Напоминание

Использование игровых технологий в начальной школе.


Автор: Войтова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Пущино Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Игровые технологии

В..П. Беспалько, Н.Ф. Талызиной, В.В. Серикова,

В.И.Ковалько, Б.П. Никитин

Девиз педагогической деятельности должен

звучать так: « Учение без принуждения». Задача - сделать

процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое

рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в

усвоении учебного материала.

Эти задачи можно успешно решать через технологию

игровых

форм

обучения.

В.П.

Беспалько

в

книге

«Слагаемые

педагогической

технологии»

даёт

определение

педагогической

технологии,

как

систематичное

воплощение

на

практике

заранее

спроецированного

учебно-воспитательного

процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого

деятельность, работа, служба. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, как в тематическом

отношении,

так

и

в

социальном.

В

игре

он

находит

пути

реализации

своих

способ ностей,

осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения

поставленной

цели,

учится

контролировать

свою

деятельность

и

самостоятельно

строить

траекторию своего развития. Игра - своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую

мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребёнку раскрыть

творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при тради ционной системе

обучения

"дремлют":

воображение,

символьное

мышление,

коммуникабельность.Учащиеся

в

процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы

играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы

обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности

через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая

деятельность

оказывается

более

эффективной,

если

ей

предшествует

воспроизводящая

и

преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приёмы учения.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы

своего

учения,

своего

поведения

в

игре

и

в

жизни,

т.е.

формировать

цели

и

программы

собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты. Игровые

технологии способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности ученика, выявлению уже

заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы

увеличивают его творческий потенциал.

Таким

образом,

в

связи

с

актуальностью

данной

проблемы

мной

сформулирована

тема

«Использование игровых технологий на уроках математики.»

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже

существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при

использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе

урока, при любой его форме. Задачей учителя является совместить значимое для ребенка и значимое с

точки зрения процесса обучения, науки.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-

развлекательную

(это

основная

функция

игры

-

развлечь,

доставить

удовольствие,

воодушевить,

пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-

игротерапевтическую:

преодоление

различных

трудностей,

возникающих

в

других

видах

жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а

также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой

деятельности

обеспечивается

ее

добровольностью,

возможностями

выбора

и

элементами

соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и

состоит

её

феномен,

что,

являясь

развлечением,

отдыхом,

она

способна

перерасти

в

обучение,

в

творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов

организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые

могут

быть

обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают

как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным

направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент

соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

2. Классификация педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание

элементов

игры

и

ученья

во

многом

зависят

от

понимания

учителем

функций

и

классификации

педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на:

- физические (двигательные);

- интеллектуальные (умственные);

- трудовые;

- социальные;

- психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из

применяемых типов:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

-игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам:

- математические, химические, биологические, физические, экологические

- музыкальные, театральные, литературные

- трудовые, технические, производственные

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные

- общественные, управленческие, экономические, коммерческие

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают

игры:

- с предметами и без предметов;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные и с ТСО

- технические со средствами передвижения

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрущки -предметы- дети познают

форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Сюжетно-ролевые

игры,

в

которых

сюжет

-

форма

интеллектуальной

деятельности.

Это

игры

типа

«Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный приём или способ организации

познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом.

Игры

-путешествия

носят

характер

географических,

исторических,

краеведческих,

следопытских

«экспедиций»,

совершаемых

по

книгам,

картам,

документам.

Все

они

совершаются

школьниками

в

воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного,

спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с

мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах

деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность

воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической

деятельностью

воображения,

поскольку

в

них

оно

осуществляется

во

внешнем

действии

и

непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая

деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путём

внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся

много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь,

они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это

игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное -

знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая

цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно,

играя.

Строительные,

трудовые,

технические,

конструкторские

игры.

Эти

игры

отражают

профессиональную

деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою

работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности,

проявлять

смекалку

в

решении

творческих

задач.

Трудовая

активность

вызывает

активность

познавательную.

Интеллектуальные

игры

-

игры-упражнения,

игры-тренинги,

воздействующие

на

психическую

сферу.

Основанные

на

соревновании,

они

путём

сравнения

показывают

играющим

школьникам

уровень

их

подготовленности, тренированности, подсказывает пути самосовершенствования, а значит, побуждают их

познавательную активность.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного

процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В неё включаются последовательно:

-

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,

сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от

нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух

смекалку и др.

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая

игра

от

игры

вообще

отличается

наличием

чётко

поставленной

цели

обучения

и

соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия,

познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо

решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые

требования в отношении знаний.

Правилами

определяется

порядок

действий

и

поведение

учащихся

в

процессе

игр.

Они

разрабатываются

с

учётом

цели

урока

и

возможностей

учащихся.

Правилами

создаются

условия

для

формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех

знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный

материал и др.

Дидактическая

игра

имеет определённый

результат,

который

выступает

в

форме

решения

поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры

взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении

новых знаний возможности

дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при

проверке

результатов

обучения,

выработке

навыков

и

умений.

В

этой

связи

различают

обучающие,

контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в

качестве одного из структурных элементов урока.

Существуют определённые требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для

личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1.

Игры

должны

соответствовать

определённым

учебно-воспитательным

задачам,

программным

требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и

их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1.

Игры-упражнения.

Они

совершенствуют

познавательные

способности

учащихся,

способствуют

закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-

упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность

учащихся

в

этих

играх

может

быть

выражена

в

виде

рассказов,

дискуссий,

творческих

заданий,

высказывания гипотез.

3.

Игры-соревнования.

Такие

игры

включают

все

виды

дидактических

игр.

Учащиеся

соревнуются,

разделившись на команды.

Урок – ролевая игра.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

Ситуационные,

связанные

с

решением

какой

либо

узкой

конкретной

проблемы

игровой

ситуации;

Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры:

- воображение путешествия;

- дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном

случае она превратится в скучную инсценировку.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок -

конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на

традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым

материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по предметам (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые

могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Список литературы

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

2. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе.

Издательство: Генезис, 2007 г.

3. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 год

5. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002

год

7.Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб,

1996,Ч.2



В раздел образования