Напоминание

"Народные праздники"для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Шабанова Людмила Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 1
Населённый пункт: г.Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: "Народные праздники"для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




(5–7 лет)

Наше сегодня, как никогда

Наше прошлое, также творит

Традиции будущего.

(Народная мудрость.)

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный, коллективный.

По содержанию: творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, Цель:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Русской

народной культуры, ее наследию формирование чувства любви и добра.

Воспитание патриотизма.

Задачи проекта:

1. Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями,

с таинственным языком символических образов народного декоративного

искусства.

2. Прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание

названий праздников.

3. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес

к народному творчеству.

4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа,

желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Актуальность:

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с

достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя,

понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое

знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена

русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.

Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее,

выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и

будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности

каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и

темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и

наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству,

глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от

поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет

каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное,

неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Предусматриваются следующие этапы реализации проекта:

Начальный:

- определение целей, постановка задач проекта;

- изучение методической литературы по проблеме;

- диагностическое исследование проблемы.

Продуктивный:

-планирование и осуществление совместной и самостоятельной

деятельности участников проекта.

Результативный:

-проведение сравнительно диагностического исследования уровня знаний

и представлений детей старшего возраста о народных праздниках и

традициях;

-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

Перспективный:

-обобщение опыта, планирование и диагностирование дальнейшей

работы.

-разработка методических рекомендаций для воспитателей по

теме проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

со стороны детей:

-сформируются понимание, важность и уважение к традициям родного

края;

-расширится кругозор детей о праздниках, о народных костюмах и

играх;

- Знание разнообразных игрушек, содержания игр с ними;

- умение организовывать совместную и самостоятельную игровую

деятельность с народной игрушкой;

- устойчивое желание играть с народной игрушкой, наряжаться

в народные костюмы;

со стороны родителей:

-сформируется понимание необходимости создания условий для развития

познавательной деятельности детей;

со стороны педагогов:

-возможность использования данного проекта в работе педагогов МДОУ

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Место проведения: детский сад «Звездочка», ул. Коминтерна д. 1.

Продолжительность: 3 месяца (декабрь, январь, февраль).

Реализация проекта предполагается в нескольких направлениях:

1. С детьми намечена следующая работа:

-диагностика детей для выявления знаний по теме проекта;

-непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми;

-совместная и самостоятельная деятельность детей;

- игры;

-праздники и развлечения;

- пересказывание сказок;

-театрализованные представления.

2. С родителями намечена следующая работа:

-подготовка рекомендаций для родителей;

-анкетирование;

-консультация для родителей «Народная игрушка;

-организация и проведение конкурса поделок "Народная игрушка";

3. С педагогами намечена следующая работа:

-памятки;

-обмен опытом в виде просмотра проекта.

Перспективное планирование.

-Беседа «Истоки народной культуры».

-Беседа «Моя любимая сказка».

-Беседа «Русские посиделки».

-Беседа «Какие дома бывают?».

-Беседа «Народные традиции».

Рассматривание иллюстраций с изображением домов в русском стиле.

-Сюжетно-ролевая игра: «Встречаем гостей!»

-Рассматривание альбома с фотографиями традиции нашего края.

-Заучивание скороговорок, потешек.

- «Отгадайте – ка загадки!» - русский народный фольклор

- Творческая минутка (рисуем понравившуюся игрушку)

-Д/и: «Дом, в котором мы живем».

Рассматривание иллюстраций с изображением домов в русском стиле.

-Чтение «Эти дивные русские сказки!»

- Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди».

-Рассматривание альбома с фотографиями традиции нашего края.

Практическая значимость проекта.

1. Расширение интеграции игровой, познавательно – исследовательской,

коммуникативной деятельности детей.

2. Дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды группы с

учётом различия познавательных интересов детей и их культурно –

образовательного опыта.

3. Активизация сотрудничества с родителями, направленного на создание

единого пространства развития ребёнка.

4. Возможность использования данного проекта другими педагогами.

Инновационность проекта.

Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы

заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми

культурного богатства русского народа. Программа основана на

формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к

наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды,

позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Заключение.

Главная задача проекта -расширить представление детей о народном

творчестве. Закрепить основные понятия о росписи игрушек. Дать

возможность детям самим изготовить народные игрушки. Разучивание

стихов и закличек.

Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить

различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов;

воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству,

желание научиться рисовать народные игрушки. Знакомить с величайшим

богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к

русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание

читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно

сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. Воспитывать уважение

и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и

фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров.

Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать

загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Список использованной литературы.

1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.

2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное

пособие. - М.: МГУ, 1969. - 95 с.

3. Богомолова М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на

современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны,

1995. - 40 с.

4. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. –

М.: Детство, 2003. - 395 с.

5. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального

самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с.

6. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону:

Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

7. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону:

Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

8. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях: Учебное

пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии,

2000. - 219 с.

МАДОУ детский сад № 1 г. Белорецк

Проект «Народные праздники» для детей

старшего дошкольного возраста

Исполнитель:

Воспитатель:Шабанова Людмила Ивановна

Белорецк-2020г



В раздел образования