Автор: Мантулина Надежда Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №24
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Калининский район
Наименование материала: Конспект подгруппового занятия для детей с ЗПР
Тема: Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития с использованием симметричного рисования по теме «Транспорт».
Раздел: дошкольное образование
1
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с задержкой
психического развития с использованием симметричного рисования по теме
«Транспорт».
Цель – закрепить представления ребенка об обобщающем понятии «Транспорт».
Задачи:
Закреплять в умении:
– классифицировать транспорт по назначению, по месту передвижения;
– использовать активный словарь по теме;
Развивать:
– зрительное внимание, память;
– межполушарное взаимодействие посредством симметричного рисования;
– логическое мышление;
– мелкую моторику;
Формировать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование
и
материалы:
доска,
демонстрационный
материал
по
теме
«Транспорт», дидактические игры «Четвёртый лишний», «Разбери картинки по видам
транспорта», мяч, лист бумаги А-5 с контуром самолета, разделенного вертикальной
осью симметрии.
Предварительная
работа:
изучение
видов
транспорта,
рассматривание
демонстрационного материала по теме «Транспорт», дидактические игры «Четвёртый
лишний», «Профессии», беседы о назначении транспорта, изодеятельность «Самолет»,
«Пароход», конструирование «Гараж для грузовика», рассматривание транспорта на
улице, чтение стихов о транспорте, проигрывание разных ситуаций в сюж./рол. играх
«Шофёры», «Моряки», «Летчики».
Организационный компонент.
Приветствие. Сообщение темы занятия.
Педагог:
Здравствуйте,
дети. Я
рада
приветствовать
вас
сегодня
на занятии.
Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
Подходите к нашему загадочному коробу (сенсорной коробке с камешками, в
которой спрятаны картинки с изображениями транспорта), достаньте все карточки и
попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить, только одним словом.
Дети: О транспорте.
2
Ход занятия.
Педагог:
На
этой
неделе
мы
узнали
много
интересного
о
том,
что
такое
транспорт, какой он бывает и для чего он нужен. Сегодня нас ждут снова игры и
задания, которые, надеюсь, вам понравятся.
1.
Д/И «Разбери картинки по видам транспорта» (воздушный, водный,
подземный, грузовой, легковой (пассажирский), специальный).
Дети должны разделить предложенные картинки по видам транспорта, назвать
каждый. (Самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, пароход, метро, грузовик,
самосвал,
такси,
троллейбус,
автобус,
трамвай,
электричка,
поезд,
машины
—
полицейская, пожарная, «скорая помощь».
Молодцы, справились с заданием очень быстро.
А теперь немножко разомнемся и поиграем с мячом.
2.
Игра «Едет, плавает, летает».
Педагог бросает мяч ребенку и говорит одно из слов: «Едет, плавает, летает».
Ребенок возвращает мяч и называет вид транспорта.
3.
Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Материалы:
картинки
с
изображением
рядов
предметов
(корабль,
лодка,
пароход, грузовик; самолет, вертолет, ракета, поезд; троллейбус, автобус, трамвай,
самосвал; «скорая помощь», пожарная, милицейская машины, велосипед).
Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как
одним словом назвать все остальные предметы.
Педагог: Ребята, вы просто умнички, очень стараетесь, и у вас все получается!
4.
Динамическая пауза «Самолет».
Мы садимся в самолет, (Дети приседают.)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу».)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны.)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками.)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны.)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку.)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу».)
Приземляться нам пора! (Приседают.)
Педагог: У нас с вами осталось одно очень важное секретное задание.
3
5.
Кинезиологическое упражнение «Нарисуй (обведи) двумя руками».
Материалы: лист А-5 с контуром самолета, разделенного осью симметрии,
карандаши (по 2 карандаша одинакового цвета).
Педагог: Ребята, видите линию на рисунке? Как вы думаете, для чего она?
Ответ ребенка.
Педагог: На самом деле, если сложить листок по этой линии – она разделит
рисунок ровно пополам, на 2 одинаковые части.
А теперь берите по карандашу одинакового цвета в каждую руку, и попробуйте в
воздухе изобразить самолет (обязательно снизу-вверх).
Хорошо, молодцы. Начинаем рисовать (обводить) наш самолет.
Но, чтобы правильно выполнить это секретное задание и наш самолет смог
взлететь – надо помнить о важных условиях:
1.
Рисуйте одновременно двумя руками (снизу-вверх)!
2.
Не отрывайте карандаши от листа, пока не доведете линии до конца!
3.
Во время рисования будем отвечать на вопросы!
Это сложно. Но мы попробуем?
Если
кто-то
справился
быстро,
можно
предложить
раскрасить
самолет
(также двумя руками).
Примерные вопросы, которые задаются во время рисования.
– Кто управляет самолетом?
– Назови части самолета?
– Придумай слова, которые отвечают на вопрос «Самолет какой?»
– Придумай слова, которые отвечают на вопрос «Что может делать самолет?»
– Придумай название своему самолету.
Рефлексия.
Педагог: Ребята, мы с вами сегодня постарались вспомнить всё, что знаем о
транспорте, учились рисовать двумя руками.
У нас всё здорово получилось.
Я вам сложила самолетики, когда пойдете на прогулку – можете запустить их в
небо!
4
Используемая литература:
1.
Алябьева
Е.А.
Итоговые
дни
по
лексическим
темам:
Планирование
и
конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.
Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабочие тетради. -
СПб.: ИРО "Смена", 2003. (Серия «Это книжечка моя. Эта книжка про меня»).
3.
Каушкаль,
Карпеева,
Богданова:
Формирование
целостной
картины
мира.
Познавательно-информационная
часть,
игровые
технологии.
ФГОС.
–
М:
Центр педагогического образования, 2018.
4.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М: ТЦ Сфера,
2001.