Автор: Капралова Наталия Владимировна
Должность: Учитель информатики
Учебное заведение: МОУ школа №5 им.Ю.А.Гарнаева
Населённый пункт: г. Жуковский, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения информатике
Раздел: среднее образование
«Инновационные приемы и методы
активизации учебно-познавательной
деятельности в процессе обучения
информатике».
2019 г.
Замечено, чем больше учитель учит
своих учеников и чем меньше –
предоставляет им возможностей
самостоятельно приобретать знания,
мыслить, действовать, тем менее
энергичным и плодотворным становится
процесс обучения.
И. Лернер
Новые
рубежи
развития
народного
образования
в
нашей
стране
вдохновляют
учительство на поиски эффективных средств обучения и воспитания.
Подготовка
урока,
отвечающего
современным
инновационным
технология,
проведение его на высоком уровне требуют от учителя разносторонних и глубоких знаний,
большого профессионального мастерства.
Как добиваться, чтобы каждый урок не только давал знания в объёме программы,
но и формировал мировоззрение школьников, нравственно воспитывал их, учил мыслить,
соотносить с окружающей жизнью, готовил к труду?
Принцип
активности
ребенка
в
процессе
обучения
был
и
остается
одним
из
основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности,
которое
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации,
осознанной
потребностью
в
усвоении знаний, умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием
целенаправленных
управленческих
педагогических
воздействий
и
организации
педагогиче ской
среды,
т.е.
применяемой
педагогиче ской
т е х н о л о г и и .
Любая
технология
обладает
средствами,
активирующими
и
интенсифицирующими
деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную
идею и основу эффективности результатов. К одной из таких технологий, которые я
использую
в
своей
работе,
относится
технология
проблемного
обучения.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной,
поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала,
который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
учет
особенностей
проблемных
ситуаций
в
различных
видах
учебной
работы и в различных классах;
личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную
познавательную деятельность ребенка.
Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный
характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход
урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение
всего урока.
Педагогическая
проблемная
ситуация
создается
с
помощью
активизирующих
действий,
вопросов
учителя,
подчеркивающих
новизну,
важность,
красоту
и
другие
отличительные
качества
объекта
познания.
Создание
психологической
проблемной
ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная
задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на
всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Использование
проблемных
методов
и
приемов
на
уроке
осуществляется
по
определенному
алгоритму.
Данная
технологическая
схема
позволяет
целенаправленно
добиваться высоких результатов на уроке. Проблемная ситуация специально создается
учителем путем применения особых методических приемов:
1)
Учитель
подводит
школьников
к
противоречию
и
предлагает
им
самим
найти способ его разрешения.
2)
Сталкивает противоречия практической деятельности.
3)
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
4)
Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.
5)
Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять
факты;
ставит
конкретные
вопросы
(на
обобщение,
обоснования,
конкретизацию, логику рассуждения).
6)
Определяет проблемные теоретические и практические задания (например,
исследовательские).
7)
Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными
исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми
данными; с заведомо допущенными ошибками (на одних карточках ответы верные, на
других – неверные, правильный ответ – руки вперёд, неправильный ответ - руки вверх).
Например:
2* 0,3=0,6:
6: 100=0,6;
0,5*10=50;
6:2=3;
7*12=84;
7+0,5=0,75
или все стоят, руки на поясе. Правильный ответ- поворот направо, неправильный –
поворот налево
2- делитель 222 1 имеет один делитель
15- кратно 10 любое число кратно 1
(с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные
знания.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что
организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил
учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации,
ситуации
затруднения),
самостоятельности
(самостоятельное
видение
проблемы,
формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора
плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний,
способов
действий,
поиск
нестандартного
решения).
Оно
вносит
свой
вклад
в
формирование
готовности
к
творческой
деятельности,
способствует
развитию
познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма,
бездумности.
Проблемное
обучение
обеспечивает
более
прочное
усвоение
знаний;
развивает
аналитическое
мышление,
способствует
сделать
учебную
деятельность
для
учащихся
более
привлекательной,
основанной
на
постоянных
трудностях;
оно
ориентирует на комплексное использование знаний.
Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с
противоречиями,
разбираться
в
них,
искать
решение,
является
одним
из
средств
формирования диалектического мышления.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает
пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого
ребенка
адекватную
нагрузку,
что
обеспечивает
снятие
стрессовых
факторов
во
взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности
и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого
ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку
обеспечивает
высокое
качество
усвоения
знаний,
позволяет
добиться
положительной
динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания
активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).
I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся
на восприятие ее проявления.
II
этап
-
перевод
педагогически
организованной
проблемной
ситуации
в
психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом
этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.
Совместно
со
мною
или
самостоятельно
учащиеся
выдвигают
и
проверяют
различные
гипотезы,
привлекают
дополнительную
информацию.
Учитель
при
этом
оказывает ученикам необходимую помощь.
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование
нового знания в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного
продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Многие
темы
школьного
курса
математики
начинаются
с
определения
нового
понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику,
то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является
новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику
неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит
усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель
вынужден тут же приводить поясняющие примеры. А что, если сделать наоборот? Сначала
рассмотреть
примеры,
а
затем
дать
определение.
Причем
можно
показать
готовые
иллюстрации,
можно
составить
их
на
глазах
учеников.
Наконец,
можно
предложить
ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать
пример
самому,
надо
хоть
немного
вникнуть
в
суть
дела,
поразмышлять.
Уже
тут
начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами
участвовать в составлении определения. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его
вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти
остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал
«пассивно»,
если
слушал
вообще.
Не
обернется
ли
такая
экономия
времени
значительными
потерями,
в
том
числе
и
нервными,
когда
придется
«десять
раз
повторять»? Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно
слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно),
тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию
нового,
развивается
мышление.
Это
способствует
экономии
времени
при
изучении
последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно,
следовательно,
меняется
отношение
школьника
к
учебе,
появляется
потребность
в
освоении
нового.
Идея
привлекать
учеников
к
самостоятельному
открытию
(под
руководством
учителя)
не
нова.
С
помощью
наводящих
вопросов
Сократ
побуждал
слушателей
самих
искать
решение
проблемы.
Предлагая
конкретные
примеры,
он
вынуждал собеседника признать, что данное им определение или слишком узко, или
слишком широко, или недостаточно в каком-либо существенном отношении, т.е. заставлял
его уточнять определение и таким образом подводил его к понятию, основанному на
строгом определении. Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в
составлении
определения
и
хотя
бы
часть
его
составили
сами?
Этой
цели
служит,
например, специальное домашнее задание. Выполнив задание, ученик будет подготовлен к
составлению
определения.
Во
всяком
случае,
он
не
будет
чувствовать
себя,
как
в
незнакомой
местности.
Для
пробуждения
познавательного
интереса
и
создания
проблемных ситуаций целесообразно использовать игровые моменты. Это настраивает
учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени
для разъяснения правил игры.
Для создания игровых ситуаций на уроках математики я использую исторические
экскурсы,
жизненные
факты,
занимательные
задачи,
научно-популярные
рассказы,
отрывки
из
литературных
произведений,
в
математическом
содержании
которых
содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями
учащихся,
противоречия
между
необходимостью
выполнить
определенное
задание
и
невозможностью его осуществить. Учитель должен владеть как объяснительным, так и
исследовательским
методами
обучения.
Выступая
в
роли
организатора
обучения
на
проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер,
нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки
учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и
уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных
аспектов
проблемы
помогать
отдельным
учащимся
и
группам,
избегая
директивных
приемов.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования,
стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти
собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам
информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность
своего поиска. Отход учителя на второй план отнюдь не значит, что в какой-то мере он
утрачивает свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика,
несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является
главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником.
Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены он выполняет
надлежащим образом только тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие
возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных
проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение
должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения
учебных
проблем,
путем
открытий
сочетается
с
репродуктивным
усвоением
знаний,
излагаемых учителем или учеником. Проблемное обучение следует понимать как тип
обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и тем новым, что было внесено в
педагогику многими исследователями и практиками, развитие всей совокупности чувств и
разума,
мышления
школьника
и
его
памяти,
развитие
целостной,
интеллектуально
активной личности.
Я считаю, что обучение не может считаться развивающим, если не использовать
закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Практически
всем.
Однако
уровень
проблемности
и
степень
познавательной
самостоятельности
будут
сильно
различаться
в
зависимости
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
учащихся,
от
степени
их
обученности
методам
проблемного обучения.
Урок проблемного обучения
Урок традиционный
Цель - усвоение результатов и путей их получения;
формирование
познавательной
деятельности,
развитие творческих способностей.
Цель - усвоение результатов, вооружение
учащихся знаниями.
Принцип поисковой учебно-познавательной
Принцип
передачи
готовых
выводов
деятельности учащихся.
науки учащимся.
Самостоятельное
добывание
учащимися
новых
знаний
и
как
следствие
развитие
внимания,
творческого
воображения,
умения
делать
вывод,
выдвигать гипотезу и т.д.
Усвоение
путем
запоминания
или
подражания учителю.
Цель: усвоение новых знаний
ДЕТИ…
анализировали,
рассуждали,
открывали,
сочиняли.
ДЕТИ…слушали,
запоминали,
следили
за мыслью, (т.е. воспринимали).
ВЫВОД:
прочные
знания,
ф о рм и р о ва н и е
мышления,
развитие
интеллекта,
воспитание
активной личности
ВЫВОД: репродуктивная деятельность:
пришел, услышал, запомнил
Обдумывая ход работы, надо определять, что будет делать учитель на каждом этапе
урока, а что будут делать все ученики, как организовать их мыслительную деятельность в
течение всех 45 минут. Чтобы цветок понимания распустился на глазах в течение урока,
писал. Основываясь на своём педагогическом опыте Л.Н.Толстой, надо уже в самом начале
урока дать такие упражнения, которые не вызовут затруднений, заставят обучающихся
вспомнить ранее изученное, подготовить к восприятию нового, свяжут предыдущее с
настоящим. Урок можно начинать вопросом, который является «мостиком» между двумя
уроками, подведёт к объяснению нового.
Таким
образом,
учащиеся
становятся
очевидцами
возникновения
проблем,
участниками их постановки и решения. Существенное увеличение времени на подготовку
к уроку оправдано возрастающим интересом учащихся к предмету.
Е щ е
о д н и м средством
активизации
познавательной
деятельности
являются
творческие задания. На уроках и для домашних заданий я часто использую творческие
задания такого характера, как:
Подготовка
коротких
докладов
к
урокам
(например,
о
жизни
и
деятельности выдающихся математиков). Важным стимулом познавательного интереса,
связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний.
Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение
на уроках математики. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика –
наука
безымянная,
знакомлю
их
с
именами
людей,
творивших
науку,
богатыми
в
эмоциональном
отношении
эпизодами
их
жизни.
Здесь
уместным
будут
слова
Ж.А.
Пуанкаре «…Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с
историей изучаемого предмета…»
Составление задач по определенной теме, с иллюстрациями. (Некоторые из
них можно решать на уроке, так как учащиеся не любят решать задачи, но всегда с
удовольствием и интересом решают задачи собственного сочинения). При составлении
задач вырабатывается навык творческой работы, давая возможность внести свой вклад в
поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но
развиваете желательный склад ума.
Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему, которые могут
быть использованы при устном счете или для «угадывания» темы урока.
6. Использование практической направленности и межпредметных связей на
уроках математики является еще одним приемом активизации познавательной
деятельности.
В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и
техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный
язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Поэтому считаю
важным вопрос осуществления межпредметных связей, что способствует повышению
познавательного интереса. Известно, что прочность и практическая значимость
приобретённых знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только
в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.
Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных
предметов наиболее благоприятно для лучшего усвоения учебного материала,
повышения интереса учащихся к изучаемым предметам, для развития их мыслительных
способностей.
На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех
областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.
Например: 1. «На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза
погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете
одну из них». Замените частные буквами, и вы узнаете такую птицу. (Фламинго из песка
строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в
которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или
дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не
могла затопить вода, если засушливое, то более низкими).
2. Или решив пример, вы получите массу черепахи-гиганта, живущей на островах
Тихого океана. Она такой величины, что дети могут кататься, сидя на ее панцире.
(Самая крупная в мире черепаха весит 600 кг. Она называется дермохелис. Из ее
панциря изготавливают украшения, а мясо и яйца идут в пищу).
3. Решая примеры и располагая ответы примеров в порядке возрастания, вы получите
название города, единственного в своем роде, другого такого нет на свете. Он стоит в
море, на 118 островах, расположенных в 4 км от суши. В этом городе нет автобусов,
троллейбусов, а средством передвижения являются речные трамваи – катера и гондолы
(Венеция).
4. Решив пример, вы узнаете, в каком году Петр I завез в Россию картофель.
Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне
осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность,
стремление познавать новое, расширить их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я
включаю во многие уроки.
В 6 классе начинается курс географии, и я применяю знания учащихся из этой науки на
своих уроках в темах: «Масштаб», «Графики». Так, при изучении темы «Масштаб» мы
работаем по географической карте России, выполняя практическую работу: «Определить
расстояние от Благовещенска до Москвы на местности, измерив его на карте». Интерес
учащихся на таких уроках высокий.
7. Следующим приемом является выполнение нестандартных заданий по
математике. Известному французскому ученому Паскалю принадлежат слова: «Предмет
математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его
более занимательным». Занимательность – необходимое средство возбуждать и
поддерживать внимание и интерес к предмету.
Эффективным и занимательным приемом является математический софизм.
Софизм - это доказательство заведомо ложного утверждения.
Ученикам 7-8-х классов уже можно привести софизм об Ахиллесе и черепахе,
или доказательство утверждения 2*2=5 и т. д.
Сколько восторгов, мнений, споров, а
главное - неподдельного интереса. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда
им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении.
Заключение
В данной работе предложены те средства активизации познавательной деятельности
учащихся,
которые
я
с
успехом
применяю
на
своих
уроках.
Изучая
методическую
литературу, посещая уроки других учителей, пришла к выводу, чтобы заинтересовать
детей существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов
в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого учителя свое мнение о
совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:
1.
Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап переходил в
другой, и ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
2.
Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию
темы урока, используя проблемную ситуацию.
3.
На уроке должно быть интересно. Учитель должен эмоционально передать
свой положительный заряд учащимся, тем самым вдохновить их ум для
деятельности.
4.
Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление учащихся
средствами своего предмета.
5.
Стараться на уроке обратиться к каждому ученику по нескольку раз, чтобы
корректировать непонятное или неправильно понятое.
6.
Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а несколько, данных на
разных этапах урока.
В заключении хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика
продлевает
жизнь,
давая
возможность
на
долгие
годы
сохранять
ум
свежим,
а
человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом
учеников.
«Жизнь
украшается
двумя
вещами:
занятием
математикой
и
её
преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё
большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя
бы такого, который с интересом ее учит.