Напоминание

"Математика вокруг нас"


Автор: Лепеева Мария Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №61
Населённый пункт: Брянская область, г. Брянск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Математика вокруг нас"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к у р с а

в н е у р о ч н о й

д е я т е л ь н о с т и

и н т е л л е к т у а л ь н о г о

н а п р а в л е н и я

«Математика

вокруг

н а с »

д л я

6 в

к л а с с а

н а

2 0 1 8 - 2 0 1 9

у ч е б н ы й

г о д

С о с т а в и л а :

Лепеева Ирина Владимировна,

у ч и т е л ь

м а т е м а т и к и

2018 год

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»

Личностные результаты:

1.

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий

проблемного и эвристического характера.

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Руководитель методического совета школы

___________/Моисеева И.С./

Протокол № 1 от «29»августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ СОШ №61 г.Брянска

от «30» августа 2018 г. №125

_____________ /Синявина В.С./

2.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности – качеств весьма важных в

практической деятельности любого человека.

3.

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

4.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.

5.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

6.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1)

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном;

2)

прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа

действия и его результата;

3)

коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения

результата от эталона;

4)

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

5)

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

6)

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный

результат;

7)

ставить

цель

деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих

возможностей;

8)

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

9)

обосновывать

целевые

ориентиры

и

приоритеты

ссылками

на

ценности,

указывая

и

обосновывая логическую последовательность шагов.

Коммуникативные УУД

1.

построение речевых высказываний, постановка вопросов;

2.

договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

3.

учитывать

разные

мнения

и

стремиться

к

координации

различных

позиций

в

сотрудничестве;

4.

уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

Познавательные УУД

1.

анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

2.

синтез как составление целого из частей;

3.

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему

слов;

4.

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их

сходство;

5.

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;

6.

выделять явление из общего ряда других явлений.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»

темы

Название

раздела

Формы организации

занятий

Виды деятельности

1.

Математические

ребусы

Устный счёт, игровая

деятельность,

составление

математических

ребусов, кроссвордов

Знакомятся с разнообразными видами

ребусов. Разгадывают и составляют

математические ребусы. Определяют

потенциальные затруднения при решении и

составлении математических ребусов и

находят средства для их устранения.

Слушают других, считаются с мнением

других. Овладевают основами логического и

алгоритмического мышления.

2.

Логические

задачи

Устный счёт, игровая

деятельность

Знакомятся с элементами логики, теории

вероятности, комбинаторики. Решают

логические задачи на дроби, вероятностные

задачи. Ориентируются на разнообразие и

выбирают наиболее эффективные способы

решения задачи.

3.

Числа великаны и

задачи.

Устный счёт, игровая

деятельность

Знакомятся с числами-великанами —

доклады учащихся. Совместно находят

приемы быстрого устного счета. Разбирают

задачи на части: отделяют условия (то, что

дано) от заключения, вопроса задачи (того,

что надо найти). Находят взаимосвязи между

тем, что дано, и тем, что надо найти. Учатся

ставить «правильные» вопросы. Разбирают

различные способы записи краткого условия:

таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.

Решают занимательные, старинные задачи,

задачи на разрезание. Ориентируются на

разнообразие и выбирают наиболее

эффективные способы решения задачи.

слушают других, считаются с мнением

других. Договариваются и приходят к

общему решению совместной деятельности.

Встречаются с родителями, профессии

которых требуют знаний по математике.

4.

З а д а ч и

н а

п е р е л и ва н и е

и

взвешивание

Устный счёт, игровая

деятельность

Решают задачи аль-Хорезми на взвешивание,

задачи на взвешивание и переливание, задачи

на старинные меры измерений. Знакомятся и

решают задачи на прямую и обратную

пропорциональные зависимости.

Ориентируются на разнообразие и выбирают

наиболее эффективные способы решения

задачи. Договариваются и приходят к

общему решению совместной деятельности.

5.

Исследовательска

я

д е я т е л ь н о с т ь

«Окружность,

шар,

круг

вокруг

нас»

Устный счёт, проектная

деятельность, игровая

деятельность.

Находят

в

разных

источниках

понятия

окружность, шар, круг. Строят окружности,

круга, шара подручными средствами. Решают

задачи

на

разрезание

круга

и

шара,

на

нахождение длины окружности и площади

круга.

З н а к о м я т с я

с

понятием

исследовательской

работы,

ее

основными

приемами,

методами.

Самостоятельно

добывают

знания

из

разных

источников

информации. Договариваются и приходят к

общему решению совместной деятельности.

Слушают

других,

считаются

с

мнением

других.

Участвуют в создании и защите проекта

«Окружность, шар, круг вокруг нас».

6.

Масштаб

Проектная

деятельность, игровая

деятельность.

Находят

в

разных

источниках

понятие

масштаб. Составляют масштабные карты, а

так

же

решают

задачи

связанные

с

масштабом.

Практические

применение

полученных

знаний.

Самостоятельно

добывают

знания

из

разных

источников

информации. Договариваются и приходят к

общему решению совместной деятельности.

Слушают

других,

считаются

с

мнением

других.

Участвуют в создании и защите проекта

«Меряю жизнь по себе».

7.

Круги Эйлера

Проектная

деятельность, игровая

деятельность,

групповая работа.

Находят в разных источниках понятия

модуль, множество, подмножество, элемент

множества. Решают задачи с модулем.

Знакомятся с действиями над множествами,

выполняют их с помощью кругов Эйлера.

Устанавливают соотношения между

множествами.

8.

Исследовательска

я

д е я т е л ь н о с т ь

«Вездесущая

математика»

Устный счёт, проектная

деятельность, игровая

деятельность,

групповая работа.

Закрепляют

понятие

исследовательской

работы,

ее

основные

приемы,

методы.

Самостоятельно добывают знания из разных

источников информации. Договариваются и

приходят

к

общему

решению

совместной

деятельности. Слушают других, считаются с

мнением других.

Участвуют в создании и защите проекта

«Вездесущая математика»

9.

М и р

н а

координатной

плоскости. Задачи

о природе

Проектная

деятельность, игровая

деятельность,

групповая работа.

Находят в разных источниках понятия

прямая, координатная плоскость, координата.

Знакомятся с историей возникновения

координатной плоскости. Решают задачи на

координатной плоскости и координатной

прямой. Закрепляют умения изображать на

координатной плоскости. Знакомство с

работой микрокалькулятора. Развивают

умения работать в информационной среде, а

так же анализировать данные, составлять

таблицы и диаграммы, используя

полученные данные.

3. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Математика вокруг нас», 6в класс

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

Вводное занятие (1)

1

Знакомство учащихся с многообразными ресурсами

для интересного изучения математики

1

5.09

Раздел 1. Математические ребусы (2)

2

Математические ребусы. Разгадывание

математических ребусов

1

12.09

3

Математические ребусы. Составление

математических ребусов

1

19.09

Раздел 2. Логические задачи (4)

4

Решение старинных задач на дроби

1

26.09

5

Решение вероятностных задач «На авось не пройдет»

1

3.10

6

Игра «Юный статик» (нахождение статистических

величин)

1

17.10

7

Проект «Семейная математика»

1

24.10

Раздел 3. Числа великаны и задачи. (4)

8

Числа-великаны. Коллективный счет

1

14.11

9

Интеллектуальный математический марафон

1

21.11

10

Решение задач «Все зависит не от нас»

1

28.11

11

Вечер-встреча «В гостях у математики»

1

5.12

Раздел 4. Задачи на переливание и взвешивание (4)

12

Решение задач на переливание

1

12.12

13

Решение задач на взвешивание

1

19.12

14

Занятие – практикум « Связь взвешивания и

переливания»

1

26.12

15

Решение задач на прямую и обратную

пропорциональность.

1

9.01

Раздел 5. Исследовательская деятельность «Окружность, шар, круг вокруг нас» (4)

16

Исследовательская работа «Окружность, шар, круг

вокруг нас»

1

16.01

17

Построение окружности, круга, шара подручными

средствами

1

23.01

18

Задачи на нахождение длины окружности и площади

круга

1

30.01

19

Решение задач на разрезание круга и шара.

1

6.02

Раздел 6. Масштаб (3)

20

Решения «масштабных» задач «Раскрой для себя весь

мир»

1

13.02

21

Учебно-исследовательская работа «Меряю жизнь по

себе»

1

20.02

22

Демонстрация исследовательской работы «Меряю

жизнь по себе»

1

27.02

Раздел 7. Круги Эйлера. (3)

23.

Модуль в нашей жизни.

1

1.03

24

Круги Эйлера. Решение задач с их использованием

1

6.03

25

Урок семинар «Многообразие чисел вокруг нас.

Действия с ними»

1

13.03

Раздел 8. Исследовательская деятельность «Вездесущая математика» (3)

26

Занятие –практикум «Смешная математика- смешные

уравнения- долгая жизнь»

1

20.03

27

Учебно-исследовательский проект –разработка

«Вездесущая математика»

1

3.04

28

Учебно-исследовательский проект –демонстрация

«Вездесущая математика»

1

10.04

Раздел 9. Мир на координатной плоскости. Задачи о природе. (5)

29

Занятие-семинар «Прямые. Взаиморасположения

прямых в различных представлениях великих

математиков»

1

17.04

30

Занятие- практикум «Преобразование фигур на

координатной плоскости»

1

24.04

31

Игра. «Мы ищем клад» (расширение знаний по теме

«Координаты»)

1

8.05

32

Занятие - практикум «Составление столбчатых

диаграмм и графиков по данным из жизни»

1

15.05

33

Мотивационная игра с микрокалькуляторами

1

22.05

Итоговое занятие (1)

34

Круглый стол- подведем итоги

1

29.05

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5-6 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель»,

2009

2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.



В раздел образования