Напоминание

Закрепление знаний о родном крае


Автор: Бушмакина Вера Григорьена
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть - Нерская гимназия"
Населённый пункт: п.Усть - Нера Республика Якутия
Наименование материала: Урок-игра "Сокровища нации"
Тема: Закрепление знаний о родном крае
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Усть – Нерская гимназия»

п.Усть – Нера

Республика Якутия

Учитель начальных классов: Бушмакина Вера Григорьевна

Урок – игра в 4 классе по окружающему миру.

«Интеллектуальная игра «Сокровища нации» 4 класс

ТЕМА: Обобщение знаний о родном крае.

Цель:

1. Научить работать самостоятельно и в коллективе.

2.

Способствовать

развитию

познавательного

интереса

к

изучению

родного языка.

3. Воспитание любви, бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, проектор, символы России и Якутии, музыкальный

видеоклип, медали «Сокровища нации», значки «Защитник природы».

Ход урока:

Организационный момент:

1.

Звучит хомус. На фоне музыки идут слайды «Природа родного края».

Заходят дети, проходят на свои места, садятся.

2.

Учитель : Надо мною – бездонное небо,

Надо мною вершин величье,

Подо мною – долин раздолье,

В дымке тающей голубой.

Так чудесен воздух и мягок,

Не могу никак им напиться,

Вот таким предстал передо мной

Оймякон – древний полюс мой.

3.

Заходит Якутяночка с подносом, на котором угощение. Приветствует

гостей на якутском и русском языках.

4.

Учитель : дорогие гости, мы приветствуем Вас и рады всех Вас видеть

на нашей интеллектуальной игре «Сокровище нации».

Как вы все догадались речь сегодня пойдет о родном крае, о нашей

Якутии.

Наша игра не может обойтись без Магистров, которые будут чётко

следить за ответами и за каждый правильный ответ будут присуждать по 1

баллу. Приглашаем за стол трёх Магистров великих знаний (Ф.И.О.)

Правила игры:

В игре участвуют две команды учащихся, но каждый будет

выступать за себя. По очереди я буду вызывать к барьеру двух учеников из

разных команд. Каждый будет должен ответить на один вопрос. Если он

отвечает неверно, то вопрос переходит к сопернику. Если соперник

ответил правильно, ему присуждается 1 балл, затем он должен ответить

ещё на свой вопрос. Если второй участник не может дать правильный

ответ, этот вопрос переходит ко всем участникам. Ученик, который

правильно ответил на поставленный вопрос также получает дополнительно

1 балл. Магистры подсчитают баллы и выявят победителей.

Учитель:

Начнем с упражнения – активатора. Вам нужно хорошо понять и

почувствовать друг друга. Возьмитесь за руки и пожмите их наудачу.

Основное правило в игре:

Побеждает тот, кто больше знает.

Не завидуй удачам соперника, играй честно.

Проиграл – не унывай, а побольше узнавай.

Учитель:

Я вызываю к барьеру 2 человека…(называю учащихся, включаю

проектор)

Вопрос №1: Что означают 3 цвета на флаге России ?

Ответ : Белый – мир, чистота, совершенство;

Синий – вера, вечность, постоянство;

Красный – сила, кровь, пролитая за Отечество.

Вопрос №2: Что означают 7 ромбов на гербе Якутии ?

Ответ : единство 7 народов нашего края : Якутов, Русских, Эвенков, Эвенов,

Чукчей, Долганов, Юкагиров.

Дополнения учащихся: Что означают…( за дополн. вопросы даём житоны)

1.

Герб России : орел – сила державы;

корона - символ законности;

скипетр – символ власти;

держава – символ могущества;

воин – победитель – защита.

2.

Герб Якутии:

Всадник - объединение народов, живущих в Республике Саха (Якутия);

Знамя - единение племен, могущество, власть и начало государственности;

Голубой цвет на гербе – честь, верность, надежность искренность;

Белый и серебристый - чистоту чувств, помыслов.

3.

Знамя Якутии:

Белая полоса на фоне голубого неба - чистота нравов и помыслов

народов севера;

Солнце –

преемственность

поколений,

дань

уважения

к

вере

предков, якуты считали себя «детьми белого солнца».

Зеленый - цвет плодородия;

Красный - символ жизненных сил, красота, верность земле, дань

памяти поколений.

Вопрос №3: Когда была принята Декларация о государственном суверенитете

РС (Я) ? Ответ: 27 сентября 1990г.

Дополнения: Когда был принят..

1.

Государственный флаг принят Законом РС(Я) от 14 октября 1992г.

2.

Герб Якутии принят Законом РС(Я) от 26 декабря 1992г.

Вопрос №4: С чего началась история п.Усть-Нера ?

Ответ: 06 августа 1937 г. Два гидросамолета высадились в устье реки

Нера,

притока

Индигирки,

возглавляемые

инженером

геологом

Цареградским В.А.

В 1942 году были открыты первые золотодобывающие прииски.

Дополнение: Расскажите, как появился город Якутск?

Ответ : первая деревянная крепость (остры) была построена казаком из

Енисейска

Петром

Ивановичем

Бекетовым

и

назван

этот

острог

Ленским.

(в 1632г.)

Из – за частых затоплений крепость была перенесена выше по течению

реки на 70 км. На левый берег р. Лена и назван Якутском.

Вопрос № 5: Назовите самую большую алмазную трубку в Якутии ?

Ответ : «Трубка мира» в г.Мирный.

Вопрос № 6: Назовите родину черного угля в Якутии ?

Ответ : (Сангар)

Дополнительно : какие полезные ископаемые добывают в Якутии ?

Золото, сурьма – в Оймяконье,

Уголь, нефть, газ, алмазы, руда, шпат, чароит, апатиты, олово, черный

хрусталь, нефрит – почти вся таблица Менделеева.

Вопрос № 7 : Назовите 7 чудес света Якутии ?

1.

Удивительный природный феномен – полюс холода (Оймяконский

улус);

2.

Ленские столбы (есть младшие братья Синские столбы);

3.

Нетающий ледник Булуус (Хангаласский улус);

4.

Высочайшая вершина Якутии : пик Победы (3146 м);

5.

Мамонтовая гора (Таттинский улус);

6.

Дельта реки Лена (площадь бассейна 2490000 кв.м., длиной 4400км.)

7.

Священный кигелях ( в переводе Населенные людьми)

(Большой Кигелях – 1705м., Малый Кигелях – 1081 м)

Дополнительно: Что вы ещё знаете …

1.

Полюс

холода

зафиксирован

академиком

Сергеем

Обручевым

в

п. Томтор Оймяконского улуса в 1924г. – 71.2 градуса по Цельсию.

2.

Ленские Столбы - известняковые останцы, кембрийского периода,

созданные природой. Средневековые замки, человеческие фигуры,

невиданные животные. Протяженность 80 км.

У Ленских столбов есть братья – Синские столбы. Меньшие по

размеру, но не уступающие по красоте.

3.

Ледник Булуус. Не тает даже в страшную жару. Создан выходами

подземных вод, которые поддерживают близкую к нулю температуру

воздуха.

4.

Пик победы – высочайшая вершина в Якутии высотой 3147 м, на

юго – западе

хребета

Черского.

Часть

хребта

Улахан - чистай,

водораздела Момы и Индигирки. Считается среди альпинистов

одним из самых сложных для подъема из-за частых буранов, ветров,

склоны очень крутые, скалистые, по ущельям стекают ледники.

5.

Мамонтовая гора – на берегу р.Алдан в Таттинском улусе. Река

размыла вечномерзлотный грунт, открыла сотни метров осадочных

пород, со следами исторического развития жизни на земле. Ученики

Усть-Таттинской

средней

школы

сделали

на

Мамонтовой

горе

множество ценных для науки находок : четвертый в мире скелет

шерстистого носорога, многочисленные останки других животных

ледникового периода. Эта местность – благодать для археологов и

туристов.

6.

Дельта реки Лена. Река занимает 10 место по протяженности. Длиной

4400 км. Площадь бассейна 2490000кв.метров. рождается на западном

склоне Байкальского хребта, течет через иркутскую область и всю Якутию

с юга на север. Роскошная дельта реки на побережье моря Лаптевых.

Здесь произрастают многие виды редких растений и обитает большое

количество птиц: розовые чайки, полярные совы, соколы-сапсаны и др.

7.

Священный Кигелях (переводится с Якутского «населенные людьми») – в

В е р хо я н с ко м

ул у с е ,

м е ж д у

р е ко й

Я н о й

и

е е

п р и т о ко м

Адыгеей.Мистическое место, энергетический центр планеты. Это место

называют последним убежищем атлантов, местом контакта с внеземным

разумом. Говорят, что пребывание в этих горах лечит от всех болезней, а

вода,

бьющая

из

ключей,

всегда

свежая

и

обладает

целебными

действиями.Большой

Кигелях

1705м.,

малый

Кигелях

1081м..

Гранитные

фигуры

людей,

высотой

с

10

этажный

дом,

загадочные

пирамиды, статуи «с острова Пасха»

Вопрос №8: Кто такой Платон Алексеевич Слепцов –Ойунский?

Ответ: Писатель, поэт, ученый, мыслитель, общественный деятель. Родился 11

ноября 1893г. В 14 лет поступил в Таттинскую школу, окончил там 2 класса за 1 год.

Старший брат раздобыл денег, отвез его в г.Якутск в четырехклассное училище.

Заканчивает с хорошими и отличными оценками. Потом поступает в г.Якутск в

учительскую Семинарию. В Семинарии был лучшим учеником. Очень много читал

родной художетсвенной литературы, увлекался философией. Оказывался в центре

общественной жизни. Принимал активное участие в подпольных революционных

кружках. Умер в застенках КГБ 31 октября 1939г.

Вопрос №9:отгадай, чей голос? (звук голоса)

- Оленя;

- лисы;

для всех отгадать голос… – кузнечика.

Учитель: А сейчас я объявляю минутку отдыха и признательности.

В нашей Республике живет очень много людей разных национальностей. Но все

они очень дружны между собой. Все отличаются гостеприимностью, щедростью,

добротой.

А иначе нельзя быть другими под этим чистым, голубым, светлым небом.

- мы взяли с неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали,

И нежный сделали цветок,

Чтоб вы счастливей стали.

Дети хотят подарить вам частичку Якутского народного творчества. На кружке

бисероплетения

дети

сделали

для

вас

маленькие

сувениры.

(вручают

подарки

гостям).

А сейчас мне сообщили, что у нас гости из Москвы. Впервые, только для Вас, поют

примадонна.

Встречайте

(имя

девочки)

Пугачева

и

ее

верный

друг

(имя

мальчика) Галкин.

(поют песню переделанную на школьную тему) – Если бы ни я, ни я, ни я,

Не было б тебя, тебя, тебя.

А сейчас вопросы для наших гостей. За правильный ответ я буду вручать жетон в

форме

листика.

На

этом

жетоне

вы

сможете

написать

имя

и

фамилию

понравившегося вам ученика и по истечению вопросов, отдадите эти жетоны

магистрам.

Они

зачтут

по

одному

буллу

ученикам,

фамилии

которых

будут

записаны на этих листочках.

Вопросы для гостей:

Определи, что это за предмет?

1.

Я буду читать 5 предложений, которые помогут Вам в отгадке.

- Коричневая, в коричневой пыли помогла изобличить шпиона;

- Их делали раньше из рога и слоновой кости, порой из золота, а сейчас все больше

из пластмассы;

- Есть поговорка, что если она отсутствует у мужчины, то ему пора либо жениться,

либо разводиться;

- На парадном камзоле французского короля их было около 13600;

- Дети порой до 4 лет не умеют их застегивать.(пуговица)

2.

- Раньше он предназначался для приготовления сбитня;

- Описан случай, когда он возглавил бунт против хозяйки из-за ее неряшливости и

лени;

- Описан случай, когда его купили за полкопейки;

- С ним не стоит ездить в Тулу;

- У него я и моя мама чай пили вечерком.(самовар )

3.

- Они часто определяют не только внешний вид, но и черты характера мужчины;

- Их стрелки подчеркивают строгость и опрятность их владельца;

- Герой Маршака перепутал их в рубашкой;

- Они появились впервые в городе Брюгге;

- Их невозможно надеть через голову.(брюки)

4.

-

столица

азиатской

Республики

получила,

говорят,

свое

название

от

этого

предмета;

- Ее используют в процессе приготовления блюд из варенного теста;

- Ее крупная разновидность (дуршлаг) – используется для «отктдывания» изделий

из варенного теста;

- Ее мелкой разновидностью снимают пенки с варения.

- Ее название напоминает о глухом звуке (шумовка).

(Бишкек – «5 дырочек»)

5.

- не только цыганки, но и казачики могли носить сразу их по 15-20 штук;

- Это основной вид одежды древних египтян;

- У Любочки она была синего цвета, а у Ксюши из плюша;

- В середине 20 века изобрели самую короткую из них;

- Цецилия Сорель изобрела ее «хромой» вариант (очень узкая хромая юбка)

(юбка)

6.

- На фабрике англичанина Уотмана это было гладким и плотным;

- говорят, что она стерпит все;

- В основном она состоит из целлюлозы;

- Раньше вместо нее использовали глину, воск, кожу, бересту;

- На ней учатся писать

(бумага)

Учитель: А сейчас продолжаем игру.

Вопрос№10: Из какого материала изготавливали посуду якутский народ в старину?

(глина, береста, дерево, медь.)

Вопрос№11: Кто был первым художником в Якутии?

Ответ: Иван Васильевич Попов

В нашем краеведческом музее есть картины наших якутских художников. Назовите

автора

этой

картины

(Афанасий

Николаевич

Осипов),

а

еще

картины

каких

художников есть у нас в музее? Каких еще Якутских художников-живописцев вы

знаете? ( Петр романов, Афанасий Мунхалов, элей сивцев, Артур Васильев, Юрий

Спиридонов).

Вопрос №12: (на экране растение – цикорий). Назовите растение, произрастающее

в наших краях?

Ответ: Цикорий

Дополнительно: Какие еще растения растут в нашей местности?

Вопрос №13: (на экране росомаха) Это животное обитает в наших краях. Назовите

его?

Ответ: (росомаха)

Дополнительно: назовите, какие звери и птицы водятся у нас в Оймяконье?...

Вопрос №14: какой самый твердый дорогостоящий минерал в Якутии?

Ответ: Алмаз

Вопрос №15: какая самая большая рыба в Якутии? …

Дополнительно: А какая рыба водится в наших реках?

Вопрос

№16:Назовите

имя

культурного

героя,

который

впервые

организовал

праздник ысэх?

Ответ: Эллэй Боотур

Дополнительно: Что вы знаете об этом празднике?

Вопрос

№17:

Название

Международных

спортивных

игр,

которые

проходят

в

Якутии?

Ответ: «Дети Азии»

Дополнительно: Что вы знаете о достижениях наших местных спортсменов?...

А сейчас общеразвивающие вопросы, самые сложные.

Вопрос №18: какая обезьяна существует?

- Мамуин;

- Бабуин;

- Папуин;

- Дедуин.

Вопрос №19: Какие растения существуют?

- Петька и Василий Иванович;

- Том и Джерри;

- Саша и Маша;

- Иван да Марья.

Дополнительно: Кого, согласно Русской поговорке, ноги кормят?

- коня;

- бегуна;

- сапожника;

- волка.

Учитель: На этом Наши вопросы окончены. А пока Магистры подводят итоги, я

предлагаю отдохнуть и посмотреть видеоклип «Живет повсюду красота».

Если каждый из Вас будет бережно относиться к природе, то, конечно, красота

окружающая нас, никогда не исчезнет.

Магистры объявляют победителей, вручают медали и значки.

Учитель: Дорогие

ребята,

вы

сегодня

показали

свои

знания,

свою

любовь

и

уважение к Республике и нашему государству. Рассказали о сокровищах, которые

есть в нашей Республике.

Я думаю, что вы достойная смена, которой будет гордиться наша гимназия.

Вы – настоящее сокровище нации!



В раздел образования