Автор: Лепеева Мария Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №61
Населённый пункт: Брянская область, г. Брянск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Математика вокруг нас"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к у р с а
в н е у р о ч н о й
д е я т е л ь н о с т и
и н т е л л е к т у а л ь н о г о
н а п р а в л е н и я
«Математика
вокруг
н а с »
д л я
6 в
к л а с с а
н а
2 0 1 8 - 2 0 1 9
у ч е б н ы й
г о д
С о с т а в и л а :
Лепеева Ирина Владимировна,
у ч и т е л ь
м а т е м а т и к и
2018 год
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»
Личностные результаты:
1.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Руководитель методического совета школы
___________/Моисеева И.С./
Протокол № 1 от «29»августа 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №61 г.Брянска
от «30» августа 2018 г. №125
_____________ /Синявина В.С./
2.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности – качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека.
3.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
4.
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.
5.
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
6.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1)
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном;
2)
прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа
действия и его результата;
3)
коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения
результата от эталона;
4)
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
5)
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
6)
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
7)
ставить
цель
деятельности
на
основе
определенной
проблемы
и
существующих
возможностей;
8)
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
9)
обосновывать
целевые
ориентиры
и
приоритеты
ссылками
на
ценности,
указывая
и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Коммуникативные УУД
1.
построение речевых высказываний, постановка вопросов;
2.
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
3.
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
4.
уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
Познавательные УУД
1.
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
2.
синтез как составление целого из частей;
3.
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
4.
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
5.
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
6.
выделять явление из общего ряда других явлений.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»
№
темы
Название
раздела
Формы организации
занятий
Виды деятельности
1.
Математические
ребусы
Устный счёт, игровая
деятельность,
составление
математических
ребусов, кроссвордов
Знакомятся с разнообразными видами
ребусов. Разгадывают и составляют
математические ребусы. Определяют
потенциальные затруднения при решении и
составлении математических ребусов и
находят средства для их устранения.
Слушают других, считаются с мнением
других. Овладевают основами логического и
алгоритмического мышления.
2.
Логические
задачи
Устный счёт, игровая
деятельность
Знакомятся с элементами логики, теории
вероятности, комбинаторики. Решают
логические задачи на дроби, вероятностные
задачи. Ориентируются на разнообразие и
выбирают наиболее эффективные способы
решения задачи.
3.
Числа великаны и
задачи.
Устный счёт, игровая
деятельность
Знакомятся с числами-великанами —
доклады учащихся. Совместно находят
приемы быстрого устного счета. Разбирают
задачи на части: отделяют условия (то, что
дано) от заключения, вопроса задачи (того,
что надо найти). Находят взаимосвязи между
тем, что дано, и тем, что надо найти. Учатся
ставить «правильные» вопросы. Разбирают
различные способы записи краткого условия:
таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.
Решают занимательные, старинные задачи,
задачи на разрезание. Ориентируются на
разнообразие и выбирают наиболее
эффективные способы решения задачи.
слушают других, считаются с мнением
других. Договариваются и приходят к
общему решению совместной деятельности.
Встречаются с родителями, профессии
которых требуют знаний по математике.
4.
З а д а ч и
н а
п е р е л и ва н и е
и
взвешивание
Устный счёт, игровая
деятельность
Решают задачи аль-Хорезми на взвешивание,
задачи на взвешивание и переливание, задачи
на старинные меры измерений. Знакомятся и
решают задачи на прямую и обратную
пропорциональные зависимости.
Ориентируются на разнообразие и выбирают
наиболее эффективные способы решения
задачи. Договариваются и приходят к
общему решению совместной деятельности.
5.
Исследовательска
я
д е я т е л ь н о с т ь
«Окружность,
шар,
круг
вокруг
нас»
Устный счёт, проектная
деятельность, игровая
деятельность.
Находят
в
разных
источниках
понятия
окружность, шар, круг. Строят окружности,
круга, шара подручными средствами. Решают
задачи
на
разрезание
круга
и
шара,
на
нахождение длины окружности и площади
круга.
З н а к о м я т с я
с
понятием
исследовательской
работы,
ее
основными
приемами,
методами.
Самостоятельно
добывают
знания
из
разных
источников
информации. Договариваются и приходят к
общему решению совместной деятельности.
Слушают
других,
считаются
с
мнением
других.
Участвуют в создании и защите проекта
«Окружность, шар, круг вокруг нас».
6.
Масштаб
Проектная
деятельность, игровая
деятельность.
Находят
в
разных
источниках
понятие
масштаб. Составляют масштабные карты, а
так
же
решают
задачи
связанные
с
масштабом.
Практические
применение
полученных
знаний.
Самостоятельно
добывают
знания
из
разных
источников
информации. Договариваются и приходят к
общему решению совместной деятельности.
Слушают
других,
считаются
с
мнением
других.
Участвуют в создании и защите проекта
«Меряю жизнь по себе».
7.
Круги Эйлера
Проектная
деятельность, игровая
деятельность,
групповая работа.
Находят в разных источниках понятия
модуль, множество, подмножество, элемент
множества. Решают задачи с модулем.
Знакомятся с действиями над множествами,
выполняют их с помощью кругов Эйлера.
Устанавливают соотношения между
множествами.
8.
Исследовательска
я
д е я т е л ь н о с т ь
«Вездесущая
математика»
Устный счёт, проектная
деятельность, игровая
деятельность,
групповая работа.
Закрепляют
понятие
исследовательской
работы,
ее
основные
приемы,
методы.
Самостоятельно добывают знания из разных
источников информации. Договариваются и
приходят
к
общему
решению
совместной
деятельности. Слушают других, считаются с
мнением других.
Участвуют в создании и защите проекта
«Вездесущая математика»
9.
М и р
н а
координатной
плоскости. Задачи
о природе
Проектная
деятельность, игровая
деятельность,
групповая работа.
Находят в разных источниках понятия
прямая, координатная плоскость, координата.
Знакомятся с историей возникновения
координатной плоскости. Решают задачи на
координатной плоскости и координатной
прямой. Закрепляют умения изображать на
координатной плоскости. Знакомство с
работой микрокалькулятора. Развивают
умения работать в информационной среде, а
так же анализировать данные, составлять
таблицы и диаграммы, используя
полученные данные.
3. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Математика вокруг нас», 6в класс
Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
№
п/п
Раздел программы
Тема урока
Кол-
во
часов
Дата проведения
по плану
по факту
Вводное занятие (1)
1
Знакомство учащихся с многообразными ресурсами
для интересного изучения математики
1
5.09
Раздел 1. Математические ребусы (2)
2
Математические ребусы. Разгадывание
математических ребусов
1
12.09
3
Математические ребусы. Составление
математических ребусов
1
19.09
Раздел 2. Логические задачи (4)
4
Решение старинных задач на дроби
1
26.09
5
Решение вероятностных задач «На авось не пройдет»
1
3.10
6
Игра «Юный статик» (нахождение статистических
величин)
1
17.10
7
Проект «Семейная математика»
1
24.10
Раздел 3. Числа великаны и задачи. (4)
8
Числа-великаны. Коллективный счет
1
14.11
9
Интеллектуальный математический марафон
1
21.11
10
Решение задач «Все зависит не от нас»
1
28.11
11
Вечер-встреча «В гостях у математики»
1
5.12
Раздел 4. Задачи на переливание и взвешивание (4)
12
Решение задач на переливание
1
12.12
13
Решение задач на взвешивание
1
19.12
14
Занятие – практикум « Связь взвешивания и
переливания»
1
26.12
15
Решение задач на прямую и обратную
пропорциональность.
1
9.01
Раздел 5. Исследовательская деятельность «Окружность, шар, круг вокруг нас» (4)
16
Исследовательская работа «Окружность, шар, круг
вокруг нас»
1
16.01
17
Построение окружности, круга, шара подручными
средствами
1
23.01
18
Задачи на нахождение длины окружности и площади
круга
1
30.01
19
Решение задач на разрезание круга и шара.
1
6.02
Раздел 6. Масштаб (3)
20
Решения «масштабных» задач «Раскрой для себя весь
мир»
1
13.02
21
Учебно-исследовательская работа «Меряю жизнь по
себе»
1
20.02
22
Демонстрация исследовательской работы «Меряю
жизнь по себе»
1
27.02
Раздел 7. Круги Эйлера. (3)
23.
Модуль в нашей жизни.
1
1.03
24
Круги Эйлера. Решение задач с их использованием
1
6.03
25
Урок семинар «Многообразие чисел вокруг нас.
Действия с ними»
1
13.03
Раздел 8. Исследовательская деятельность «Вездесущая математика» (3)
26
Занятие –практикум «Смешная математика- смешные
уравнения- долгая жизнь»
1
20.03
27
Учебно-исследовательский проект –разработка
«Вездесущая математика»
1
3.04
28
Учебно-исследовательский проект –демонстрация
«Вездесущая математика»
1
10.04
Раздел 9. Мир на координатной плоскости. Задачи о природе. (5)
29
Занятие-семинар «Прямые. Взаиморасположения
прямых в различных представлениях великих
математиков»
1
17.04
30
Занятие- практикум «Преобразование фигур на
координатной плоскости»
1
24.04
31
Игра. «Мы ищем клад» (расширение знаний по теме
«Координаты»)
1
8.05
32
Занятие - практикум «Составление столбчатых
диаграмм и графиков по данным из жизни»
1
15.05
33
Мотивационная игра с микрокалькуляторами
1
22.05
Итоговое занятие (1)
34
Круглый стол- подведем итоги
1
29.05
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5-6 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель»,
2009
2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.