкая пустая изнутри шайба для детского хоккея или баночка из-под крема.

Смысл игры пропрыгать всю таблицу определенным образом без ошибок.

7

Царь горы. Правила игры предельно просты. Каждый игрок старается

первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается,

должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и

сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю,

схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную

свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.

Прятки.

Водящий,

выбранный

по

жребию

или

по

согласованию,

становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к

дереву или другому предмету (на кону), и считает до 20-40 (по уговору) или

произносит считалку. В этот момент остальные участники прячутся в разных

местах.

Догонялки.

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате,

либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве. Необходимо

поймать одного из игроков

Салки.

Один или несколько водящих ловят других игроков и, если

поймают, меняются с ними ролями.

8

2.2. Башкирские подвижные игры

Есть у башкир пословица: «Уйын – тормоштынбашы» (Игра – начало

жизни»). И действительно, уже с первых дней после появления на свет

башкирский ребенок включался в своеобразное игровое пространство, так

как

на

каждый

его

шаг

у

старших

находилась

смешная

присказка

или

прибаутка. Играя, малыш учился всему, что должен знать и уметь взрослый

человек. Игра помогала ему понимать окружающий мир, а потом найти и

свое место в нем.

Кто

быстрее? Сначала, как правило, проводилась жеребьевка, чтобы

определить,

кому

начинать

или

вести

игру:

пометив

камешек,

его

подбрасывали вверх, чьей стороной он падал, тот и первый. Или же брали

прутик (шыбык) и по очереди обхватывали его руками, начиная с самого

низа, чей кулачок оставался наверху, тот и начинал игру. Для определения

первенства

использовали

также

рифмованные

считалки:

«Сыйырсык,

кошсок! Син – кол, син – сок» («Скворец, птенец! Ты – оставайся, ты –

выходи!»).

Мальчики и девочки до 12 лет играли вместе. Однако у них были свои

предпочтения

в

развлечениях.

Мальчикам

больше

нравились

энергичные

состязательные

игры,

а

девочкам

спокойные.

задевали

ноги

подруг,

они

выбывали из состязания.

«Мухи» («Чижи») Башкиры жили в лесостепной зоне и занимались

кочевым скотоводством. Большую роль в их жизни играла охота. Меткость,

сила и точность удара проверялись во многих играх. Самой популярной их

них считалась «Себен» («Муха»), или, как еще ее называли, «Усет» («Чиж»).

Небольшую палку («муху» или «чижа») с помощью ударов по ней битой

поднимали

и

продолжали

подбрасывать,

чтобы

она

не

упала

на

землю.

Похожий принцип – длительное удержание в воздухе – соблюдался и в

других играх с битой или войлочным мячом.

9

«Камешки» Еще одной любимой игрой башкирской детворы были пять

«Камушков».

В

ней

использовались

мелкие

камни

или

овечьи

косточки.

Отсюда

и

второе

название

хакташ

(косточки).

Игроки

состязались

в

ловкости, подбрасывая камушки разными способами, от простых к сложным.

Допустивший ошибку передавал ход следующему участнику. Победителем

становился

тот,

кто

набирал

большее

число

очков.

Эта

игра

требовала

терпения, внимательности и развивала гибкость пальцев.

Она особенно

нравилась девочкам.

«Охотники и утки». Из далекой древности дошла до наших дней эта

детская игра. Сейчас вместо лука в ней используется мячик. Играют в нее

следующим образом. Разделившись по жребию на две команды, ребята чертят

на земле большой круг. Внутри него находится команда «уток», а снаружи –

«охотников», задача которых мячом попасть в «утку» так, чтобы она его не

поймала. Если «утка» ловит мяч, то получает право «отстреляться» или

вернуть в игру выбывших участников. «Охота» продолжается до полной

победы одной из команд.

«Жмурки

кругах)»

(Тунэрэкле

куз

бэйлэш)

Эта

игра

особенно

популярна среди девочек школьного возраста. Количество участников - от 3

до 20 человек. Играющим требуются платок и чистые листки бумаги для

подкладывания

под

него.

Намечается

водящая,

которая

завязывает

глаза

платком,

подложив

чистый

листок

бумаги

под

платок.

Пока

водящая

завязывает глаза, остальные участники чертят вокруг себя небольшие круги

разном

направлении

от

водящей,

желательно

по

кругу).

Водящая

с

завязанными глазами по сигналу идет к стоящим в кругах, а они в это время

меняются местами, переходя из круга в круг. Как только водящая подойдет к

ним,

все

застывают

на

месте:

никто

не

должен

выходить

из

круга,

передвигаться в нем, меняться местами. Водящая ищет, вытянув руки перед

собой. Чтобы не попасться ей под руки, стоящие в кругах могут наклоняться,

приседать. Найдя кого-нибудь, водящая должна назвать ее имя. Та, чье имя

отгадано, меняется ролью с водящей, завязывает себе глаза. Если имя не

10

отгадано, то участники игры, не говоря ни слова, начинают хлопать в ладоши

и перебегать из круга в круг. Водящая продолжает искать.

«Сбереги гнездо» Во все времена любимой игрой детей всех возрастов

были прятки. В Башкирии она имела свои варианты, например, «сесреткес»

(«разбрызгивание»). Водящий (его называли «пастух») должен был не только

найти всех спрятавшихся, но и сохранить «гнездо» - сложенные горькой

палочки.

Остальные

же

игроки

норовили

обмануть

водящего,

незаметно

подкравшись, разбросать палочки – «разорить гнездо». Только очень ловкому

и осторожному игроку удавалось найти всех спрятавшихся, не выпуская

«гнезда» из поля видимости.

Золотая гора. Зимой башкирские дети катались на лыжах и санках. Игр

было не так много, самая любимая – «Алтын тау» («Золотая гора») или «Тау

батшахы» («Хозяин горы»). Взобравшись на снежную горку, нужно было

удержаться на ней как можно дольше, сталкивая штурмующих. Оставаться

«хозяином» удавалось обычно не долго, но сама возня в снегу доставляла

всем участникам игры огромное удовольствие.

11

2.3. Английские подвижные игры

В Англии дети мало играют в подвижные уличные игры, потому что

родители боятся их отпускать на улицу. Да и самим детям не хочется играть.

Британское

детское

общество

подтверждает,

что

дети

стали

играть

куда

меньше. Основная причина тому - страх: они боятся насмешек, запугиваний

со стороны других детей и поистине вездесущих автомобилей.

Родители

волнуются, что к детям могут пристать незнакомые люди. Людям не нравятся

грязные игровые площадки. Игра на улице заменена услугами помощи детям

(childcare), когда приходят взрослые поиграть с детьми. В Британии, по

сравнению с другими странами, дети меньше занимаются спортом и бывают

на воздухе, едят больше фаст-фуда (хот-доги, чизбургеры и пр.), чаще играют

в компьютерные игры и смотрят телевизор.

Но малая часть детей все-таки играют. И мы изучили, какие именно

игры пользуются особой популярностью у детей Англии.

Как и в России, игры английских школьников так же передаются им от

родителей, других детей, печатных источников. Мы расскажем о некоторых,

наиболее любимых для англичан играх.

Stickball Игроку подкидывают мяч, он его должен отбить битой.

The king of the hill Играют так же как в «Царь горы».

Red Rover Похожа на русскую игру «Цепи, цепи кованые».

Hopscotch Английский вариант классиков.

Бульдог. Это разновидность догонялок. Напоминает регби. Надо

добежать от одного края площадки до другого. Отличие от других игр, что

надо догнать убегающего и повиснуть у него на руке, а не дотронуться.

Английские салки играют так же как и в России.

Привидение.

На

земле

очерчивают

дом,

в

нем

стоит

игрок

привидение. Этот игрок сам решает, когда отправляться в путь и в каком

направлении, остальные игроки на почтительном расстоянии тенью следуют

за ним и кричат ему вслед насмешливые слова, дразнят его. Привидение

12

вдруг поворачивается, и игроки в испуге бросаются врассыпную. Привидение

должно бежать назад, в дом, и если на пути оно сможет схватить игрока, то

этот игрок выходит из игры.

Обезьяньи салки. Обычные салки, но в них водящий по-обезьяньи

подражает

тому,

кого

он

преследует.

Если

преследуемый

неожиданно

поскачет на одной ноге, или присядет на корточки, или пустится в пляс,

водящий

точно

повторяет

его

движения.

Это

дает

преимущества

преследуемому, и он пользуется этим, чтобы не попасть в руки водящего.

Петух

на

насесте.

Игроки

проводят

две

параллельные

линии

и

выстраиваются на них. Посередине между линиями на одной ноге стоит

петух. Один из игроков стремится добраться до противоположной линии

тоже на одной ноге. Если петух настигнет его в пути, то, обхватив друг друга,

они стараются вывести один другого из равновесия. Если победит бегун, он

может продолжать путь; если победит петух, то побежденный становится

петухом, и теперь водят двое. Игра продолжается до тех пор, пока на линии

останется один игрок, который не стал петухом.

Из рассмотренных нами английских игр можно выделить те, в которые

играют и в России: «Привидение» («Догонялки»), «Английские салки», «The

king

of

the

hill»

(«Царь

горы»), Red

Rover

(«Цепи,

цепи

кованые»),

«Hopscotch», и др.

13

3.Исследования

Мы провели опрос учащихся во вторых классах. В опросе приняли

участие 94 ученика. Надо было перечислить игры, в которые мы играем на

улице. Оказалось, что таких игр много. Мы выяснили, что все-таки ребята

играют в подвижные игры, а не только сидят за компьютером и гаджетами.

Результаты опроса вы видите на экране.

Прятки играют

63% детей, в догонялки – 62%, вышибалы – 37%,

жмурки – 32%, классики – 28%, царь горы – 46% и многие другие. В список

игр, в которые играют дети на улицах сел Нагаево , деревни Зинино и

Жилино,

входят:

кондолы,

выше

ноги

от

земли,

море

волнуется,

казаки

разбойники, кошки-мышки, игры со скакалкой, царь горы, чай-чай выручай,

горячая

картошка,

Джо,

краски,

резинки.

Мы

с

удовольствием

играем

в

футбол, мальчики и девочки, почти каждый день. Также

любим играть в

пионербол, бадминтон.

14

Выводы.

По

первой

задаче

мы

изучили

литературу

и

Интернет-ресурсы

и

выяснили, что подвижные игры важны в жизни детей. Они помогают нам

стать

сильнее,

крепче,

ловчее.

Информации

об

играх

русских

детей

достаточно, а вот об играх английских детей очень мало.

По второй задаче мы изучили игры, в которые мы играем на улице. Таких

игр оказалось достаточно много. В некоторые игры играли наши родители.

Мы выяснили, что есть игры, в которые одинаково играют дети русские,

башкирские и британские. А есть игры похожие, с небольшими различиями.

Заключение

15

И в заключении хочется сказать, что, работая над проектом, мы

приобщаемся к истории и культуре наших предков. Некоторые игры забыты,

другие перешли от наших родителей к нам, а третьи мы придуваем сами. А

вот

об

башкирских

и

английских

подвижных

играх

мы

даже

не

имели

представления.

Поэтому, для нас интересно было познакомиться с подвижными играми

детей этих народов. Изучая игры, немаловажно знать обычаи и традиции этих

людей.

Приложение 1

16

Подвижные игры, в которые играют дети

сел Нагаево, Зинино и Жилино

Наименование игр

Количество играющих

(в процентах)

«Догонялки»

62 %

«Жмурки»

49%

«Чехарда»

14 %

«Ручеек»

13 %

«Кондолы»

14 %

«Игры со скакалкой»

31 %

«Вышибала»

47 %

«Выше ноги от земли»

39 %

«Классики»

28 %

«Съедобное-несъедобное»

23 %

«Чай-чай, выручай»

10 %

«Прятки»

63 %

«Горячая картошка»

5 %

«Салки»

6 %

«Резиночки»

4 %

«Кошки-мышки»

25 %

«Море волнуется»

14 %

Футбол

85 %

Бадминтон

31 %

«Казаки-разбойники»

13 %

«Царь горы»

46 %

17



В раздел образования