Автор: Толмачева Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО «ДДТ»
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по вокалу
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия по вокалу
«Путешествие в страну Певунию»
для обучающихся «Детского Образцового самодеятельного
коллектива Алтая вокального объединения «Колокольчик»
( адресовано на младший школьный возраст)
Разработал: п.д.о. высшей категории
Толмачёва Надежда Николаевна
Бийск – 2017 г.
Цель: Познакомить с элементами программы «Музыкальная палитра».
Задачи:
1.
Знакомство с понятием дикция, мелодия
2.
Развитие
музыкально–певческих
навыков
и
формированию
сценической
культуры.
3.
Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.
Пояснительная записка
Занятие рассчитано на детей 6-8 лет, первого года обучения. Продолжительность –
40 минут.
Раздел программы: вокальная работа, работа над произведением.
Ожидаемые результаты: знакомятся с понятием дикция, мелодия; в игровой
форме тренируют дыхание, артикуляционный аппарат; учатся эмоционально, как
настоящие певцы, исполнять песню.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (образные сравнения, комментарии, объяснения);
проблемно – поисковый;
практический – упражнения, практические задания;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные
иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методы вокальной педагогики:
фонетический, вокальные упражнения, методы
показа и подражания.
Технологии: развивающего
обучения,
здоровьесбережения;
игровые;
элементы
проблемного обучения.
Исполнительские
технологии:
формирования
певческой
культуры,
становления
ассоциативно-образного мышления.
Психологические условия на занятии:
•создание
психологически-комфортной
атмосферы,
эмоциона льного
удовлетворения;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход.
Оборудование:
фортепиано,
ноутбук,
проектор,
аудиозаписи,
презентации,
наглядные пособия.
Ход занятия
1.Организационный этап (1 мин.)
Цель: организация внимания и делового настроя обучающихся.
Задачи: активизация внимания детей на учебную деятельность; создание благоприятной
обстановки для восприятия материала.
Методы: словесный, наглядный.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствуют
педагога.
Анализируют и обобщают
полученную информацию.
Приветствие обучающихся. Проверка
готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что многие
из вас любят петь песни. Я предлагаю вам
отправиться в путешествие в Страну
Певунию.
Это огромная страна. В ней есть
музыкальные реки и поляны, поющие
леса, большие и малые города. И хотя
официально, на карте такой страны нет, но
мы ее можем представить в своем
воображении, в своих фантазиях. И еще
эта страна открыта для тех, кто любит и
хочет научиться хорошо и красиво петь.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: определение целей и задач для каждого этапа занятия
Задачи:
совместно
с
обучающимися
сформулировать
цель
занятия,
описать
методы
организации работы, настроить обучающихся на учебную деятельность и тему занятия
Методы: проблемный.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Планируют свою
предстоящую
деятельность в
коллективе в
соответствии с целями и
задачами
Дети выполняют
двигательные
импровизации,
Мотивация детей на учебную
деятельность
Я предлагаю такой маршрут: побывать на
музыкальной поляне;
1.
заглянуть в город говорунов;
2.
спуститься в пещеру гласных звуков;
3.
перейти через ручей Мелодия;
4.
послушать лесные РАСПЕВКИ;
5.
разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
6.
и может быть даже исполнить ее на
концертной ПЛОЩАДИ.
Я думаю, что везде, где мы с вами
побываем, вы постараетесь чему-нибудь
научиться.
Ребята, как вы считаете, на чем можно
отправиться в Страну Певунию, на каком
виде транспорта? (на самолете, пешком, в
поезде, на велосипеде, на воздушном
Звучит песня «Чудо
изображающие способ
перемещения
шаре, на роликах, на машине). Ну что ж,
тогда в путь.
детство»
3. Основной этап (31 мин.)
а) Практическая работа. (5 мин.)
Цель: Организация практической деятельности детей через создание проблемной
ситуации.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Повторяют знакомые
голосовые игры:
Жученька –озорник
Черный ус крутить
привык.
«ж-ж-ж» (в низкой
тесситуре)
Во время выполнения
упражнения дети учатся
получать звук голоса в
фальцетном режиме
вместе с выдуванием
воздуха. Тут как тут
хитрунья – муха зазвенела
возле уха.
«з-з-з» (в средней
тесситуре)
(У) - вейся, вейся, ветерок
- (У)
(У) - вейся, вейся, озорной
- (У)
(У) - ты нам расскажи
стишок - (У)
(У) - песню нежную
пропой - (У)
«Дигидон-дигидон,
слышен их перезвон».
Поют на ноте СОЛЬ.
Организует практическую
деятельность детей
Мы с вами приземлились
на музыкальную Поляну
Какой здесь воздух? Поставьте руки на
пояс. Вдох – ребрышки раздвинуть –
выдох.
Посмотрите, сколько цветов! Летают
бабочки, стрекочут кузнечики. Вот
пролетел жук.
А вот одуванчики. Они уже отцвели.
Давайте подуем на них, и пустим
парашютики по всей поляне.
А это что за цветы?
Правильно – это колокольчики.
Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»
б) Упражнение - зарядка (2 мин.)
Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений
артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и
объединение простых движений в сложные.
Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Выполняют упражнение-
зарядку для губ, щечек и
языка.
На лесную поляну жители Страны
Певунии приходят, чтобы сделать
зарядку. Но зарядку не простую, а
зарядку для губ, щечек и языка, чтобы
они слушались и не подводили певца.
Упражнение - зарядка:
1.
Покусайте кончик языка.
2.
Пошинкуйте его до середины и
обратно.
3.
Пожуйте на одной стороне языка,
на другой.
4.
Почистите зубы язычком.
5.
Покажите язычок как ящерица.
6.
Уколите одну щеку язычком,
другую.
7.
Губы трубочкой рисуют круг.
8.
Скажите «Б-р-р».
9.
Поцокайте языком (высоко-низко)
10.Ворона с больным горлышком
каркает и зевает.
11. Сорвите горошинку-витаминку.
Положите ее на язычок, удержите
витаминку, чтобы она не упала. А
теперь проведите по небу и
проглотите. Это витаминки бодрости и
хорошего настроения.
Эта зарядка хорошо увлажняет рот и
делает послушными губки, щеки,
язычок.
в) Практическая работа (24 мин)
Цель: организация практической работы деятельности.
Задачи:
развитие
музыкально-певческих
навыков
и
навыков
творческого
выполнения
заданий.
Методы: проблемный, словесный, наглядный, практический.
Деятельность
Деятельность педагога
Примечание
обучающихся
Выполняют задание,
сформулированное
совместно с педагогом.
Делятся на две команды
Соревнуются в выполнении
заданий.
Анализируют вопросы
педагога, формулируют
ответы и отвечают.
Осмысливают задание,
выполняют.
Создает проблемную ситуацию,
мотивирует детей на решение
проблемы
Отправляемся на машине в город
Говорунов:
«пр-р-р» - по ровной дороге,
«по кочкам»(подпрыгивая на стуле) и
«в горку» (губной вибрант)
Сегодня здесь проводятся состязания
на лучшее произношение
скороговорки, на лучшую дикцию, т.е.
это то, как мы говорим. Если мы будем
невнятно произносить слова на сцене,
нас услышат зрители? Давайте
разделимся на две команды. Какая из
команд четче проговорит
скороговорку?
Губы, зубы, язык. (до 3х раз на
одном дыхании)
Щуку я тащу, тащу, щуку я не
отпущу.
А теперь мы с вами отправляемся в
таинственную Пещеру гласных
звуков
Ребята, какие вы знаете гласные звуки?
В обычной речи мы произносим
гласные быстро, коротко. А при пении
как? (тянем, поем)
Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся
в Пещеру, произносим эти гласные
низким голосом, таинственно.
Мимо Пещеры проходил
Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!».
Гласные звуки превратились в камни и
завалили вход в Пещеру. Сейчас мы
вместе с вами будем бросать их вверх
и тем самым освободим дорогу: «У!»,
«О!», «А!», «Э!», «И!».
Перед нами ручей Мелодии
Что мы прежде всего видим, когда
смотрим на человека? Лицо. Что мы
прежде всего слышим, когда слушаем
песню? Мелодию. Мелодия – это лицо
песни (в переводе с древнегреческого
«мелодия» означает - петь песню).
Послушайте, какая мелодия у ручья?
Дети поют ответы.
Поют распевки
Дети слушают вопросы,
формулируют ответы,
отвечают на вопросы,
проектируя этапы
собственной деятельности
в работе над песней.
(на слог «ЛЁ» исполняется припев
разучиваемой песни «Ручеек»
А.Варламова). Кто запомнил мелодию?
Спойте ее вместе со мной.
А теперь нам нужно перейти через
мостик.
Переходим осторожно, чтобы не
упасть, по одному, и каждый
исполняет распевку:
«Мы перебегали берега». Перед
нами Поющий Лес.
В Стране Певунии есть очень много
распевок, а сегодня вы послушаете
лесные распевки. Чтобы не потеряться
в лесу, проведем перекличку:
1.
Саша, ты где?
2.
Я здесь! – (ответ
импровизированный, главное чтобы он
был спет).
В лесу на опушке разноситься «А-у!»
Поют распевку: (тихо-громко)
Эй, вы, дубы – «А-у, а-у!»
А где грибы? -– «А-у, а-у!»
А лес в ответ: – «А-у, а-у!»
Грибов здесь нет:- «А-у, а-у!»
3.
Распевка Комара: «з» с разной
динамикой
4.
Распевка Лягушки: «Ква-ква».
Поставьте руки на косточки, откройте
крылышки носа.
5.
Распевка Ежика: «ежик был
колюч», «Фу-фу-фу».
6.
Распевка Паучка: «На паркете в
8 пар мухи танцевали,
Увидали паука, в обморок упали, АХ!»
(Спеть АХ на глиссандо).
Распевание для голоса – это лекарство,
очень хорошо разогревает голосовой
аппарат.
Дворец Песен. Все жители Страны
Певунии любят петь песни. Сегодня во
Дворце Песен разучивается новая
песня (по выбору педагога).
1.
О чем эта песня?
2.
Характер песни.
3.
Цвет песни.
4.
Выделить ключевое слово в
Дети исполняют песню в
разных стилях
Дети исполняют песню с
движением
каждой фразе, чтобы песня заиграла
разноцветными красками.
5.
Игра «Вопрос-ответ» с началом
песни.
6.
Обратите внимание на
постановку корпуса во время пения.
7.
Представьте, что эта песня
исполняется по телевидению, я - то
включаю, то выключаю звук.
8.
одна фраза - вслух;
9.
вторая фраза - «про себя»;
10.
третья фраза – вслух;
11.
четвертая – «про себя».
12.
Не забывайте брать дыхание в
начале каждой фразы.
13.Как лучше спеть песню?
Отрывисто или напевно? Спойте
припев, как бы ее спел кузнечик, а
теперь - как Улитка.
А теперь спойте так как бы ее
исполнили медведи, а теперь сороки.
А в каком темпе вы будете исполнять?
14.Как лучше исполнить песню: стоя
на одном месте или с движением?
Конечно, если мы подключим
танцевальные движения,
выразительные жесты и мимику, песня
прозвучит гораздо интереснее.
(Проигрывание песни с движением)
Исполнение песни на концертной
Площади
Кто из вас желает объявить название
песни? А теперь исполняем песню под
инструментальное сопровождение.
Помните, что песня должна быть
исполнена эмоционально, с
движениями. Ведь вы выступаете как
настоящие певцы перед зрителями!
(исполнение песен)
3. Заключительный этап (5 мин.)
Цель:
закрепить
изученный
материал,
проанализировать,
дать
оценку
успешности
достижения цели.
Методы: частично – поисковый, словесный.
Деятельность
обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Анализируют собственную
деятельность, оценивают
ее.
Мы сегодня совершили замечательное
путешествие по Стране Певунии. Вам
понравилось? Давайте вспомним наш
маршрут. Я думаю, что не раз еще
заглянете на Музыкальную поляну, в
город Говорунов, Пещеру гласных
звуков, ручей Мелодия, будете
вспоминать лесные распевки и песню
из Дворца Песни. А кто-то из вас станет
постоянным жителем Страны Певунии.
И мы его увидим на концертной
площади.
А теперь мы отправляемся домой на
воздушном шаре.
Надуваем его и полетели… Раздают
воздушные шарики.